Научная статья на тему 'Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке специалистов «Социальный педагог» со специализацией «Социально-психологическое консультирование населения»'

Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке специалистов «Социальный педагог» со специализацией «Социально-психологическое консультирование населения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титова Г. Ю., Ермилова А. И.

The specialization «Social Pedagogics» has been includ¬ed in classificator of profession line and directions of high professional education since 1991. In TSPU the training of such specialists has been conducted since 1994. Since 2001 the preparation of the specialization «Social-Psychological Consulting of population» has began within the framework of specialization «Social Pedagogics». In the given article the qualification of the given professional education which was made by the leading chair, including the professional assign and qualified demands to the specialist, whom the Tomsk State Pedagogical University prepares.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principal Positions of Substantial Approach to Professional Training of Specialists of «Social Educator» with the Specialization «Social-Psychological Consulting of Population»

The specialization «Social Pedagogics» has been includ¬ed in classificator of profession line and directions of high professional education since 1991. In TSPU the training of such specialists has been conducted since 1994. Since 2001 the preparation of the specialization «Social-Psychological Consulting of population» has began within the framework of specialization «Social Pedagogics». In the given article the qualification of the given professional education which was made by the leading chair, including the professional assign and qualified demands to the specialist, whom the Tomsk State Pedagogical University prepares.

Текст научной работы на тему «Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке специалистов «Социальный педагог» со специализацией «Социально-психологическое консультирование населения»»

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ»

Томский государственный педагогический университет

Специальность «Социальная педагогика» была открыта приказом Госкомитета СССР по народному образованию № 582 от 21.06.90 г., включена в Классификатор направлений и специальностей профессионального образования, введена соответствующая должность в тарифно-квалификационный справочник. Вначале подготовка кадров для этой профессии велась в основном на курсах переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Специалисты - социальные педагоги, деятельность которых направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты, начали функционировать в системе образования в соответствии с решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию № 14/4 от 13.07.90 г. «О введении института социальных педагогов».

20 марта 1991 г. Госкомитет СССР по труду и социальным вопросам утвердил квалификационную характеристику профессии «Социальная педагогика».

Рассмотрим профессионально-проблемное поле социального педагога.

Профессионально-педагогическая деятельность социального педагога направлена на содействие раз-

витию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных сферах социума.

Сферами деятельности социального педагога являются:

- социально-педагогическая,

- правозащитная,

- культурно-просветительская,

- социально-образовательная,

- организационно-управленческая,

- исследовательская,

- методическая.

Социальный педагог работает с людьми разных возрастов и социального положения. По этому признаку выделяют следующие специализации социального педагога:

- социально-педагогическая работа с молодежью;

- социально-педагогическая работа со взрослыми;

- социально-педагогическая работа с пожилыми людьми (социальный педагог-геронтолог);

- социально-педагогическая работа с людьми с ограниченными возможностями, с инвалидами (социальный педагог-дефектолог);

- социально-педагогическая работа с людьми отклоняющегося поведения;

- социально-педагогическая работа с детьми-си-ротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- социально-педагогическая работа с семьей.

Местом работы социального педагога могут

быть:

- социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ПТУ, средних специальных учебных заведений, профессионально-образовательных учреждений и др.);

- социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, кризисных центров, социальных гостиниц, бирж труда И др.);

- учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии и т.д.);

- учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных, наркоманов, профилактории, санатории и т.д.);

- социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

- социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);

- службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, семейные гостиные, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);

- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

- частная практика.

Выделяют также следующие специализации социального педагога:

- эколог, валеолог, этнолог;

- педагог-психолог, социолог, социальный работник, методист;

- воспитатель в образовательных учреждениях, учреждениях коррекционного (реабилитационного) типа, социальной сферы;

- организатор технического творчества детей;

- организатор физкультурно-оздоровительной работы;

- организатор культурно-досуговой деятельности.

В Томском государственном педагогическом университете подготовка студентов очного обучения по специальности «Социальная педагогика» ведется с сентября 1994 г. на факультете иностранных языков в качестве основной квалификации (с дополнительной квалификацией - учитель иностранного языка). На историческом факультете с 1995/96 уч. г. начинается подготовка специалистов квалификации «учитель истории» с дополнительной квалификацией «социальный педагог».

До недавнего времени выбор дополнительных специальностей к основной и (или) специализаций был прерогативой вузов и определялся потребностями регионального рынка труда и возможностями учебного заведения. В 2001 г. был утвержден и «спущен сверху» перечень специализаций в рамках специальности «Социальная педагогика». С 2001/02 уч. г. на факультете психологии ТГПУ начинается подготовка специалистов - социальных педагогов со специализацией «Социально-психологическое консультирование населения» (очной и заочной форм обучения).

Под специализацией понимается приобретение специальных знаний, представлений, умений и навыков в рамках основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации.

Кафедрой психологии человека, курирующей профессиональную подготовку специальности «Социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика специализации «Социально-психологическое консультирование населения». Данная характеристика раскрывает профессиональное предназначение и квалификационные требования к специалисту, выпускаемому Томским государственным педагогическим университетом.

Профессиональное предназначение специалиста

Потребность современного российского общества в кадрах квалифицированных специалистов, компетентных в вопросах оказания психолого-пе-дагогической и социальной помощи нуждающимся категориям населения (особенно детям), носит ярко выраженный характер в условиях провинциальных городов.

