Научная статья на тему 'Социальный работник как семейный педагог'

Социальный работник как семейный педагог Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
791
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карцева Л. В.

В предлагаемой статье рассматривается проблема выделения специализации «Семейный педагог» при подготовке профессиональных социальных работников. В специалистах подобного профиля остро нуждается российская семья, оказавшаяся в условиях системного кризиса вне зоны внимания общества, потерявшая «точку опоры» как в институте образования, так и в иных социальных государственных и негосударственных структурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный работник как семейный педагог»

ситуации на самопомощь и самоподдержку в сходном положении, с обучения и развития девочек на самообучение, самовоспитание и саморазвитие (что есть гендерное самообразование, которое должно способствовать формированию позитивной гендерной самоидентичности потенциальных матерей).

Стратегия коррекционно-развивающей ра-

боты с воспитанницами школ-интернатов реализуется поэтапно: самопринятие — принятие биологической матери «как есть» — сепарация чувств — стать лучшей матерью себе самой — жизненное планирование: стать хорошей работницей — стать хорошей супругой — стать сильной любящей матерью для своих детей и передать им эстафету жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.materinstvo.ru. — Загл. с экрана.

2. Де Гольжак В. История в наследство : Семейный роман и социальная траектория / В. де Голь-

жак ; пер. с фр. И. К. Масалкова. — М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. — 233 с.

3. Лютова С. Н. Архетипический анализ семейных конфликтов : терапевтические фрески / С. Н. Лютова // Журн. практ. психолога. — 2006. — № 1. — С. 107—124.

4. Филиппова Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 240 с.

5. Фрейд З. Тотем и табу / З. Фрейд. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 256 с.

6. Эльячефф К. Дочки-матери. Третий — лишний? / К. Эльячефф, Н. Эйниш : пер. с фр. — М. :

Ин-т общегуманит. исследований, 2006. — 448 с.

7. Юнг К. Г. Душа и миф : Шесть архетипов / К. Г. Юнг ; пер. А. А. Спектор. — Минск : Хар-вест, 2004. — 400 с.

Поступила 19.03.10.

N I ОЁАЁ0 Г иЁ ВАА I О Г ЕЁ ЁАЁ ЙА1АЁШЁ ЇАААА I А Ё. А. Ёабоааа

А УЭааёааааТТё поаоїіа ЭаппТаоЭёаааопу УЭТаёаТа айааёаТёу пУаоёаёёдаоёё «1\1а1аё-Тйё їааааТа» УЭё УТааТоТаёа УЭТбаппёТТаёиТйо пТоёаёиТйо ЭааТоТёёТа. А т'аоёа-ёёпоао їТаТаТТаТ 'ЭТбёёу ТпоЭТ Тожаааопу ЭШёёпёау паїиу, Тёадааиаупу а опёТ-аёуо пёпоаТТТаТ ёЭёдёпа аТа дТТй аТёТаТёу Тайапоаа, 'Тоабуаиау «оТ+ёо ТїТЗй» ёаё а ётоёоооа ТаЭадТааТёу, оаё ё а ёшо пТоёаёиТйо атоааэпоаам йо ё ТааТпо-ааэпоаа п йо поаоёооаао.

Дискуссия о том, кем на деле является представитель социальной службы — человеком с казенным названием «социальный работник», педагогом, психологом, воспитателем, психотерапевтом, медицинским работником, универсумом, способным разрешить все и всякие проблемы лица, обратившегося за помощью, началась довольно давно и не прекращается до сих пор. Корни ее уходят в историю возникновения социальной службы как нового социального института за рубежом и в нашей стране.

Зарубежная практика социальной работы, сложившаяся уже в конце XIX в., доволь-

но четко развела позиции так называемых социального работника и социального педагога. Социальный работник — лицо, работающее со взрослым населением в специализированных службах по месту жительства либо в отраслевых государственных структурах. Социальный педагог в странах Запада, в США — человек, оказывающий помощь детям и подросткам. Подготовка специалистов этих профилей ведется с разной степенью основательности: первые получают университетские дипломы, вторым достаточно окончить колледж соответствующего профиля.

