Научная статья на тему 'Современная модель социального педагога как специалиста'

Современная модель социального педагога как специалиста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2395
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная модель социального педагога как специалиста»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СПЕЦИАЛИСТА Р.М. Куличенко

Современный этап развития цивилизации как всемирно-исторического процесса закономерно выдвигает на передний план ориентацию научного знания, его теоретико-методологического потенциала на комплексное изучение человека, раскрытие его целостной сущности как субъекта интегративных отношений и разносторонней сознательной деятельности в различных сферах.

Востребованность подобного подхода подтверждают активно развивающиеся в последние десятилетия идеи междисциплинарности и комплексности в научном познании. Проводимые в данном контексте исследования представляют разнообразный спектр фундаментальных и прикладных проблем системного изучения человека в динамических структурнофункциональных взаимосвязях с различными факторами природной и социальной сферы. Главным стимулирующим фактором все более отчетливо выступает социальная потребность гармонизации отношений общества и личности, необходимость выявления в различных сферах макро- и микросоциума реальных возможностей для оптимального жизнеосуществления человеческих ресурсов, развития мировоззренческого и нравственнопсихологического потенциала человека, реализации и реабилитации его жизненных сил [1-6].

Автор рассматривает обозначенную проблему применительно к процессу становления новой для России профессии - «социальный педагог». Профессиональное становление социального педагога - это целостный процесс, включающий практическую, образовательную и исследовательскую деятельность, направленную на реализацию его личностного и профессионального потенциала.

Разрушение традиционной инфраструктуры социальной сферы, рост политической нестабильности, затянувшийся экономический кризис, чудовищное по глубине и последствиям имущественное расслоение населения, проявление так называемого «социального дна», ухудшение де-

мографических характеристик общества оптимизируют социально-педагогическую деятельность и значительно расширяют сферу задач социальных работников и педагогов, способствуют дифференциации видов социальной работы, их институализации и поиску путей интеграции и взаимодействия.

Как известно, «социальный работник» составляет совокупный абрис профессии «социальная работа» - понятие, трактуемое далеко не однозначно. Наблюдается широкий спектр различных подходов, вариантов, характерных для определенной страны, в формировании сущности, функций, содержания и методов социальной работы. «В основе классификации различных видов и форм социальной работы, - по мнению профессора С.И. Григорьева, - могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием различных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они, в конечном счете, сводятся к следующим: работа с проблемой клиента; работа с другими службами, учреждениями, организациями» .

Функции социального педагога и социального работника, в соответствии с установленными стандартами, не идентичны. Они соотносятся на основе соединения общего и специального. Деятельность социального педагога сориентирована на работу со всеми категориями населения, с семьями (независимо от наличия у них проблем) с доминированием превентивно-профилактических задач. В квалификационных характеристиках социальный педагог наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на

предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, пси-холого-педагогической, материальной и иной помощи, охране физического, нравственного и психологического здоровья; устанавливает причины возникших у них конфликтных ситуаций и

трудностей, оказывает им содействие и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию помощи населению, инвалидам, пенсионерам; оказывает помощь в семейном воспитании; проводит психо-лого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением и многое другое.

Задача социального педагога - формировать гуманные системы взаимоотношений в подростковой среде, а также отношений взаимопомощи, взаимоответственности и сотрудничества среди подростков и взрослых. Социальный педагог программирует свою работу в социуме, ищет оригинальные подходы, создает и закрепляет лучшие традиции, использует народную и семейную педагогику.

Деятельность социального педагога невозможна без квалифицированного осуществления диагностики состояния и развития личности ребенка, подростка, среды. Он привлекает все группы населения к деятельности в социуме в соответствии с их потребностями и интересами, анализирует и профессионально оценивает результаты собственной деятельности. В связи с этим, он должен знать:

- основные законы развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, мотивов, степень их удовлетворенности; теорию и методику самовоспитания; специфику работы в социальной среде;

- современное состояние и тенденции развития детских и подростковых сообществ, движений, организаций, их роль и влияние на личность ребенка, подростка;

- социально-педагогические, демографические и др. особенности среды, в которой он действует;

- роль, функции социального педагога, его место в воспитательном процессе; требования, предъявляемые к нему как к специалисту и личности;

- функции и права системы государственных институтов, общественных организаций в воспитании различных групп населения; основы трудового законодательства;

- принципы организации досуга, общения.

Сферами деятельности социального педагога

являются обучение и воспитание в образовательных учреждениях; культурно-просветительная деятельность; социально-педагогическая, профилактическая, коррекционная и консультативная деятельность; участие в научных исследованиях психолого-педагогических проблем.

Перечень обязанностей социального педагога может показаться чрезмерным и практически невыполнимым, но если учесть, что каждый специалист сориентирован на конкретного клиента, группу или проблему, то можно предположить, что он выбирает именно необходимые, адекват-

ные определенной социальной ситуации или конфликту свои функциональные действия совместно с партнерами по социальной деятельности.

