Е. П. Ильин, Р. Ф. Сулейманов
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Выраженность эмоций различной модальности и эмоциональная возбудимость у музыкантов выше, чем у лиц, не занимающихся музыкой. В процессе становления профессионального мастерства выявляется тенденция интеграции свойств эмоциональности и эмоций, что позволяет сделать вывод об эмоциональности как интегральном личностном образовании. В структуре свойств эмоциональности, доминирующей у музыкантов-инструменталистов (мужчин и женщин), является интенсивность (глубина) переживаемых эмоций и лабильность. При этом интенсивность эмоций у женщин по мере становления профессионального мастерства усиливается, а у мужчин — снижается. В структуре эмоции, значимо доминирующей на всех этапах становления, является эмоция радости, наименее значимой — печали. У женщин выраженность эмоции печали и эмоциональная неустойчивость постепенно усиливается, а у мужчин, наоборот, — уменьшается. Эти особенности отражаются на выборе музыки для исполнения и на профессиональной деятельности. Лирическую музыку для исполнения чаще выбирают женщины. Выбор бравурной (виртуозной) музыки связан с лабильностью эмоций. При равных условиях концертной исполнительской деятельностью чаще занимаются мужчины, чем женщины.
Эмоциональные процессы, как известно, «пронизывают» все психические процессы и имеют сложную иерархическую структуру: от простых физиологических эмоций до высших — эстетических и социальных.
Ю. А. Цагарелли1 изучил вопрос о том, какое иерархическое положение занимают эмоции, связанные с восприятием музыки, с переживанием ее как некоего эмоционального содержания, и каково, в связи с этим, иерархическое положение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку. Он оценивал не жанровые, стилистические, фактурные и т. п. особенности музыкального произведения, не вкусы и моду на него, но то социально-психологическое и психологическое воздействие, которое оно оказывает на человека или группу людей.
Психологическая оценка эмоциональной отзывчивости на музыку пред-
полагает наличие объективной информации об изменениях, происходящих на разных иерархических уровнях личности под воздействием музыки. Социально-психологическая оценка отражает силу и направленность эффекта групповой отзывчивости на музыку, ее воздействия на различные социальные и возрастные группы, коллективы и объединения.
Психологический подход к проблеме эмоциональной отзывчивости на музыку дает возможность на научной основе судить о достоинствах или недостатках того или иного произведения, того или иного исполнения с точки зрения его направленности на формирование человеческой личности, не ограничиваясь лишь узкофункциональным подходом. Это, в свою очередь, позволит кардинально улучшить процесс воспитания личности человека колоссальными по своим возможностям средствами музы-
кального искусства. Одновременно такой подход дает возможность по-иному взглянуть на психологический смысл труда музыканта-инструменталиста, ибо уточнение цели деятельности является важным условием ее коррекции.
В контексте психологии труда му-зыканта-инструменталиста необходимо изучение не только эмоциональной отзывчивости на музыку, но и эмоциональных проявлений самого музыканта-инструменталиста. Такой подход предполагает опору на теоретические представления об иерархических структурах этих процессов.
Результаты изучения этих процессов Ю. А. Цагарелли (1989) представлены на следующей схеме:
Эмоциональная отзывчивость на музыку является специфической частью «общей» эмоциональности. Она отражает только эмоции, являющиеся содержанием музыки.
Так, наиболее высокое иерархическое положение занимает внутренняя эмоциональная отзывчивость на музыку, связанная с постижением эмоционального содержания исполняемого произведения. За нею в нисходящем порядке
следуют: внешняя эмоциональная отзывчивость на музыку, связанная с психомоторными реакциями на компоненты музыкальной выразительности; психоэмоциональные состояния, причиной которых являются экстремальные условия концертного выступления (причем послеконцертные состояния занимают более высокую ступень, чем пред-концертные); общая эмоциональность, лежащая в основе всех эмоциональных проявлений музыканта-инструментали-ста. Основной нейродинамической детерминантой эмоциональности является лабильность, а дополнительной — слабость нервной системы.