Получив свое наибольшее развитие в се© Ё. А. ЁаЭоааа, 2010

редине XX в., социальная практика в европейских странах охватила дошкольные учреждения, пронизала органы местного самоуправления психологической и социально-педагогической помощью в воспитании детей, в формировании гармоничных супружеских отношений. Различия в подходах к организации такой работы были связаны с национальными и культурными традициями, уровнем развития женского движения, рабочего движения, участием церкви в благотворительности и поддержке нуждающихся.

Например, в Голландии социальные педагоги работают, прежде всего, с «трудными» подростками, обращаясь к помощи местной общины, наблюдая за ними по месту жительства и учебы. Предусматривается самое активное участие родителей несовершеннолетнего в процессе его воспитания, его самостоятельная работа над собой с помощью взрослых. Отсюда и типология социальных работников: участковые, в ведении которых находятся один-два многоквартирных дома; школьные, медицинские (в больницах), досуговые (в молодежных и подростковых центрах). Все они подчиняются местным социальным службам, которые координируют действия воспитателей. При этом совершенно отсутствует тотальный контроль за действиями несовершеннолетних. Им предоставляется разнообразная помощь со стороны психологов, юристов, наркологов, сексологов, педагогов. В единое целое объединяются социальная реабилитация и терапия. Бережное отношение к подростку становится сверхцелью специалистов по социальной работе, в то время как прямые педагогические воздействия (контроль, нравоучения, планирование деятельности подростков) отходят на второй план. Иначе говоря, каждый из специалистов по социальной работе выполняет свою миссию: либо опекает подопечного на досуге, в медицинском учреждении или по месту жительства, и это чаще всего социальный работник, либо занимается решением его проблем в стенах школы, и это обычно социальный педагог.

В США существует оригинальная модель работы социального работника с семьей, которая называется контактной. Цель этой модели — оказать поддержку возможно большему числу нуждающихся в ней людей, если иным способом это сделать невозможно. Смысл данной программы деятельности таков: конкретный специалист по социальной работе в интересах семьи своего клиента подбирает для нее семью, с которой можно было бы поддерживать долговременный контакт. Контактные семьи — это семьи, приходя-

щие на помощь семье с той или иной проблемой.

Среди клиентов социальных служб встречаются семьи с одним родителем; семьи с физическими или психическими заболеваниями; семьи в кризисе; молодые семьи; семьи, приехавшие из других стран; семьи, члены которых злоупотребляют алкоголем, страдают наркоманией. Социальный работник выступает здесь секретарем для контактов, подбирая контактные семьи с тем условием, чтобы семья его клиента и семья, подобранная в качестве контактной, максимально подходили друг другу. Он несет ответственность за течение и исход контактов, а значит, и за правильность выбора. Если отношения между двумя семьями не складываются, можно делать вывод об ошибке социального работника либо недостаточности его психологической и педагогической подготовки.

3а этой формой помощи семьям клиентов стоит большое социально-педагогическое содержание. Во-первых, клиент расширяет рамки общения, зачастую разрывая изоляцию всей семьи либо конкретного ребенка. Во-вторых, клиенты узнают жизнь, потребности других людей, в том числе и детей, подростков. В-третьих, дети из неполных семей получают хорошую возможность установления контактов с другими взрослыми, иметь в качестве образца для подражания человека отсутствующего пола в собственной семье. В-четвертых, родители получают шанс провести выходные дни по своему усмотрению в те часы, когда их дети встречаются с детьми из контактной семьи. В-пятых, peбенок может наблюдать поведение других родителей, сравнивать его с действиями собственных отца и матери, родители же тем самым поддерживаются в их родительских ролях.

