Научная статья на тему 'Сущность и специфика феномена региональной культуры в социально-философском контексте'

Сущность и специфика феномена региональной культуры в социально-философском контексте Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
723
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
THE CULTURE OF THE REGION''S CULTURAL HERITAGE / РЕГИОНАЛЬНАЯКУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРА РЕГИОНА / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНОЕ ГНЕЗДО / REGIONAL CULTURE / CULTURAL SPACE / CULTURAL NEST

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мигунова Марина Григорьевна

Предлагаемый материал посвящен анализу феномена региональной культуры. В данной статье дан анализ ее сущностных характеристик, специфики.Представлены определения понятий: «региональная культура», «культурное гнездо», «культурная среда», «культурное наследие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature and specificity of the phenomenon of regional culture in the social and philosophical context

The proposed material is devoted to the analysis of the phenomenon of regional culture. In this article the analysis of its intrinsic characteristics, specifics. Presents definitions of "regional culture", "cultural nest", "cultural environment", "cultural heritage".

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика феномена региональной культуры в социально-философском контексте»

прочно внедрившаяся в отечественную социокультурную практику.

В дело музыкального воспитания детей и юношества большой вклад внесла советская музыкальная педагогика. Уже в 20-х годах сложились новые формы музыкально-педагогической просветительской деятельности, такие как музыкально-педагогические выставки, посвященные тем или иным вопросам музыкального воспитания детей, методологические съезды и семинары по проблемам организации музыкально-просветительской работы в детско-юношеской среде. В этот период, в отечественной музыкальной педагогике сформировались общие концепции теории и практики музыкального образования школьников и Т. Д. [7].

Таким образом,становление музыкально-просветительской деятельности осуществлялось в русле культурного строительства в советском государстве и было направлено на решение его приоритетных задач. В процессе становления и развития музыкально-просветительской деятельности сложились общие направления формирования музыкального пространства, основные тенденции развития советского музыкального искусства, новые формы культурно-просветительской деятельности и культурные новации в музыкально-просветительской филармонической деятельности, одна из которых многофункциональная и культуроемкая - лекция-концерт. Музыкаль-

но-просветительская филармоническая деятельность оказала большое влияние на становление и развитие такой культурной новации, как самодеятельное творчество и активизировала интеграцию профессионального и самодеятельного искусства в СССР. Решая задачи культурного строительства и являясь частью музыкального просвещения, музыкально-просветительская деятельность стала фундаментом для создания советской интеллигенции, выступившей транслятором и производителем новых культурных смыслов.

Примечания:

1. Кабанов П.И. История культурной революции в СССР (краткий очерк). - М.: Высшая школа, 1971. - С. 264.

2. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. - С. 215.

3. Кабанов П.И. История культурной революции в СССР (краткий очерк). - М.: Высшая школа, 1971. - С. 146.

4. Классовая борьба на музыкальном фронте // Культурная революция. - 1929. - №19. - С. 22-23.

5. Два сектора искусства // Культурная революция. -1929. - № 11.- С. 9-10.

6. Калантарян Л.А. Формирование музыкального пространства художественной жизни региона Ставрополья в русле культурного строительства на Северном Кавказе. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - №5 (43). - Часть 3. - С. 81-83.

7. Налбандьян М.А. Развитие личности средствами искусства в антропологическом измерении // Искусство и народная художественная культура как средство эстетического воспитания / А.Ф. Григорьев, Л.А. Калантарян, М.А. Налбандьян. - Ставрополь : Ставролит, 2010. - С.79-80.

