Научная статья на тему 'Социально-педагогическая работа с семьями психически больных в условиях стационара: специфика, содержание, этапы'

Социально-педагогическая работа с семьями психически больных в условиях стационара: специфика, содержание, этапы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
515
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая работа с семьями психически больных в условиях стационара: специфика, содержание, этапы»

условии для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в различных сферах ее микросреды. Она интегрирует арсенал средств и возможностей институционализированных структур, общественных формирований и адекватна социальной ситуации в регионе и является основанием для формирования заказа на подготовку кадров социальной сферы, определяет их профили и специализации, количественный состав с прогнозом на будущее.

Бочарова ВТ. Педагогика социальной работы. М.: Sv Аргус, 1994. 208 с.

2. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. М., 1994. 12 с.

3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (Общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. №1. С. 79-82.

4. Куличенко P.M. Социальный педагог - профессионализация деятельности. Тамбов, 1998.

5. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. М., 1997. 365 с.

6. Мустаева Ф.А. Профессия: социальный педагог: Метод, рекомендации для студентов отд-ния социальной педагогики. Магнитогорск, 1994. 23 с.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА: СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ А.К. Гажа, В.А. Монастырский

В рамках перехода от чисто медицинской к биопсихосоциальной модели оказания помощи психически больным, одним из компонентов которой является социальная работа, особое значение имеет взаимодействие с социальным окружением больного, прежде всего с его семьей.

Привлечение родственников и близких к процессу социальной реабилитации способно значительно повысить его эффективность, так как семья, являясь важнейшим фактором социализации человека, может оказать существенную помощь в восстановлении его способности социального функционирования прежде всего на уровне родственных межличностных связей. Нет необходимости доказывать, что родные и близкие, как никто другой, могут дать больному любовь, заботу, ощущение своей нужности и защищенности, естественно, при условии сохранения родственных чувств и адекватного отношения к факту психического заболевания. К сожалению, приходится отметить, что семейное окружение больного в силу разных причин, иногда объективных, не всегда выступает в качестве деятельного помощника лечебного учреждения. В большинстве случаев оно занимает отстраненно-пассивную позицию: от нас ничего не зависит, вы -врачи, вот и лечите. Причем это относится как к родственникам пациентов, которые, пройдя курс лечения, могут быть выписаны в семью, так и к опекунам больных, чья социальная реабилитация проблематична, или, в особо тяжелых случаях, вообще не реальна. Одной из основных специфических особенностей психических заболеваний как в прошлом, так и в настоящем является их затяжное, хроническое течение. Сами по себе психические заболевания редко ведут к смертельному исходу, однако многие из них могут

начаться в возрасте 15-25 лет в период активной социализации, становления личности (учеба, начало трудовой деятельности, семейная жизнь) и протекать десятилетиями.

Другой тягостной особенностью психических заболеваний является утрата семейных связей, социальных контактов, прежних навыков общения, снижение качества жизни в целом.

Часть таких хронических больных переводится в дома инвалидов, у другой же части психические изменения могут быть столь глубоки, что перевод в дом инвалидов становится неприемлем, и они могут находиться лишь в специализированных отделениях психиатрической больницы. Сегодня этот обширный пласт пациентов является предметом заботы и внимания сотрудников психиатрической помощи. Однако и в этом случае их родственники могут сыграть позитивную роль, оказывая посильное содействие медико-социальной работе, проводимой с данной категорией больных.

Учитывая, что социальная работа в психиатрическом учреждении фактически находится сегодня в стадии становления, исследование ее специфики, функций, содержания, форм и методов представляется чрезвычайно актуальным. Это в полной мере относится к социальной работе с семьей больного и, в частности, к ее социальнопедагогической составляющей. Данный аспект еще не стал предметом научно-педагогического рассмотрения, несмотря на очевидность того, что основные средства, формы и методы работы с семьей являются по сути своей педагогическими: просвещение, обучение, формирование позитивной мотивации, вовлечение в определенные виды деятельности на началах сотрудничества с работниками медицинского учреждения и другие.

Рассмотрим более обстоятельно основные этапы социально-педагогической работы с семьями психически больных, их содержание и особенности. Каждый из этих этапов не просто соответствует этапу терапевтическому, но и составляет с ним, по сути дела, единое целое, выступая в качестве компонента общего процесса лечения и социальной реабилитации больного.