Педагогическая миссия социального работника не завершается подбором контактной семьи и контролем за осуществлением этой деятельности. Специалист по социальной работе осуществляет также обучение клиентов правильным способам поведения в собственных семьях, организовывает групповые встречи семей для обсуждения опыта и проблем общего или конкретного характера. Тематика семинаров для разных групп клиентов такова: помощь избиваемым женщинам, проблемы жестокого обращения в семье, семейные отношения, риск для детей, однополая любовь и т. д.

В Новой Зеландии практикуется иная форма помощи детям со стороны социального работника — поиск опекунов для осиротевшего ребенка. В этих целях созывается семейное совещание, называемое Большим со-

ветом. Он состоит из близких родственников сироты. Социальная служба извещает родных ребенка о проблеме сироты, берет на себя хлопоты по их встрече, размещению, кормлению, создает комфортные условия для встречи членов совета семьи за «круглым столом». Таким образом, судьба ребенка решается в короткий промежуток времени — от 15 минут до дня обсуждения.

В редких случаях никто из членов большой семьи не соглашается опекать сироту. В 90 % случаев дети из-под опеки государства возвращаются в лоно семьи. Экономия средств на их воспитание и образование многократно превышает те суммы, которые расходуются на встречу родных ребенка. Кроме того, подавляющее большинство усыновителей или опекунов вообще ни о чем не просят государство и берут на себя заботу о ребенке. И в этом случае ответственность социального педагога за судьбу усыновляемого ребенка высока, и от его педагогического опыта и коммуникативного мастерства во многом зависит результат затрачиваемых им усилий.

Если попытаться разграничить функции социального работника и социального педагога, то картина получается такая. Социальный педагог ориентируется на работу преимущественно с детьми, а также с теми категориями населения, которые в этом нуждаются, ставя перед собой задачи воспитания, организации досуга и оздоровления клиентов. Фактически это работа не по индивидуальному, а по социальному заказу. Социальный педагог сам «выходит» на контакт с семьей или отдельными индивидами, будучи уверенным в необходимости помощи им. Он первым знакомится с семейными проблемами, изучает обстановку в семье, характер существующих в ней трудностей и ставит семье социальный диагноз. Только после его контакта возможно подключение к решению семейных проблем специалистов других профилей — юристов, психологов, врачей, экологов, способных разрешить конкретные трудности семьи или ее членов. Данную работу могут выполнить и социальные работники, специализирующиеся на определенной проблематике. Социальный же педагог продолжает работу с семьей по своей профессиональной специфике.

В отличие от педагогов из образовательных учреждений социальный педагог занят не столько образованием или обучением, хотя и эти функции ему не чужды, сколько воспитанием людей — и детей, и взрослых. Сфера его деятельности иная, чем у учителей школы, преподавателей других учреждений образования. Он работает в социуме, вне

учебного процесса. Поле его деятельности — вся социальная сфера за исключением учебной и производственной. Иными словами, сфера его занятий — досуг, время, свободное от учебы, работы, выполнения домашних и иных обязанностей. Именно в эти часы, дни, месяцы и годы с наибольшей интенсивностью идет развитие личности. Оно становится возможным только тогда, когда в социальной среде и в семье как ее микроструктуре создаются наиболее благоприятные условия, обстановка психологического комфорта, обеспечивающая раскрытие творческого потенциала личности. Социальный педагог выступает организатором досуга, специалистом в педагогике досуга. Он — посредник между семьей, чьи интересы в области формирования и развития личности он защищает, и обществом. С его помощью семья адаптируется к меняющимся историческим условиям, социализируется.

