тиве; Японии, Великобритании, России и других 10 стран,
- показатель интегрирует в единый комплекс различ- для более чем 100 компаний акции и депозитарные рас-
ные цели и задачи отдельных структурных подразделе- писки которых котируются на биржах мира. ний и функциональных служб организации, позволяя
обеспечить единую направленность и координацию их СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
действий, обеспечивая эффективность предприятия и мо- 1. Курилова А.А. Принципы формирования и реали-
жет являться целью финансовой стратегии предприятия. зации риск-ориентированного финансового механизма
Таким образом, стоимость предприятия является управления затратами на основе теории активных си-
обобщающим показателем, объединяющим в себе раз- стем // Финансовая аналитика: Проблемы и решения.
личные задачи деятельности предприятия (увеличение 2011. № 16. С. 27-37.
прибыли, гармонизация отношений и пр.) который мо- 2. Курилова А.А.Использование инструментов фи-
жет использоваться для оценки эффективности финан- нансового инжиниринга в финансовом механизме
совой стратегии предприятия. управления затратами на предприятиях автомобильной
Объективно это подтверждает анализ корреля- промышленности // Вектор науки Тольяттинского госу-
ции рыночной стоимости компаний и их основных дарственного университета. Серия: Экономика и управ-
показателей деятельности - стоимости поглощения, ление. 2010. № 2. С. 65-70.
кэш-фло, выручки за текущий и прошлый год, чистой 3. Шуклов Л.В.Управление финансами в контексте
прибыли, EBIT, EBITDA проведенный по данным сай- жизненного цикла организации // Финансовая аналити-
та «Дамодаран онлайн» для фондовых рыков США, ка: Проблемы и решения. 2011. № 25. С. 23-30.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF THE ENTERPRISE
© 2013
K.Yu. Kurilov, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor "Finance and credit"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: There is a set of concepts of financial strategy of the enterprise. Specification of variety of concepts financial strategy is actual. Actual specification of a set of the elements making structure of financial strategy also is. In view of it, in work definition of financial strategy is given, the set making financial strategy is specified, the purpose of financial strategy consisting in increase of cost of the company is determined.
Keywords: financial strategy, the financial mechanism, cost of the company, structure of financial strategy, elements of financial strategy.
УДК 371.32
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: СУЩНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ В АСПЕКТЕ ЛИНГВОДИДАКТИКИ
© 2013
И.А. Кучеренко, кандидат педагогических наук, доцент, докторант Херсонского
государственного университета
Уманский государственный педагогический университет, Умань (Украина)
Аннотация: В статье охарактеризованы сущность понятия «принципы обучения», проанализированы традиционные общедидактические принципы обучения и интерпретировано их к требованиям современного языкового школьного образования; выделено новые признаки, что вносит современный этап развития науки и школьной практики в толкование каждого принципа обучения.
Ключевые слова: принципы обучения, современный урок украинского языка, принцип природосообразности, научности, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, единства обучения, воспитания и развития; наглядности, доступности, сознательности.
Для разработки и усовершенствования технологии современного урока педагогика устанавливает общие теоретические основы, представленные в форме дидактических закономерностей, и определяет более практические наставления, которые выражены в виде принципов обучения и реализованы в разветвленной системе правил. Закономерности реализуются в основных положениях, определяющих все стороны обучения - содержание, методы и формы. Такие выходные общедидактические положения получили название дидактических принципов. Принципы обучения раскрывают способы воплощения самых важных выводов из дидактических закономерностей в практике урока как основной организационной формы обучения. Поэтому не вызывает сомнения, что реализация закономерностей на уроке украинского языка должна осуществляться именно с помощью принципов обучения.
Дидактические принципы имеют достаточно давнюю историю и связаны с возникновением и развитием классно-урочной организации обучения. Полностью согласны с утверждением И. Пидласого, что «в принципах зафиксировано тысячелетний опыт эффективной реализации обучения и воспитания, скорректированный научными исследованиями и достижениями передовой школьной
практики» [1, с. 90]. Весомый вклад в разработку вопроса принципов обучения, обоснование сущности и характерных признаков, создание их системы и воплощения в практику обучения сделали отечественные и зарубежные педагоги (А. Алексюк, Ю. Бабанский, Г. Данилов,
A. Есипов, А. Загвязинский, Я. Коменский., И. Лернер,
B. Онищук, А. Савченко и др.) и методисты (А. Беляев, Ф. Буслаев, Н. Вашуленко, С. Караман , В. Масальский, А. Медушевский, В. Мельничайко, М. Пентилюк, К. Плиско, И. Срезневский, О. Текучёв, Л. Федоренко и др.). В начале III тысячелетия имеется четкая переориентация образования на формирование языковой личности ученика, его коммуникативной компетентности, что требует коренной перестройки изучения русского языка в основной школе, а именно переосмысление сущности дидактических принципов, переосмысление их к требованиям языкового школьного образования и усовершенствованного внедрения в практику современного урока украинского языка.