Этап диагностический. В данном случае речь идет об изучении как самого больного, так и его семейного окружения. Во-первых, семья является источником информации о больном, во-вторых, она сама, будучи микросредой, в которой ранее находился больной, нуждается в изучении и оценке с точки зрения позитивного или негативного влияния на него и на течение его болезни.

Социальная диагностика семьи основывается на сведениях о ее составе, близости родства, возрасте и здоровье (в том числе и психическом) членов семьи, их социальном статусе (профессия, образование, материальное положение), моральном облике и образе жизни, месте проживания и жилищных условиях (включая наличие у больного отдельной комнаты), особенностях организации быта, характере отношений членов семьи между собой и к больному, степени влияния на него, социальных связях семьи, внутрисемейных проблемах и конфликтах, чрезвычайных, травмирующих событиях последнего времени и других.

Анализ полученной информации позволяет оценить потенциальные возможности семьи в деле социальной реабилитации больного в качестве союзника, помощника, партнера или сделать вывод о необходимости оградить больного от ее влияния, по крайней мере, минимизировать его, если оно носит нежелательный, провоцирующий характер.

На этапе непосредственного знакомства с

семьей решающее значение имеет установление с ней контакта, внушение доверия и привлечение к соучастию в лечении пациента, вначале хотя бы на эмоциональном, а затем и более деятельном уровне, в идеале - на уровне сотрудничества. Уже на этом этапе важно сформировать у родственников больного положительную мотивацию, преодолеть отстраненность, пассивную выжидательность у одних, депрессию и страх у других, помочь принять факт психической болезни близкого человека как некую данность, возбудить чувство сопричастности к успеху лечения и ответственности за свою позицию и поведение.

Наше исследование, проведенное на базе отделений сестринского ухода для хронических больных Тамбовской психиатрической больницы, показало, что реально ее сотрудники могут опереться примерно на 20 % родственников пациентов, являющихся их опекунами. В общем-то немного, но и их помощь не следует недооценивать. Эту категорию составляют заботливые, внимательные и ответственные люди. В то же время, для некоторых из них особое значение имеет об-

щественное мнение, они нуждаются в социальном одобрении своих действий, что следует учитывать и не скупиться на их моральную поддержку. Работникам больницы удалось привлечь ряд родственников пациентов к участию в разнообразных формах деятельности организационного и социально-реабилитационного характера, включая искусство- и трудотерапию, подготовку вместе с больными концертов, выставок, праздничных мероприятий.

Следующий этап, исходя из сущности, осуществляемой в его процессе работы, условно можно назвать психолого-педагогическим. Он включает в себя психологическую поддержку семьи, информационно-просветительную деятельность, обучение навыкам взаимодействия с больными и ухода за ними. Продолжается укрепление мотивации, связанной с готовностью личного участия в реабилитационном процессе, сотрудничества с работниками медицинского учреждения, исполнения своего морального долга.

Необходимость эмоционально-психологической поддержки и психотерапевтической помощи родственникам больных объясняется тем, что, за редким исключением, сами они пребывают в состоянии хронического стресса, характеризуются высоким уровнем тревожности, озабоченности, раздражительности и усталости, что негативно сказывается как на них самих, так и на больных в случае контактов с ними.

Задача информационно-просветительной и обучающей работы с родственниками пациентов диктуется отсутствием у них необходимых медицинских знаний и навыков специального обращения с психически больным и ухода за ним в условиях семьи. Оптимальной формой для реализации данной социально-педагогической функции являются регулярные занятия, включающие информационный блок, обсуждение проблемных ситуаций и тренинг (для отработки отдельных практических умений и навыков). Такие занятия могут проводиться в рамках созданной для родственников пациентов «Школы по уходу за больными». На наш взгляд, с морально-психологической точки зрения такую школу целесообразно было бы назвать «Школой милосердия», что, устраняя акцентирование болезни, подчеркнуло бы ее, школы, гуманистическую, высоконравственную сущность.