IN

4L

1

■ Он

I

е

95

THE NATURE AND SPECIFICITY OF THE PHENOMENON OF REGIONAL CULTURE IN THE SOCIAL AND PHILOSOPHICAL CONTEXT

Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol

The proposed material is devoted to the analysis of the phenomenon of regional culture. In this article the analysis of its intrinsic characteristics, specifics. Presents definitions of "regional culture", "cultural nest", "cultural environment", "cultural heritage". Keywords: regional culture; cultural space; the culture of the region's cultural heritage; cultural nest.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФЕНОМЕНА РЕГИОНАЛЬНОЙ УДК 398.221 КУЛЬТУРЫ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ КОНТЕКСТЕ

Предлагаемый материал посвящен анализу феномена региональной культуры. В © Мигунова М.Г., 2014 данной статье дан анализ ее сущностныххарактеристик, специфики. Представлены определения понятий: "региональная культура", "культурноегнездо", "культурная среда", "культурное наследие".

Ключевые слова:региональная культура; культурное пространство; культура региона; культурное наследие; культурное гнездо.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в научной мысли осуществлен прорыв в понимании ведущих характеристик и сущности культуры. Результа-

96

МИГУНОВА Марина Григорьевна, старший преподаватель, кафедра теории и методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь

том широких обсуждений ее характера общепринятым мнением выступает признание факта ее регионального многообразия, а также этнической и религиозной неоднородности. В силу различных природно-географических условий, в регионах возникают первоначальные различия в укладе жизнедеятельности, а также в крос-скультурных связях населения, которые выступают одним из факторов, обуславливающих специфические формы жизни.

Одной из главных тенденций развития современной социокультурной ситуации является возрастающий интерес к региональному культурному аспекту. Дефиниция "региональная культура" широко используется в современных исследованиях представителями различных научных областей. Несмотря на то, что интерес к культуре конкретного региона поддерживается на протяжении длительного времени, исследователями отмечено отсутствие унифицированного определения данного понятия. Многие авторы подчеркивают, что именно формирование понятия культуры как философской категории в трудах таких мыслителей, как И.Г. Гердера, Дж. Вико, Ш. Монтескье и др., положило начало дискуссии о правомерности культурного многообразия.

Радикальные изменения в России конца XX века, связанные с демократизацией и активизацией общественного сознания в регионах, явились стимулом повышения интереса к культуре отдельных территорий. В трудах М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, позднее М.С. Кагана, B.C. Библера, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Торопова, Б.А. Успенского дано толкование культурных процессов конкретных территорий, которые являются методологически ценными для ее осмысления.

Обращаясь к анализу внутренней структуры культуры, авторы отмечают, прежде всего, ее содержательное разнообразие, диффе-ренцированность составляющих единиц и их противоречивость. Так, на единой территории России, в единых административных границах, между народами, осознающими свое единство, возникают особые формы культурной жизни. Этот сложный процесс возникновения "вариантов" единой культуры, исследователями определяется как формирование, постепенное выделение из общего мира культуры, ее особой части - региональной культуры. По утверждению исследователей, региональная культура не может изучаться изолированно, без учета ее многосторонних связей, координируемых государством, с одной стороны, а с другой - стихийных взаимодействий между различными пластами и тенденциями современной культуры.

По мнению И.Л. Мурзиной, под региональной культурой понимается специфическая форма существования социума, имеющая выраженную пространственно-географическую очерченность, опирающуюся на собственную историческую традицию и систему ценностей. Региональная культура способна пребывать в двух состояниях - как вариант общенациональной культуры и в то же время как самостоятельное явление, обладающее индивидуальными закономерностями развития, логикой исторического бытия, способностью оказывать влияние на общенациональную культуру, не акцентируя свою специфичность, характеризующую локальный социум [10].

Л.Е. Фетисова справедливо считает этнический признак важным для характеристики региональной культуры и рассматривает ее как совокупность локальных традиций, на основе которых к XX веку сформировалось региональное культурное пространство. Именно сквозь призму этнических обычаев, трансформацию фольклора и

обрядовой практики, автор анализирует эволюцию местной социокультурной специфики, подчеркивая уникальность и неповторимость культурных традиций конкретной местности. При этом Л.Е. Фетисова отмечает, что одной из особенностей региональной культуры является ее взаимодействие с другими культурами, взаимовлияние, взаимопроникновение и сохранение при этом собственной самобытности [16].