Принципы обучения в аспекте педагогики и линг-водидактики определяют как: «определенная сумма выходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность» (Ю. Бабанский) [2, с. 161];
«инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции; методологическое отображение познанных законов и закономерностей; знание о целях, сущности, изменениях, структуре обучения, выраженные в форме, что дает возможность применять их на практике» (В. Загвязинский) [3, с. 69]; «система исходных, основных требований к обучению, выполнение которых обеспечивает эффективное осуществление задач обучения и развития личности» (В. Чайка) [4, с. 61]; «фундаментальные понятия определенной отрасли знаний или научных исследований, которые являются основой системы, что представляет собой обобщение и распространение определенного положения на все виды той области, из которой данный принцип абстрагирован» (Л. Федоренко) [5, с. 127]; «своеобразные правила деятельности, пути взаимодействия учителя и учащихся, исходные положения, на которых основывается содержание обучения, использование методов и приемов, построения системы упражнений, подготовки и проведения уроков украинского языка» (М. Пентылюк) [6, с. 37].
Ближайшей в определении принципов обучения в проекции исследования современного урока родного языка в основной школе нам представляется позиция украинского лингводидакта М. Пентылюк, поскольку в ней наиболее полно раскрыта роль общедидактических принципов в практике изучения украинского языка. Мы трактуем принципы обучения как исходные положения функционально-технологической организации обучения, основные требования к теории и практике обучения языку, методологические ориентиры технологии современного урока украинского языка в основной школе. Дидактические принципы выполняют на уроке украинского языка ряд важных функций: определяют содержание, методы и приемы согласно целей общего образования и задач школьного курса русского языка; обеспечивают усвоение содержания и формирования коммуникативной компетентности учащихся; регулируют субъект-субъектное и полисубъектное взаимодействие участников учебного общения.
Большинство исследователей (Ю. Бабанский, А. Беляев, Н. Вашуленко, В. Онищук, М. Пентылюк, К. Плиско, О. Текучёв, Л. Федоренко, и др.) различают общедидактические и лингводидактические принципы обучения, составляющие дидактическую основу обучения украинскому языку в основной школе. Общедидактические принципы касаются всех школьных предметов, но на уроках украинского языка действуют специфически, в соответствии с содержанием учебного материала. Принципы обучения конкретному предмету, по мнению Н. Вашуленко, - это «те исходные теоретические положения, руководствуясь которыми, учитель выбирает соответствующие средства обучения: дидактический (учебный) материал, методы и приемы его изучения, организационные формы обработки» [7, с. 26]. Лингводидактические принципы свойственны только для языка как учебного предмета и учитывают его специфику, логику и закономерности изучения. Эти принципы подтверждены содержанием школьного языкового образования и лежат в основе организации урока: их реализации подчинены следующие его компоненты: содержание, методы, приемы и средства обучения, типология и структура. Проекция и реализация урока украинского языка осуществляется на основе принципов обучения, которые помогают учителю определить, выбрать и целесообразно совместить методы, приемы и средства с целью обеспечения достаточного уровня усвоения содержания школьного курса украинского языка и формирования коммуникативной компетентности учащихся.
В дидактике и лингводидактике начала XXI века количество принципов четко не определено, поскольку ученые продолжают изучать сложные связи и отношения между активными компонентами учебного процесса. По
мнению А. Савченко, «принципы не являются догматом теории обучения, они могут обновляться, уточняться, дополняться под влиянием достижений педагогической науки» [8, с. 82]. Среди ряда общедидактических принципов выбираем те, что способствуют педагогически совершенному проектированию и технологии проведения современного урока украинского языка в основной школе. Главнейшими из них являются традиционные общедидактические принципы природосообразности, научности, систематичности и последовательности, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, единства обучения, воспитания и развития; наглядности, доступности, сознательности. Теория и практика обучения украинскому языку на рубеже тысячелетий вызвала появление новых принципов обучения, среди которых особенно важными для технологии современного урока являются следующие: антропоцентризма, гуманизации и гуманитаризации, культуросообразности, применение различных форм учебной деятельности, реализации межпредметных связей. Анализ современных принципов привлекает внимание большого количества исследователей и требует основательного изучения в аспекте лингводидактики. Рассмотрим сквозь призму современного языкового образования традиционные общедидактические принципы, определяющие концептуальные основы теории и практики современного урока украинского языка в основной школе.
