№ 1 (56), 2015 Трибуна молодого ученого
УДК 78.072
М. Е. КУВЫЧКО,
соискатель Краснодарского государственного университета культуры и искусств
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ - КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
Характеризуя эмоциональную сторону работы начинающих музыкантов, автор прежде всего обращает внимание на их отношение к исполняемым произведениям, связанное с эмоциональным восприятием музыки, определяет уровни эмоционального реагирования, эмоциональный тон впечатлений и ощущений.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, эмоциональная реакция, эмоциональное состояние, музыканты-исполнители
UDK 78.072
M. E. KUVYCHKO,
applicant of Krasnodar State University of Culture and Arts,
EMOTIONAL REACTION IS A CRITERION OF DEVELOPMENT OF STUDENTS-MUSICIANS EMOTIONAL RESILIENCE
Describing the emotional side of beginner musicians, the author first draws attention to their relationship to the executable works associated with the emotional perception of music and defines the levels of emotional response, emotional tone of impressions and sensations.
Key words: emotional stability, emotional response, emotional state, musicians.
Качество фундаментальных исследований определяется принципиально новыми концепциями, идеями, подходами в области изучения педагогической и психологической науки, открывающими перспективу для развития прикладных исследований, в частности, музыкального образования. Критерий служит характеристикой содержательной стороны результата развития конкретных качеств в процессе обучения музыканта, а именно эмоциональной устойчивости, предполагающей развитие адекватной эмоциональной реакции, самоконтроля и стрессоустойчивости, которые мы рассматриваем как критерии исследования развития эмоциональной устойчивости в педагогическом процессе обучения студентов-музыкантов. Охарактеризуем подробнее вышеперечисленные критерии, развитие которых имеет свои особенности в обучении музыкантов исполнительскому мастерству.
Эмоциональное реагирование в исследовании эмоциональной устойчивости музыкантов имеет следующие особенности:
- знаковость переживаний (положительная или отрицательная);
- влияние на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее);
- интенсивность (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов);
- длительность протекания эмоциональной
реакции (длительное или кратковременное);
- степень осознанности и предметности (связь с конкретным объектом);
- степень реактивности.
Знаковость эмоционального реагирования обычно отмечают «+» или «-», которую относят к негативным или положительным эмоциям в конкретной ситуации, влияющим на поведение и деятельность человека. Индивидуальное восприятие ситуаций позволяет говорить об адекватности реагирования. То, что у некоторых вызывает положительную эмоциональную реакцию, у других может вызвать негатив. Адекватность эмоциональной реакции заключается в сохранении нейтрального отношения к событиям или ситуации. Влияние эмоций на поведение и деятельность человека характеризует интенсивность эмоционального реагирования, длительность которого может быть различной: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.
В. В. Бойко [1] отождествляет эмоциональное реагирование с отзывчивостью, легкостью, быстротой и гибкостью отклика на события, процесс общения и т. д. Ю. А. Цагарелли [2] считает, что эмоциональная отзывчивость музыкантов-исполнителей обратно пропорциональна силе нервной системы и прямо пропорциональна ее лабильности. Полное или частичное отсутствие отклика приводит к утрате резонанса.
У музыкантов-исполнителей эмоциональная реакция, связанная с восприятием музыки, находит свое выражение в доминировании впечатлений над познавательной составляющей. На фоне высокого уровня энергетики эмоциональность отражается в исполнении музыкальных произведений. Соответствующая реакцией должна быть адекватной, соотнесенной с содержанием музыкальных произведений, которое понимается как:
- умение откликаться на события, явления, произведения разных музыкальных жанров;
- способность эмоционального сопереживания в музыкальном произведении;
- эмоциональный отклик на произведения музыкального искусства.
С. Л. Рубинштейн, рассуждая о личности, выделяет три уровня эмоционального реагирования [3].
Первый связан с физическими чувствованиями и назван уровнем органической аффективно-эмоциональной чувствительности, которая обусловлена органическими потребностями, т. е. самочувствие человека более общего характера, не связанное с конкретными эмоциями.
Основу второго составляют предметные чувства, эмоции - он является более высоким уровнем эмоциональных проявлений, характеризующихся опредмеченностью и дифференциацией чувств на интеллектуальные, эстетические и моральные.
Третий уровень включает в себя обобщенные чувства, аналогичные по степени обобщенности отвлеченному мышлению. Сюда относятся чувство юмора, возвышенного и трагического, иронии, общие устойчивые мировоззренческие установки личности, которые ученый называет мировоззренческими чувствами.
С учетом характеристик эмоциональных реакций в отечественной психологии выделяют следующие классы: эмоциональный тон ощущений, эмоции, настроения.
