Научная статья на тему 'Фестиваль "Музыкальная осень Ставрополья" как средство межкультурного диалога в музыкальном пространстве региона'

Фестиваль "Музыкальная осень Ставрополья" как средство межкультурного диалога в музыкальном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА / ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА / INTERCULTURAL DIALOGUE IN THE MUSICAL SPACE OF THE REGION / INFRASTRUCTURE OF REGIONAL MUSICAL CULTURE / MUSICAL SPACE IN THE REGION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна

В статье дан анализ социокультурных детерминант межкультурного диалога в музыкальном пространстве региона. Особое внимание автор уделяет осмыслению роли и места фестиваля "Музыкальная осень Ставрополья" как неотъемлемой часть инфраструктуры региональной музыкальной культуры, средства межкультурной коммуникации и углубления диалога культур в музыкальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Festival "Stavropol musical autumn" as a tool of intercultural dialogue in the musical space of region

The article analyzes the socio-cultural determinants of intercultural dialogue in the musical space in the region. Special attention is paid to understanding the role and place of the festival "Stavropol Musical Autumn" as an inalienable part of the infrastructure of the regional musical culture, a tool of intercultural communication and deepening the dialogue of cultures in the music space.

Текст научной работы на тему «Фестиваль "Музыкальная осень Ставрополья" как средство межкультурного диалога в музыкальном пространстве региона»

П.Григорьева М.А., Леонова С.Г. Сосуд - "мистерия целостности". Путь посвящения от двуполос-ти к андрогину // KANT. - 2014. - № 3(12). - С. 118. 12.Рычков А.Л. К вопросу о рецепции идей Д.С. Мережковского в работах К.-Г. Юнга (на примере близнечного мифа из раннехристианского гностического памятника Pistis Sophia) // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - 2013. - Вып. 2. - Том 2. - С. 46-54.

13.Флёров B.C. Аланы Центрального Предкавказья V-VIII веков: обряд обезвреживания погребённых. /Труды Клин-Ярской экспедиции. I. - М. : Полимедиа, 2000. - С. 142.

И.Афанасьев Г.Е. Спорные вопросы в методике интерпретации разрушенных скелетов в памятниках Салтово-Маяцкой культуры // Российская археология. - 2012. - № 2. - С. 113,118.

FESTIVAL "STAVROPOL MUSICAL AUTUMN" AS A TOOL OF INTERCULTURAL DIALOGUE IN THE MUSICAL SPACE OF REGION

Kalantaryan Lyubov Alexeevna, PhD Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

The article analyzes the socio-cuiturai determinants of intercuiturai dialogue in the musical space in the region. Special attention is paid to understanding the role and place of the festival "Stavropol Musical Autumn" as an inalienable part of the infrastructure of the regional musical culture, a tool of intercuiturai communication and deepening the dialogue of cultures in the music space.

Keywords: intercuiturai dialogue in the musical space of the region; Infrastructure of regional musical culture; musical space in the region.

ФЕСТИВАЛЬ "МУЗЫКАЛЬНАЯ ОСЕНЬ СТАВРОПОЛЬЯ" КАК СРЕДСТВО МЕЖКУЛЬ ТУРНОГО ДИАЛОГА В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

В статье дан анализ социокультурных детерминант межкультурного диалога в музыкальном пространстве региона. Особое внимание автор уделяет осмыслению роли и места фестиваля "Музыкальная осень Ставрополья" как неотъемлемой часть инфраструктуры региональной музыкальной культуры, средства межкультурной коммуникации и углубления диалога культур в музыкальном пространстве.

Ключевые слова: межкультурный диалог в музыкальном пространстве региона; инфраструктура региональной музыкальной культуры; музыкальное пространство региона.

Значительной вехой в становлении межкультурного диалога в музыкальном пространстве региона, в развитии профессионального музыкального искусства стал фестиваль "Музыкальная осень Ставрополья". Выступая как важнейший культурный объект, новацион-ная культурная форма, фестиваль явился необходимым средством межкультурной коммуникации, способом удовлетворения потребности в духовной общности с другими культурами.

