Научная статья на тему 'Становление и развитие музыкального пространства Ставрополья в русле культурного строительства в СССР'

Становление и развитие музыкального пространства Ставрополья в русле культурного строительства в СССР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
277
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФИЛАРМОНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL CONSTRUCTION / MUSICAL SPACE / MUSIC EDUCATION / MUSICAL EDUCATION PHILHARMONIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калантарян Любовь Алексеевна, Налбандьян Маргарита Альбертовна

В статье дан анализ основных тенденций, формирования музыкального пространства художественной жизни региона Ставрополья в русле становления и развития культурного строительства в СССР. Основное внимание авторы уделяют осмыслению социокультурных детерминант, определивших данный процесс и способствующих пониманию музыкального искусства как неотъемлемой части структуры культурогенеза региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of musical spaceof Stavropolin line ofthe culturalconstruction in the USSR

The article analyzes the major trends of for mation of musical space of artistic life in the Stavropol region in line of the formation and development of the cultural construction in the USSR. The main attention is paid to understanding the socio-cultural determinants that have shaped the process and improve the understanding of musical art as an in tegral part of the structure of cultural genesis of the region.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие музыкального пространства Ставрополья в русле культурного строительства в СССР»

своего основателя. Победы наших музыкантов родах, областях, республиках. Музыкальные Л. Оборина, Д. Ойстраха, Э. Гилельса , Я. Флие- фестивали, хотя и не имеют характера состяза-ра, Я. Зака в период с 1920-1930 гг. стали воз- ний, также выявляют лауреатов. Проводимые можны, благодаря всей советской системе му- конкурсы и фестивали, конечно, играют важ-

зыкального образования. С 1933 г. стали ную роль в воспитании, формировании моло-регулярными смотры молодых профессио- дых музыкантов-исполнителей [2, с. 148]. рц нальных кадров - Всесоюзные конкурсы музы- Общение с музыкой вырабатывает в нас

кантов-исполнителей. И, конечно, огромной вкус - способность непосредственным чув-

популярностью пользуется Международный ством определять художественную значимость конкурс им. П.И. Чайковского, который прохо- музыки [2, с.180]. ^

дит раз в четыре года в Москве с 1958 г. Регу- Примечания-

4L

лярно проводятся Всесоюзные конкурсы во-

1. Человек и общество. - М., 2000.

■ Он f

Kalantaryan LyubovAlexeevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor,

калистов им. М.И. Глинки. Много конкурсов 2. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М.: Педа-проводится внутри учебных заведений, в го- гогика, 1985.

FORMATION ANDDEVELOPMENTOFMUSICALSPACEOFSTAVROPOLINLINEOFTHECULTURALCONSTRUCTION IN THE USSR

Nalbandyan Margarita Albertovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

e

The article analyzes the major trendsofformation of musical spaceofartisticlife in the Stavropol region in line of the formation and development of the cultural construction in the USSR. The main attention is paid to understanding the socio-cultural determinants that have shaped the process and improve the understanding of musical art as an in tegral part of the structure of cultural genesis of the region. 91

Keywords: cultural construction; musical space; music education; musical education philharmonic activity.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО УДК 398.221

ПРОСТРАНСТВА СТАВРОПОЛЬЯ В РУСЛЕ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР

© НалбандьянМ.А.,2014

В статье дан анализ основныхтенденций, формирования музыкального простран- © Калантарян Л.А., 2014 ства художественной жизни региона Ставрополья в русле становления и развития культурного строительства в СССР. Основное внимание авторы уделяют осмыслению социокультурныхдетерминант, определившихданный процесс и спо-собствующихпониманиюмузыкального искусства как неотъемлемой части структуры культурогенеза региона.

Ключевые слова: культурное строительство;музыкальное пространство;музыкальное просвещение; музыкально-просветительская филармоническая деятельность.

В современном российском обществе неуклонно возрастают потребность осмысления своих культурных истоков, стремление к возрождению и сохранению культурного наследия, что актуализирует изучение региональной музыкальной культуры Ставрополья, и на сегодняшний день остающейся за рамками глубоких научных исследований. Осмысление процесса формирования музыкального пространства региона в русле культурного строительства в СССР потребовало выявления социокультурных детерминант, определивших данный процесс и способствующих пониманию музыкального искусства как неотъемлемой части структуры культурогенеза региона.

Возникновение нового социалистического государства, изменения во всех сферах общественной жизни детерминировали новый социальный заказ на культурные новации и интеграцию этих нова-

КАЛАНТАРЯН Любовь Алексеевна, кандидат педагогическихнаук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

92

НАЛБАНДЬЯН Маргарита Альбертовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

ций в существующую культурную систему, формирование новой (социалистической) культурной системы. С самого начала становления советского государства приоритетное значение приобрело культурное строительство. Культурная революция, понимаемая как процесс формирования нового человека, являлась необходимым элементом социалистических преобразований во всех областях общественной жизни.