Нашей целью явилось изучение эмоциональности музыкантов-инструменталистов разного уровня профессионального мастерства и ее связи с предпочтением для исполнения музыкальных произведений.
В исследовании приняли участие учащиеся детской музыкальной школы № 8 Санкт-Петербурга (п = 50), учащиеся музыкального училища им. Римского-Корсакова (п = 60), студенты консерватории (п = 59), музыканты струнного оркестра, профессионального коллектива (п = 17).
Для изучения эмоциональных проявлений музыкантов-инструменталистов
мы использовали два теста: 1) самооце-ночный тест «Характеристики эмоциональности» Е. П. Ильина2 и 2) четырех-модальностный эмоциональный вопросник Л. А. Рабинович3. Кроме этого, испытуемым задавался вопрос «Какую музыку Вы предпочитаете играть: лирическую, виртуозную, произведения крупной формы и т. д.?». Каждый мог выбрать несколько вариантов ответа или написать свой.
Вначале рассмотрим результаты изучения свойств эмоциональности музыкантов и выраженность эмоций (табл. 1 и 2).
Эмоциональные особенности музыкантов-инструменталистов (мужчин) Учащиеся музыкальной школы Учащиеся музыкального училища Студенты консервато- рии Музыканты профессио- нального коллектива
Эмоциональная возбудимость 2,40 2,9 3,1 2,4
Интенсивность эмоции 4,6 4,2 4,1 3,9
Длительность эмоции 2,6 2,1 1,7 2,0
Отрицательное влияние эмоций на деятельность 3,7 3,2 3,5 2,8
Радость 25,6 30,0 29,3 26,1
Гнев 18,10 19,4 20,2 17,9
Страх 15,0 12,3 0,10 14,5 9,2
Печаль 10,3 0,10 12,1 10,9 7,8
Таблица 2
Эмоциональные особенности музыкантов-инструменталистов (женщин) Учащиеся музыкальной школы Учащиеся музыкально -го училища Студенты консервато- рии Музыканты профессио- нального коллектива
Эмоциональная возбудимость 0,05 3,5 3, 5 010 4,3 4,5
Интенсивность эмоции 5,1 5,5 5,3 5,1
Длительность эмоции ,8 2, 0 0, ,6 3 ,01 ■О ,4 2, 2,6
Эмоциональная неустойчивость 0,05
3, 0,05 3 3,6 4,0 4,7
0,10
Радость 29,7 30,3 27,4 24,9
Гнев 22,0 18,4 20,3 18,5
Страх 19,3 18,1 20,8 18,9
Печаль 0,01
11 ^ О©" 5 ,0 0, 0, 1 О, О©
На каждом этапе становления профессионального мастерства система эмоциональности будет характеризоваться разной степенью интеграции и своим набором выраженности свойств эмоциональности и эмоций. Так, на всех этапах становления профессионального мастерства у музыкантов значимо доминирует такая характеристика, как интенсивность эмоций, что связано с глубиной переживаемой эмоции. В данном случае можно говорить о наличии такой эмоциональной особенности музыкантов, как способность к глубокому переживанию эмоции. Это выглядит вполне закономерно, так как иначе трудно было бы представить музыканта, который не может донести до слушателя эмоционального содержания музыкального произведения.
Другой характерной особенностью является малая длительность эмоций, что говорит о том, что ригидность эмоциональности не характерна для музыкантов. Для их большинства скорее характерна лабильность эмоций, что подтверждается и исследованиями Ю. А. Ца-гарелли. Это дает возможность музы-кантам-инструменталистам быстро реагировать на смену ситуаций, обстоятельств, свободно выходить из одних эмоциональных состояний и входить в другие. Эмоциональная неустойчивость и эмоциональная возбудимость в структуре свойств эмоциональности занимают серединную позицию, что свидетельствует о большей их выраженности по сравнению с ригидностью и меньшей — по сравнению с интенсивностью.
Следующей закономерностью эмоциональности музыкантов является яркая выраженность эмоции радости, что говорит об их оптимистичном эмоциональном фоне. Самую низкую позицию
в структуре занимает эмоция печали, серединную — гнев и страх.
Сравнение эмоциональности студентов консерватории мужского пола со студентами, не занимающимися музыкой (данные В. Г. Пинигина4, полученные с использованием тех же методик), показало, что различия имеются в основном по проявлению эмоций разной модальности. Так, у консерваторских студентов больше выражено проявление радости (29,3 балла против 25,0 баллов), гнева (20,2 балла против 14,4 баллов), страха (14,5 балла против 7,3 балла) и печали (10,9 балла против 7,1 балла).
У студентов консерватории несколько выше эмоциональная возбудимость (3,1 балла против 2,4 балла), но меньше — длительность переживания эмоций (1,7 балла против 2,1 балла).
У студенток консерватории по сравнению со студентками, не занимающимися музыкой, по свойствам эмоциональности и выраженности эмоций разной модальности различий, в основном, нет. Можно отметить лишь большую выраженность эмоции страха (20,8 балла против 14,5 балла) и печали (14,1 балла против 12,6 балла), а эмоция радости выражена даже меньше (27,3 балла против 30,5 балла).
Сравнение выраженности свойств эмоциональности у мужчин и женщин показывает присутствие различий. У мужчин в процессе становления профессионального мастерства значимых изменений не происходит, что позволяет говорить об их большей эмоциональной стабильности. У женщин (рис. 1) изменения наблюдаются по эмоциональной возбудимости. У более профессиональных музыкантов эмоциональная возбудимость выше по сравнению с начинающими музыкантами. Кроме этого, у женщин постепенно усиливается эмо-
к
X
о
¡5
к
СП
Рис. 1. Показатели эмоциональной возбудимости у музыкантов-инструменталистов женщин в процессе становления профессионального мастерства
циональная неустойчивость (рис. 2) и выраженность эмоции печали (рис. 3). У мужчин наблюдается обратная картина: выраженность эмоции печали уменьшается, а эмоциональная устойчивость увеличивается. Интенсивность эмоции ярче выражена у женщин, чем у мужчин (рис. 4).
Рис. 2. Выраженность эмоциональной неустойчивости у музыкантов-инструменталистов (мужчин и женщин) в процессе становления профессионального мастерства. Обозначения: 1) ряд 1 — мужчины, ряд 2 — женщины; 2) Этапы: 1 — учащиеся музыкальной школы, 2 — учащиеся училища, 3 — студенты консерватории, 4 — музыканты профессионального коллектива
Корреляционный анализ показал, что в процессе становления профессионального мастерства у музыкантов-инструменталистов увеличивается количество взаимосвязей между свойствами эмоциональности и эмоциями (у школьников их — 8, у учащихся училища — 18, у группы студентов консерватории и музыкантов профессионального коллектива — 23). Эти взаимосвязи позволяют говорить о том, что, по мере становления профессионального мастерства, эмоциональность музыканта-ин-струменталиста интегрируется, образуя интегральное эмоциональное свойство личности.
В данном случае можно говорить об интегральной эмоциональности как системе, которая обеспечивается двумя подсистемами: свойствами эмоциональности и собственно эмоциями, образуя иерархическую структуру.
Рассмотрим теперь результаты изучения вопроса — какую по жанру музыку предпочитают исполнять музыканты-инструменталисты. Полученные данные представлены в табл. 3 (единичные выборы не включены в таблицу).
При выборе музыки, которую предпочитают исполнять музыканты, выбор осуществлялся в двух направлениях. В первом случае выбор обусловлен характером произведения (героическое, лирическое, романтико-драматическое и др.), во втором — испытуемые выбирали жанр музыки (рэп, рок-н-ролл, джаз, народная музыка и др.).
Так, учащиеся музыкальной школы кроме характера и форм музыки, представленных в таблице, выбрали рэп, легкую музыку, веселую, рок-музыку, романтическую, героическую, танцевальную, полифоническую, просто красивую. Учащиеся училища — народную песню, героическую, романти-
ко-драматическую, полифоническую,
романтическую. Студенты консерватории — современную музыку, миниатюру, народную, классическую, романтическую, барокко. Музыканты профессионального коллектива — миниатюру, драматическую, красивую.
Выбор музыки для исполнения связан с двумя факторами: внешним и внутренним. Внешний фактор обусловлен программой обучения, которая предусматривает обязательные для исполнения произведения. Внутренний — связан с эмоциональными предпочтениями. Один музыкант больше склонен к лирике, другой — к драматическим произведениям, третий
— предпочитает легкую, веселую музыку.
Результаты, представленные в табл. 3,
показывают, что лирические произведения предпочитает исполнять большинство музыкантов, независимо от уровня профессиональной подготовки.
Однако количество таких лиц от одного этапа обучения к другому увеличивается: у учащихся музыкальной школы
— 23,8%, у учащихся музыкального училища — 38,4%, у студентов консерватории — 47,5% и у музыкантов профессионального коллектива — 47,1%. Это можно объяснить тем, что лирические произведения более доступны музыкантам в плане реализации себя, своих возможностей как в техническом, так и в музыкальном плане, кроме того, они требуют от исполнителя глубины чувствования. В этом случае удается создать уникальные по силе эмоционального воздействия интерпретации.
Среди выбравших лирическую музыку женщин оказалось в два раза больше, чем мужчин. А если учесть, что у женщин интенсивность эмоции выражена ярче по сравнению с мужчинами, то становится ясной детерминанта выбора лирической музыки.
Рис. 3. Выраженность эмоции печали у музыкантов-инструменталистов (мужчин и женщин) в процессе становления профессионального мастерства.
Обозначения: 1) ряд 1 — мужчины, ряд 2— женщины; 2) Этапы: 1 — школьники, 2 — учащиеся училища, 3 — студенты консерватории, 4 — музыканты профессионального коллектива
На втором месте по численности предпочтений (%) музыканты выбрали виртуозные произведения — кроме музыкантов профессионального коллектива
6 и 5
« к к
о И1 й К
м 2
4 -|-3
4 Этапы
Рис. 4. Показатели выраженности интенсивности эмоций у музыкантов-инструменталистов (мужчин и женщин) в процессе становления профессионального мастерства Обозначения: 1) ряд 1— мужчины, ряд 2— женщины; 2) Этапы: 1 — школьники, 2 — учащиеся училища, 3 — студенты консерватории, 4 — музыканты профессионального коллектива
Музыка, предпочитаемая для исполнения музыкантами-инструменталистами (% случаев)
Предпочитаемая для исполнения музыка Учащиеся школы Учащиеся училища Студенты консерватории Музыканты профессио- нального коллектива
Лирические произведения 23,8 38,4 47,5 47,1
Виртуозные произведения 17 28,8 39 23,5
Произведения крупной формы 3,4 13,2 30,5 47,1
Джаз 10,2 7,2 5,1 —
Рок-н-ролл 8,5 — — —
Современная музыка 6,9 — 3,4 —
(соответственно 17%, 28,8%, 39%, 23,5%). Причем количество музыкантов, предпочитающих исполнять виртуозные произведения, постепенно увеличивается от одного этапа обучения к другому. Растет техническое мастерство музыкантов — и появляется потребность в реализации своих возросших возможностей. Причем исполнение виртуозных произведений у начинающих музыкантов больше ассоциируется с чувством самоутверждения, эмоциональной комфортности, нежели с чувством технической состоятельности. Как отметил один из профессиональных музыкантов, на начальных этапах обучения при исполнении виртуозных произведений он больше внимания уделял технической стороне произведения, а затем уже пришли эмоции.
Далее учащиеся училища и студенты консерватории, музыканты профессионального коллектива предпочли произведения крупной формы (соответственно 13,2%, 30,5%, 47,1%). Причем, процент музыкантов, предпочитающих исполнять эти произведения, постепенно
растет. Необходимо отметить, что произведения крупной формы трудны для исполнения по нескольким причинам. Во-первых, эти произведения требуют хорошей технической подготовки. Во-вторых, произведения крупной формы по времени исполняются достаточно длительное время. Здесь требования предъявляются к физической выносливости. И, в-третьих, они сложны в плане интерпретации, связаны с более широким спектром эмоциональных проявлений музыкантов.
