лет) мышечной выносливости (5-6 лет); наклона вперед (5 лет); метания набивного мяча (5 лет); удержания туловища (5-6 лет); прыжка в длину (5 лет) при р<0,05.
В таблице 2 представлены результаты двигательной подготовленности мальчиков в динамике до и после эксперимента в разных возрастных группах 5 и 6 лет. Достоверные различия (при р<0,05) наблюдаются в показателях мышечной выносливости (5 и 6 лет); наклона вперед (6 лет); метания набивного мяча (6 лет); удержания туловища (6 лет), прыжка в длину (5 лет).
ВЫВОДЫ
1. Применение кругового метода организации занятий дает возможность повысить эффективность педагогического процесса, индивидуализировать подход к детям дошкольного возраста и применять средства физического воспитания, согласно их диагнозам.
2. Под влиянием занятий методом круговой тренировки в процессе исследования произошли достоверные изменения в показателях двигательной подготовленности у мальчиков и девочек 5-6 лет.
3. В группе девочек были выявлены достоверные различия в показателях динамометрии (6 лет); поднимания туловища (5-6 лет); наклона вперед (5 лет), метания набивного мяча (5 лет), удержания туловища (5-6 лет), прыжка в длину (5 лет) при р<0,05.
4. Произошли достоверные различия (при р<0,05) в показателях: мышечной выносливости у мальчиков 5 и 6 лет; наклона вперед из положения, сидя (6 лет); метания набивного мяча (6 лет); удержания туловища (6 лет) и прыжка в длину (5 лет).
МЕТОД БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ПОДГОТОВКЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
И.Г. Станиславская, В.А. Кузнецова
Роль регуляторных механизмов психики в становлении предстартовых состояний спортсменов признается повсеместно, но недостаточно изучены возможности дифференцированного подхода в регуляции предсоревновательных состояний спортсменов. Данным исследованием делается попытка изучения механизмов воздействия на изменение и коррекцию предстартовых состояний путем применения метода биологической обратной связи. Использование метода биоакустической коррекции является новым средством регуляции предстартовых психических состояний спортсменов. Возможности этого метода еще до конца не раскрыты, чаще всего он применяется в медицинском направлении. Данная работа - это первая попытка использования этого метода в обучении спортсменов не только корректировать, но и изменять свое психическое состояние.
В качестве испытуемых выступили спортсмены-велосипедисты высокой квалификации (члены сборной России) в количестве 41 человека (22 мужчины и 19 женщин). В роли экспертов выступили 13 тренеров.
Исследование проводилось в два этапа, по пять сеансов. На первом этапе, каждый из испытуемых принял участие в 5 сеансах биоакустической коррекции, с целью ознакомления с методом, адаптации к акустической работе собственного головного мозга, а так же обучению и владению методом. Сеанс заключался в прослушивании текущей звуковой картины биоэлектрической активности собственного головного мозга. Все обследуемые получали одинаковое задание: «Слушать работу собственного мозга». Обследуемые располагались в удобном кресле, способствующем расслаблению. При этом максимально ограничивалось действие прочих раздражителей. Глаза во время сеанса закрыты. Средняя продолжительность сеанса составляла 20-25 минут. Сеансы проводились через день. В процессе сеанса шла регистрация ЭЭГ (с частотой дискретизации 256 гц), осуществлялась посредством двух биполярных отведений (лоб
и затылок с обоих полушарий). Сигналы ЭЭГ преобразовывались в звуковой образ и подавались испытуемому через четыре акустические колонки, которые располагались в метре от него и соответствовали стороне отведения. Преобразование сигнала ЭЭГ в звуковой образ выполнялось специально разработанным преобразователем (Константинов К.В., 2002). Данное преобразование позволяет услышать процессы, частоты которых находятся вне пределов слухового восприятия. При операции трансонирования сохраняются амплитудно-частотные соотношения гармоник исходного процесса, что, в свою очередь, позволяет отобразить в звуковом образе ЭЭГ информацию о биоэлектрической активности головного мозга, и, следовательно, о функциональном состоянии ЦНС. Такой способ преобразования, в отличие от описанных в литературе, где тот или иной параметр ЭЭГ по определенному закону заменяется искусственным сигналом (Черниговская, 1978; Knispel et al., 1989), позволяет услышать биоэлектрическую активность головного мозга без искажений (Константинов К.В., 2002).