Подготовка социального педагога предполагает исполнение им следующих должностных обязанностей:

— организация свободного времени детей, молодежи, лиц более старшего возраста на основе изучения их склонностей, интересов, потребностей и возможностей;

— выявление среди данных групп населения лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагоги-ческой, материальной и иной помощи, и их патронаж;

— изучение причин возникновения трудностей семей или отдельных их членов как внутри них, так и вне семейных рамок, оказание содействия в разрешении проблем;

— сотрудничество с различными государственными и общественными организациями и учреждениями в деле оказания социальной помощи населению;

— содействие трудоустройству несовершеннолетних, безработных, инвалидов, беженцев, других категорий населения;

— помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социальных, биологических, психологических и иных факторов;

— педагогическое консультирование клиентов по вопросам семьи и брака;

— выявление детей, нуждающихся в опеке и попечительстве, и оказание им соответствующей помощи;

— организация общественной защиты и опеки несовершеннолетних, правонарушителей, выступление при необходимости в суде в их защиту;

— участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, социальной реа-

билитации, приютов, клубов и ассоциаций, объединений по интересам для детей, подростков и молодежи;

— проведение социальной и семейной политики в сферах обучения, воспитания детей и молодежи, организации переобучения взрослых, их досуга во внеучебной и внетру-довой деятельности.

Иными словами, социально-педагогическая работа отнюдь не связана только с детским возрастом, как иногда представляют себе люди, далекие от этой деятельности. Предметом заботы социального педагога является семья, в том ее качестве, которое связано с укреплением и раскрытием ее творческого потенциала, уникальных нравственных, психологических, физических и иных возможностей. Ныне можно вести речь о самостоятельной функции социального работника — его способности быть семейным педагогом и воспитателем.

На самом деле, социальный работник выполняет данную миссию и сферой его деятельности становится вся область семейной политики. В числе приоритетов социальных служб, работающих ради семьи, находятся самые разные направления деятельности — как более широкого, глобального характера, так и узкие, нацеленные на конкретные задачи. Они таковы:

— утверждение семейных ценностей, защита интересов всех членов семьи и всех типов семей;

— обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи;

— разработка гибкого законодательства о семье;

— осуществление специальных мер по социально-экономической поддержке бедных семей — иждивенцев, инвалидов, престарелых, многодетных, неполных семей, молодых;

— поддержка семей в сочетании ее членами семейных и профессиональных обязанностей;

— оказание содействия семье в организации домашнего хозяйства;

— разработка налоговой политики в интересах семьи;

— создание систем социальной помощи семьям — юридической, экономической, психологической, информационной и т. д.;

— организация подготовки соответствующих специалистов, осуществление программ планирования семьи;

— осуществление социальной и медицинской защиты материнства и детства в дородовый и послеродовый периоды;

— содействие полноценному психическо-

му и физическому развитию девушек, их подготовка к материнству;

— предупреждение насилия в семье;

— оказание помощи семьям наркоманов, алкоголиков, преступников, агрессивных людей;

— оформление позитивного информационного пространства семьи.

Социальный педагог исследует семейные проблемы, намечает шаги по их решению. Его аналитическая деятельность сближает его с функционированием самой семьи в исполнении ею воспитательных, досуговых и коммуникативных функций. Социальный работник охватывает зачастую и экономическую, хозяйственно-бытовую сферы деятельности семьи. В поле его зрения, таким образом, весь социальный портрет семьи с такими его категориями, как условия жизни, структура и функции семьи, ее образ жизни и образ мыслей (семейная идеология), успешность функционирования, этапы жизненного цикла.

Для специалиста по социальной работе семья представляет собой не просто микросистему общества, а скорее социальный институт, некое социальное явление, которое может существовать только в определенной системе общественных отношений. Как подчеркивают философы, не общество возникает из семьи, а семья из общества. Это одна из сфер общественной жизни, и все общественные проблемы напрямую отражаются на семье, зачастую из нее же и вырастая. Отсюда и ориентация социального работника на семью как на конкретно-историческую целостность, изменяющуюся под воздействием общественных условий и исполняющую не только индивидуально-личностные, но и социальные функции. Социальный же педагог вычленяет, прежде всего, индивидуальные особенности членов семьи, направляет усилия на развитие творческих способностей личности, вовлечение ее в процесс самопознания и самострои-тельства.