С.Н. Трубецкой высказывал мысль о том, что "всякая дифференцированная культура, а значит и региональная, неизбежно заключает в себе две обязательные части, которые образно можно назвать верхом и низом здания данной культуры. Нижняя часть - запас культурных ценностей народных масс, а верхняя -создается привилегированным классом, причем верхняя составляющая во многом заимствует свое содержание из соседних культур, в том числе народной" [15, с. 96].

Таким образом, многими авторами региональная культура определяется как продукт специфического социокультурного процесса в определенной историко-географической среде. Соотношение этого системного, поли-сферного и многоуровневого образования с общенациональной культурой рассматривается как тесная генетическая связь общего и особенного диалектического характера. В ней отражены как общие черты и закономерности развития общенациональной культуры, так и собственные уникальные особенности.

Многими исследователями подчеркнута необходимость анализа культуры как социально-личностного феномена с различных позиций.

Так, А. Ахиезер, Л. Баткин Г. Гачев, П. Гуре-вич, Б. Ерасов, М. Каган, Л. Коган, И. Кондаков, И. Лойфман, А. Флиери др. обращали свое внимание на изучение ценностей культуры, выступающих фундаментальным смыслообразующим фактором ее развития. С этой точки зрения, в культуре локального пространства актуализируются ценности и смыслы, выработанные общенациональной культурой, но интериоризи-рованные и индивидуализированные в процессе духовно-практической деятельности в конкретных условиях. В подобном случае, по их мнению, региональная культура рассматривается в качестве "текста" и несет в себе символическое единство элементов, ценностно-значимых для общества той или иной территории [6].

По утверждению П.А. Сорокина, "Всякая культура есть единство или индивидуальность,

все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом культуры" [14, с. 427]. По мнению автора, ценности, не носящие застывшего характера, имеют свойство динамически изменяться в ходе исторического развития культуры, в социальной практике общества. Символизация пространства выступает одним из результатов деятельности социума по усвоению ценностей культуры в том случае, если под символом понимать ценностно-значимое для социума явление.

Н. Смелзер утверждал, что "Ценности нуждаются в обосновании, но и они сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы и ожидания, стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми" [13, с. 67].

По мысли Ф. Ницше, "вопрос о ценностях -фундаментальнее вопроса о достоверности; последний обретает всю свою серьезность лишь при условии, что мы ответили на вопрос о ценностях" [11, с. 287].

Ю.В. Бромлей подчеркивает ценность анализа региональной культуры с точки зрения особой общности, в поле которой сосуществуют равнозначные элементы, свойственные другим этническим культурам, освоенные в процессе межэтнической коммуникации на определенной территории. В результате региональная культура способствует интеграции этнически разнородных элементов, обеспечивая в рамках локальной территории возможность межэтнического и межкультурного взаимодействия, реализуя на практике модель поликультурного единства. Социум, осознающий принадлежность к определенному локальному территориальному сообществу, выступает носителем различных культур -общероссийской, этнической, региональной и др. При этом принадлежность к региональной культуре реализует условия преодоления этнических противоречий за счет наднациональной идентичности. В рамках данной модели непротиворечивого существования поликультурного единства происходит объединение социума как "по горизонтали" - между народами конкретной локальной территории, так и "по вертикали", объединяя страну [3].

А. Герд, Г. Лебедев рассматривают региональную культуру интегрирующим началом в конкретной локальной территории, онтологический анализ которой раскрывается в двух аспектах - как формы бытия и в качестве форм

■ Ом

I

Ё

97

регионального самосознания, связанных между собой в качестве фаз ее генезиса.

