государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2010. - № 19 (195). - С. 131-134.
2. Методология управления тренировочной нагрузкой на занятиях по базовой танцевальной аэробике I Е.Б. Мякинченко, М.П. Павлов, М.П. Шестаков [и др.] II Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 5. - С. 39-43.
3. Смирнова, Н.О. Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи I Н.О. Смирнова II Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - № 4. - С. 385-387.
REFERENCES
1. Bujkova, O.M. and Tristan, V.G. (2012),“The influence of different types of aerobic training on body composition students”, Vestnik Juzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universi-teta. Serija: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaja kul’tura, No 19(195), pp. 131-134.
2. Mjakinchenko, E.B. Mjakinchenko, E.B., Pavlov, M.P. and Shestakov, M.P. (1997), “Training Loading's Regulation in Sessions on Basic Dance Aerobics”, Theory and Practice of Physical Culture, No 5, pp. 39-43.
3. Smirnova, N.O. (2009), “Use of fitness programs in practice of physical training of students”, Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, Vol.15, No 4, pp. 385-387.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.11.2012.
УДК 159.9:796.01
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАРТОВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ С УСПЕШНОСТЬЮ ИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Вера Александровна Кузнецова, директор,
Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва Василеостровского района, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены результаты исследования взаимосвязей предстартовых психических состояний велосипедистов с успешностью их выступлений. Выявлялись взаимосвязи показателей психических состояний и успешности выступлений спортсменов на соревнованиях между показателями психических состояний, которые испытывают велосипедисты непосредственно перед стартом и оценками результатов их выступлений. Установлены коэффициенты нелинейной корреляционной зависимости. Отобран наиболее характерный показатель успешности выступлений. Уровень эмоционального возбуждения интегративно отражает эмоциональные переживания спортсменами предстояших ситуаций гонки. Успешность выступлений спортсменов-велосипедистов находится в непосредственной зависимости от состояний активности и уверенности в их высоких значениях, а также состояний тревожности и эмоционального возбуждения в их оптимальных значениях.
Ключевые слова: предстартовые психические состояния велосипедистов, успешность выступления, зависимость успешности выступлений от состояний активности, уверенности, тревожности и эмоционального возбуждения.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p77-81
INTERRELATION OF PRESTART MENTAL STATES OF CYCLISTS WITH THEIR
SUCCESS IN COMPETITIONS
Vera Alexandrovna Kuznetsova, the director,
Specialized child youthful sports school of the Olympic reserve of the Vasileostrovsky district,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the results of a study of the correlation of cyclist's prestart mental states with success of their performances. The relationship of mental states indicators and success of athletes in competition between indicators of mental states that are experienced by cyclists before start and the evaluation of their performances have been revealed. The nonlinear correlation coefficients have been established. The most salient indicator of successful performance has been selected. The level of excitement in integrative mode reflects the emotional distress of athletes relating to the upcoming race conditions. The success of athletes-cyclists is directly dependent on the states of activity and confidence in their high values, as well as anxiety and excitement in their optimum values.
Keywords: prestart mental states of cyclists, successful performance, dependence of successful performance on state of activity, confidence, anxiety and excitement.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение динамики психических состояний велосипедистов и характер их влияния на соревновательную успешность необходимо нам для дальнейшей разработки модельных характеристик психических состояний в соревновательный период.
МЕТОДИКА
Спортсмены оценивали успешность своего выступления интегративно, а их тренеры - дифференцированно: по соответствию полученного результата с планом и с уровнем подготовленности спортсмена. Они оценивали так же собственную удовлетворенность результатом, который показан спортсменом. Данные относительно успешности учитывались, если расхождение мнений тренера и спортсмена не превышало 1 балл.
Устанавливая взаимосвязи показателей психических состояний и успешности выступлений спортсменов на соревнованиях сначала следует выявить взаимосвязи между показателями психических состояний, которые испытывают велосипедисты непосредственно перед стартом (предстартовые психические состояния) и оценками результатов их выступлений.
При наличии достоверных взаимосвязей между показателями предстартовых состояний и результатами прошедшей гонки, можно определенно говорить о влиянии состояний на показатели успешности, а не результатов предшествующих выступлений на состояния перед данной гонкой.
Поскольку показатели напряжения, тревожности, уверенности и эмоционального возбуждения, как показывают исследования, проведенные на спортсменах других специализаций, положительно влияют на спортивные результаты в их оптимальных значениях, есть необходимость установить коэффициенты нелинейной корреляционной зависимости. Так как корреляционные взаимосвязи между всеми изучаемыми показателями результатов выступлений велосипедистов тесно взаимосвязаны, есть все основания каждый из этих показателей считать диагностически ценным. Это позволяет, при выявлении роли и значения изучаемых состояний, устанавливать взаимосвязи не с каждым из показателей результатов, а лишь с одним из них.