Практика показывает, что полноценное выполнение социальным педагогам диагностической функции позволяет на превентивном уровне обеспечить профилактику различных отклонений нравственного, физического, психологического и социального плана. Это чрезвычайно важно для современного состояния российского общества, так как, к сожалению, деятельность социальных институтов зачастую сосредотачивается не на выявлении и устранении причин негативных социальных явлений, а на борьбе с их следствиями. Поэтому повсеместное введение института социальных педагогов в состоянии оказать позитивное влияние на эти процессы.

Как известно, следом за юридическим учреждением и распространением института социальных педагогов появились следующие специализации: социальных педагог семейного профиля, общинный (сельский) социальный педагог, специалист по социальной работе с детьми и молодежью, специалист по организации культурного досуга, социальный педагог - валеолог, социальный этнолог, социальный педагог - дефектолог, школьный социальный педагог, социальный педагог, специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям.

Деятельность социального педагога распространяется на различные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи, личности. Социальный педагог играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий различных систем социальной помощи населению. Он также оказывает активное влияние на личность или группу людей.

Влияние - это процесс всегда двухсторонний, потому что на человека оказывают влияние не только слова социального педагога, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту воздействия. В процессе воздействия на клиента социальный педагог неизбежно испытывает на себе его обратное воздействие. Источниками уверенности социального педагога в его праве оказывать это влияние являются: знания и опыт; узаконенные полномочия; профессиональный статус и репутация; харизматические данные и личная привлекательность; владение информацией и др.

Опыт и знания, приобретенные социальным педагогом в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности выполнять свои профессиональные функции в отношении других людей, хотя сами эти способности могут разнообразиться в зависимости от личного опыта, интересов, талантов. В данном случае знания и опыт имеют особое значение для межличностных отношений,

поэтому в этой сфере важны такие умения и навыки, как интервьюирование, оказание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу.

Все это представляется чрезвычайно важным для специализации социального педагога в оказании помощи клиентам: в области профилактики правонарушений, в оказании помощи социальным аутсайдерам, что требует знания соответствующих теорий и концепций, соответствующих законов и политики государства, опоры на эмпирические исследования, умения разработать программу оказания помощи, выбрать методы для решения проблем.

Доминантная сфера применения профессионального мастерства социального педагога - ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, общностей. Здесь требуются знания структур и процессов, оказывающих влияние на процедуру принятия решения, использование властных полномочий, акоммуникативные функции, ролевые позиции.

В обеспечении успешной деятельности социальных педагогов важны узаконенные полномочия. Это, во-первых, назначение на должность и его легатимные полномочия, наличие у социального педагога определенных прав. Во-вторых, это его авторитет, особое отношение клиентов. Статус и репутация являются отражением положения специалиста в обществе. Его репутация складывается в процессе взаимодействия с окружающей средой. Если статус профессионала социальной сферы во многом зависит от политики государства, его правового положения, то репутация, прежде всего, зависит от деловых личностных качеств.

Определение содержательных характеристик личности социальных педагогов является одним из путей совершенствования их профессиональной деятельности. Во-первых, это дает возможность определить содержательные аспекты подготовки кадров на каждом этапе, исключить ненужное дублирование, обеспечить сквозную интеграцию и динамику учебных дисциплин. Во-вторых, позволяет в оптимальной мере приблизиться к созданию системы многоуровневой подготовки специалистов для социально-педагогической деятельности. В-третьих, позволяет проследить взаимосвязь всех этапов подготовки социальных педагогов. И, наконец, помогает исследователям и преподавателям разработать унифицированные модели профессиональной деятельности.

Под «моделью» мы понимаем содержательную часть характеристик личности социального педагога, выраженную, прежде всего, в видах профессиональной социально-педагогической деятельности. По Н.Ф. Талызиной, в основу содержания модели должны быть положены виды профессиональной деятельности, которые осуще-

ствляются для приобретения каких-либо умений. Опора на основательный фундамент, заложенный при разработке моделей (профессиограмм), позволит построить условную модель деятельности социального педагога. Модель используется в совершенствовании профессиональной социальной работы и обучении социальной деятельности как:

- средство исследования процессов и явлений при изучении закономерностей профессионального становления социальных педагогов;

- представление о самых общих характеристиках личности социального педагога;

- средство для коррекции процесса подготовки специалиста (содержание, формы, методы и т. п.);

- средство для выявления соотношений между видами знаний, умений (видами деятельности) и личностными качествами специалиста;

- средство для управления процессом подготовки социальных педагогов, для осуществления профессиональной деятельности с учетом современной социальной ситуации и прогноза на будущее.

