Научная статья на тему 'Социальные сети и перспективы их изучения'

Социальные сети и перспективы их изучения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
686
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ФУНКЦИИ / ТИПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ / ИННОВАЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мазниченко Виталий Сергеевич

В статье рассматриваются функции инновационных социальных сетей, основным пространством которых является пространство Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети и перспективы их изучения»

Таким образом, без слушания текстов, чтения их не может сформироваться языковое чутье, выразительность речи учащихся, грамматический строй их языка, поэтому М. Р. Львов предлагает «общие установки» (частнометодические), которые действуют на всех ступенях обучения: усвоение языковых умений и навыков (чтение, письмо, выразительность речи); изучение языковой теории и опора на нее в процессе выработки умений и навыков (грамматика, фонетика, элементы лексикологии и пр.); повышение познавательной активности и самостоятельности школьников в учебном процессе, развитие их мышления [6].

Мы разделяем мнение ученого и считаем, что в реализации принципа преемственности существует несколько направлений:

- связь одной лингвистической дисциплины с другой (культура речи и риторика, филологический анализ текста и лингвистический и др.);

- связь с другими разделами, темами (лексики и орфографии, морфемики и морфологии, пунктуации и синтаксиса и др.);

- связь изучаемого материала с предшествующим в пределах одной темы (при формировании коммуникативных умений) [7].

Так, в 3 и 4 классах формируются следующие коммуникативные умения: подобрать заголовок к тексту, составить план, определить тип текста, отредактировать / исправить написанное. А в 5 классе уже преобладают умения вдумываться в тему текста и подчинять ее основной мысли, умение собирать и систематизировать материал, строить текст определенного жанра и типа, правильно выражать свои мысли и редактировать. Отметим, что подбор заголовок - это и есть умение определять тему текста, а составление плана - это умение систематизировать. Таким образом, работа над

коммуникативными умениями начинается уже в начальной школе (линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения) и продолжается в 5 классе при написании изложения и сочинения. На лицо преемственность изучаемого материала с предшествующим в пределах одной темы [8].

Как видим, принцип преемственности предполагает определенную стыковку программ начальных классов и среднего звена не только при изучении отдельных грамматических тем, но и при формировании коммуникативных умений школьников. Несоблюдение перечисленных установок ведет к нарушению преемственности и связи между общедидактическими и частнометоди-ческими принципами обучения.

Литература

1. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 239-240.

2. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1988. С. 152; 150.

3. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. С. 35-52.

4. Федоренко Л. П. Закономерности усвоения родной речи: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1984. С. 25-28.

5. Львов М. Р. Проблемы преемственности и перспективности в обучении русскому языку // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: сб. ст. М., 1982. С. 6.

6. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., 2007. С. 268-269.

7. Горобец Л. Н., Гладченко В. Е. Принцип преемственности в обучении: историческая ретроспектива // Материалы международной науч.-практич. конф. Тула, 2013. С. 37-44.

V. E. GLADCHENKO. INTERRELATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY WITH CUSTOMACTIONS PRINCIPLES OF TRAINING IN RUSSIAN

Considering the classification all-didactic and customactions learning principles, the author pays special attention to continuity and its relationship with customactions principles of teaching the Russian language. Key words: all-didactic and customactions principles of training, principle of continuity.

В. С. МАЗНИЧЕНКО СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются функции инновационных социальных сетей, основным пространством которых является пространство Интернет.

Ключевые слова: социальные сети, функции, типология социальных сетей, инновационные социальные сети.

В современной науке анализируется феномен социальных сетей в Интернет как предмет социологических исследований: предлагается определение данного социального факта, рассматриваются качества и функции инновационных социальных сетей.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. В России этот показатель пока меньше мирового, но он стремительно растет.

№ 3 (54), 2014

"Трибуна молодого ученого"

В 1951 году Р. Соломонофф и А. Раппопорт обосновали существование социальных сетей как формы социальной организации различных человеческих сообществ, подчеркнув роль традиционных социальных сетей как в традиционных обществах, так и в индустриальном обществе. «Социальная сеть» - услуга, которая способствует образованию и поддержанию социальных кругов и сетей и работающая посредством Всемирной сети. Термин «социальная сеть» появился до изобретения Интернет. Он был введен в научный оборот британским социологом из Манчестерского университета Дж. Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе»: «Социальная сеть» - это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений) [1].

Мы будем понимать под социальными сетями социальные взаимодействия и социальные отношения, преобразованные в более или менее сложные социальные связи. Можно несколько иначе. Социальные сети - сплетенные в определенной последовательности ячейки социальных взаимодействий и социальных отношений. В Интернет подобное соединение создается с помощью вэб-технологий. Иными словами, это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые - ветками.