Однако при определении взаимосвязей между показателями предстартовых состояний и результатами выступлений необходимо определить и дать описание их внутренних взаимосвязей. Это позволит отобрать наиболее характерный показатель успешности
выступлений.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Характер взаимосвязей между показателями предстартовых психических состояний отражен в таблице 1. Один из показателей уровня эмоционального возбуждения, полученного экспериментальным путем, исключен, поскольку между этим показателем и показателем уровня эмоционального возбуждения, полученными с помощью опросника, получена тесная корреляционная взаимосвязь (р<0,001).
Таблица 1
Достоверные взаимосвязи показателей предстартовых психических состояний
(п=41; р<0,05 при р>0,311; р<0,01 - р>0,402; р<0,001 - р>0,501)
№ Предстартовые психические состояния 1 2 3 4 5 6 7
1 Самочувствие 1
2 Активность 0,33 1
3 Настроение 0,36 1
4 Напряжение 1
5 Тревожность -0,34 1
6 Уверенность 0,32 -0,38 -0,42 1
7 Эмоциональное возбуждение 0,34 0,45 -32 1
Из таблицы следует, что получено достаточно много статистически достоверных взаимосвязей - 9 из 21 возможной, причем больше половины из них это связи количественно отражающие эмоциональные переживания.
Однако большинство полученных взаимосвязей достигают лишь 95% уровня достоверности, что для бесспорного утверждения о наличии зависимостей между односторонними показателями недостаточно.
Зафиксировано лишь две взаимосвязи при р<0,01: тревожности и эмоционального возбуждения, а также уверенности и тревожности (отрицательная - чем больше неуверенность, тем больше тревожность).
Из всех четырех показателей, количественно отражающих эмоциональные переживания велосипедистов в связи с предстоящей гонкой, наибольшее число связей имеют показатели эмоционального возбуждения. Уровень эмоционального возбуждения интегративно отражает эмоциональные переживания спортсменами предстоящих ситуаций гонки.
Получены следующие взаимосвязи показателей оценки результатов выступлений (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязи показателей успешности выступлений велосипедистов в конкретной
гонке
(п=41; р<0,05 при р>0,311; р<0,01 - р>0,402; р<0,001 - р>0,501)
№ Показатели успешности выступлений по: 1 2 3 4 5
1 - оценке спортсменом 1
2 - оценке тренером по соответствию с планом 0,52 1
3 - оценке тренером по соответствию с подготовленностью 0,46 0,49 1
4 - среднему показателю 0,48 0,47 0,44 1
5 удовлетворенности тренера 0,36 0,33 0,45 0,45 1
Большинство взаимосвязей статистически достоверны. Исключение составляют взаимосвязи удовлетворенности тренеров результатами выступлений с оценками успешности гонки по версии спортсменов и их самих по показателю соответствия реальных результатов и запланированных. 95% уровень достоверности между этими показателями
явно недостаточен, поскольку все показатели результатов выступлений, включая удовлетворенность этими результатами, можно считать односторонними. Объяснить отсутствие достоверных связей между этими показателями можно тем, что удовлетворенность - это не столько оценка результата гонки, сколько эмоциональная реакция на этот результат.
Наибольшая взаимосвязь зафиксирована между оценкой результата самими спортсменами и его оценкой тренером по соответствию с запланированным результатом (р<0,001).
Все это позволяет исключить из дальнейшего анализа при оценке успешности выступления показатель удовлетворенности тренеров результатами, который показали спортсмены и включить показатель его оценки спортсменами.
Таким образом, сводя показатели оценки успешности выступлений в единый показатель успешности выступлений можно рассчитывать по среднему баллу вычисленному путем суммирования оценок выставляемых спортсменом, а также его тренером по соответствию результата плану и уровню подготовленности спортсмена (по первым трем показателям таблицы 6; именно у них наиболее высокий средний коэффициент корреляции - р=0,49). Напомним, что средний результат по ним составил 6,81±0,42 балла (по 11-ти балльной шкале). Коэффициент вариации усредненного показателя успешности выступлений 38,3%.