Своеобразие социальной работы в России состоит в том, что ее осуществляют не только профессиональные работники, но и представители многих других профессий социальной сферы. Поэтому определенная «размытость» поля их функциональной деятельности, во-первых, ускоряет процесс реального развития уже действующих моделей социальной поддержки как межведомственных, во-вторых, способствует тому, что социальная педагогика (в отличие от многих других стран) изначально заявила о себе как фундаментальная научно-педагогическая основа формирующейся системы социальных служб, оказывая педагогическое влияние не только на собственно социальных работников, но и на деятельность всех других субъектов этой системы, отражающей взаимодействие человека, семьи, группы с окружающей средой, как педагогика отношений в том или ином социуме. Можно заключить, что социальный педагог - это профессионально подготовленный специалист в области педагогики человеческих взаимодействий в семье и семейнососедской общности, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной и профессиональной школе, в больнице, приюте, детском доме или интернате для престарелых, в исправительном учреждении. Он непосредственно и опосредованно влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и психологически комфортных отношений в социуме, поэтому вполне закономерно, что базовую основу его профессиональной компетентности составляют, прежде всего, этические, нравственные и психолого-педагогические характеристики.

Модель деятельности социального педагога предполагает личностно-средовый, межведомственный, проблемный характер профессиональных действий по комплексному решению проблем человека и его семьи; созданию благоприятных

условии для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в различных сферах ее микросреды. Она интегрирует арсенал средств и возможностей институционализированных структур, общественных формирований и адекватна социальной ситуации в регионе и является основанием для формирования заказа на подготовку кадров социальной сферы, определяет их профили и специализации, количественный состав с прогнозом на будущее.

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Sv Аргус, 1994. 208 с.

2. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. М., 1994. 12 с.

3. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (Общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. №1. С. 79-82.

4. Куличенко P.M. Социальный педагог - профессионализация деятельности. Тамбов, 1998.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие. М., 1997. 365 с.

6. Мустаева Ф.А. Профессия: социальный педагог: Метод, рекомендации для студентов отд-ния социальной педагогики. Магнитогорск, 1994. 23 с.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЯМИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРА: СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ А.К. Гажа, В.А. Монастырский

В рамках перехода от чисто медицинской к биопсихосоциальной модели оказания помощи психически больным, одним из компонентов которой является социальная работа, особое значение имеет взаимодействие с социальным окружением больного, прежде всего с его семьей.

Привлечение родственников и близких к процессу социальной реабилитации способно значительно повысить его эффективность, так как семья, являясь важнейшим фактором социализации человека, может оказать существенную помощь в восстановлении его способности социального функционирования прежде всего на уровне родственных межличностных связей. Нет необходимости доказывать, что родные и близкие, как никто другой, могут дать больному любовь, заботу, ощущение своей нужности и защищенности, естественно, при условии сохранения родственных чувств и адекватного отношения к факту психического заболевания. К сожалению, приходится отметить, что семейное окружение больного в силу разных причин, иногда объективных, не всегда выступает в качестве деятельного помощника лечебного учреждения. В большинстве случаев оно занимает отстраненно-пассивную позицию: от нас ничего не зависит, вы -врачи, вот и лечите. Причем это относится как к родственникам пациентов, которые, пройдя курс лечения, могут быть выписаны в семью, так и к опекунам больных, чья социальная реабилитация проблематична, или, в особо тяжелых случаях, вообще не реальна. Одной из основных специфических особенностей психических заболеваний как в прошлом, так и в настоящем является их затяжное, хроническое течение. Сами по себе психические заболевания редко ведут к смертельному исходу, однако многие из них могут

начаться в возрасте 15-25 лет в период активной социализации, становления личности (учеба, начало трудовой деятельности, семейная жизнь) и протекать десятилетиями.

Другой тягостной особенностью психических заболеваний является утрата семейных связей, социальных контактов, прежних навыков общения, снижение качества жизни в целом.

Часть таких хронических больных переводится в дома инвалидов, у другой же части психические изменения могут быть столь глубоки, что перевод в дом инвалидов становится неприемлем, и они могут находиться лишь в специализированных отделениях психиатрической больницы. Сегодня этот обширный пласт пациентов является предметом заботы и внимания сотрудников психиатрической помощи. Однако и в этом случае их родственники могут сыграть позитивную роль, оказывая посильное содействие медико-социальной работе, проводимой с данной категорией больных.

Учитывая, что социальная работа в психиатрическом учреждении фактически находится сегодня в стадии становления, исследование ее специфики, функций, содержания, форм и методов представляется чрезвычайно актуальным. Это в полной мере относится к социальной работе с семьей больного и, в частности, к ее социальнопедагогической составляющей. Данный аспект еще не стал предметом научно-педагогического рассмотрения, несмотря на очевидность того, что основные средства, формы и методы работы с семьей являются по сути своей педагогическими: просвещение, обучение, формирование позитивной мотивации, вовлечение в определенные виды деятельности на началах сотрудничества с работниками медицинского учреждения и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.