П.И. Кабанов, анализируя историю культурной революции в СССР, выделяет универсальные признаки, характеризующие ее как "общую закономерность социалистического строительства": "Во-первых, культурную революцию следует рассматривать как часть вопроса о социалистической революции: она начинается сразу после завоевания политической власти пролетариатом. Культурная революция органически входит в социалистическую революцию, пропитывает собой весь процесс социалистического и коммунистического строительства. Во-вторых, трудовой народ был материально и духовно ограблен и потому не имел возможности создать свою культуру в завершенном виде в недрах капитализма. В-третьих, решающей особенностью социалистической культурной революции является ее подлинно народный, демократический характер" [1].

В советском государстве, особенно на ранних этапах его становления понятие культурная революция, по сути, тождественно понятию культурная политика. Культурная политика понимается как: "направление политики государства, связанное с планированием, проектированием и обеспечением культурной жизни государства и общества" [2]. К сфере государственных компетенций в области культурной политики относятся: сохранение и накопление культурного наследия; развитие художественной жизни; популяризация культурных ценностей (классического и народного искусства); культурное сотрудничество на различных уровнях и др.

Реализацию культурной политики государства осуществляют культурные институты, сохраняющие культурное наследие в ведении различных творческих объединений, художественных и кинематографических союзов, театров и филармоний, а также образование "художественного профиля" в высших и средних специальных учебных заведениях [2].

С начала становления советской власти деятельность культурных институтов была направлена на культурно-просветительскую работу, которая составляла неотъемлемую часть идеологической пропаганды в массах "по распространению культуры, формированию социалистического сознания трудящихся в условиях строительства социализма" [1]. Задачи и программа деятельности культурно-просветительских организаций были продекларированы на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры (июнь 1919 г.), II Совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования (январь 1919 г.) и Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования (ноябрь 1920 г.) [1].

Большое значение деятельности культурно-просветительских учреждений в "борьбе за построение социализма" неизменно придавалось на VIII (1919 г.), XI (1922 г.) и XII (1923 г.) партийных съездах, кроме того указывалось на необходимость расширения и углубления культурно-просветительской работы, и особенно в сельской местности.

Новый социальный заказ детерминировал порождение новых форм культурно-просветительской деятельности. В городе это орга-

низация народных клубов с различными самодеятельными кружками, народных театров, книжных магазинов, народных университетов культуры ит. д. В деревне - организация сельских клубов, красных уголков, изб-читален, хаток-делегаток, домов крестьянина и т. д.

Безусловно, культурное строительство в СССР определило и общие тенденции развития музыкального искусства. В редакционной статье "Классовая борьба на музыкальном фронте" журнала "Культурная революция" музыкальное искусство определялось как "сложнейший сектор искусства и один из самых сложных секторов идеологии". В частности подчеркивалось, что "... Этот сектор искусства наиболее консервативен. В отличие от художественной литературы и других видов искусства, оперирующих живым образами и конкретными понятиями, музыка своим материалом имеет звуковые комплексы, воздействующие преимущественно не на интеллект, а на эмоциональную строну человеческой психики. Этими свойствами музыки и определяется сложность классовой природы этого искусства" [4]. В силу специфичности для решения приоритетных задач музыкального просвещения, развития общего музыкального воспитания и профессионального музыкального образования был создан даже специальный музыкальный отдел при Наркомпросе.

Проблемы становления и развития музыкального просвещения в Советской России нашли осмысление в трудах Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, Л.С. Выготского, Н.С. Гончарова, H.A. Гродзенской, И.Д. Гусина, И.Н. Еро-шенкова, Д.Б. Кабалевского, Т.Я. Левашевой, A.B. Луначарского, Л.Л. Мельниковой, Л.А. Ра-пацкой, А.Н. Сохора, Б.М. Теплова, Б.Л. Яворского и др.

Социальный заказ на новые культурные смыслы в музыкальном просвещении детерминировал новые культурные формы, такие как Народные школы музыкального просвещения, обязательное хоровое пение и слушание музыки в образовании школьников, школьные творческие кружки оркестровые, театральные, хоровые и т. д.

В процесс музыкального просвещения активно включились национализированные музыкальные учебные заведения: консерватории, музыкальные училища, музыкальные школы, ставшие впоследствии центрами музыкального просвещения, особенно в провинции. Следует особо подчеркнуть роль открытых в 1921 году в Петрограде и в 1922 году в Москве филармоний. Организации призван-

ные, прежде всего, пропагандировать классическое музыкальное искусство, оказались в авангарде музыкального просвещения и во многом определили направление культурного строительства в советском государстве.