Успешность выступления на соревновании связано линейно со следующими предстартовыми психическими состояниями велосипедистов:
- с самочувствием - р=0,23 (не достоверно);
- с активностью - р=0,32 (р<0,05);
- с настроением - р=0,29 (не достоверно);
- с напряжением - р=0,18 (не достоверно);
- с тревожностью - р=0,11 (не достоверно);
- с уверенностью - р=0,38 (р<0,05);
- с эмоциональным возбуждением - р=0,09 (не достоверно).
Таким образом, лишь состояния активности и уверенности в высоких их значениях выраженности оказывают прямое влияние на успешность соревновательной деятельности велосипедистов (р<0,05).
Состояния хорошего самочувствия и стенического настроения также положительно влияют на успешность выступлений, но коэффициенты корреляции этих связей, хотя и близки к достоверным, но не достигают статистически значимого уровня.
В таком случае целесообразно определить нелинейные связи. Определение таких форм взаимосвязей осуществляется тремя способами: с помощью коэффициентов корреляционных отношений, с помощью метода ранговой корреляции при присвоении одному из показателей (гипотетически предполагаемому) первых рангов при их средних значениях (способ разработан А. Н. Николаевым (2001), а так же графический метод.
Что касается последнего, то он обычно применяется при первичном ознакомлении с полученными данными для определения необходимости в применении метода корреляционных отношений или - в случае необходимости наглядного представления полученных результатов исследования. В данном случае использовались первые два метода, результаты по которым оказались почти идентичными.
Были получены следующие достоверные взаимосвязи (табл. 3).
Полученные взаимосвязи говорят о том, что лучшие свои результаты спортсмены-велосипедисты показывают при средних, оптимальных значениях выраженности тревожности и эмоционального возбуждения. Однако первый коэффициент корреляционных отношений между показателями тревожности и успешности выступлений выше второго. Такое смещение коэффициентов говорит о большом значении повышенной, но не чрезмерной тревожности и эмоционального возбуждения перед стартом для успешного выступления.
Таблица 3
Достоверные нелинейные взаимосвязи предстартовых психических состояний и
результатов гонки
(п=41; р<0,05 при р>0,311; р<0,01 - р>0,402; р<0,001 - р>0,501)
Предстартовые психические состояния р Р р
Напряжение - 0,31 0,05
Тревожность 0,38 / 0, 33 0,05 / 0,05 0,35 0,05
Эмоциональное возбуждение 0,42 / 0,35 0,01 / 0,05 0,39 0,05
Необходимо найти оптимальные значения тревожности и эмоционального возбуждения. Если метод корреляционных отношений показал, что наиболее благоприятными в плане влияния на результат гонки у велосипедистов являются средние и выше средних значения тревожности и эмоционального возбуждения, есть основание считать, что оптимальными значениями являются те из них, которые превышают средние значение, но не выходят за пределы 0,5с от значений выше средних (рисунок 1).
- 2 ст - 1 ст - 0,5 ст Х 0,5 ст 1 ст 2 ст
Рис. 1. Схема расчета оптимальных значений предстартовых психических состояний тревожности и эмоционального возбуждения велосипедистов
Пояснения: 1. Значения каждого из стандартных ошибок (сигм - а) отделено пунктирной вертикальной чертой. 2. Оптимальные значения тревожности и эмоционального возбуждения отмечены двойной горизонтальной чертой.
Оптимальные значения находятся в пределах средней с прибавлением одного значения стандартной ошибки (а). Для тревожности таким значением явится 6,58^8,52 (6,58+1,94=8,52), для эмоционального возбуждения - 6,7^8,58 (6,7+1,88=8,58).
ВЫВОДЫ
Сказанное позволяет заключить, что, во-первых, значения как тревожности, так и эмоционального возбуждения должны быть достаточно высоко выраженными и только в таком случае они оптимальны, и, во-вторых, диапазон оптимальной меры их выраженности довольно широк. Таким образом, успешность выступлений спортсменов-велосипедистов находится в непосредственной зависимости от состояний активности и уверенности в их высоких значениях, а также состояний тревожности и эмоционального возбуждения в их оптимальных значениях (6,58^8,52 и 6,7^8,58 баллов соответственно). Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2012.
УДК 796.01:612.1
ОСОБЕННОСТИ КАРДИОГЕМОДИНАМИКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 10-11 ЛЕТ
Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Фируза Рахматулловна Зотова, доктор педагогических наук, профессор,
Антон Сергеевич Самсыкин, аспирант,
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань
Аннотация
Была произведена регистрация показателей кардиогемодинамики путем записи реограммы (в положении лежа на спине) юных спортсменов 10-11 лет, занимающихся в течение 5 лет в