SPIRITUAL CULTURE OF SOCIETY AND THE LAWS OF MUSIC
Gusanova Marina Viktorovna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
The article considers the themeofbecoming a musician with his first steps into the vast world of musical art to achieve professional excellence.
Keywords: muse; musical education; a musician; contests; Conservatory.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА И ЗАКОНЫ МУЗЫКИ
В статье раскрыта тема становления музыканта с первых его шагов в огромном мире музыкального искусства до достижения им профессионального мастерства. Ключевые слова: музы;музыкальное образование;музыкант-исполнитель; конкурсы; консерватории.
История человеческой культуры - это, прежде всего история человеческого разума. Культурные ценности, созданные людьми на протяжении тысячелетий, отражают исторический опыт человечества. Человечество, общаясь с ценностями прошлого, очень близко соприкасается с культурным наследием, тем самым обогащая своё интеллектуальное и нравственное развитие.
Духовная жизнь личности соткана из правил, знаний, верований, способностей, стремлений, целей. Она не возможна без переживаний и радостей, без оптимизма и уныний, без веры и разочарований. Человечеству свойственно стремление к самопознанию, самосовершенствованию. Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. Поэтому, для достойного существования, человечество овладевает знаниями, умениями, ценностями, накопленными предыдущими поколениями [1, с. 395].
Диапазон духовной культуры огромен и человек, живущий в современном обществе, может без труда выбрать тот вид духовных ценностей, которые будут соответствовать его вкусам, установкам, способностям и условиям жизни. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Начитанность, эрудиция не показатель духовной культуры человека. Главенствующую роль среди прочих критериев, помогающих оценить духовную культуру личности, играет самоотдача и саморазвитие человека. Действительно, как можно говорить о духовной культуре композитора, писателя, когда они не познакомили слушателя, читателя со своими творениями. Сегодня на человека обрушивается мощный поток информации, который влияет на его чувства и сознание. В такой ситуации огромное значение имеет избирательное отношение к источникам информации. А это отношение зависит от степени мировоззрения личности, от системы ценностных ориентации от развития мышления.
Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах - покровительницах искусства. Но только три из них (Эвтерпа - муза лирической поэзии, Эрато - муза любовных песен, Полигимния - муза священных гимнов) посвятили себя музыке. В древности искусства были тесно связаны друг с другом. Поэзия и музыка, объединяясь, создавали единое целое - песню. Со временем музыка и поэзия приобрели самостоятельность. Однако связь этих искусств осталась, потому что вокальная музыка - это синтез музыки и поэзии [2, с. 190].
Тяготение этих двух искусств друг к другу обусловлено большим значением, которое имеет для них чувство ритма. Ритм - основа
УДК 78.01
© ГузановаМ.В.,2014
IN
4L
1
Kl
■ Он
I
е
89
ГУЗАНОВА Марина Викторовна,
ст. преподаватель, кафедра
Хорового дирижирования,
Ставропольский
государственный
педагогический институт,
Ставрополь
мерности и стройности, как поэзии, так и песни. Другая сторона поэзии - рифма - также тяготеет к музыке. В греческом театре музыка являлась важным элементом. Актёры, произнося свой текст, распевали его. Хор также имел большое значение, так как раскрывал слушателям смысл происходящего. Если говорить о греческой трагедии, то она стала образцом первых опер, созданных в кружке любителей искусства. Учёные-флорентинцы не могли знать о музыке античного театра, однако, желание возродить прошлое привело к созданию оперы. Музыка и драма легли в основу оперы. Невозможно представить себе без музыки балет, оперетту, мюзикл, кино, телевидение.
На протяжении многих веков музыкальное искусство проходило путь развития. Появились люди, которые сделали музыку своей профессией. Музыкальные формы становились более сложными, а средства выразительности - более разнообразными, полнее - запись музыки в нотном тексте. В конце XVIII века в Европе произошло окончательное разделение между композитором и исполнителем. Однако нужно заметить, что на протяжении XIX века ещё было много музыкантов-композиторов, которые сами исполняли, созданные ими произведения. Выдающимися музыкантами были А. Рубинштейн, Н.Паганини, Ф. Шопен, а в XX веке - С. Рахманинов.
Музыкант-исполнитель - это, прежде всего творческая натура, поэтому и труд его называют творческим. Исполнитель интерпретирует музыкальное произведение, т. е. по-своему исполняет музыкальное произведение, наполняя его своими чувствами. Каждый из музыкантов в одном и том же музыкальном произведении по своему передаст эмоции. Но в этом и вся прелесть! Искусство музыканта очень схоже с работой драматического актёра на сцене. Ни один спектакль не похож на другой. Актёры, играя один и тот же спектакль, всегда найдут разнообразную палитру для выражения одних и тех же чувств.
В мировом исполнительстве одно из ведущих мест принадлежит русской школе. Молодые музыканты удерживают убедительные победы на Международных конкурсах. Музыкальная выразительность, глубина чувств, высокий уровень технического мастерства отличает искусство русских музыкантов от исполнителей других стран.
Музыкальное образование - это, прежде всего развитие способностей человека: эмоционального восприятия музыки, понимания её глубин. Такое образование является составной
частью в воспитании подрастающего поколения, так как оно способствует его гармоническому развитию, всестороннему формированию. Музыкальное образование предусматривает изучение законов музыки, необходимых для профессиональной музыкальной деятельности [2, с. 51].