Являясь действенным средством социального воспроизводства, механизмом инкульту-рации и социализации личности, музыкальное просвещение выступает и как основа для создания новой культурной среды, новой социальной страты - советской интеллигенции, ставшей производителем и транслятором новых культурных смыслов и культурных форм[6].

Выкристаллизовавшиеся в музыкально-просветительской деятельности филармоний культурные новации успешно внедрились в социальную практику и получили статус культурных норм. Наиболее мобильной и культу-роемкой формой музыкально-просветительской деятельности стала лекция-концерт, что, на наш взгляд, можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, просвещая народные массы, требовалось "вступительное слово", которое помогало бы слушателям верно трактовать художественное содержание исполняемого музыкального произведения, его стилевые особенности, средства музыкального языка и т. д. Во-вторых, обязательная идеологическая составляющая "лекционной" части концерта обеспечивала направление музыкального восприятия слушательской аудитории в русле "классовой борьбы на музыкальном фронте" [6].

Идеологическая направленность музыкально-просветительской филармонической деятельности наиболее ярко проявилась в таких новационных культурных формах, как музыкальный концерт-митинг. Репертуар подобных концертов строго регламентировался, предпочтение отдавалось революционным песням и песням гражданской войны, массовым и народным песням патриотического содержания, "вступительное слово" предполагало выступление партийных и государственных деятелей.

За первое десятилетие в филармонической музыкально-просветительской деятельности сложился особый вид "специализированного" концерта-лекции, предназначенного для конкретной аудитории, например, школьников, детей дошкольного возраста, взрослой аудитории, рабочих, моряков, красноармейцев и т. д. Особенно широкое распространение приобрела музыкально-шефская работа в армейской среде, что привело к бурному развитию разнообразных форм художественной самодеятельности и повышению общего культурного уровня моряков и красноармейцев [6].

IN

4L

1 2t

Ki

■ Qu

i

е

93

Развитие художественной самодеятельности в Советской России выявило необходимость поиска путей сближения самодеятельного и профессионального искусства. Анализ проблемы показал, что, так называемые "два сектора искусства" - самодеятельное и профессиональное - сосуществовали как "два встречных потока", и это являлось характерной отличительной чертой развития художественной жизни в СССР. Терминология "самодеятельный" и "профессиональный" сектор искусства, как отмечено в одной из публикаций, достаточно условна, поскольку вопрос идет только о формальных звеньях искусства: с одной стороны, - художественная продукция квалифицированных мастеров, профессионалов, творящих "на рынок", а с другой стороны, -гигантское творчество, которое созрело и выросло в недрах рабочего класса после Октября преимущественно в рабочем клубе, творчество, продукция которого является результатом общественной самодеятельности и активности масс... Эти два потока находятся в непрерывном, постоянном взаимовлиянии. Происходит обмен форм, методов и техники исполнения, обмен живыми силами. Квалифицированное искусство мастеров через живых людей, на живых образцах, передается самодеятельному сектору, а самодеятельное искусство, в свою очередь, пополняет основные кадры мастеров свежими побегами" [5].

Сближению профессионального и самодеятельного искусства содействовала сложившаяся новая культурная форма - творческий отчет, творческая встреча деятелей музыкального искусства со слушательской аудиторией, активное культивирование которой способствовало ее прочному внедрению в социокультурную практику.

К концу 30-х годов художественная самодеятельность в СССР приобрела массовый характер, чему, безусловно, способствовало и музыкально -издательское дело, обеспечившее миллионные тиражи нотной и методической литературы по обучению игре на различных инструментах, организации самодеятельных музыкальных коллективов.

Сближение двух секторов советского искусства, выявило злободневную проблему - взаимосвязи "кадров и творчества". Журнал "Культурная революция" отмечает в данной связи: "Наши кадры композиторов и музыкальных клубных работников чрезвычайно бедны. Десятки тысяч музыкальных кружков, с сотнями тысяч организованного пролетариата и крестьянства, этот музыкальный актив СССР нуж-

дается в четком политическом и техническом руководстве" [5]. В круг задач, стоящих перед советскими композиторами входили: создание музыкальных произведений, форма и содержание которых способны захватить массы трудящихся и быть исполненными ими; создание высокохудожественных музыкальных произведений для агитационной и пропагандистской работы; создание самодеятельных музыкальных форм (частушек, массовых песен, маршей и т. д.), которые могут быть исполнены при проведении политических демонстраций, спортивных праздников и олимпиад; создание идеологически выдержанных образцов эстрадной музыки и т. д. [5].

