УДК 37.022
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
А.В. Проскуряков
В статье рассматривается влияние глобализации на образование, в частности использование социальных сетей в образовательном процессе
Ключевые слова: глобализация, образование, социальные сети
Первое использование термина «глобализация» не имеет точной даты, поэтому при его датировки используется время введения его в научный оборот - 80-е гг. XX столетия. Появление термина связывают с американским авторами, обозначавшими им появление нового типа социальности и миропорядка, который буквально по всем формам и параметрам -социальной организации, власти, идеологии, экономики, этоса, образа жизни и т. д. -отличается от ныне существующего.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Первое имя связанное с термином - Т. Левит и его статья, опубликованная в «Гарвард бизнес ревю» в 1983г.. В ней он обозначил факт слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК) [1]. Распространение же он получил благодаря американскому социологу Р. Робертсону [1] и японцу К. Омае [1], опубликовавшему в 1990 г. бестселлер «Мир без границ». Однако, за два десятилетия, прошедших с той поры как термин «глобализация» начал широко использоваться представителями различных отраслей обществознания, его содержание не приобрело четко выраженных очертаний. Оно остается размытым, о чем можно судить по тем публикациям, которые вышли на протяжении последних лет, как на Западе, так и на Востоке. Дискуссии о том, что такое глобализация, какова ее природа и конечные цели, начавшиеся в тот период, когда исследователи начали осмысливать новый феномен, не только не прекратились, но и приобрели глубину и масштаб. Существует также большой разброс мнений и по таким вопросам: как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные перспективы, что она несет странам и народам.
Проскуряков Алексей Владимирович - ВГТУ, аспирант, тел. 89601158482
По мнению Новикова И.В. глобализация это - Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения
труда, экономическихи политических
отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе и базе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики —геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных
отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. [2]
Процесс глобализации обострил старые и породил новые проблемы в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования.
Становится очевидным, что без модернизации образования вообще и высшей школы в частности невозможно дать адекватный ответ на возникающие вопросы и навсегда оказаться на обочине социального прогресса. В то же время в современных условиях важно найти определенный баланс — с одной стороны, интегрироваться в мировое образовательное пространство, а с другой сохранить несомненные достоинства национальных систем образования, без которых невозможно существование национальной культуры как таковой.
Воздействие глобализации на
образовательные модели неоднозначно. Новый виток научно-технического прогресса с одной стороны и демографический кризис с другой привели к тому, что высшее образование перестало быть элитарным, в ряде стран уже ставится вопрос о всеобщем высшем образовании. В то же время в силу экономических и социальных факторов и индивидуальных особенностей личности далеко не все могут и хотят получить фундаментальное высшее образование. В результате все более
широкое распространение получают более упрощенные формы третичного образования, происходит его узкая специализация, широкое распространение получают программы бакалавриата.
Управление знаниями здесь - это управление мотивациями, потребностями, интересами человека с целью
профессионального и личностного становления. На следующем (неформальном) этапе имеющиеся компетенции используются как для реализации и приращения знаний в профессиональной сфере, так и для успешной деятельности в разных областях общественной жизни. «Управление знаниями» в таком контексте заключается в формировании среды, способной стимулировать познавательную активность и создавать условия для пост профессионального образования. Одним из таких условий является организация
коммуникативного пространства, где, наряду с поиском и обменом информацией, важную роль играет умение слушать и слышать. Это относится и к отдельным компаниям, и к обществу в целом. Коммуникативный характер современной культуры определяет значение гуманитарных компетенций в
жизнедеятельности человека. Так
актуализируется роль гуманитарного
образования в управлении знаниями. В глобализирующемся мире на первый план среди разнообразных способностей и ценностей выходят гибкость мышления, креативность, умение принимать решения и работать в команде, ответственность, личностная и социальная зрелость, а также толерантность и коммуникативная компетентность. Среди обозначенных качеств, характеризующих мышление личности нового типа, подготовленной к эффективной деятельности в динамично меняющемся мире, толерантность занимает особое место. В противном случае глобализационные процессы рискуют разъединить, а не объединить мировое сообщество. Сферой, где толерантность может из абстрактной идеи превратиться в реальный регулятор человеческих взаимоотношений, являются коммуникации и создаваемое ими коммуникативное пространство. Коммуникация как продуктивный диалог, цель которого -взаимопонимание, невозможна без толерантного отношения его участников друг к другу, без обоюдной готовности к уступкам. Поэтому задача образования - формировать толерантность, поддерживая и развивая тем самым коммуникативный потенциал культуры. Условием формирования толерантности является осознание различий, что, в свою очередь, предполагает обязательное изучение других
