ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ» СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ»
Томский государственный педагогический университет
Специальность «Социальная педагогика» была открыта приказом Госкомитета СССР по народному образованию № 582 от 21.06.90 г., включена в Классификатор направлений и специальностей профессионального образования, введена соответствующая должность в тарифно-квалификационный справочник. Вначале подготовка кадров для этой профессии велась в основном на курсах переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Специалисты - социальные педагоги, деятельность которых направлена на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты, начали функционировать в системе образования в соответствии с решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию № 14/4 от 13.07.90 г. «О введении института социальных педагогов».
20 марта 1991 г. Госкомитет СССР по труду и социальным вопросам утвердил квалификационную характеристику профессии «Социальная педагогика».
Рассмотрим профессионально-проблемное поле социального педагога.
Профессионально-педагогическая деятельность социального педагога направлена на содействие раз-
витию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных сферах социума.
Сферами деятельности социального педагога являются:
- социально-педагогическая,
- правозащитная,
- культурно-просветительская,
- социально-образовательная,
- организационно-управленческая,
- исследовательская,
- методическая.
Социальный педагог работает с людьми разных возрастов и социального положения. По этому признаку выделяют следующие специализации социального педагога:
- социально-педагогическая работа с молодежью;
- социально-педагогическая работа со взрослыми;
- социально-педагогическая работа с пожилыми людьми (социальный педагог-геронтолог);
- социально-педагогическая работа с людьми с ограниченными возможностями, с инвалидами (социальный педагог-дефектолог);
- социально-педагогическая работа с людьми отклоняющегося поведения;
- социально-педагогическая работа с детьми-си-ротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- социально-педагогическая работа с семьей.
Местом работы социального педагога могут
быть:
- социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ПТУ, средних специальных учебных заведений, профессионально-образовательных учреждений и др.);
- социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, кризисных центров, социальных гостиниц, бирж труда И др.);
- учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии и т.д.);
- учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных, наркоманов, профилактории, санатории и т.д.);
- социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;
- социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);
- службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, семейные гостиные, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);
- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);
- частная практика.
Выделяют также следующие специализации социального педагога:
- эколог, валеолог, этнолог;
- педагог-психолог, социолог, социальный работник, методист;
- воспитатель в образовательных учреждениях, учреждениях коррекционного (реабилитационного) типа, социальной сферы;
- организатор технического творчества детей;
- организатор физкультурно-оздоровительной работы;
- организатор культурно-досуговой деятельности.
В Томском государственном педагогическом университете подготовка студентов очного обучения по специальности «Социальная педагогика» ведется с сентября 1994 г. на факультете иностранных языков в качестве основной квалификации (с дополнительной квалификацией - учитель иностранного языка). На историческом факультете с 1995/96 уч. г. начинается подготовка специалистов квалификации «учитель истории» с дополнительной квалификацией «социальный педагог».
До недавнего времени выбор дополнительных специальностей к основной и (или) специализаций был прерогативой вузов и определялся потребностями регионального рынка труда и возможностями учебного заведения. В 2001 г. был утвержден и «спущен сверху» перечень специализаций в рамках специальности «Социальная педагогика». С 2001/02 уч. г. на факультете психологии ТГПУ начинается подготовка специалистов - социальных педагогов со специализацией «Социально-психологическое консультирование населения» (очной и заочной форм обучения).
Под специализацией понимается приобретение специальных знаний, представлений, умений и навыков в рамках основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности специалиста данной квалификации.
Кафедрой психологии человека, курирующей профессиональную подготовку специальности «Социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика специализации «Социально-психологическое консультирование населения». Данная характеристика раскрывает профессиональное предназначение и квалификационные требования к специалисту, выпускаемому Томским государственным педагогическим университетом.
Профессиональное предназначение специалиста
Потребность современного российского общества в кадрах квалифицированных специалистов, компетентных в вопросах оказания психолого-пе-дагогической и социальной помощи нуждающимся категориям населения (особенно детям), носит ярко выраженный характер в условиях провинциальных городов.
Инфраструктура г. Томска и Томской области представляет собой комплекс научно-образовательных, промышленных, научно-технических, приборостроительных, лесоперерабатывающих, сельскохо-
зяйственных предприятий, организаций и структур, а также сферы обслуживающего производства и социально-культурной сферы, В городе представлена высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности, дифференцированная социально-профессиональная, возрастная и этническая структуры населения.
В последние годы в профессиональной (а также в личностной) сфере динамичными темпами происходит технологизация жизнедеятельности человека (применение и развитие различных компьютерных технологий), что является суррогатом главной потребности человека в общении: люди заменяют реальное виртуальным общением, характеризующимся отсутствием обмена энергиями, эмоциями, мнениями и т.д. Вместе с тем стрессогенная обстановка сохраняется, а временами усиливается (различными социально-политическими, социально-экономическими и тому подобными коллизиями), что приводит к росту не только ситуативной, но и личностной тревожности. Поэтому роль профессий «помогающего» типа (социальных работников, психологов, социальных педагогов) становится значимой.
