11. Хушт З. Конный казак приземлился в ку- 13. АдамоваМ. «Белый собор» воссияет в Крас-банской столице // Краснодарские известия. 2005. нодаре // Кубань сегодня. 2003. 23 дек.
15 март. 14. Капрелов С. Слава казачеству! Любо атама-
12.Михайлова С. Рождение новой истории Ека- ну! // Вольная Кубань. 2013. 19 дек. теринодара // Кубанские новости. 2006. 9 сент.
SHEVCHENKO V. F. HISTORY OF MODERN KUBAN COSSACKS IN PERIODICAL PRESS
(1989-2013)
Тhis article about the main characteristics of the periodical press is covering the topic of the revival of the Kuban Cossacks.
Key words: Kuban Cossacks, periodical press, Cossack organizations.
М. Е. КУВЫЧКО
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются эмоциональные факторы, влияющие на профессиональную деятельность музыканта, его психическое состояние. Эмоциональная устойчивость выступает как инструмент, адаптирующий психофизиологию музыканта к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, психофизиологические особенности, музыканты-исполнители, темперамент.
Профессиональное становление музыканта-исполнителя невозможно без включения эмоциональной сферы и активизации эмоциональной устойчивости. Изучение проблемы функциональности эмоциональной устойчивости выявило ряд особенностей, связанных с психофизиологическими параметрами человека. Под эмоциональной устойчивостью музыканта-исполнителя мы понимаем врожденную или приобретенную способность регулировать собственными эмоциями в эмоциогенных профессиональных ситуациях и адекватное реагирование, сохраняющее внутренний эмоциональный гомеостаз для успешного достижения цели.
По мнению П. Фресса и Ж. Пиаже, эмоциоген-ная ситуация возникает при избыточной мотивации по отношению к реальным возможностям человека. Эмоциогенная ситуация зависит от противоречий между мотивацией и возможностями человека, вызывая разные эмоции.
П. Фресс [1] классифицировал эмоциоген-ные ситуации, выделив психофизиологические особенности, влияющие на эмоциональную реакцию человека. Его исследования позволили рассмотреть проблему развития эмоциональной устойчивости музыкантов-исполнителей с точки зрения психофизиологических характеристик человека и возникающих эмоциогенных ситуаций в процессе профессиональной исполнительской деятельности музыкантов, для которых характерны:
- новизна ситуации;
- необычность ситуации,
- внезапность ситуации;
- избыточность мотивации.
Музыкант, выступая публично, всегда сталкивается с новизной и неподготовленностью ситуации. Он не может предположить, какова будет реакция зрителей на его концертное выступление. Сама сцена и обстановка вызывает волнение и стресс, поскольку часто концертное выступление происходит в незнакомом месте и связано с общением малознакомыми людьми.
Необычность ситуации, с которой сталкивается музыкант-исполнитель, заключается в неопределенности самого процесса исполнения музыкального произведения, насколько верно будет представлено исполняемое произведение зрите -лям.
Внезапность ситуации всегда сопровождает музыканта-исполнителя. В процессе выступления могут происходить разные непредвиденные моменты как со стороны самого исполнителя (плохое самочувствие), так и со стороны зрительного зала и сцены (освещение, отключение микрофона, неадекватная реакция зрителей).
Кроме того, избыточная мотивация музыканта возникает из-за несоответствия между обстоятельствами, которые тормозят его деятельность. Такие ситуации могут возникать в три периода: перед выступлением (репетиционный период), в процессе выступления и после. К ним относятся волнение, страх, излишнее возбуждение, сопровождающиеся вегетативными психофизиологическими проявлениями. Избыточная мотивация может проявляться в социальном поведении, при фрустрации и в процессе возникающих конфликтах. Музыканты часто принимают участие в
№ 3 (54), 2014
"Трибуна молодого ученого" ^
конкурсах, которые предполагают соперничество с другими исполнителями. Реакция и волнение характерны в данном случае и часто выводят из равновесия, особенно в те моменты, когда выступление происходит в присутствии более сильных соперников, вызывая расстройство постуральных и психических функций организма.
Особую роль приобретает избыточная мотивация музыканта-исполнителя при фрустрации, которая возникает всегда, когда физическое, социальное и воображаемое препятствие мешает или прерывает действие, направленное на достижение цели. Прежняя и новая мотивации реализуются во всех типах эмоциональных реакций: агрессивности, отступлении, регрессии. Конфликт, как источник эмоции, влияет на поиск правильного решения вместе с фрустрацией, усиливая мотивацию.
Эмоциогенные ситуации, возникающие в процессе исполнительской деятельности музыканта, можно разделить по степени значимости: ситуации с высокой степенью эмоциональной реакции и с низкой. Наиболее значимы те ситуации, которые значительно влияют на психофизиологическое состояние музыканта, а вместе с тем и весь процесс его исполнительской деятельности. Важным является эмоциональное реагирование музыканта, которое представляет собой сложную реакцию, в которой задействованы как эмоциональные, так и психофизиологические механизмы организма.
Н. Д. Левитов считал, что «ни в какой сфере психической деятельности так не применим термин «состояние», как в эмоциональной жизни, так как в эмоциях или чувствах, очень ярко проявляется тенденция специфически окрашивать переживания и деятельность человека, давая им временную направленность и создавая то, что, образно выражаясь, можно назвать тембром или качественным своеобразием психической жизни» [2].