культур. Именно образовательная среда является важнейшим фактором, формирующим и поддерживающим способность человека и социума к интеграции на принципах уважения, взаимопонимания и ответственности.[3]
Глобализация, предъявляя новые требования к образованию, создает и условия для их реализации. Расширение информационного пространства, высокая академическая мобильность, доступность дистанционного образования, различные формы партнерства, благоприятствующие осуществлению
совместных проектов и обмену студентами и преподавателями, развитие культурно-образовательного туризма - все это свидетельства перехода образования в новое качество и формирования мирового научно-образовательного пространства. [4] Процесс становления глобальной образовательной системы находится в самом начале, но на современном этапе наблюдается всесторонне массовое внедрение социальных платформ в процесс обучения, поэтому интеграция социальных сервисов и сетей в обучение продолжает находиться на пике популярности. Не теряют свои позиции и интерактивные мультимедийные технологии, большинство популярных социальных сетей,
взаимодействующих с миллионами
образовательных сайтов: ссылки на статьи, кнопки отправки информации в социальные сети, способы комментирования и многое другое. Следующим шагом в интеграции социальных сетей станет создание специализированных платформ, которые позволят сформировать «социальную экосистему» внутри сайтов. Примером такой интеграции является корпорация Microsoft, которая активно объединяет свою программу Outlook с социальными сетями.[5] Ведущей целью информатизации системы образования является превращение современных
информационных ресурсов и ИКТ в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий качество новых результатов образования.
Образование социальных сетей и сетевых сообществ считается величайшим достижением «всемирной паутины». Наиболее общее и распространенное определение социальным сетям можно найти в универсальной интернет-энциклопедии: «Социальные сети — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы [6]. Термин впервые был введен социологом из Манчестерской школы Джеймсом Барнсом в 1954 году, задолго до появления Интернета и современных веб-узлов. Актуальная
трактовка означает определенный круг знакомых человека, где центром социальной сети является сам человек, а отношениями — связи между человеком и его кругом общения. При более детальном рассмотрении социальных сетей следует отметить их типовую характеристику: односторонние и двусторонние сети, сети друзей, коллег, сверстников и т. д.
На сегодняшний день сетевые сообщества представляют собой вполне обычные сообщества людей, а их исследование выделяется в отдельную область знания. Число пользователей социальных сетей определяется десятками миллионов. Кроме того, социальные сети — один из значимых элементов современного общества, а их воздействие распространяется на самые разные сферы человеческой жизни: культура, повседневная жизнь, образование, власть. Использование социальных сетей в учебном процессе обучения — это эффективное средство повышения мотивации и качества обучения, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий — самое востребованное направление в сфере образования [2]. Современный ученик должен уметь самостоятельно и активно работать с информацией, подвергать ее критической оценке и применять в соответствии с целями и задачами своей деятельности.
Сегодня в глобальной сети Интернет находятся технологии, которые можно активно использовать в процессе обучения. Одной из наиболее известных является создание учебных блогов. Легкость ведения, а также доступа позволяет публиковать информацию не только при помощи персонального компьютера, но и посредством мобильных телефонов, смартфона.
В переводе с английского блог — это сетевой журнал, веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны короткие записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Отличия блога от традиционного дневника обусловлены средой. Блоги публичны и предполагают сторонних читателей. Каждый студент может выложить информацию, точку зрения и другие материалы. В процессе учебы также можно делиться информацией, обсуждать конкретные детали, получать комментарии на опубликованный материал.
Не менее популярны преподавательские блоги, при помощи которых можно эффективно управлять самостоятельной внеаудиторной работой обучаемых, а также создавать задания, направленные на совершенствование навыков речевой деятельности. Обучению разным видам письма (поискового, просмотрового,
ознакомительного и изучающего) способствует неограниченная возможность размещать ссылки в любом количестве на отличные друг от друга материалы. Также блоги ничем не уступают в возможности приобретения навыков говорения и аудированию. Это происходит при помощи использования подкастов, через учебные тексты радиопередач, видеосюжетов, которые находятся в свободном доступе в Интернете. Интеграция всех перечисленных способов обучения в блог позволяет неоднократно прослушивать, при необходимости останавливать и пересматривать файлы.
Создать учебный блог можно на следующих сайтах:
1. www.blogger.com — веб-сервис для ведения блогов, с помощью которого пользователь может завести блог, пренебрегая навыками программирования.
2. www.blog.ru — бесплатная платформа для ведения блога в рамках портала www.mail.ru. Есть один недостаток: нет возможности размещать ссылки.
3. www.ya.ru — массовый портал от компании Яндекс (www.yandex.ru).
4. www.google.ru - крупнейший мировой портал.