Ведь милосердие - это и любовь, и помощь, и терпение, и готовность прощать - «не обижаться» на специфические для психически больного симптомы и формы поведения. Такая «Школа...» является формой подготовки родственников к выписке пациента в семью, в отношении же тяжелых психически больных она выступает как фактор, способствующий сохранению родственных связей пациентов, стимулирующий сотрудничество опекунов с лечебным учреждением.

Главное, чему должна научить «Школа милосердия», - это умению жить вместе с психиче-

ски нездоровым человеком, относясь к нему не как к душевнобольному, а как «особенному», «не замечать» необычного поведения, поощрять, поддерживать даже незначительные положительные сдвиги. Не менее важно - предупредить излишнюю активность родственников, желание форсировать события, что чревато разочарованием и новым расстройством. Здесь необходимы терпение, дозирование, постепенность.

Для достижения названных целей содержание занятий должно охватывать такие вопросы, как характеристика психических болезней, их симптоматика, особенности протекания, методика лечения и социальной реабилитации, роль ближайшего окружения, важнейшие навыки взаимодействия с психически больными людьми, действия в случае их необычного или агрессивного поведения, регулирование собственных чувств, согласование потребностей больного с потребностями семьи, рациональное разрешение типичных проблем, возникающих в семье, и другие.

Полученные знания и навыки способствуют созданию в семье оптимальной среды, позволяющей продлить и поддержать у больного состояние ремиссии и уменьшить частоту рецидивов. Хорошим подспорьем для проведения занятий, инструктирования и консультаций родственников психически больных может послужить книга Ребекки Вулис «Если ваш близкий страдает душевной болезнью».

Следующим этапом является работа с пациентом и его семьей после выписки. Имеется в

виду социальный патронаж, включающий наблюдение за ходом дальнейшей социальной реабилитации больного, консультационная и практическая помощь семье, ее морально-психологическая поддержка и оперативное реагирование на факты недобросовестного отношения к больному, конфликты, обстоятельства, провоцирующие рецидивы.

В период пребывания пациента в больнице особое значение имеет привлечение родственников к сотрудничеству в проведении с больными культурно-досуговых мероприятий, к работе по улучшению условий содержания больных, ухода за ними, оформлению среды их пребывания, удовлетворению их индивидуальных потребностей. Особенно это важно для больных, которые находятся в стационаре длительное время.

В Тамбовской областной психиатрической больнице для хронических больных созданы «отделения сестринского ухода», к сотрудничеству с которыми привлечены родственники пациентов. Они участвуют в контроле за качеством содержания больных, им разрешено посещение палат, некоторые из них принимают участие в психокоррекционных мероприятиях.

Даже этот опыт, пока что достаточно скромный, убеждает, какие дополнительные возможности получает лечебное учреждение, привлекая к сотрудничеству родственников пациентов, последовательно и поэтапно проводя с ними медикопросветительную и социально-педагогическую работу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.П. Дьячек

Социальная работа представляет собой относительно новый для России вид профессиональной практической деятельности. Сегодня только формируются представления о ее роли, месте, назначении в жизни страны. Параллельно происходит определение функциональных обязанностей специалистов этой сферы, уточняются компоненты их деятельности, выполняемые ими профессиональные роли, создается профессионально-личностный портрет социального работника.

В ряду формирующихся базовых основ профессии особо актуальным является отработка совокупности взаимосвязанных компонентов, входящих в состав социальной работы как профессиональной деятельности и обеспечивающих ее системный характер. В качестве одного из них выступает исследовательская деятельность. Под ней в контексте практической социальной работы понимается поисковая деятельность, назначе-

ние которой - получение научными методами практико-ориентированных знаний, доступных любому специалисту для применения в каждодневной практике.

По мнению ряда ведущих американских специалистов (A. Rubin, Е. Babbie, L. Newman, R. Grinnell), исследовательская деятельность в практической социальной работе — это ветвь, отдельная от традиционных стереотипов академических исследований. Исследовательский процесс здесь содержит элементы как теоретических методов (анализа, синтеза, индукции, дедукции, систематизацию, классификацию и др.), так и практических (интервьюирование, анкетирование, беседа, наблюдение, полуструк-турные интервью, полевые исследования и др.). Направленность его состоит в создании области знаний, необходимой для облегчения страданий и улучшения социального благополучия общества в целом. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.