Эмоциональные переживания, физиологические изменения при наличии раздражителя возникают почти одновременно. П. К. Анохин [3] в своей биологической теории эмоций рассматривает эмоциональные состояния как закономерный факт природы, фактор приспособления к жизни. Его теория построена на основе представления физиологической основы и эмоциональных реакций организма на происходящие события. Эмо-циогенный сигнал «акцептор действия», поступающий в нервную систему человека, мгновенно отражается в виде афферентной импульсации от всех рецепторов головного мозга, в дальнейшем возникают этапы выполнения функции или «обратная афференция». Эмоциональная реакция носит отрицательный характер в том случае, если результаты действия не совпадают с ожидаемыми.
Таким образом, эмоциональные состояния находят отражение в виде эмоциональных переживаний в разных проявлениях настроения, начиная от апатии до проявления радости достижения успеха, вместе с тем физиологическая сторона
(вегетативные и двигательные функции) претерпевают изменения в зависимости от глубины и силы эмоциональных переживаний. Психическое состояние человека оказывает большое влияние на деятельность человека, а именно эмоциональный фон, в котором осуществляется деятельность и происходит развитие психических особенностей человека.
Эмоциональная устойчивость выступает в качестве нейтрализатора, адаптирующего психофизиологию человека к деятельности. На фоне переживаний в эмоциогенной обстановке могут возникнуть дисфункциональные психические состояния, связанные с нарушением памяти, речи, мышления, сопровождающиеся психическими состояниями «эмоционально-моторной неустойчивости». Такие функциональные изменения, как обморок, усиленное потоотделение, тахикардия, возникают при выбросе в кровь гормонов стресса под влиянием эмоций. По мнению О. А. Сиротина [4], эмоциональная устойчивость не позволяет нанести здоровью и нервной системе человека ощутимый вред, поскольку тесно связана с параметрами нервной и физической выносливости, способной решать сложные задачи в эмоционально-напряженной обстановке.
Рассматривая эмоциональную устойчивость в структуре психофизиологических особенностей человека, необходимо выделить следующие факторы:
- влияние темперамента;
- наследственность;
- природа самих эмоций.
Темперамент, как фактор эмоциональной устойчивости, особенно важно учитывать в процессе профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей в вузе. Благодаря темпераменту происходят возникновение, протекание и прекращение разнообразных чувств, аффектов и настроений, которые включают основные моменты эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, эмоциональную лабильность). От этого зависит степень аффективной восприимчивости музыканта, его быстрота реакции, побуждающая к действию, а также эмоциональная лабильность, смена эмоциональной реакции.
Характеризуя по темпераменту студента-музыканта в зависимости от его способности эмоциональной реакции различают холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Холерик -сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстностью, в бурных эмоциях, резких сменах настроения, неуравновешенности. Сангвиник - также сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью, уравновешенностью. Флегматик - сильный тип темперамента, связанный с медлительностью,
инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности. Меланхолик - слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движений, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость, склонность глубоко переживать даже незначительные события, преобладание отрицательных эмоций, сенситивность.
Наследственность как фактор эмоциональной устойчивости была исследована многими психологами, изучающими базовые эмоции, которые пришли к выводу, что наследственность и генетическая структура играют важную роль в возникновении эмоций. Г. Айзенк и Г. Вильсон [5] считают, что развитие происходит в соответствии с заложенной генетической структурой и в результате приобретения опыта корректируется способность к эмоциональной устойчивости.
Подводя итог, необходимо отметить, что в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя благоприятен высокий уровень
эмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональные переживания, полученные в результате исполнения музыкальных произведений влияют на психофизиологическое состояние музыканта. Развитие данного качества будет способствовать успешному преодолению трудностей, деструкти-рующих психическое состояние музыканта в процессе исполнения музыкальных произведений.
Литература
1. Экспериментальная психология / ред.-сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1975. С. 133-142.
2. Левитов Н. Д. О психических состояниях. М., 1964. С. 103.
3. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
4. Сиротин О. А. К вопросу о психофизиологической природе эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. 1973. № 1. С. 129-133.
5. Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. М., 2000.
M. E. KYVICHKO. PSYCHO-PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL STABILITY
OF MUSICIANS IN PROFESSIONAL WORK
Paper is about emotional factors, which influence on professional work of the musician and his mental condition. Emotional stability acts as the instrument of adapting psychophysiology of the musician to professional work. Key words: emotional stability, psycho-physiological features, temperament.
В. Е. ГЛАДЧЕНКО
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ С ЧАСТНОМЕТОДИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рассматривая классификацию общедидактических и частнометодических принципов обучения, автор особое внимание уделяет преемственности и ее связи с частнометодическими принципами обучения русскому языку.
Ключевые слова: общедидактические и частнометодические принципы обучения, принцип преемственности.
В дидактике преемственность трактуется как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у обучаемых знаний и умений, при котором в сознании создаются разнообразные связи, образующие систему прочных знаний.
А. Н. Щукин в «Лингводидактическом энциклопедическом словаре» принципы обучения называет базисной категорией методики, методическим отражением законов и закономерностей, определяющих требования к системе обучения в целом и ее отдельным компонентам - целям, содержанию, средствам и методам обучения [1]. М. Р. Львов к принципам обучения относит «основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов, других средств
обучения» [2]. Это определение считаем аксиомой, так как в основе учения находятся принципы обучения.
Их теоретическим обоснованием занимались исследователи разных научных направлений, среди них: дидакты: Я. А. Коменский, И. Г. Песта-лоцци, К. Д. Ушинский, М. Н. Скаткин, Ю. К. Ба-банский, А. Н. Щукин; методисты: А. В. Текучев, М. Р. Львов, Л. П. Федоренко, Е. С. Антонова и др. В своих работах они раскрывают систему принципов обучения и дают их характеристику.
А. В. Текучев в качестве общедидактических принципов обучения выделяет следующие: научность; систематичность и последовательность; связь теории с практикой; взаимосвязанность различных разделов, входящих в состав школьного