Проведенный впервые в 1968 году, фестиваль приобрел черты культурной нормы, культурной традиции, прочно укоренившейся в региональной социокультурной практике. Задуманный как "песенный" и рассчитанный на широкую слушательскую аудиторию, с первых лет своего существования он перешагнул узкие рамки, став важнейшим средством популяризации классической музыки и регионального музыкального искусства. Высокий профессиональный уровень первого фестиваля, посвященного 50-летию ВЛКСМ, во многом определил вектор и приоритеты развития профессионального музыкального искусства на Ставрополье.

Среди участников лауреат Ленинской и Государственных премий, народный артист СССР В.П. Соловьев-Седой, лауреат Государ-

УДК 398.221

Калантарян Л.А., 2015

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

к

о

С;

О

3_

>

ь-

Q

С

>

ас

22

ственной премии, народный артист РСФСР В.И. Мурадели, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель искусств РСФСР А.Я. Эшпай, секретарь союза композиторов РСФСР A.A. Нестеров, народный артист Якутской АССР Д.Ф. Салиман-Владимиров, заслуженный деятель искусств РСФСР Е.Э. Жарковский, композитор М.Г. Фрадкин, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат международных конкурсов М.М. Кажлаев и др. Среди исполнителей Государственный симфонический оркестр под управлением лауреата всесоюзных и международных конкурсов дирижеров Юрия Симонова, Омский русский народный хор, артисты Ленинградской и Московской филармоний. В фестивале приняли участие симфонические оркестры Кабардино-Балкарской республиканской и Кисловодской государственной филармонии, творческие коллективы и артисты Ставропольской филармонии, самодеятельный ансамбль "Колос" Александровского района Ставропольского края и др. [1].

В рамках проведения фестиваля широко культивируются такие культурные формы, как творческий отчет, творческая встреча деятелей искусств с тружениками края. В ходе творческих встреч, наметились пути взаимодействия с местными композиторами. Местная пресса отмечала в данной связи: "Музыкальная осень" - это не только концерты. В дни декады музыкальные деятели встречались с участниками художественной самодеятельности, с самодеятельными композиторами, помогали им советами, давали добрые наставления. И верится, такая творческая дружба - залог того, что на Ставрополье будет свои профессиональные композиторы, будут новые песни, музыкальные произведения больших форм" [1, с. 3].

В фестивалях конца 60-х - начала 70-х годов явственно обозначились устойчивые тенденции развития межкультурного диалога в музыкальном пространстве региона, сложились фестивальные традиции, среди которых: неизменное внимание к национальным музыкальным культурам региона; внимание к творчеству ставропольских композиторов; показ новых произведений местных авторов; творческие отчеты и встречи деятелей музыкального искусства региона с тружениками края; творческое взаимодействие с самодеятельными коллективами и т. д. [3].

Открытый в Черкесске третий фестиваль (1971 г.), посвященный 50-летию автономии Ка-

рачаево-Черкесии, свидетельствовал о возросшем уровне развития национальной культуры, актуализации ее духовного потенциала и внутренних ресурсов, способности к культурному диалогу. На концертах фестиваля прозвучали произведения на национальные темы А. Даурова, С. Крымского, С. Колианиди. В фестивале приняли участие творческие коллективы Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северо-Осетинской АССР и др. Тем не менее, третий фестиваль не сумел показать истинных достижений национальной музыкальной культуры. Местные творческие силы не приняли в нем достойного участия и не по причине отсутствия таковых, а в силу все еще сохраняющегося отношения к провинциальной культуре как к второстепенной.

Отношение к региональному искусству как к второстепенному существенно тормозило развитие творческой деятельности композиторов Ставрополья. Известно, что для эффективного функционирования искусства, в том числе и музыкального, необходимо его обеспечение всей системой художественной культуры, включающей следующие подсистемы: "собственно художественное творчество (как индивидуальное так и групповое); его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению заказов и реализации художественной продукции); его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки); художественное образование и повышение квалификации (включая практику творческих конкурсов); организованную рефлексию процессов и результатов художественного творчества (художественная критика и пресса, различные области научного искусствознания); эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству); реставрацию и сохранение художественного наследия; художественно-творческую самодеятельность населения" и т. д. [5, с. 231 ].