Принцип природосообразности является одним из древнейших, проверенный временем и глубоко исследованный. Этот принцип предусматривает соответствие обучения психолого-возрастным особенностям ребенка и «подчинения дизайна, режима содержания, методов обучения и воспитания природе ребенка и одновременно - своевременную ориентация педагогов на сенситив-ность (повышенную восприимчивость) детей определенного возраста к конкретным видам деятельности и воздействий» [8, с. 84]. Внедрение установок принципа природосообразности в практику предусматривает создание надлежащей учебной среды, что отвечает требованиям времени, санитарным и гигиеническим требованиям, эстетическим нормам, развитие потенциальных возможностей учащихся (физических, психических, речевых, творческих и т.д.), обеспечение самореализации и самоактуализации ученика.
Принцип научности предусматривает ознакомление учащихся с информацией научно обоснованной в соответствии с современными достижениями определенной области общественных знаний и является чрезвычайно важным в преодолении разрыва между школьными учебными программами по украинскому языку и наукой. Н. Вашуленко понимает принцип научности как «достоверность обучаемому языковому материалу, соответствие его существующим в лингвистической науке взглядам на правильное раскрытие сущности языковых явлений и их признаков» [7, с. 20]. Основным требованием этого принципа является то, чтобы содержание теоретического материала, изучаемого на уроке, отвечало научным достижением современного языкознания и его составляющих - теории речевой деятельности, коммуникативной лингвистики, прагматической лингвистики, когнитивной лингвистики, лингвистики текста, психолингвистики и социолингвистики.
Принцип систематичности и последовательности был объектом исследования О. Беляева, Ю. Бабанского, М. Пентылюк, О. Текучёва и др. По мнению Н. Сорокина, «систематичность требует, чтобы ученики овладели научными знаниями, умениями и навыками в строго определенном порядке, чтобы система проявлялась не только внешне, а создавалась в сознании учеников. Последовательность предполагает логическое обоснование изучения следующих разделов по предварительным, чтобы следующее вытекало из предыдущего, опиралось на него и подготавливало дальнейшую ступень в познавательной деятельности учащихся» [9, с. 98]. Вполне
правомерно, что систематичность и последовательность на уроке украинского языка должна прослеживаться в содержании учебного материала, практике его усвоения, системе всей учебно-коммуникативной деятельности. Действие данного принципа тесно переплетается с принципом научности, поскольку предусматривает порядок размещения материала, который обеспечивает понимание языковых фактов и явлений во взаимосвязи и целостной системе, требует подавать систему знаний о языке, компоненты которой связаны между собой и активно взаимодействуют, и обеспечивать логические связи между формами и методами как обучения, так и контроля учебной деятельности. Урок, состоящий из отдельных структурных элементов, проходит более успешно и результативно, если в нем имеется последовательность и мало нарушений, неуправляемых моментов.
Принципы преемственности и перспективности в современном научном пространстве считаются одним из возможных резервов совершенствования процесса обучения и технологии современного урока. Большинство ученых рассматривают эти принципы целостно, во взаимосвязи и неразрывном единстве, поскольку они являются, по мнению М. Львова, двумя сторонами одного и того же явления: «При взгляде «сверху вниз» мы говорим о преемственности, а при взгляде снизу вверх» - о перспективности в учебной работе» [10, с. 4]. Проявлением принципов перспективности и преемственности является деятельность всех участников учебного процесса на уроке (как учителя, так и учеников), которая содержит три взаимосвязанные составляющие: современное изучение определенного языкового или речевого понятия опирается на то, что было рассмотрено в прошлом, и содержит проекцию на то, что будет изучено, усовершенствовано в будущем учебном процессе. Полная реализация указанных принципов обеспечивает непрерывность школьного языкового образования и прослеживается в пределах всего курса в целом и во время изучения разделов и тем в частности. Действие этих принципов проявляется в течение одного урока (группы уроков): содержание урока конкретно реализует целостное содержание учебного материала действующей программы, среди структурных компонентов обязательная актуализация знаний всегда является основой для усвоения нового материала, изучение которого не заканчивается временным промежутком одного учебного занятия, а продолжается на следующих уроках, координация и выбор методов, приемов и средств обучения осуществляется сбалансировано согласно предварительной подготовки учащихся и с ориентацией на будущую учебную деятельность. Сфера применения этих принципов на уроке достаточно широка и охватывает содержание, методы, приемы и средства поэтапного изучения и усвоения учебного материала.
Особенно актуальным в современном образовательном пространстве есть такой дидактический принцип связи теории с практикой, ведь весь школьный курс украинского языка и каждый урок языка направлен на формирование коммуникативной компетентности учащихся, развитие их речевой деятельности, опыта свободно, уместно, правильно и успешно общаться с опорой на знания, умения и навыки. Связь теории с практикой - важный общедидактический принцип, требующий, по мнению В. Онищука, «понимания учениками значения теории в жизни, умелого применения теоретических знаний для решения практических задач» [11, с. 46] и предполагает осознанное усвоение знаний и их практическое использование в будущей коммуникативной деятельности. Вся система современного языкового образования направлена на формирование знаний и выработки навыков, необходимых для практической жизненной деятельности ученика, поэтому этот принцип крайне важен для разработки технологии современного урока украинского языка. 22
Принцип единства обучения, воспитания и развития «утверждает их органическое сочетание, подчинение содержания обучения и воспитания формированию целостной и всесторонне развитой личности» [12, с. 7]. Этот принцип положен в основу всей системы образования, поскольку предусматривает комплексное формирование личности ученика в аспекте освоения знания, воспитанности ее моральных и духовных качеств и развития всех психофизиологических и психических процессов. С. Гончаренко убедительно доказывает, что «наличие этого принципа обучения повышает роль и значение целеполагания в учебном процессе, делает обучение более целенаправленным. Применение этого принципа требует, чтобы учитель хорошо знал основную цель и задачи обучения в нашей школе, умел в конкретной ситуации выбирать наиболее рациональное сочетание задач обучения, воспитания и развития, выделять среди них главные, учитывая реальные возможности учащихся данного класса, их слабые и сильные стороны» [13, с. 107]. Реализация этого принципа осуществляется системно через содержание учебного материала, характер взаимодействия между субъектами учебной работы, разнотипные виды учебно-познавательной деятельности путем применения различных форм, методов, принципов и средств обучения на уроке.
Принцип наглядности применяется с давних времен и предусматривает использование во время обучения всего, что воспринимается различными анализаторами (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом). Суть этого принципа, по мнению М. Пентылюк, «определяется такой организацией урока, которая обеспечивает усвоение учащимися представлений и понятий на основе их живого, непосредственного созерцания и восприятия» [6, с. 8]. Указанный принцип имеет достаточно широкие возможности использования на современном уроке, поскольку не ограничивается использованием традиционных (таблиц, схем, картин и т.п.), а вводит новые технические аудиовизуальные средства (аудиоди-ски, компакт-диски, видеофильмы, телевидение, мультимедиа и др.).
Исследования и разработку принципа доступности находим в трудах Ю. Бабанского, Г. Ващенко, И. Олийныка, М. Пентылюк, К. Плыско, Л. Федоренко и др. И. Олийнык убежден, что «принцип доступности предполагает не только учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их развития и подготовки, а и подготовку детей должным образом к усвоению того, что должно изучаться, обоснован переход от элементарных фактов языка к более сложным» [14, с. 34]. В контексте урока доступность проявляется в требованиях относительно содержания учебного материала, методов его изучения и форм учебной деятельности учащихся в соответствии с их потенциальными возможностями. Отбор учителем методов и приемов обучения должен осуществляться с учетом уровня подготовки всех учащихся определенного класса, их потенциальных возможностей, общего развития и индивидуальных особенностей каждой личности.
Принцип сознательности, правомерно утверждает В. Масальский, «требует учета особенностей развития логического мышления учащихся» [15, с. 50], что учитывается как во время распределения программного учебного материала для определенного года обучения, так и в процессе составления учителем календарного плана и проектирования урока, отбора различных методов, активизирующих умственную и речетворческую практическую деятельность учащихся. Внедрение в практику урока принципа сознания в большой степени зависит от педагогического мастерства педагога, насколько целесообразно словесник спроектировал технологию урока, понятно изложил учебный материал, удачно подобрал методы, приемы и средства для его усвоения.
Таким образом, реализация традиционных общедидактических принципов обучения на уроке должна быть Карельский научный журнал. 2013. № 3
обязательною, поскольку эти дидактические категории как основные методические ориентиры технологии современного урока украинского языка требуют безоговорочного и полного внедрения в учебный процесс, и комплексной, потому что требуют воплощения не в «цепочке», последовательно друг за другом, а целостно, фронтально, органически взаимосвязано и неразрывно. В процессе проектирования и реализации современного урока украинского языка следует опираться прежде всего на традиционные принципы обучения и разумно сочетать их с современными принципами. На уроке исполнение каждого принципа тесно связано с действием других, что свидетельствует об их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополнении.
Эффективность и результативность современного урока украинского языка зависит от творческой реализации учителем дидактических требований, сформированных в принципах. Учитель должен знать и понимать сущность и действие принципов обучения, чтобы руководствоваться ими в процессе подготовки урока, быть глубоко осведомленным в области их практической реализации и приобрести опыт их уместного использования на уроке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шдласий 1.П. Як тдготувати ефективний урок: Книга для вчителя / 1.П.П1дласий. - К.: Радянська школа, 1989. - 204 с.
2. Педагопка / [под. ред. Ю.К.Бабанского]. - М.: Просвещение, 1983.
3. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов. // Советская педагогика. - 1978. - №10. - С. 66-72.
4. Чайка В. М. Основи дидактики : навчальний поаб-
ник / В.М.Чайка. - К.: Академвидав, 2011. - 211 с.
5. Федоренко Л. Закономерности усвоения речи / Л.П.Федоренко. - М., 1984.
6. Методика навчання украшсько1 мови в се-редшх освггшх закладах / Колектив авторiв за ред. М. Пентилюк. - К.: Летай; 2004. - 400 с.
7. Вашуленко М. Украшська мова i мовлення в почат-ковш школi : методичний поабник / М. С. Вашуленко. -К.: Освгга, 2006. - 268 с.
8. Савченко О. Я. Дидактика початково1 школи : тдручник для студенпв педагогiчних факультетiв / О. Я. Савченко. - К. : Генеза, 1999. - 368 с.
9. Сорокин Н. Дидактика: Учебное пособие. / Н.А.Сорокин. - М.: Просвещение, 1974. - 222 с.
10. Львов М. Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. - М.: Просвещение, 1982. - С. 4-14.
11. Дидактика современной школы / [под ред. В.А.Онищука]. - К., 1987. - 351 с.
12. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
13. Гончаренко С. Украшський педагопчний словник. - К., 1997. - 376 с.
14. Методика викладання украшсько1 мови в серед-нш школi / 1.С.Олшник, В. К. 1ваненко, Л. П. Рожило, О. С. Скорик. - К.:Вища школа, 1979. - 309 с.
15. Масальский В. Преподавание русского языка в средней школе / В. И. Масальский. - К.: «Вища школа», 1977. - 212 с.
16. Дидактика средней школы / [под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина]. - М.: Просвещение, 1975. - 302 с.
GENERAL PRESENTS PRINCIPLES: RETHINKING THE ESSENCE AND PRESENT
IN THE CONTEXT LINGUISTICS
© 2013
I.A. Kucherenko, Ph.D., associate professor, doctoral Kherson State University
Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: The article described the essence of the concept of «learning principles» obschedidakticheskie analyzed traditional learning principles and interpreted them to the requirements of modern language schooling; allocated new features that makes the current stage of development of science and classroom practice in the interpretation of each principle of training.
Keywords: learning principles, modern Ukrainian language lesson, prirodosoobraznosti principle, scientific, systematic and consistency, continuity and prospects, communication theory and practice, unity training and development; visibility, accessibility, awareness.
УДК 336.7
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ СВОП-КОНТРАКТА КАК ИНСТРУМЕНТА
ФИНАНСОВОГО РЫНКА
© 2013
О.Е. Медведева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки своп-контракта, даются основные понятия. Раскрывается вопрос о применение своп-контрактов на практике, приводятся практические примеры.
Ключевые слова: Финансовый рынок, инновация, новшество, финансовая инновация, рынок ценных бумаг, ценные бумаги, производные ценные бумаги, своп-контракт.
В отечественной практике инновацию рассматривают - как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности, в зарубежной («Руководство Осло - общепризнанный в мире справочник и методологическое издание в области инноваций, разработанный и утвержденный Организацией экономического сотрудничества и развития») - как деятельность, процесс изменений [1].
Согласно Проекта N 344994-5 Федерального закона «Об Инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», под инновацией понимается «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в
виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [2].
В современной экономике роль инноваций неоспорима велика. С каждым разом они становятся основными факторами экономического роста. Возрастающую роль инноваций связывают, во-первых, с самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью преодоления кризиса и выхода на пути устойчивого роста.
В условиях рыночной экономики и возрастающей