Эффективность обучения методу биоакустической коррекции психических состояний у велосипедистов оценивалась по следующим критериям:
• особенности использования прибора биоакустики (уровнем овладения методом, субъективной оценкой звука и отношением к методу) в начале и окончании обучения;
• формирование у велосипедистов благоприятных состояний;
• отношение спортсменов к методу по показателям потребности в нем и удовлетворенностью его эффектами.
Большую часть своей энергии, спортсмены тратят на поддержание работы психологических защитных механизмов, которые предохраняют их от влияния как реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов, используя при этом мышечное напряжение.
Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающееся свободной циркуляцией образов представляемого действия. Спортсмен в состоянии в равной степени как контролировать свое состояние, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности.
На втором этапе эксперимента задание для спортсменов изменилось, в процессе прослушивания текущей звуковой картины биоэлектрической активности собственного головного мозга, они мысленно выполняли действие, связанное с прохождением наиболее сложного для них участка трассы. Выводя на уровень ощущений это действие, у спортсмена изменялось звуковое сопровождение работы мозга. Выполняя свое действие более точно, менялась «музыка мозга», что позволяет спортсмену сбалансировать свое эмоциональное состояние с выполнением действия.
В процессе обучения методу спортсмены значительно улучшили восприятие звука (научились понимать и регулировать «музыку мозга»), а так же было замечено, что регуляция эмоционального состояния через звуковое восприятие работы мозга, приводит к быстрейшему осознанию тактической комбинации прохождения спортсменом трудных участков трассы при ее мысленном представлении. Кроме того, овладение методом позволило велосипедистам изменить показатели отношения к методу, у них сформировалась определенная потребность в таких сеансах. Это обстоятельство позволяет, при условии наличия достоверных связей между показателями особенностей использования прибора биоакустики и предстартовыми психическими состояниями рекомендовать метод биоакустической коррекции состояний, как эффективное средство их регуляции. В процессе проведения одного сеанса биоакустики зафиксировано изменение физиологических показателей. ЧСС сокращается (с 66,15 ± 6,43 до 59,23 ± 4,22; n = 82), приближаясь к средним для спортсменов нормам. Уменьшаются и значения АД - систолическое (t = 1,99; р < 0,05; n = 82) и диастолическое (t = 1,97; р < 0,05; n = 82). Оба показателя АД изменились в положительную сторону (приблизились к норме). Сказанное позволяет заключить, что метод биоакустики может использоваться как средство ситуативного снижения АД.
Состояние самочувствия, активности и настроения спортсменов-велосипедистов перед сеансом биоакустики зафиксированы на достаточно высоком уровне (около 7-ми баллов). Благодаря сеансу биоакустической коррекции психических состояний, средние значения этих показателей практически не изменились, но изменились значения коэффициентов их вариации - в среднем, с 21,7% до 15,7%. Это говорит о том, что метод биоакустики и даже отдельный его сеанс «выравнивает» психические состояния велосипедистов. Он способствует повышению значений самочувствия, активности и настроения, если они низки и их снижению, если они особенно высоки. Статистически значимое повышение зафиксировано лишь по отношению к состоянию активности (t = 2,12; р < 0,05). Это особенно важно, поскольку именно это состояние однозначно положительно влияет на результат выступлений велосипедистов в гонке. Коэффициенты вариации показателей психических состояний к окончательному овладению методом биоакустики снизились (в среднем, с 20,6% до 5,2%).
Психические состояния, отражающие эмоциональные переживания спортсменов в процессе проведения сеанса, также изменились в позитивную сторону. При представлении прохождения сложных для спортсменов участков трассы изменялись их мышечные ощущения, что позволяло более четко прочувствовать им ошибки при выполнении того или иного действия. После сеанса через два часа, спортсмены представляли эту же ситуацию, и проговаривали выполняемое ими действие, для более четкого осознания выполняемого действия, допускаемых ими ошибок, выводя их на уровень ощущений.