Все вышеуказанные блоги помогают выстраивать процесс обучения и коммуникации всех участников процесса.
Закономерную популярность набирает еще один вид обучения в социальной сети — это eLearning (ElectronicEducation, система электронного обучения при помощи информационных технологий). Прогрессивные возможности дистанционного обучения делают процесс более простым и понятным для юного поколения. Российским лидером в сфере eLearning является интернет-портал
www.dnevnik.ru. Дистанционное обучение в качестве образовательной цели, направленной на развитие личности, помогает обучающимся реализовывать личные образовательные цели и внимательно следить за мировыми тенденциями в данной сфере. Открывается возможность совмещать очное образование с дистанционным.
В последнее время все чаще появляются научные и образовательные социальные сети. Признанным в этой области инструментом обучения и развития является американская социальная сеть Facebook, число пользователей которой свыше 800 миллионов людей. На платформе Facebook преподаватели создают образовательные курсы, организации — закрытую корпоративную сеть сотрудников: сотрудники одной компании могут находиться в постоянной связи с коллегами из разных филиалов, публиковать новости и т. д.
Известно, что по данным опроса сервиса онлайн-опросов «Глас Рунета», в котором приняли участие более 2000 активных пользователей интернета, большинство опрошенных (66 %) активно используют возможности социальных сетей для обучения. По данным холдинга, наиболее известными платформами в России являются «В Контакте», «Одноклассники», "Twitter", «Мой мир». Идентификация и присутствие на данных сайтах, отношения, общение, группы, обмен являются основными принципами социальных платформ. Кроме того, можно выделить следующие преимущества использования социального пространства в качестве учебной площадки: знакомая среда, возможность создания учебного контента и совместной работы, ведение электронных тетрадей, форумов и чатов. Использование в виртуальных учебных группах технологий форумов, вебинаров, вики и мультимедийных интерактивных презентаций предельно облегчают усвоение материала, способствуют легкому выстраиванию
образовательных траекторий . Перечисленные способы интеграции социальных платформ в обучение дают возможность коллективной оценки работы, стимулируют познавательную деятельность.
Специалисты компаний Adobe и Cisra применяют инструмент социальных сетей для удобной организации конференций. Также, доказано, что желающие изучать иностранные языки прибегают к средствам Интернета. На сегодняшний день существует не так много социальных сетей, предназначенных для обучения, например, иностранных языков. Пользование социальными сетями обеспечивает эффективный обмен информацией, стимулирует познавательный интерес и развитие творческих способностей. Все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений.
Существует ряд проблем, связанных с использованием социальной сети в образовательном процессе. Например, отсутствие сетевого этикета участников, высокая степень трудозатрат по организации и поддержке
учебной работы, отсутствие открытого доступа к социальным сетям из учебных аудиторий [4]. Более того, преподаватель должен интуитивно чувствовать аудиторию и подбирать под нее учебные материалы. Для решения настоящих проблем следует разрабатывать эффективные методики применения социальных сетей в образовательном пространстве.
Многие скептически воспринимают возможность использования данного способа в качестве средства обучения, так как традиционно социальные сети воспринимаются как среда развлечения и проведения свободного времени [3]. Однако нельзя отрицать, что использование социального пространства может благотворно организовать коллективную работу, проектную деятельность, международные обмены, самообразование и сетевую работу людей, находящихся в разных точках земного шара. В последнее время исследователи изучают новые сферы применения социальных платформ в различных направлениях деятельности человека.
Литература
1. Маргелов, М. В. «Глобализация» -превратности термина / М. В. Маргелов // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2003. - № 9. -С. 47
2. Межу ев, В. М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации / В. М. Межуев // Полития. - 2000. - № 3. - С. 102 - 115.
3. Мамедов, Н. М. Глобализация как современное состояние общественного развития / Н. М. Мамедов // Эпоха глобальных перемен (опыт философского осмысления). - М.: Изд-во МГУ, 2004. - С. 41 - 49.
4. http://study-english.info/globalization03.php
5. Www.msn.ru
6. http://.ru.wikipedia.org/wiki/Blogger» (дата обращения 03.11. 2013).
7. Авдулов, А. Н. Информационное общество: эволюция, современный этап, уроки для России / А. Н. Авдулов // Россия и современный мир. - 2005. - № 4. - С. 5 - 21.
8. Зюганов, Г. А. Глобализация и судьба человечества / Г. А. Зюганов. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 446.
Воронежский государственный технический университет
EDUCATION UNDER GLOBALIZATION. USING SOCIAL NETWORKING
IN EDUCATION
A.V. Proskuryakov
The paper consider the influence of globalization on education, in particular the use of social networks in the educational process
Key words: globalization; education; social networks