Палитра знаний социального работника как педагога должна быть весьма широкой. Специалисты данного профиля обязаны знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные материалы по социальной защите населения, специфику работы в различных социальных группах. В их арсенале должны быть разные формы и методы воспитательной работы и просвещения. Они обязаны быть не понаслышке знакомы с основами организации культурно-досуговой деятельности, менеджмента и предпринимательской деятельности, социологией, общей и социальной психологией, национальными особенностями быта и

семейного воспитания, народными традициями региона.

Социальный педагог обязан знать отечественный и зарубежный опыт социальной педагогики, нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, права несовершеннолетних, порядок и организацию установления опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения. Ему должны быть известны и особенности функционирования учебных заведений различного профиля и учреждений досуга в городской и сельской местности. Те же знания должны быть присущи и социальному работнику с той лишь разницей, что на практике социальный педагог акцентирует внимание на определенных направлениях работы, тогда как социальный работник — на всех позициях одновременно.

Таким образом, «разводя» понятия, мы должны отдавать отчет в том, что социальный педагог — не просто школьный социальный работник, педагог досуга, заполняющий свободное время детей в целях развития их способностей и предотвращения криминализации их поведения. С другой стороны, социальный педагог не является и универсальным специалистом в социальной сфере, полностью подменяющим социального работника. Будучи представителями одной и той же области деятельности, они, тем не менее, выполняют свои, специфические обязанности, наполняют определенным содержанием свою работу, что усиливает позиции социальных служб. Специалисты одной и той же сферы, но несколько отличных профилей легко понимают друг друга, выполняют практически одну и ту же работу, но разными средствами и методами, под разным углом зрения.

Таким образом, фигура, которая появляется на смену двум обозначенным выше категориям, — это семейный педагог (почти семейный врач). Назовем ли мы этого специалиста семейным социальным педагогом или семейным социальным работником — суть не изменится. А она состоит в исполнении специалистом данного профиля всех социальных обязанностей по отношению к семье. Педагогическая миссия здесь уже не может быть оторвана от всех прочих. Семейный педагог — это работник, который в первую очередь является специалистом в вопросах педагогики и психологии и может оказать помощь семье на любом из этапов в ее развитии и в любой ситуации из жизни ее членов. Это особенно важно в связи с измене-

нием социальной концепции семьи, когда приоритет отдан именно семье, а не обществу.

В самом общем виде модель социальной помощи государства семье должна выглядеть следующим образом: сначала проблемы личности, будь то взрослый или ребенок, затем — семьи, а после нее — соседской или родственной общин, микрорайона, социального окружения человека и, наконец, макроуровня — социума в целом. Это путь формирования гуманистического, нравственно здорового отношения к личности, к семье. В известном смысле тем же путем западные страны пришли и к индивидуализму как господствующей философии жизни целых поколений.

Однако, как известно, медаль и та имеет обратную сторону, а день всегда чередуется с ночью. Акцентирование проблем конкретной личности может принести определенный убыток ее ближайшему окружению и даже обществу в целом, но именно так утверждается нравственно высокое отношение к гомо сапиенс как высшему продукту цивилизации. Вне этих рамок пирамида получает обратную связь, переворачивается, и личность оказывается тем же незаметным винтиком в общественном механизме, который не имеет никакой самостоятельности и обречен на медленное стирание своих природных граней и различий.

Российская практика в последнем десятилетии двадцатого века показала: статус социального работника и социального педагога — не одно и то же. В России социальные педагоги пока пришли только в школы и исполняют роль пионерских вожатых, помогая завучам по воспитательной работе организовать досуг детей, так называемую внеурочную и внешкольную работу. Примерно те же функции закреплены за ними и в лагерях отдыха детей, в общежитиях, в клубах и других учреждениях внеучебного характера. Одновременно социальные работники выполняют обязанности, закрепленные за ними должностными инструкциями и положениями, и действительно обслуживают семью в тех или иных формах. Именно они пока приближаются к статусу семейных педагогов, хотя таковыми по природе своей не являются.