Выраженность состояний, отражающих уровень и качественные особенности эмоциональных переживаний, в процессе даже одного сеанса имеют тенденцию к снижению. Снижение значений двух показателей эмоционального возбуждения достигли 95% уровня статистической достоверности. В процессе сеанса значительно снизились коэффициенты вариации состояний (средний коэффициент до сеанса был 14,3%, а после - 9,6%).
Коэффициенты вариации каждого из четырех изучаемых состояний значительно снизились (средний коэффициент до обучения был 15,2%, а стал - 9,5%). В большинстве случаев психические состояния в результате использования метода биоакустики достигли оптимальных с точки зрения соревновательной успешности значений.
До того, как спортсмены прошли полный курс обучения методу (после первого сеанса) зафиксирована лишь одна статистически достоверная взаимосвязь: позитивное отношение испытуемых к методу отрицательно связано с состоянием тревожности (р = 0,32; р < 0,05; n = 41).
После участия велосипедистов в следующих 5-ти сеансах картина изменилась. Показатель овладения методом биоакустики способствует повышению уверенности и снижению возбуждения (р < 0,05). Позитивная оценка звука «музыки мозга» связана с низким напряжением, возбуждением (р < 0,05) и тревожностью (р < 0,01). Чем выше потребность в методе биоакустики, тем ниже тревожность велосипедистов (р < 0,05). Удовлетворенность эффектами метода связана со снижением тревожности и эмоционального возбуждения (р < 0,05), как и отношение к методу биоакустики в целом (р < 0,01). Состояния тревожности и эмоционального возбуждения находятся в наибольшей зависимости от работы испытуемых с прибором биоакустики. Наибольшее воздействие на становление состояния спокойствия оказывает показатель субъективной оценки звука и умение изменить ее в ходе сеанса.
Метод биоакустической коррекции психических состояний велосипедистов является эффективным, как в подготовительном периоде, так и непосредственно перед стартом, закончиться такой сеанс может за 40 минут до старта.
Для выявления эффективности использования метода биоакустической обратной связи сравнивалась выраженность предстартовых психических состояний у спортсменов, прошедших полный курс биоакустики (группа А - 21 велосипедист) и не прошедших ни одного сеанса (группа Б - 20 велосипедистов). Изначально спортсмены
обеих групп практически не отличались по выраженности всех предстартовых психических состояний.
Метод корреляционных отношений показал, что наиболее благоприятными в плане влияния на результат гонки у велосипедистов являются средние и выше средних значения тревожности и эмоционального возбуждения (р < 0,05). Оптимальными являются те из них, которые превышают средние значения, но не выходят за пределы 0,5 ст от значений «выше средних». Следовательно, уровень тревожности и эмоционального возбуждения должен быть достаточно высоким. Диапазон оптимальной меры выраженности этих состояний у велосипедистов достаточно широк.
Таким образом, можно заключить, что успешность выступлений спортсменов-велосипедистов находится в непосредственной зависимости от состояний активности и уверенности в их высоких значениях, а также состояний тревожности и эмоционального возбуждения в их оптимальных значениях (6,58-8,52 и 6,7-8,58 баллов соответственно).
Результаты изучения свойств личности велосипедистов показали, что по сравнению с нормативными уровнями, по 8 из 12-ти психологических свойств велосипедисты превышают средние значения. К числу высоко выраженных свойств можно отнести: мотивацию достижения, силу процессов возбуждения, уравновешенность нервных процессов, экстравертированность, целеустремленность, настойчивость и самообладание. Коэффициенты вариации показателей свойств личности относительно невысоки. Наименьшая вариативность зафиксирована у наиболее выраженного свойства (волевого качества настойчивости - 14,3%).
Таким образом, при принятии решения о критериях разделения велосипедистов для использования дифференцированного подхода в процессе их обучения методам регуляции предстартовых психических состояний можно ориентироваться на один из двух полученных симптомокомплексов. Нужно либо разделить спортсменов на две группы: 1) с сильной нервной системой (как по возбуждению, так и по торможению), не тревожных и обладающих самообладанием и спортсменов с обратными полюсами перечисленных свойств; 2) целеустремленных, настойчивых, стремящихся к высоким достижения и с обратными полюсами этих свойств.