Выделим ряд качеств и функций социальных сетей - платформы, на базе которых участники могут устанавливать отношения друг с другом [2]. Итак, социальная Интернет-сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, обладающий рядом обязательных качеств:

- содержание (контент) сайта создается исключительно или преимущественно его пользователями;

- сайт представляет собой автоматизированную среду, в рамках которой пользователи имеют возможность создавать связи с другими пользователями (социальные связи) или социальные объекты (тематические группы);

- пользователи имеют возможность получать статическую и динамическую информацию об объектах, существующих в данной социальной среде, о социальных связях между ними;

- пользователям доступны функции коммуникации с другими пользователями и социальными объектами [3].

Среди функций социальной сети следует выделить следующие [4].

- Коммуникационная. В рамках коммуникационной функции люди устанавливают контакты, обмениваются новостями, информацией (фото, видео, аудиоматериалы, ссылки на сайты, комментарии, сообщения), кооперируются для достижения совместных целей (сплочение и удержание социальных связей).

- Информационная. Поток информации имеет двухстороннюю направленность, так как

участники общения выступают попеременно и в роли коммуникатора, и в роли реципиента.

- Социализирующая (саморазвитие, рефлексия в системе «друзей» и «групп»).

- Самоактуализирующая (самопрезентациия).

- Идентификационная (при создании индивидуального профиля пользователь наполняет его информацией о себе - имя, дата рождения, семейный статус, школа, ВУЗ, интересы и прочие сведения, что позволяет осуществлять поиск анкет по заданным признакам).

- Функция формирования идентичности. Согласно теории Фестингера (1954 г.), человек склонен сравнивать себя с теми людьми, с которыми у него есть большее количество схожих черт. Кроме того, согласно теории когнитивного диссонанса, похожие люди положительно оценивают друг друга [5]. Это основной механизм, который позволяет человеку четко формулировать свои позиции в отношении других людей и групп.

- Развлекательная. Социальные сети позволяют обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и мультимедиными файлами, кроме того, следует отметить значение виджетов - мини-программ развлекательного характера, создаваемых сторонними производителями для расширения возможностей пользователя (игры, медиа-приложения и т. д.).

Для традиционных социальных сетей характерны следующие свойства:

- наличие собственных мнений пользователей;

- изменение мнений под влиянием других членов социальной сети;

- различная значимость мнений (влиятельности, доверия) одних пользователей для других;

- различная степень подверженности членов социальной сети влиянию;

- косвенное влияние в цепочке социальных контактов;

- существование «лидеров мнений»;

- порог чувствительности к изменению мнения окружающих;

- локализация групп («по интересам», с близкими мнениями);

- учет факторов «социальной корреляции»;

- существование (обычно менее значимых) внешних факторов влияния

(реклама, маркетинговые акции) и, соответственно, внешних агентов (средства массовой информации, производители товаров и т.п.);

- наличие лавинообразных эффектов;

- воздействие структурных свойств социальных сетей на динамику мнений;

- возможность образования коалиций;

- игровое взаимодействие пользователей;

- информационное управление в социальных сетях [6].

Социальные сети изменили нашу жизнь. Их проникновение в нашу социальную и духовную действительность незаметно, но существенно. В

этом так называемом захвате, за последние несколько лет, виден огромный скачок. Благодаря Интернет-ресурсам количество их участников превышает миллионы: люди любого возраста и социального положения объединяются для развлечения, знакомств, общения, личной выгоды и др.

Социальные сети по праву можно считать основой современной цивилизации. Они предоставили обществу огромный потенциал для развития отношений, доступ к огромному количеству информации. На лицо стирание всех прежде мыслимых границ познания. Исследования в этом направлении наиболее перспективны. Выше были изложены некоторые общие сведения о предмете, которые требуется пополнять и пополнять. Что принесут нам социальные сети в будущем? Как они будут менять нашу жизнь в дальнейшем? Покажет только время и внимательное научное изучение данной сферы.

Литература

1. Barns J. Classes and Assemblies in the Norwegian Island Arrivai // The Human Attitudes. Manchester, 1951. P. 34-65.

2. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети. URL:http:// www.ito. vspu.net/SAIT/inst_kaf/kafedru/matem_fizuka_ tex_osv/WWW/metod_seminar/2008/kademiya/ kademiya_2010-2011.htm

3. Образовательные технологии и общество. № 2. 2013. С. 505-528.

4. Садыгова Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей // Вектор науки ТГУ. № 3 (10). 2012. С. 192-194.

5. Социальные медиа в обучении с применением ИКТ: аналит. записка, март 2011. URL:http://www. iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214685.pdf

6. Губанов Д. А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М., 2010.

V. S. MAZNICHENKO. SOCIAL NETWORKS AND THE PROSPECTS OF THEIR STUDY

The article discusses the innovative features of social networks, the main space is the space which the Internet. Key words: social networks, functions, types of social networking, innovative social networking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.