К первому аспекту анализа относится рассмотрение особенностей региональной культуры в контексте связей "природа - культура" и "культура - социум". Отправной точкой в анализе региональной культуры становится специфика географической среды. Природно-гео-графические условия, особенности ландшафта выступают серьезными предпосылками для развития определенного типа жизнедеятельности и способов хозяйствования на данной территории. Особую значимость на этом этапе приобретают вопросы заселения территории, взаимоотношений социума и ландшафта, проблемы этногенеза. В каждом конкретном случае регионального анализа подобные общие вопросы наполняются собственным содержанием. Уже на уровне дифференциации пространства возникает представление об особенностях культуры, возникающей на определенной территории. Новая среда существования определенного человеческого сообщества, присущая именно миру культуры, создается посредством возникновения типов поселений, особенностей застройки, специфики хозяйственно-бытовой деятельности в процессе преобразования природной среды. К другим важнейшим условиям, определяющим облик региональной культуры, ученые относят специфику социальных связей, включающую особенности социальной структуры, социального статуса системы, личности, а также наличие артефактов как продуктов деятельности локального социума, сущностно характеризующих региональную культуру [7].

Ко второму аспекту относится рассмотрение региональной культуры в контексте "бытие и сознание". В содержательном смысле региональная культура раскрывается через характеристику специфики миропонимания и мироощущения членов регионального сообщества, идентичности и самосознания локального социума, посредством формирования системы знаков и значений. Семиотическое исследование топохронов (определенных культурных миров в заданных пространственно-временных координатах) позволяет реконструировать процесс символического освоения пространства, дает возможность обозначить "вертикали" и "горизонтали" культурного ареала, выявить закрепленные во времени и пространстве ценностно-значимые ориентиры.

Как справедливо отмечают А. Гердер, Г. Лебедев, "любой материальный объект, правильно интерпретированный в отношении своего

культурно-исторического содержания, выступает как топохрон культуры, раскрывающий семиотику культурного пространства. При этом топохрон фиксирует архетип культуры, закрепляя его в пространстве-времени и реализуя в стереотипе поведения индивида и социума". Ученые подчеркивают, что "самосознание как локализация в координатах культурно-исторического места и времени есть не что иное, как топохронизация индивида. Тем самым индивидуальное сознание включается в реальность историко-культурной зоны, а вместе с ней в мировое культурно-историческое пространство" [4, с. 42].

Для более полного осмысления феномена российского регионального сознания, духовных потенций регионов в работах Л.П. Карсавина, H.H. Бердяева, П.Н. Милюкова, В.В Розанова, B.C. Соловьева, Н.И. Костомарова, В.О. Ключевского, М.П. Погодина, Г.П. Федорова, П.А. Флоренского, И.М. Гевса, Н.П. Анциферова, Н.К. Пиксанова выделены категории, наиболее полно характеризующие ее культурно-исторические ценности: "культурное гнездо", "культурное наследие", "культурная среда".

В первой четверти XX века Н.К. Пиксанов ввел категорию "культурное гнездо", которую он характеризовал "не как механическую совокупность культурных явлений и деятелей, а их тесное соединение между собой, некое органическое слияние"[12, с. 6].

Определение концепта "культурное гнездо" дополняется Е.И. Дергачевой-Скоп, В.Н. Алексеевой и трактуется исследователями как "способ описания взаимодействия всех направлений культурной жизни региона в период его расцвета, когда этот регион становится не безразличным тому центру, к которому он тяготеет". Авторы подчеркивают, что при этом "выявляются как общий уровень культурного развития, так и специфически провинциальные закономерности в совокупности с конкретно-региональными особенностями. Регион может рассматриваться как "особая культурная единица России" [5, с. 6].

Как подчеркивают исследователи, многоаспектный подход к исследованию состояния культуры в конкретном хронотопе представляется доминирующим способом создания репрезентативного образа культуры, раскрывающего региональные особенности в соотношении с общенациональными и общечеловеческими доминантами развития. При подобном подходе важнейшим фактором выступает носитель культурной традиции, воплощающий диалектику культурно-исторического процесса. Феномен культурного гнезда,

таким образом, выступает своего рода медиумом между культурой и обществом.