Нахождение корреляционных зависимостей фоновых (за 10 дней до страта) значений активности, уверенности, напряжения, тревожности и эмоционального возбуждения от психологических свойств велосипедистов позволило установить лишь 3 взаимосвязи (из 60-ти возможных): уравновешенности нервных процессов и уровня эмоционального возбуждения (р = 0,33; р < 0,05); мотивации достижения и активности (р = 0,32; р < 0,05); эмоциональности и эмоционального возбуждения (р = 0,41; р < 0,01).
Непосредственное влияние на предстартовые (за 40 минут до гонки) психические состояния велосипедистов оказывают лишь 4 свойства из 12-ти. Самообладание взаимосвязано с активностью и уверенностью (р = 0,35 и 0,39 соответственно; р <
0,05), экстравертированность - с уверенностью (р = 0,34; р < 0,05), личностная тревожность - с состоянием тревожности (р = 0,44; р < 0,01), эмоциональность - с напряжением и тревожностью (р = 0,31 и 0,38 соответственно; р < 0,05) и эмоциональным возбуждением (р = 0,43 ; р < 0,01).
Состояние предстартового эмоционального возбуждения велосипедистов зависит лишь от эмоциональности. Это значит, что именно это свойство темперамента может быть критерием для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения спортсменов методам регуляции предстартовых психических состояний.
Важно знать и то, от каких психологических свойств зависит интенсивность изменения предстартовых психических состояний. Получены следующие корреляционные взаимосвязи. Мотивация достижения связана с повышением уровня активности велосипедистов перед стартом (р = 0,32; р < 0,05); подвижность нервной системы - с эмоциональным возбуждением (р = 0,34; р < 0,05); уравновешенность нервных про-
цессов - с возбуждением (отрицательно; р = 0,37; р < 0,05); эмоциональность - с возбуждением (р = 0,42; р < 0,01).
Регуляторные механизмы психики включают в себя использование методов: упражнения (идеомоторное участие в тренировочной гонке, в условиях, приближенных к условиям основного выступления), моделирования условий основной гонки, индивидуального стиля саморегуляции и овладения методами саморегуляции. Эти средства по своим функциям разнонаправлены: использование метода упражнения и моделирование условий наиболее ответственной гонки направлены на профилактику нежелательных предстартовых психических состояний, а индивидуальный стиль саморегуляции и владение методам саморегуляции - на их коррекцию.
Спортсмены-велосипедисты относительно мало используют регуляторные механизмы психики в процессе саморегуляции предстартовых психических состояний. Наиболее часто велосипедисты используют метод упражнения (8,55 ± 0,23 балла). Более того, это делают почти все спортсмены, поскольку коэффициент вариации этого показателя - самый низкий (17,3%). Использование индивидуального стиля саморегуляции так же достаточно частое явление (6,32 ± 0,38 балла), однако далеко не для всех спортсменов (V = 38,8%). Беседы и специальные интервью со спортсменами показали, что большая их часть не имеет индивидуального стиля поведения непосредственно перед стартом и предстартовой настройки. Этим и объясняется столь высокий коэффициент вариации. Идеомоторное моделирование условий гонки практически не используется, как не используются и специальные методы саморегуляции предстартовых психических состояний (2,41 ± 0,98 и 2 ± 0,06 балла соответственно). Эти два регуляторных механизма психики мало используются почти всеми велосипедистами (V = 22,4% и 18,8% соответственно).
Даже в современном спорте высших достижений пока практически не разработаны новые методы профилактики, а также регуляции психических состояний и почти не используются современные методы, основанные на достижениях других наук и новых технологиях. Совсем не используются аппаратурные методы при обучении спортсменов саморегуляции предстартовых психических состояний.
Полученные взаимосвязи показывают, что использование специальных приемов зависят не от нейродинамических, а от волевых свойств спортсменов. То есть, только велосипедисты с выраженной мотивацией достижения, целеустремленные и настойчивые сумели найти способы саморегуляции эмоционального предстартового возбуждения. Но таких спортсменов относительно немного. Таким образом, использование средств профилактики и регуляции неблагоприятных предстартовых психических состояний у велосипедистов обусловлено следующими свойствами личности: мотивация достижения, пластичность, слабость торможения, инертность нервной системы, ригидность, эмоциональность, низкое самообладание, а также целеустремленность и настойчивость.