Для решения поставленных задач необходимо также активизировать существующие ассоциации пролетарских музыкантов, укреплять объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей, которые должны были заострять внимание концертных организаций и, прежде всего, филармоний на более широком использовании массовых произведений советских композиторов, направленных на обслуживание социалистического соревнования, достижений индустриализации, коллективизации и т. д. Рост пролетарского влияния в области композиторской деятельности нашел отражение в произведениях - "Октябрь" Шостаковича, "Симфонический монумент" Гневи-на, "Путь Октября" Давиденко, "Траурная ода", "Шахтер" Крейна, ряде произведений Шехте-ра, Карасева, Белого, Буглая, Коваля, Лобачева и др.

Поставленные задачи должны были решаться и сельскими клубами, которые"овладевая творческими и организационными позициями в области музыки, должны были вести методическую подготовку и переподготовку кадров на селе, обеспечить смелое выдвижение одаренных "кружководов" в музыкальные техникумы и консерватории" [5].

Анализ процесса становления музыкально-просветительской филармонической деятельности 30-х годов, показал, что в этот период особенно важное значение приобретает просветительская деятельность в детско-юношеской аудитории. В филармониях организуются специальные концертные бригады осуществляющие лекционно-концертную деятельность, направленную на детскую аудиторию, организуются бесплатные лекции-концерты, музыкальные лектории выходного дня и т. д. Оптимальной формой музыкально-просветительской деятельности в детской аудитории становится "филармония школьника",

прочно внедрившаяся в отечественную социокультурную практику.

В дело музыкального воспитания детей и юношества большой вклад внесла советская музыкальная педагогика. Уже в 20-х годах сложились новые формы музыкально-педагогической просветительской деятельности, такие как музыкально-педагогические выставки, посвященные тем или иным вопросам музыкального воспитания детей, методологические съезды и семинары по проблемам организации музыкально-просветительской работы в детско-юношеской среде. В этот период, в отечественной музыкальной педагогике сформировались общие концепции теории и практики музыкального образования школьников и Т. Д. [7].

Таким образом,становление музыкально-просветительской деятельности осуществлялось в русле культурного строительства в советском государстве и было направлено на решение его приоритетных задач. В процессе становления и развития музыкально-просветительской деятельности сложились общие направления формирования музыкального пространства, основные тенденции развития советского музыкального искусства, новые формы культурно-просветительской деятельности и культурные новации в музыкально-просветительской филармонической деятельности, одна из которых многофункциональная и культуроемкая - лекция-концерт. Музыкаль-

но-просветительская филармоническая деятельность оказала большое влияние на становление и развитие такой культурной новации, как самодеятельное творчество и активизировала интеграцию профессионального и самодеятельного искусства в СССР. Решая задачи культурного строительства и являясь частью музыкального просвещения, музыкально-просветительская деятельность стала фундаментом для создания советской интеллигенции, выступившей транслятором и производителем новых культурных смыслов.

Примечания:

1. Кабанов П.И. История культурной революции в СССР (краткий очерк). - М.: Высшая школа, 1971. - С. 264.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. - С. 215.

3. Кабанов П.И. История культурной революции в СССР (краткий очерк). - М.: Высшая школа, 1971. - С. 146.

4. Классовая борьба на музыкальном фронте // Культурная революция. - 1929. - №19. - С. 22-23.

5. Два сектора искусства // Культурная революция. -1929. - № 11.- С. 9-10.

6. Калантарян Л.А. Формирование музыкального пространства художественной жизни региона Ставрополья в русле культурного строительства на Северном Кавказе. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №5 (43). - Часть 3. - С. 81-83.

7. Налбандьян М.А. Развитие личности средствами искусства в антропологическом измерении // Искусство и народная художественная культура как средство эстетического воспитания / А.Ф. Григорьев, Л.А. Калантарян, М.А. Налбандьян. - Ставрополь : Ставролит, 2010. - С.79-80.

IN

4L

1

■ Он

i

е

95

THE NATURE AND SPECIFICITY OF THE PHENOMENON OF REGIONAL CULTURE IN THE SOCIAL AND PHILOSOPHICAL CONTEXT

Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The proposed material is devoted to the analysis of the phenomenon of regional culture. In this article the analysis of its intrinsic characteristics, specifics. Presents definitions of "regional culture", "cultural nest", "cultural environment", "cultural heritage". Keywords: regional culture; cultural space; the culture of the region's cultural heritage; cultural nest.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА РЕГИОНАЛЬНОЙ УДК 398.221 КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ

Предлагаемый материал посвящен анализу феномена региональной культуры. В © Мигунова М.Г., 2014 данной статье дан анализ ее сущностныххарактеристик, специфики. Представлены определения понятий: "региональная культура", "культурноегнездо", "культурная среда", "культурное наследие".

Ключевые слова:региональная культура; культурное пространство; культура региона; культурное наследие; культурное гнездо.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в научной мысли осуществлен прорыв в понимании ведущих характеристик и сущности культуры. Результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.