Тот факт, что каждый четвертый житель Томска является необучающимся, а также данные социологии о девиантном и делинквентном (отклоняющемся) поведении молодежи в городе и на селе подчеркивают необходимость профессиональной подготовки специалистов - социальных педагогов для Томска и Томской области.
Социальный педагог специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, он влияет на формирование воспитывающих, гуманных отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. В этически доступной форме «выходит» на контакт с семьей, личностью. Изучает психологические и возрастные особенности детей и родителей, их способности; вникает в их микросоциум, мир интересов, круг обшения, условия жизни, моральную атмосферу; выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы - психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключает других специалистов. Оказывает помощь семьям в развитии их воспитательных возможностей и положительного влияния. Осуществляет пси-холого-педагогическую работу' с детьми и молодежью по месту жительства; выявляет личные, межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты, факты отклоняющегося от нормы поведения, семьи социального риска; занимается профилактикой правонарушений.
Обращение человеком к социальному педагогу не вызывает тревоги, в отличие, к примеру, от обращения к психиатру, психотерапевту. Термин «со-
циальный педагог» не отпугивает человека, обратившегося за консультацией. По сути он является первым специалистом, способствующим разрешению проблем, касающихся различных сфер жизнедеятельности человека(социально-бытовой, социально-экономической, социально-психологической, социально-педагогической и др.). Социальный педагог первоначально устанавливает социальный диагноз и либо сам оказывает помощь в рамках своих компетенций, либо соорганизует оказание помощи узким специалистом (специалистами) другого профиля (психотерапевтом, юристом, работником отдела социального обеспечения, психиатром и т.д.).
Специализация социального педагога «Социально-психологическое консультирование населения» расширяет диапазон и углубляет возможности данного специалиста, который также может работать в вышеуказанных структурах, организациях. Технология консультирования населения (родителей, педагогов) позволяет взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия, а обращающимся несовершеннолетним детям - содействовать в стремлении самостоятельно справиться с проблемой.
Основная задача консультационной работы заключается в том, чтобы помочь обратившемуся за помощью посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и поведения, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Технология консультирования может служить начальным этапом в саморазвитии, самоизменении человека или поводом обращения к специалистам (опять же через социального педагога).
Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Ведущей формой консультативной деятельности социального педагога является консультационная беседа.
Социальный педагог может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинг и пр. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи - образовательные, психологические, психо-лого-педагогические.
Если группа (семья и др.) или клиент не являются инициаторами взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Главная цель консультацион-
ной работы - с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы клиентов (клиента), повысить их реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Наряду с консультативными беседами существует еще одна форма консультирования в виде обучающих (образовательных) тренингов.
Надо отметить, что в настоящее время цели проводимых тренинговых программ расширились, и тренинг перестал быть только областью практической психологии, заняв достойное место в социальной педагогике, в системе образования в целом. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Особенно остро она стоит в отношении родителей тех детей, которые имеют проблемы психического, физического, социального отклонения от нормы.
Образовательные тренинги, пока не получившие должного распространения в нашей стране, должны быть направлены прежде всего на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков следует выделить:
- коммуникативные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой бе-зоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку приема «Я-сооб-щение», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка и др.;
- психогигиенические приемы преодоления: стрессовых ситуаций, повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и т.д.;
- психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
Групповые методы работы дают возможность участникам обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе; возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией, что способствует развитию активности и уверенности родителей.
Данные формы консультативной деятельности социального педагога используются как в краткосрочных, так и в долгосрочных моделях работы.
Квалификационные требования к специалисту «Социальный педагог» со специализацией «Социально-психологическое консультирование населения»
(теоретические и практические компетенции специалиста)
Специалисту необходимо:
- знать тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни, трудности и проблемы семейного воспитания;
- знать основные закономерности развития личности детей, подростков, молодежи, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности;
- знать теорию и методику диагностики личности и ее микросреды;
- знать формы и методы социально-педагогической и социально-психологической работы с семьей, различными группами и категориями населения;
- уметь выявлять интересы и потребности детей и подростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей;
- владеть методами, приемами и техниками консультирования;
- обладать навыками групповой и индивидуальной форм консультирования;
- активизировать усилия своих подопечных (детей и взрослых) по решению собственных проблем;
- знать основные психокоррекционные подходы и технологии;
- осознавать значение психопрофилактической работы, знать принципы и направления психопрофилактики;
- уметь использовать взаимосвязь психопрофилактики, психокоррекции и психоконсультирования, выбирать наиболее оптимальные способы взаимодействия с клиентом, группой;
- уметь выявлять и использовать возможности социальных институтов в укреплении семьи, в оказании корректной социальной, педагогической, психологической помохци, поддержки и т.д.
Рекомендованная литература
1. Мищик Л.И. и др. Психолого-педагогическая концепция специальности «Социальная педагогика» // Гуманизация образования. 1994. № 1.
2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 1999.
4. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. М., 2002.