Установлено, что психические состояния напряжения, тревожности, уверенности и эмоционального возбуждения велосипедистов наиболее чувствительны к предстартовым ситуациям и сильнее всего выражены за один час до начала гонки. Успешность выступлений велосипедистов обусловлена высокими значениями состояний активности и уверенности, а также тревожности и эмоционального возбуждения в их оптимальных значениях. Высокая выраженность различных предстартовых психических состояний велосипедистов обусловлена их психологическими свойствами: состояние активности - самообладанием, напряжения - эмоциональностью, уверенности - самообладанием и экстраверсией, тревожности - личностной тревожностью и эмоциональностью, эмоционального возбуждения - эмоциональностью. Наиболее действенным средством регуляции предстартовых психических состояний в велосипедном спорте является приобретение индивидуального стиля саморегуляции. Его использование находится в зависимости от слабости нервной системы по торможению, ее инертности, ригидности, эмоциональности и низкого самообладания. Применение
специальных методов саморегуляции эмоциональных состояний у велосипедистов зависит от мотивации достижения, целеустремленности и настойчивости. За период обучения методу биоакустической обратной связи состояния напряжения, тревожно -сти, уверенности и эмоционального возбуждения оптимизируются у подавляющего большинства спортсменов. Велосипедисты, обучившиеся методу биоакустической обратной связи, лучше подготовлены в плане общей психологической подготовки. Использование данного метода наиболее полезно для велосипедистов, имеющих существенные отклонения от оптимальной выраженности предстартовых психических состояний.
У спортсменов-велосипедистов, прошедших сеансы биоакустической обратной связи, выраженность всех изучавшихся состояний перед гонкой выше. Хотя различия и не достигают достоверного уровня, но значения состояний являются оптимальными в плане влияния на результат гонки. Предстартовые психические состояния у испытуемых группы А более лабильны. Перед стартом они изменились более существенно, их выраженность стала оптимальной.
Вариативность показателей у спортсменов, прошедших сеансы и обучившихся методу, значительно ниже - в среднем, в 2,58 раза (11,84% против 30,54%). Это значит, что метод биоакустической обратной связи наиболее эффективен для велосипедистов, имеющих перед гонкой либо очень низкие значения предстартовых психических состояний («предстартовая апатия»), либо очень высокие («предстартовая лихорадка»).
Данный метод можно применять всем спортсменам-велосипедистам задолго до главного старта. Его применение целесообразно как средство долгосрочной регуляции предстартовых состояний и совершенствования регуляторных механизмов психики в процессе общей психологической подготовки спортсменов.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Константинов, К.В. Биоакустическая обратная связь как новый метод восстановительной терапии / К.В. Константинов, В.В. Сизов, Д.Б. Мирошников, В.Н. Иванов, Ю.С. Голов // Актуальные проблемы медицинской реабилитации. - М.: [б.и.],
1995. - С. 96-98.
2. Константинов, К.В. Новый подход к организации биологической обратной связи / К.В. Константинов, В.В. Сизов, Д.Б. Мирошников, В.М. Клименко // Тезисы Международного конгресса «Физическая культура и здоровье нации». - СПб.: [б.и.],
1996. - С. 174.
3. Константинов, К.В. Способ коррекции психофизиологического состояния человека / К.В. Константинов, В.В. Сизов, Д.Б. Мирошников // Патент РФ номер 2071361 от 10.01.1997.
4. Knispel, А.С. Method and apparatus for translating the eeg into music to induce and control various psychological and physiological states and control a musical instrument / А.С. Knispel. - US, Pat., 4883067, Nov, 28, 1989.
ОПЕРАТИВНОЕ ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ У СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ БИОМЕХАНИКИ ВИДА СПОРТА
А.И. Тихомиров
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Любая двигательная деятельность человека происходит в пространстве и времени, индивидуальные характеристики которых выражаются в биомеханике движений и переживании их длительности, т.е. в чувстве времени. Природным механизмом переживания и субъективной оценки объективных макроинтервалов времени (часы, периоды суток, дни и др.) является врожденный биохронотип человека - жаворонки, го-