Инфраструктура г. Томска и Томской области представляет собой комплекс научно-образовательных, промышленных, научно-технических, приборостроительных, лесоперерабатывающих, сельскохо-

зяйственных предприятий, организаций и структур, а также сферы обслуживающего производства и социально-культурной сферы, В городе представлена высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности, дифференцированная социально-профессиональная, возрастная и этническая структуры населения.

В последние годы в профессиональной (а также в личностной) сфере динамичными темпами происходит технологизация жизнедеятельности человека (применение и развитие различных компьютерных технологий), что является суррогатом главной потребности человека в общении: люди заменяют реальное виртуальным общением, характеризующимся отсутствием обмена энергиями, эмоциями, мнениями и т.д. Вместе с тем стрессогенная обстановка сохраняется, а временами усиливается (различными социально-политическими, социально-экономическими и тому подобными коллизиями), что приводит к росту не только ситуативной, но и личностной тревожности. Поэтому роль профессий «помогающего» типа (социальных работников, психологов, социальных педагогов) становится значимой.

Тот факт, что каждый четвертый житель Томска является необучающимся, а также данные социологии о девиантном и делинквентном (отклоняющемся) поведении молодежи в городе и на селе подчеркивают необходимость профессиональной подготовки специалистов - социальных педагогов для Томска и Томской области.

Социальный педагог специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, он влияет на формирование воспитывающих, гуманных отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. В этически доступной форме «выходит» на контакт с семьей, личностью. Изучает психологические и возрастные особенности детей и родителей, их способности; вникает в их микросоциум, мир интересов, круг обшения, условия жизни, моральную атмосферу; выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы - психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключает других специалистов. Оказывает помощь семьям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния. Осуществляет пси-холого-педагогическую работу' с детьми и молодежью по месту жительства; выявляет личные, межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты, факты отклоняющегося от нормы поведения, семьи социального риска; занимается профилактикой правонарушений.

Обращение человеком к социальному педагогу не вызывает тревоги, в отличие, к примеру, от обращения к психиатру, психотерапевту. Термин «со-

циальный педагог» не отпугивает человека, обратившегося за консультацией. По сути он является первым специалистом, способствующим разрешению проблем, касающихся различных сфер жизнедеятельности человека(социально-бытовой, социально-экономической, социально-психологической, социально-педагогической и др.). Социальный педагог первоначально устанавливает социальный диагноз и либо сам оказывает помощь в рамках своих компетенций, либо соорганизует оказание помощи узким специалистом (специалистами) другого профиля (психотерапевтом, юристом, работником отдела социального обеспечения, психиатром и т.д.).

Специализация социального педагога «Социально-психологическое консультирование населения» расширяет диапазон и углубляет возможности данного специалиста, который также может работать в вышеуказанных структурах, организациях. Технология консультирования населения (родителей, педагогов) позволяет взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия, а обращающимся несовершеннолетним детям - содействовать в стремлении самостоятельно справиться с проблемой.

Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Технология консультирования может служить начальным этапом в саморазвитии, самоизменении человека или поводом обращения к специалистам (опять же через социального педагога).

Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Ведущей формой консультативной деятельности социального педагога является консультационная беседа.

Социальный педагог может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психо-лого-педагогические.

Если группа (семья и др.) или клиент не являются инициаторами взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Главная цель консультацион-

ной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы клиентов (клиента), повысить их реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с консультативными беседами существует еще одна форма консультирования в виде обучающих (образовательных) тренингов.

Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, в системе образования в целом. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы.

Образовательные тренинги, пока не получившие должного распространения в нашей стране, должны быть направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков следует выделить:

- коммуникативные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой бе-зоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку приема «Я-сооб-щение», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка и др.;

- психогигиенические приемы преодоления: стрессовых ситуаций, повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и т.д.;

- психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.

Групповые методы работы дают возможность участникам обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе; возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, что способствует развитию активности и уверенности родителей.

Данные формы консультативной деятельности социального педагога используются как в краткосрочных, так и в долгосрочных моделях работы.

Квалификационные требования к специалисту «Социальный педагог» со специализацией «Социально-психологическое консультирование населения»

(теоретические и практические компетенции специалиста)

Специалисту необходимо:

- знать тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни, трудности и проблемы семейного воспитания;

- знать основные закономерности развития личности детей, подростков, молодежи, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности;

- знать теорию и методику диагностики личности и ее микросреды;

- знать формы и методы социально-педагогической и социально-психологической работы с семьей, различными группами и категориями населения;

- уметь выявлять интересы и потребности детей и подростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей;

- владеть методами, приемами и техниками консультирования;

- обладать навыками групповой и индивидуальной форм консультирования;

- активизировать усилия своих подопечных (детей и взрослых) по решению собственных проблем;

- знать основные психокоррекционные подходы и технологии;

- осознавать значение психопрофилактической работы, знать принципы и направления психопрофилактики;

- уметь использовать взаимосвязь психопрофилактики, психокоррекции и психоконсультирования, выбирать наиболее оптимальные способы взаимодействия с клиентом, группой;

- уметь выявлять и использовать возможности социальных институтов в укреплении семьи, в оказании корректной социальной, педагогической, психологической помохци, поддержки и т.д.

Рекомендованная литература

1. Мищик Л.И. и др. Психолого-педагогическая концепция специальности «Социальная педагогика» // Гуманизация образования. 1994. № 1.

2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.

3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 1999.

4. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.