Об отсутствии необходимой инфраструктуры для эффективного функционирования регионального музыкального искусства, творчества ставропольских композиторов писала местная пресса начала 70-х годов. "Творчество Н. Зинченко, Л. Яресько, М. Севрюкова - давно известно за пределами края, но велики трудности, с которыми сталкиваются самодеятельные композиторы. Куда обратиться автору, кому показать свое произведение, с кем посоветоваться. Живут и творят композиторы раз-

розненно. Главная беда в том, что в крае нет отделения Союза композиторов, нет организации, которая серьезно занималась бы вопросами музыкального творчества" [2, с. 4]. Несмотря на недостаточность инфраструктуры, в 70-х годах интерес к творчеству местных авторов неуклонно возрастает. Произведения ставропольских композиторов становятся обязательной составляющей филармонических, фестивальных концертов, другихтворчес-ких мероприятий. Пример тому, прошедший в Ставрополе в рамках проведения IV фестиваля "Музыкальная осень" (1972 г.) концерт симфонической музыки композиторов Ставрополья Н. Зинченко, С. Колианиди, С. Крымского, А. Даурова, Д. Осиновского.

Взаимодействие национальных региональных музыкальных культур нашло широкое отражение в содержании музыкальных произведений. Использование национального интонационного мелоса определило специфику черт музыкального языка и музыкального мышления композиторов. О повышении профессионального уровня местных композиторов свидетельствует и тот факт, что произведения ставропольцев становятся неотъемлемой частью официальных, торжественных фестивальных концертов [3]. Так, на открытии V (1973 г.) музыкальной осени, наряду с произведениями Д. Шостаковича и П. Чайковского, прозвучали "Горская рапсодия" для скрипки с оркестром А. Даурова, Сонатина для струнного оркестра и фортепианный концерт С. Крымского.

Возросшая творческая активность ставропольских композиторов стимулировала развитие самодеятельного композиторского творчества в крае. В рамках VI фестиваля "Музыкальная осень" состоялся первый большой концерт самодеятельных композиторов-песенников Карачаево-Черкесии, в произведениях которых широко использовался национальный мелос. Прозвучали песни М. Кочкарова "Карачаевская студенческая", М. Мамчуева "Сафият", X. Карданова "Ногайская плясовая", М. Ногайлиева "Родина моя", Г. Го-жевой "Абазашта" и др. Ставропольские композиторы, принявшие участие в этом творческом мероприятии, показали свои новые произведения. Были исполнены песни Д. Осиновского "Песня о Ставрополе" и "Суровая

память", Концерт для трубы и симфонического оркестра, песни Н. Зинченко "Песня о Доре Карабут", "Сельский вальс", "Сторонка моя дорогая", "Ставропольская рапсодия", написанная композитором для ансамбля народных инструментов, прозвучали новые песни Леонида Яресько и черкесского композитора Максима Геттуева [4, с. 4].

На протяжении 70-х годов творческое взаимодействие ставропольских композиторов с самодеятельными коллективами края расширялось и углублялось. Лучшие из них - "Нива золотая", "Минги-Тау", "Заряночка", "Терек" -включали в репертуар произведения местных авторов. Творчество ставропольских композиторов явилось неотъемлемой частью филармонических концертов.

Таким образом, фестиваль "Музыкальная осень Ставрополья" как важнейший культурный объект и культурная новация явился неотъемлемой частью инфраструктуры региональной музыкальной культуры, средством межкультурной коммуникации и углубления диалога культур в музыкальном пространстве. Сложившиеся фестивальныетрадиции (внимание к национальным музыкальным культурам региона; к творчеству ставропольских композиторов и т. д.), широко культивируемые новации (творческие отчеты и встречи деятелей музыкального искусства региона с тружениками края; творческое взаимодействие с самодеятельными коллективами и т. д.) и сегодня определяют вектор развития творческой деятельности Ставропольской композиторской школы.

Примечания:

1. До свидания, фестиваль//Ставропольская правда - 1968. - 16 сентября.

2. Концерты фестивальные // Ставропольская правда - 1970. - 12 сентября.

3. Калантарян Л.А. Формирование музыкального пространства художественной жизни региона Ставрополья в русле культурного строительства на Северном Кавказе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - №5 (43). -Часть 3. -С. 81-83.

4. Певцы родного края // Ставропольская правда. -1974. - 5 октября.

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. -М.: Академический проект, 2000. - 496 с.

т

О си

-О 01-0 СК

к X ш о

со со

ом

к^ С Ё

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.