Что касается разнообразия музыки, которую предпочитают исполнять музыканты, то, как видно из таблицы, наиболее широкий спектр музыки, с учетом единичных выборов, представлен у учащихся музыкальной школы. По мере становления профессионального мастерства он уменьшается.
При анализе предпочитаемых для исполнения музыкальных произведений очевидно, что в процессе становления профессионального мастерства разнообразие жанровых структур произведения сужается. Так, если начинающие музы-
канты хотят попробовать себя в разных амплуа, исполняя разные в жанровом плане произведения, то постепенно их предпочтения сужаются. Видимо, это связано больше с целенаправленной профессионализацией и тем репертуаром, который необходимо исполнять по программе. Вместе с тем наибольшее количество музыкантов, предпочитающих исполнять произведения крупной формы, относятся к высшему уровню профессионального мастерства. И, видимо, только на высшем уровне для большинства музыкантов появляется возможность реализовать свою эмоциональность в исполнении музыкальных произведений крупной формы в полном объеме.
Рассмотрим взаимосвязи между выбором музыки и особенностями эмоциональной сферы музыкантов-инструмен-талистов (мужчин и женщин).
Здесь наблюдаются две тенденции. Первая тенденция показывает наличие одинаковой выраженности свойств эмоциональности при выборе разной по характеру и жанрам музыки. Вторая тенденция позволяет увидеть эмоциональные особенности музыкантов разных групп, связанные с выбором конкретной музыки.
Так, у начинающих музыкантов при выборе для исполнения музыки наблюдается следующая тенденция: чем музыка более бравурна, тем выше эмоциональная устойчивость — как у юношей,
так и у девушек (от среднего уровня к высокому).
Учащиеся музыкального училища, выбравшие спокойную, лирическую музыку, характеризуются более выраженной интенсивностью эмоций (доминируют средний и высокий уровни) по сравнению с учащимися, выбравшими бравурную, энергичную музыку (виртуозную).
У консерваторских студентов-муж-чин, выбравших виртуозную музыку, эмоциональная устойчивость выше, чем у студентов, выбравших спокойную, лирическую музыку. У женщин большую эмоциональную устойчивость имеют те, кто предпочли произведения крупной формы по сравнению с выбравшими лирические произведения.
Среди музыкантов профессионального коллектива (как мужчин, так и женщин), выбравших спокойную лирическую музыку, доминируют лица со средней ригидностью (устойчивостью) эмоций. Среди выбравших виртуозную музыку доминируют мужчины и женщины с быстро исчезающими эмоциями. Возможно, это связано с быстротой движения музыки, требующей быстрой смены реагирования на нее.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что предпочтение той или иной музыки для исполнения в определенной степени зависит у музыкантов-инструменталистов от особенностей их эмоциональности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1989.
2 ИльинЕ. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001.
3 Рабинович Л. А. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 1974.
4 Пинигин В. Г. Эмоциональность и ее возрастно-половые особенности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
EMOTIONAL PECULIARITIES OF MUSICIANS-INSTRUMENTALISTS IN THE PROCESS OF THE FORMATION OF THEIR PROFESSIONAL SKILLS
The research into the emotionality of instrumentalists in the process of the formation of their professional skills revealed the tendency to integrate the characteristics of emotions and emotionality. This makes it possible to draw a conclusion that emotionality is an integral personal formation. The intensity of experienced emotions and lability are dominant in the structure of characteristics of emotionality of musicians (instrumentalists) (men and women). And the intensity of women’s emotions is gradually strengthening and the men’s intensity of emotions is diminishing. It is connected with a choice of calm and lyrical music. Women choose lyrical music more often. In the structure of emotions at all the stages of formation joy is the dominant emotion and sadness is less significant. Women’s expression of sadness and emotional changeability strengthens gradually and men’s is just the other way round. These peculiarities are reflected on the choice of music for rendering and professional activity. The choice of bravura (brilliant music) is connected with lability of emotions. Under equal conditions men devote themselves to the concert performance more often than women do.