Можно ли предсказать определенное изменение ситуации в ближайшем или отдаленном будущем? Полагаю, что такая расстановка сил будет сохраняться еще долгое время по объективным причинам. В нашей стране пока нет структур, которые могли бы стать пристанищем для семейных педагогов, взять на себя организацию и координацию деятельности последних. Отделы социальной защиты в

органах исполнительной власти выполняют строго определенные функции и нацелены на помощь проблемным семьям. Органы образования и здравоохранения имеют свои специфические функции: у первых это, как уже отмечалось, организация досуга и профилактика отклонений в поведении школьников, у вторых — планирование семьи и патронаж молодых матерей, профилактика венерических заболеваний, ранних беременностей и т. д.

Социально-педагогические комплексы,

которые активно создавались в восьмидесятые годы ХХ в., сегодня встречаются все реже и реже, испытывая трудности с финансированием. К семье же самый короткий путь имеют организации и учреждения по месту жительства. В нашей действительности подобных образований нет, и их создание в ближайшие годы не предвидится.

Между тем учебные заведения активно готовят специалистов именно семейного профиля. Социальное образование в России имеет среди прочих и педагогическое направление. Педагогическая подготовка кадров социальной работы становится неотъемлемым компонентом всей многоуровневой и многоступенчатой системы социальной работы и социального обслуживания населения. Если учесть тот факт, что социальных работников готовят на сегодняшний день более ста уни-

Поступила 02.04.10.

верситетов, десятки академий, институтов, то станет совершенно очевидно, что всей массе специалистов нового профиля будет недоставать рабочих мест, а их информационный и организационный потенциал не сможет реализоваться без перестройки всей системы социальной помощи и социального обслуживания населения.

Функция социального работника как педагога и воспитателя является, судя по опыту социальной работы, одной из самых главных. Ее реализация будет тем эффективнее, чем более конкретной станет система социальной защиты людей, чем более приблизится она к нуждам отдельных людей и их семей.

Вполне можно предположить появление центров обслуживания семьи по примеру разного рода кризисных центров, семейных консультаций, центров семейного воспитания, лечебно-восстановительных центров, центров социальной помощи семье и детям и т. д. Перечисленные структуры появляются все чаще и, безусловно, выполняют свое предназначение, однако, каждая из них имеет свою специфику и отнюдь не рассчитана на работу с семьей по месту ее проживания. Мы же ведем речь о таком учреждении, которое будет служить для жителей города или села. Именно в таком случае социальная помощь, в том числе и педагогическая, придет во все те семьи, которые в ней действительно нуждаются.

Ё^ Г I ААОЁ| Г Г иА ОАО Г I Ё I АЁЁ N I ОЁАЁО Г |Е ВАА 1Ои N ЙА! ОАЁ А В I ЙЙЁЁЙЕ I Ё ОАААВАОЁЁ £. Г. Ёадабааа

А поаоиа УЭаапоааёаТй ёТТТааоёТТТйа оаоТТёТаёё пТоёаёиТТё ЭааТой п ЭадТйТё оё-Га1ё паТаё а пТаааШТТё ВТппёё: ТаааТёдаоёТТша; ёГоТЭіаоёТГГйа; оаоГТёТаёё, ТаУЭааёаТТйа Та аТдаТжааТёа ё оёааУёаТёа паТаёТио оаааёоёё, бТаТёаТааТёа па-ТаёТйо ОаТТтоаё, Та ааТТаа айуаёаТёа паТаёТТаТ ТааёааТУТёо+ёу.

Являясь требованием времени, инновационные технологии социальной работы активно входят в жизнь общества, используя в решении проблем семьи все самое ценное и необходимое из достигнутого теорией и практикой. Инновационные социальные техноло-

гии — это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному исполь-

© Г. Ёадааааа, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.