В последующий период в социально-научной среде происходит смена парадигм познания культуры и общества, что, в свою очередь, повлияло на радикальные изменения в научном анализе специфики культуры конкретного региона. Подобные изменения явились стимулом повышения интереса к региональной культуре. В работах А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, позднее Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, М.С. Кагана, Б.А. Успенского представлено осмысление культуры конкретной территории.

На рубеже XX-XXI вв. в научный оборот включены понятия, выявляющие специфические признаки культуры относительно ее географического пространства. Так, в исследованиях ряда ученых - Э.А. Баллер, А.И. Арнольдов, Н.И. Воронина, Н.С. Злобин, С.М. Ковалев, С.Н. Иконникова, A.A. Короткова, В.М. Межуев, И.К. Кучмаева, А.К. Хачиров - внимание уделяется осмыслению дефиниции "культурное наследие".

По определению Э.А. Баллера, под "культурным наследием" принято понимать "совокупность связей, отношений и результатов материального и духовного производства прошлых эпох" [2, с. 7].

А.И. Арнольдов многократно подчеркивал, что данная категория - это "совокупность доставшихся человечеству культурных ценностей, практически осваиваемых, решаемых и используемых в контексте конкретно-исторических задач современности" [1, с.74].

В процессе анализа культурных процессов малых территорий, такие исследователи, как О.Н. Андреева, Г.Н. Баженова, Н.В. Кирьянова, Л.В. Кошман, В.О. Кутьев, И.Б. Стояновская и др. обращаются к термину "культурная среда" и включают в его содержание образовательный компонент. Характеризуя данное понятие, Н.В. Кирьянова акцентирует свое внимание на самобытности культуры локального пространства и определяет культурную среду как "определенную пространственную и временную локализацию предметных и личностных, объективных и субъективных факторов, определяющих создание, распространение, восприятие культурных ценностей" [8, с. 7].

А.Я. Флиер поясняет, что "культурная среда представляет собой саму культуру во всей ее полноте функций и процессов, форм и содержаний, но рассматриваемую под опреде-леннымуглом, сакцентом на ее пространственном воплощении" [17, с. 58]. Культурная среда выступает комплексом культурных предпочте-

ний общества, локализованного в границах определенного пространства.

А.Ф. Григорьев интерпретирует культурную среду, связывая ее со спецификой социокультурного пространства, характеризующуюся территориально-географическими и социокультурными факторами, которые, в свою очередь, взаимодействуют со множеством культурных полей автохтонных этносов[18, с. 230].

Л.В. Кошман также определяет культурную среду не только через функционирование системы образования, но и "культурно-просветительных учреждений, периодической печати, развитой сети книжной торговли, появление и развитие средств связи" [9].

Таким образом, исследование феномена региональной культуры служит основой для раскрытия сложно организованной системы культуры страны. Обращение к региональной культуре позволяет изменить видение региона, осознать его значение в трансляции ценностей национальной культуры, оценить его уникальность и одновременную гармонию в культурном пространстве страны. Исследование регионального пространства как геокультурной общности позволяет по-новому взглянуть на культуру страны, представляющей собой единство разнородных элементов: этнокультурных и поликультурных (региональных) общностей. Именно региональная культура, как неотъемлемая составляющая современного развития общества выступает интегратором социальной жизни конкретного региона, наполняя дополнительным значением регионо-образующие факторы.

Представляя собой уникальное сочетание инноваций и традиций, она выступает важным фактором духовного, социально-экономического развития регионов, стратегическим ресурсом для достижения устойчивого развития на всех уровнях.

Примечания:

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -352 с.

2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. -М.: Наука, 1987. - 225 с.

3. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М., 1973. - 283 с.

4. Гердер А., Лебедева Г. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон. - СПб. ,1999. -157 с.

5. Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Концепт "культурное гнездо" и региональные аспекты духовной культуры Сибири: материалы I Сибиро-Уральского исторического конгресса. -Тобольск, 1997. - С. 3-8.

6. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 с.

IN

4L

1 2t

Ki

■ Qu

I

е

99

7. Калантарян Л.А. Макродинамикакультурогенеза и морфогенез культур региона Северного Кавказа // KANT. - 2014. -№3(12). - С. 128-133.

8. Кирьянова Н.В. Культурная среда г. Пензы второй половины XIX - начала XX в. и роль предпринимательства в ее формировании //Русская провинцияXIX-XX вв.: реалии культурнойжиз-ни.- Пенза. 1993.- Кн. 1.

9. КошманЛ.В. Культурная среда провинции // Русская провинция: культура XVIII—XX вв. - Кн. 2. - Пенза, 1993.

10. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания. - Екатеринбург, 2003. -205 с.

11. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. снем. - М., 1990. - 448 с.

12. Пиксанов Н.К. Областныекультурные гнезда. - М.; Л., 1928.

13. Смелзер Н. Социология / пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. -688 с.

14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.-543 с.

15. Трубецкой С.Н. Верхи и низы русской культуры // Исход к Востоку. - София, 1921.

16. Фетисова Л.Е. Народная культура дальнего Востока в XX в. // Вестник Дальневосточного отд. РАН. - 1997. - №6.

17. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М.: Академический проект, 2000. - 496 с.

18. Григорьев А.Ф. Этническая картина мира гребенских казаков (на примере ритуально-обрядовых традиций и песенного фольклора). - Ставрополь: Возрождение, 2011. - 376 с.

LANGUAGEACCULTURATION OF THE POLISH IMMIGRANTS IN NORTH CAUCASIAN SOCIETY INTHEXIXCENTURY Tsifanova Irina Vladimirovna, PhD of Historical sciences, Associate Professor, Stavropol

Article is devoted to questions ofcross-cultural communication of migrants. Value of language and religious factors in the course of adaptation of the Polish immigrants in North Caucasian society is defined.

Keywords: migration; cross-cultural communication; social bilingualism; integration; adaptation; diaspora.

УДК 81-2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© ЦифановаИ.В.,2014

100

ЦИФАНОВА Ирина Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, Ставрополь

ЯЗЫКОВАЯ АККУЛЬТУРАЦИЯ ПОЛЬСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В СЕВЕРОКАВКАЗСКОЕ ОБЩЕСТВО ВXIXВЕКЕ

Статья посвящена вопросам межкультурной коммуникации мигрантов. Определяется значение языкового и религиозного факторов в процессе адаптации польских переселенцев в северокавказское общество.

Ключевые слова:миграция;межкультурная коммуникация;социальный билингвизм; интеграция; адаптация; диаспора.

Миграционная политика государства, являясь одним из инструментов внутренней политики, - феномен как социально-политического, так и культурного характера. Необходимо отметить, что в поликультурных регионах, подобно Северному Кавказу, в котором этническая мозаичность общества является его важной характеристикой, у людей развивается высокая чувствительность к их собственной и чужой культурной принадлежности.

Первоочередной задачей мигрантов является то, что человеку одной национальной культуры трудно понять восприятие действительности, характерное для принимающей его страны. Перед ними встают проблемы межкультурной коммуникации, подразумевающей под собой межличностное общение представителей разных культур.

Проникнуть в варианты мышления характерные для иной национальной культуры возможно через преодоление языкового барьера. Язык является важнейшим идентифицирующим признаком этноса, с которым непосредственно связано этническое самосознание. Исчезновение языка - это первый шаг к исчезновению этноса.

Польские переселенцы, оказавшиеся в силу различных причин на Ставрополье в XIX веке, вступали в непрерывное общение с населением новой территории проживания, адаптировались, превращаясь со временем в неотъемлемый элемент северокавказского общества.

С момента появления и адаптации поляков на Северном Кавказе в XIX веке всё заметнее стала проявляться тенденция к сохранению языковой идентичности. В наибольшей степени это нашло от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.