Эмоциональный, или чувственный, тон ощущений - форма позитивных эмоций, не имеющих предметной отнесенности, которая сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. В филогенезе это явление представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций. Негативные эмоции (лат. пе§айо - отрицание и ешоуеге - возбуждать, волновать) направлены на устранение источника психологической и физической опасности. В когнитивной психологии их специфика определяется через интеллектуальные действия, которые связаны с гневом, печалью, страхом, презрением, застенчивостью, чувством вины, отвращением, и имеют следующие особенности:
- гнев как энергия разрушения препятствия;
- печаль, возникающая в ситуации потери значимого объекта, служит для снижения уровня энергии;
- страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;
- презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;
- застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;
- чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;
- отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.
Настроение как психическое состояние характеризуется диффузностью, отсутствием осознанной привязки к определенным предметам или процессам, цикличностью, изменчивостью. Его основным признаком выступает положительный или отрицательный эмоциональный тон. Будучи интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, настроение сигнализирует о процессах реализации деятельности. В качестве основных психических состояний выделяют эйфорию, бодрость, апатию, усталость, отчуждение, депрессию, утрату чувства реальности. Особую интенсивность, напряженность и продолжительность переживания имеет эмоциональная вспышка, способная изменить эмоциональное состояние, не связанная с утратой самообладания. Эмоциональный взрыв бурно развивается в эмоциональную реакцию с ослаблением волевого контроля и выступает как кратковременное явление, в результате которого наступает упадок сил, сонливость или даже полное безразличие.
Л. М. Веккер [4] рассматривает переживание как непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Любое переживание, по мнению ученого, это волнение, неспокойное состояние, которое делится на положительные и отрицательные, т. е. приятные и неприятные эмоции.
Эмоциональные переживания, как и реакции, по длительности разделяют на мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические (в патологии). Иногда эти группы называют оперативными (появляющиеся при однократном воздействии), текущими и перманентными (длящимися недели и месяцы). При дифференцировании эмоциональных переживаний используется линейный подход: с одной стороны, эмоции низкой интенсивности (настроение), а с другой - высокой интенсивности (аффекты).
Эмоциональное реагирование включает в себя физиологический компонент - отклик на определенные звуки или слова, вкусовые, невербальные раздражители, запахи. Причем отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные.
Одна и та же эмоция может сопровождаться у разных людей противоположными изменениями вегетатики, и разные эмоции сопровождаются одинаковыми вегетативными сдвигами. Однако физиологические изменения не всегда дают качественную или модальную характеристику эмоциональной реакции. К физическим компонентам эмоциональной реакции относят:
- мимические средства экспрессии, которые выражают эмоциональные оттенки состояния
№ 1 (56), 2015
человека, характеризующие синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, и в большей степени зависят от культурных особенностей данного народа;
- психомоторные средства экспрессии (выразительные движения). Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты - эмоциональные действия. Особую роль приобретает выражение эмоций в процессе исполнения музыкальных произведений.
Из изложенного выше ясно, что эмоциональное реагирование как возникновение психофизиологического (эмоционального) состояния человека представляет сложную реакцию, в которой задействованы разные системы организма и личности.
Понимание эмоционального реагирования как состояния имеет принципиальное значение для понимания сущности эмоций.
Эмоциональный тон ощущений филогенетически является наиболее древней эмоциональной реакцией и связан с переживанием удовольствия или неудовольствия в процессе ощущения. Он проявляется в реагировании отдельных свойств объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный звук, раздражающий или радующий глаз сочетание цветов и т. д.
Н. Н. Ланге провел сравнительный анализ характеристик ощущений и эмоционального тона ощущений, выявив основные функции и сравнительные характеристики.
Первая функция эмоционального тона ощущений - ориентировочная, связанная с желательными или нежелательными воздействиями на организм человека. «Чувство удовольствия влечет за собой повышение жизнедеятельности и движения, направленные на сохранение и усиление приятного впечатления, а неудовольствие и страдание, обратно, понижают жизнедеятельность и вызывают движения оттягивания, обороны, самозащиты» [5].
Вторая функция эмоционального тона ощущений проявляется в обеспечении обратной связи и сообщении об удовлетворении или неудовлетворении потребности человека.
Третья функция эмоционального тона ощущений требует особого внимания, вытекающая из второй функции, связана с определенными видами поведения до достижения нужного результата.
Таким образом, важно отметить, что эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, воздействующих на человека и вызывающих определенное состояние.