Основной путь от начала музыкального образования до рождения профессионального музыканта проходит под руководством учителя, а затем преподавателя. Человек, прошедший курс музыкального образования, может без особого труда ориентироваться в области музыки, грамотно и глубоко вести разбор музыкальных произведений, сам может стать исполнителем.
Музыкальное воспитание, обучение и образование довольно тесно связаны между собой. Однако, если взять работу с детьми младшего школьного возраста, то здесь на первое место выходит воспитание отзывчивости на музыку, её эмоционального переживания, приобщение к миру музыкальных образов. Именно такое воспитание активизирует мышление, воображение, память.
Усложнение музыкальных задач происходит на занятиях с подростками и старшими школьниками. Обучение выходит на первый план, хотя по прежнему его задачи сводятся к воспитанию личности, высоких чувств, вкуса, интереса к освоению художественных произведений.
Мы знаем, что воздействие музыки на человека может быть разным. Но именно классическая музыка способна вызывать эстетическое наслаждение, формировать чувство прекрасного. Во многих странах мира открыты специальные музыкальные учебные заведения - государственные и частные. Они называются лицеями, колледжами, музыкальными институтами, академиями. Наши консерватории - это государственные музыкальные вузы, которые готовят не только исполнителей и композиторов, но и музыковедов - теоретиков и историков музыкального искусства.
Музыкальные конкурсы (от латинского " конкурсус" - "стечение") - это соревнования музыкантов. В Древней Греции, на Пифийских играх, победителей в пении увенчивали лавровыми венками. В Древнем Риме - называли лауреатами. Русские музыканты сыграли важную роль в проведении конкурсов. В 1890 году А.Г. Рубинштейн стал инициатором конкурса пианистов и композиторов. Вплоть до Первой мировой войны такие конкурсы проходили регулярно раз в пять лет, и получили имя
своего основателя. Победы наших музыкантов родах, областях, республиках. Музыкальные Л. Оборина, Д. Ойстраха, Э. Гилельса , Я. Флие- фестивали, хотя и не имеют характера состяза-ра, Я. Зака в период с 1920-1930 гг. стали воз- ний, также выявляют лауреатов. Проводимые можны, благодаря всей советской системе му- конкурсы и фестивали, конечно, играют важ-
зыкального образования. С 1933 г. стали ную роль в воспитании, формировании моло-регулярными смотры молодых профессио- дых музыкантов-исполнителей [2, с. 148]. рц нальных кадров - Всесоюзные конкурсы музы- Общение с музыкой вырабатывает в нас
кантов-исполнителей. И, конечно, огромной вкус - способность непосредственным чув-
популярностью пользуется Международный ством определять художественную значимость конкурс им. П.И. Чайковского, который прохо- музыки [2, с.180]. ^
дит раз в четыре года в Москве с 1958 г. Регу- Примечания-
4L
лярно проводятся Всесоюзные конкурсы во-
1. Человек и общество. - М., 2000.
■ Он f
Kalantaryan LyubovAlexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor,
калистов им. М.И. Глинки. Много конкурсов 2. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.: Педа-проводится внутри учебных заведений, в го- гогика, 1985.
FORMATION ANDDEVELOPMENTOFMUSICALSPACEOFSTAVROPOLINLINEOFTHECULTURALCONSTRUCTION IN THE USSR
Nalbandyan Margarita Albertovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
E
The article analyzes the major trendsofformation of musical spaceofartisticlife in the Stavropol region in line of the formation and development of the cultural construction in the USSR. The main attention is paid to understanding the socio-cultural determinants that have shaped the process and improve the understanding of musical art as an in tegral part of the structure of cultural genesis of the region. 91
Keywords: cultural construction; musical space; music education; musical education philharmonic activity.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО УДК 398.221
ПРОСТРАНСТВА СТАВРОПОЛЬЯ В РУСЛЕ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР
© НалбандьянМ.А.,2014
В статье дан анализ основныхтенденций, формирования музыкального простран- © Калантарян Л.А., 2014 ства художественной жизни региона Ставрополья в русле становления и развития культурного строительства в СССР. Основное внимание авторы уделяют осмыслению социокультурныхдетерминант, определившихданный процесс и спо-собствующихпониманиюмузыкального искусства как неотъемлемой части структуры культурогенеза региона.
Ключевые слова: культурное строительство;музыкальное пространство;музыкальное просвещение; музыкально-просветительская филармоническая деятельность.
В современном российском обществе неуклонно возрастают потребность осмысления своих культурных истоков, стремление к возрождению и сохранению культурного наследия, что актуализирует изучение региональной музыкальной культуры Ставрополья, и на сегодняшний день остающейся за рамками глубоких научных исследований. Осмысление процесса формирования музыкального пространства региона в русле культурного строительства в СССР потребовало выявления социокультурных детерминант, определивших данный процесс и способствующих пониманию музыкального искусства как неотъемлемой части структуры культурогенеза региона.
Возникновение нового социалистического государства, изменения во всех сферах общественной жизни детерминировали новый социальный заказ на культурные новации и интеграцию этих нова-
КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогическихнаук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь