Научная статья на тему 'Взаимосвязь практической социальной работы и исследовательской деятельности'

Взаимосвязь практической социальной работы и исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
953
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь практической социальной работы и исследовательской деятельности»

ски нездоровым человеком, относясь к нему не как к душевнобольному, а как «особенному», «не замечать» необычного поведения, поощрять, поддерживать даже незначительные положительные сдвиги. Не менее важно - предупредить излишнюю активность родственников, желание форсировать события, что чревато разочарованием и новым расстройством. Здесь необходимы терпение, дозирование, постепенность.

Для достижения названных целей содержание занятий должно охватывать такие вопросы, как характеристика психических болезней, их симптоматика, особенности протекания, методика лечения и социальной реабилитации, роль ближайшего окружения, важнейшие навыки взаимодействия с психически больными людьми, действия в случае их необычного или агрессивного поведения, регулирование собственных чувств, согласование потребностей больного с потребностями семьи, рациональное разрешение типичных проблем, возникающих в семье, и другие.

Полученные знания и навыки способствуют созданию в семье оптимальной среды, позволяющей продлить и поддержать у больного состояние ремиссии и уменьшить частоту рецидивов. Хорошим подспорьем для проведения занятий, инструктирования и консультаций родственников психически больных может послужить книга Ребекки Вулис «Если ваш близкий страдает душевной болезнью».

Следующим этапом является работа с пациентом и его семьей после выписки. Имеется в

виду социальный патронаж, включающий наблюдение за ходом дальнейшей социальной реабилитации больного, консультационная и практическая помощь семье, ее морально-психологическая поддержка и оперативное реагирование на факты недобросовестного отношения к больному, конфликты, обстоятельства, провоцирующие рецидивы.

В период пребывания пациента в больнице особое значение имеет привлечение родственников к сотрудничеству в проведении с больными культурно-досуговых мероприятий, к работе по улучшению условий содержания больных, ухода за ними, оформлению среды их пребывания, удовлетворению их индивидуальных потребностей. Особенно это важно для больных, которые находятся в стационаре длительное время.

В Тамбовской областной психиатрической больнице для хронических больных созданы «отделения сестринского ухода», к сотрудничеству с которыми привлечены родственники пациентов. Они участвуют в контроле за качеством содержания больных, им разрешено посещение палат, некоторые из них принимают участие в психокоррекционных мероприятиях.

Даже этот опыт, пока что достаточно скромный, убеждает, какие дополнительные возможности получает лечебное учреждение, привлекая к сотрудничеству родственников пациентов, последовательно и поэтапно проводя с ними медикопросветительную и социально-педагогическую работу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.П. Дьячек

Социальная работа представляет собой относительно новый для России вид профессиональной практической деятельности. Сегодня только формируются представления о ее роли, месте, назначении в жизни страны. Параллельно происходит определение функциональных обязанностей специалистов этой сферы, уточняются компоненты их деятельности, выполняемые ими профессиональные роли, создается профессионально-личностный портрет социального работника.

В ряду формирующихся базовых основ профессии особо актуальным является отработка совокупности взаимосвязанных компонентов, входящих в состав социальной работы как профессиональной деятельности и обеспечивающих ее системный характер. В качестве одного из них выступает исследовательская деятельность. Под ней в контексте практической социальной работы понимается поисковая деятельность, назначе-

ние которой - получение научными методами практико-ориентированных знаний, доступных любому специалисту для применения в каждодневной практике.

По мнению ряда ведущих американских специалистов (A. Rubin, Е. Babbie, L. Newman, R. Grinnell), исследовательская деятельность в практической социальной работе — это ветвь, отдельная от традиционных стереотипов академических исследований. Исследовательский процесс здесь содержит элементы как теоретических методов (анализа, синтеза, индукции, дедукции, систематизацию, классификацию и др.), так и практических (интервьюирование, анкетирование, беседа, наблюдение, полуструк-турные интервью, полевые исследования и др.). Направленность его состоит в создании области знаний, необходимой для облегчения страданий и улучшения социального благополучия общества в целом. В

практике социальной работы исследовательский компонент может выполнять следующие функции:

• давать перспективы, основные методы и подходы, так как при опоре на них эффективность практики значительно возрастает;

• помогать в формировании базы знаний, необходимых для практической работы, стимулировать рождение и уточнение концепций, выявлять важные для обобщения факты и подтверждать эффективность практических методов;

• научные исследования могут выполнять сугубо практическую функцию, так как полученные в ходе их проведения данные помогают принять конкретные решения, осуществлять программы или социальные мероприятия [1].

Покажем, что элементы исследований содержатся в деятельности каждого социального работника, если, конечно, он работает профессионально. Для этого проанализируем особенности объектов этой деятельности и их влияние на технологию социальной работы.

1. Исследовательский компонент в практике социальной работы можно рассматривать как отклик на специфику быстро изменяющихся характеристик объектов деятельности. Они динамичны, сложны, характер их связей друг с другом и окружающим социумом трудно формализуем, они одновременно могут входить в несколько различных систем, на которые воздействует социальный работник. Кроме того, как отмечает М.В. Фирсов, уровень связей - личность и общество, общество и группа, группа и личность - меняет предметную зону объекта социальной работы. Поэтому структуре познания в этом виде деятельности свойственно динамическое описание, а целостная картина познания предстает как динамическое состояние неуравновешенных систем. В этом, по мнению М.В. Фирсова, заложена диалектика развития научного познания в сфере социальной работы.

Развивая эту мысль, A.A. Козлов отмечает, что в основе своей социальная работа не только имеет противоречивый, диалектический характер, но также постоянно меняющиеся параметры, в рамках которых она определяется [2]. Поскольку понимание социальной работы традиционно включает всю деятельность по защите человека, оказанию ему разносторонней поддержки, то в быстро меняющемся обществе задачи, стоящие перед социальным работником, не могут оставаться неизменными, застывшими, подчеркивает В.Г. Бочарова [3]. Они меняются вместе с жизнью, включают в свою орбиту все новые аспекты, постоянно расширяя функционал социального работника, модернизируя организационную структуру учреждений и агентств социальной сферы, меняя содержание работы и ее технологии, что препятствует формированию единого и стабильного определения ее сущностных и функциональных характеристик.

Социальный работник функционирует в системе отношений «человек» - «человек». «Особенности познавательной деятельности представителей профессий типа «человек - человек», - пишет Е.А. Климов, - во многом определяются чудовищной сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления» [4]. В отличие от других «помогающих» профессий, она, по замечанию М. Пейна [5], связана с самыми необычными и особенными случаями. Нестандартные ситуации - это нормальная стихия социальной работы.

Итак, эта профессия связана с разрешением ситуаций высокой степени неопределенности. Нередко специалисту необходимо принимать решения и действовать в условиях отсутствия необходимой информации или предварительно отработанных решений. В поисках решений им приходится мобилизовывать весь свой «поисковый», творческий потенциал. «Без творчества, - пишет Ш. Рамон, - мы просто попадем в ловушку бюрократических форм работы с людьми и не сможем по-новому использовать имеющиеся ресурсы или задействовать новые» [6]. Однако позитивные результаты приносит только такое творчество, которое органично сочетает интуицию с закономерностями исследовательской деятельности. Именно исследовательская деятельность, отмечает М. Бомбик, помогает выявить проблемы практики в и процессе их разрешения принять наиболее эффективные решения, увеличив, таким образом, возможности совершенствования практики [7]. Профессионал должен быть готов отвергнуть установившиеся, но устаревшие представления, которые не соответствуют результатам научных исследований и неопровержимым данным. Поэтому он подходит к решению любой проблемы с позиций открытости, стараясь вычленить в процессе ее решения новую информацию, выстроить новые знания.

2. Ситуация, когда социальный работник решает исследовательские задачи, возникает на этапе технологического решения проблемы клиента. На этом уровне он сталкивается с рядом исследовательских задач. Одна из них - это обоснование выбора теоретической модели, которая будет использована при разработке методов вмешательства. Вторая - перенос теории в плоскость практических технологий и методик.

Выбирая вид вмешательства, его основывают на определенных теориях, концепциях, моделях, которых в настоящее время в арсенале социальной работы достаточно много. Но для конкретного случая из них следует выбрать одну (или несколько), причем ту, которая соответствует ресурсам клиента и социального учреждения, может дать наилучший результат, быть далее развита в систему средств самопомощи клиента. Из этого следует, что на этапе отбора теории решаются несколько исследовательских задач - аналитический отбор, прогнозная оценка, оптимизация и др.

На базе выбранной теоретической модели далее выбирается (или разрабатывается) определенная технология вмешательства. Исследовательский компонент имеет место и на этом этапе. Известно, что в практической социальной работе содержатся взаимосвязанные и усиливающие друг друга элементы повторяющейся деятельности, допускающие алгоритмизацию, и моменты, когда проявляются нестандартные ситуации. Первый содержательный компонент может быть алгоритмизирован и облечен в форму технологии деятельности (технологии социальной работы). Для типовых ситуаций требуются типовые, формализованные решения, позволяющие задавать «вектор» для достижения желаемого результата. Но, даже придерживаясь типового варианта, социальный работник, тем не менее, выполняет ряд шагов, которые мы, вслед за Дж. Гриннеллом, относим к исследовательским. Это:

• сбор данных в течение всего времени вмешательства для мониторинга эффективности вмешательства;

• использование (или конструирование) конкретных наблюдаемых, измеряемых условий для описания проблем, имеющихся у системы клиентов,”

• следование канонам логики при поиске выхода из сложившейся ситуации клиента;

• использование исследовательских находок для расширения практических достижений;

• описание целей и результатов вмешательств;

• использование исследовательских методов, навыков и инструментов для демонстрации достижений вмешательства;

• понимание того, что исследование и практика - две формы практической логики, составляющих базу процесса решения проблемы [1].

У некоторых практических социальных работников часто возникают вопрос: так ли актуален поисковый компонент в технологической фазе? Не стоит ли ограничиться стандартными технологиями? Конечно, ими пользоваться и можно, и нужно! Но не следует забывать, что случай каждого клиента уникален. Поэтому простое воспроизводство какой-либо методики на каждом практическом примере - это всегда упрощение, обеднение, возможно, схематизация ситуации. А это прямой путь к формализму в деятельности. Специалист, учитывающий особенности, нюансы каждого разрешаемого случая, просто вынужден искать, как преобразовать и «подстроить» известную технологию, адаптируя ее к случаю. Поэтому в нетиповых ситуациях (а именно они и являются нормой в социальной работе), кроме умения выбрать наилучший вариант действия в необычной или непредвиденной обстановке, мы выделяем умение научно обоснованно сконструировать этот вариант действия. В этом случае под конструированием мы понимаем построение с опорой

на научный метод нового, ранее неизвестного социальному работнику и его клиенту способа выхода из проблемной ситуации.

При этом исследовательское творчество в фазе технологии не сводится только к самостоятельной разработке новых элементов, вариаций технологий. Оно касается и использования, перенесения в практику того, что разработали другие. Работа с профессиональной литературой, целью которой является выявление новшеств, улучшающих практику и развивающих профессию -это тоже один из элементов исследовательской деятельности. О новинках сообщается в профессиональной литературе, периодических изданиях, средствах электронной коммуникации. И такой информации довольно много. Например, в США только на бумажных носителях выпускается около полусотни журналов, напрямую касающихся разных аспектов социальной работы. Однако практики знают, чтобы перенять чей-либо опыт, его необходимо критически оценить. Только так можно отобрать результаты, полученные с использованием научных методов и, следовательно, достойные доверия. И отбросить работы, основанные на некачественном методологическом аппарате и не заслуживающие доверия.

Таким образом, умение оценить «качество» новшества должно входить в набор исследовательских умений профессионала. А для этого ему следует быть хорошо информированным о применяемых в социальной сфере методах исследований, их достоинствах и недостатках, условиях применимости, а также уметь тестировать надежность методов, с помощью которых получена заинтересовавшая его новинка. Цели исследовательской деятельности на этапе технологии, таким образом, можно описать так:

• в процессе исследований развивается умение формулировать проблему, собирать эмпирические данные, документировать информацию, оценивать принимаемые решения, определять общую эффективность проделанной работы, что, в конечном итоге, способствует повышению профессиональной компетенции социального работника;

• с помощью исследований можно избирательно подходить к существующему разнообразию стратегий сбора информации об определенном аспекте работы, а также определять, какие данные и теоретические подходы наиболее соответствуют изучаемой проблеме;

• исследовательская деятельность способствует применению различных оценочных подходов, таких, как «оценивание потребностей общества», «психосоциальное оценивание индивида» и др., что обеспечивает развитие новых эффективных способов помощи клиентам и повышает социальное благополучие общества;

• отчеты об исследовательских находках и инновациях, выполненные в соответствии со стандартами предъявления эмпирической науч-

но-исследовательской информации, повышают шансы на получение разнообразных ресурсов (в том числе и финансовых - фанты, денежная и иная поддержка и др.), выступают основаниями для формулирования предложений в области социальной политики; на их базе могут разрабатываться методические рекомендации, сообщения о программах оценивания и др. [7, с. 95-96];

• опираясь на знания методов проведения исследований, можно извлекать «ключевые знания» из собственного практического опыта. Таким образом, исследовательский компонент является одной из частей практической социальной работы. В качестве продуктов исследований выступают новые технологии решения известных социальных проблем, развитие ранее неиспользованных ресурсов индивидуума и социума, выявление причинно-следственных связей, обусловливающих возникновение и развитие социальных аномалий.

Постоянная нацеленность на поиск, познание нового (возможно, субъективно нового) вынуждает социального работника овладевать исследовательской грамотностью, подразумевающей постоянную работу с литературой, знание методов количественных и качественных исследований, алгоритмов построения всех этапов исследования (формулирование замысла, определение объекта и предмета исследования, цели и задач, выдвиже-

ние гипотезы, осуществление необходимых исследовательских действий, обработка и описание полученных результатов, доведение их до сведения профессионального сообщества). А также умение наблюдать, анализировать, систематизировать информацию, переходя от частных фактов к обобщениям, регулярно обмениваться информацией с коллегами.

1. Grinnell R.M. Social Work Research and Evaluation. F.E. Peacock Publishers, INC., ITASCA, Illinois, 1988. P. 322.

2. Козлов A.A. Сущностно-функциональная характеристика социальной работы. Опыт структурноантропологического анализа // Социальная работа: теория, технология, образование. 1998. № 1. С. 27.

3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. Монография. М., 1999. С. 87.

4. Климов Е.А. М. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. С. 179.

5. Пейн М. Общие и частные аспекты учебного плана // Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сари; Пер. с англ. под ред. Ю.Б. Шапиро. М., 1996. С. 110.

6. Рамон Ш. Подготовка преподавателей // Там же. С. 86.

7. Бомбик М. Подготовка к исследованиям в области социальной работы // Там же. С. 94.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ Н.В. Гарашкина

Смещение акцентов в сторону личностноориентированного образования требует новых подходов к технологиям подготовки специалистов. Рассмотрение подготовки как управляемой социализации исходит из целостности системы непрерывного образования, включающей механизм передачи социального опыта, и предполагает усиление внимания к применению технологий социализации, обеспечивающих развитие субъектнос-ти студента.

Для понимания сущности субъектности интересен подход В.А. Петровского, выделяющий надситуативную активность, предполагающую «бескорыстный риск», нестимулированную извне деятельность человека за рамками первоначально заданной ситуации (начало творчества) и неадаптивную активность, предполагающую «способность человека не только совершенствовать свою деятельность, но и конструировать по ходу деятельности новые, более интересные цели, отказываясь от уже проторенных дорог и способов действия». В.А. Петровский считает, что активность

личности проявляется в «производстве нового, которое превращается в достояние общества», когда индивид «достигает своей представленности и продолженности в других людях, полагает себя как отраженный субъект» [1].

Вопрос организации профессиональной подготовки, которая была бы направлена на стимулирование активности студента, взаимосвязан с вопросом о создании такой технологии, когда студент самостоятельно добывает новые знания, приобретает новый опыт и актуализирует имеющиеся, становясь субъектом образования, при этом изменяется система взаимоотношений с преподавателем, становясь субъект-субъектной, диалоговой, сотруднической, партнерской.

Общими условиями активизации индивидуальных возможностей студентов являются: личностно-ориентированное, вариативное обеспечение субъектной деятельности; прогнозирование социальной направленности деятельности; формирование коллективного субъекта активности с учетом индивидуальных особенностей каждого;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.