Другим фактором эмоциональной реакции является эмоциональный тон впечатлений, который сопровождается не только ощущениями, но и впечатлениями человека от процесса восприятия информации, интеллектуальной деятельности, общения и эмоций. Эмоциональный тон впечатлений, как знак эмоции, проявляется в эстетическом
"Трибуна молодого ученого"
^ш 99
удовольствии / неудовольствии, а эмоциональный тон ощущений, в свою очередь, как низший уровень безусловно-рефлекторного эмоционального реагирования, физическим удовольствием-неудовольствием, отличается прямым воздействием физического и химического раздражителя. Иными словами, удовольствие / неудовольствие, полученное в результате воздействия положительных или отрицательных эмоций, влияет на физическое самочувствие человека.
Е. П. Ильин выделил физиологические механизмы эмоциональных реакций, считая что «источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейро-медиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация)» [6].
Эмоциональная реакция как критерий развития эмоциональной реакции имеет особенности, влияющие на знаковость переживаний. Поведение и деятельность, степень реактивности. Эмоциональное восприятие музыки отражается в умении эмоционального сопереживания в музыкальном произведении, эмоционального отклика и имеет уровни, связанные с физическими чувствованиями, опред-меченностью интеллектуальных, эстетических, моральных и мировоззренческих чувств.
Эмоциональная реакция как критерий развития эмоциональной устойчивости музыканта-исполнителя проявляется в музыкальной эмоциональной отзывчивости благодаря адекватному распознанию основных эмоций и соотнесению их с эмоциональным содержанием музыкальных произведений, откликаясь на события и явления разных музыкальных жанров. Уровни эмоциональной реакции являются показателями степени эмоциональной чувствительности, которые влияют на эмоциональную устойчивость, вызывая разные интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.
На эмоциональную реакцию влияют эмоциональный тон ощущений, настроение и сами эмоции, приобретающие интенсивность, напряженность и продолжительность. Эмоциональная реакция проявляется в физиологических изменениях и поведении музыкантов-исполнителей, в частности, в исполнении музыкальных произведений.
Литература
1. Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004.
2. ЦагареллиЮ. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб., 2008.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
4. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000.
5. Ланге Н. Н. Избранные психологические труды. М; Воронеж, 1996. С. 268
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С. 89.
References
1. Boiko V. V. Energiya emotsiy [Energy of emotions]. SPb.,2004.
2. Tsagarelli Yu. A. Psychologiya musical'no-ispolnitel'skoy deyatel'nosty [Psychology of musical and
performing activity]. SPb., 2008.
3. Rubenstein S. L. Osnovy obschey psychologiy [Fundamentals of the general psychology]. SPb., 2000.
4. Vekker L. M. Psihika i real'nost': yedinaya theoriya psihicheskih processov [Mentality and reality: uniform theory of mental processes. M., 2000.
5. Lange N. N. Izbranniye psychologicheskiye trudy [Chosen psychological works]. M., Voronezh, 1996. S. 268.
6. Ilyin E. P. Emotsiy i chuvstva [Emotions and feelings]. SPb., 2001. S. 89.
УДК 37
К. А. СТРЕЛЬЦОВА,
аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
В статье рассматривается проблема этнохудожественного образования, представлены теоретико-практические подходы к данному вопросу в органической связи с историей развития самого народа, его менталитета, стереотипа национального характера, национального самосознания, становления этнохудожествен-ной образованности личности студентов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: этнокультурное образование, этнохудожественное образование, социокультурное пространство, межкультурная коммуникация.
UDK 37
K. A. STRELTSOVА,
post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts
ETHNIC ART EDUCATION IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE MODERNIZATION
In the article ethnic art education problem is considered, presented the theoretical and practical approaches to this matter as an integral part of the history of the people, their mentality, the stereotype of the national character, national identity, the formation of ethnic art education of students personality in training.
Key words: ethno-cultural education, ethnoart education, socio-cultural space, intercultural communication.
Социально-политические явления, происходящие в последнее десятилетие и связанные с пониманием целостности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства, определяют необходимость модернизации образовательного пространства. В условиях глобализации мировых процессов, когда «переломная историческая эпоха приносит с собой концептуальные новации в системе образования» [1], образовательное пространство рассматривается как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности и средство гармонизации межэтнических отношений. Это предопределяет интеграцию человека в коммуникативную культуру, его погружение в социальную среду, приобщение к основным понятиям универсалий
философии: ценностные ориентации, «исторический опыт общества» и др. [2]. Социокультурные функции образовательного процесса становятся стержнем воспроизводства и трансляции в жизнедеятельности новых поколений. Функция сохранения традиций и опыта исторически возложена на систему образования, которая становится основой «исторической наследственности» [3], предопределяет динамичность и конкурентоспособность развития страны. В этой связи уместно упомянуть Болонскую декларацию, принятую в 1999 г., к которой Россия присоединилась в 2003 г. Сущность данного документа заключается в интеграции национальных систем высшего образования в единое общеевропейское образовательное пространство [4].