Научная статья на тему '«Школа милосердия» как форма социально-педагогической работы с семьями психически больных'

«Школа милосердия» как форма социально-педагогической работы с семьями психически больных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Школа милосердия» как форма социально-педагогической работы с семьями психически больных»

РОЛЬ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ИСТОЧНИКА ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Н.Я. Рыбина

В настоящее время россиянин ощущает острый недостаток человечности, душевности, правды и веры во взаимоотношениях людей. Без осмысления формирования и укрепления в сознании, поступках и привычках системы здоровых и полезных духовных ценностей, накопленных столетиями, без веры в добро и красоту жизни, нельзя рассчитывать на устойчивость развития и жизнеспособность общества.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Современное общество предоставляет личности свободу реализации духовных потребностей, поощряет мировоззренческий плюрализм, провозглашает веротерпимость. Уважительное отношение к внутреннему миру человека предполагает заинтересованность в таких формах самовыражения личности, которые объективно направлены на оптимизацию общественных отношений и всех видов жизнедеятельности. Проблема нашего общества состоит не в том, какую систему мировоззрения предпочитает человек, а в том, как он реализует свои убеждения в существующей социальной действительности.

Русское православие, как и другие ветви христианства, воспитывает человека в духе хри-

стианской морали. С православием связана исключительная черта русского народа - соборность, стремление к свободному единению свободных личностей на основе любви к Богу. Соборность способствует формированию таких качеств, как: благочестие (почитание Бога), миролюбие, великодушие, дружелюбие, доброжелательность, альтруистичность, гуманность (отзывчивость на чужое горе), добродушие, жалостливость (соболезнование чужому горю), коллективизм (стремление к совместной деятельности), общительность, милосердие (готовность помочь другим), одухотворенность, открытость, простодушие. совестливость, сердечность, стыдливость. С соборностью тесно связаны патриотизм и дер-жавность русского человека. Православие призывает людей к духовному совершенствованию, во главе жизни ставится нравственный закон, стремление к правде и справедливости.

Социальная работа как профессия основывается на безусловно фундаментальных ценностях, источники которых находятся в обществе. Представляется, что ключевыми критериями высокого профессионализма социального работника являются христианские добродетели, которые призывают к тому, что все люди должны обладать равноценными средствами и возможностями для разрешения своих жизненных задач, для реализации благих стремлений в отношении себя и других, общего благополучия и социальной справедливости.

«ШКОЛА МИЛОСЕРДИЯ» КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ РАБОТЫ

С СЕМЬЯМИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

А. К. Гажа

Учитывая, что социальная работа в психиатрическом учреждении фактически находится сегодня в стадии становления, исследование ее специфики и содержания представляется чрезвычайно актуальным. Эго в полной мере относится к социальной работе с семьей больного и, в частности, к ее социально-педагогической составляющей. Данный аспект еще не стал предметом специального научного рассмотрения, несмотря на очевидность того, что основные средства, формы и методы работы с семьей являются по сути своей педагогическими: просвещение, обучение, формирование позитивной мотивации, вовлечение в определенные виды дея-

тельности на началах сотрудничества с работниками медицинского учреждения и др.

Задача информационно-просветительной и обучающей работы с родственниками пациентов диктуется отсутствием у них необходимых медицинских знаний и навыков обращения с психически больным и ухода за ним в условиях семьи. Оптимальной формой для реализации данной социально-педагогичес-кой функции являются регулярные занятия, включающие информационный блок, обсуждение проблемных ситуаций и тренинг (для отработки отдельных практических умений и навыков). Такие занятия могут проводиться в рамках созданной для родственников пациентов «Школы по уходу за больны-

ми». На наш взгляд, с морально-психологической точки зрения такую школу целесообразно было бы назвать «Школой милосердия», что, устраняя акцентирование болезни, подчеркнуло бы ее, школы, гуманистическую, высоконравственную сущность.

Главное, чему должна научить «Школа милосердия», - это умению жить вместе с психически нездоровым человеком, относясь к нему не как к душевнобольному, а как к «особенному», «не замечать» необычного поведения, поощрять, поддерживать даже незначительные положительные сдвиги. Не менее важно - предупредить излишнюю активность родственников, желание форсировать события, что чревато разочарованием и новым расстройством. Здесь необходимы терпение, дозирование, постепенность.

Для достижения названных целей содержание занятий должно охватывать такие вопросы, как характеристика психических болезней, их симптоматика, особенности протекания, методика лечения и социальной реабилитации, роль ближайшего окружения, важнейшие навыки взаимодействия с психически больными людьми, действия в случае их необычного или агрессивного поведения, регулирование собственных чувств, согласование потребностей больного с потребностями семьи, рациональное разрешение типичных проблем, возникающих в семье, и другие.

Полученные знания и навыки способствуют созданию в семье оптимальной среды, позволяющей продлить и поддержать у больного состояние ремиссии и уменьшить частоту рецидивов.

ОСОБЕННОСТИ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕКТ НА СВОИХ АДЕПТОВ

Ж. В. Садов никои а

В настоящее время можно выделить три типа религиозных объединений и свойственные ИЛ! типы общины - церковь, деноминация, секта. Каждая община в системе этих объединений имеет определённую степень организации, систему ролей, характер членства. Церковь представляет собой централизованный религиозный институт с иерархическим управлением, обслуживаемый профессиональным священничеством. Членство в церковной общине не прямое. Деноминация также является централизованным религиозным институтом, который, однако, управляется не иерархически, а советом мирян. Профессиональных священнослужителей здесь нет. Членство прямое, регистрируемое. Секта представляет собой вид религиозного объединения с авторитарным управлением, прямым членством, без профессионального священничества. Для сект характерна обособленность, претензия на исключительность и тенденция к изоляционизму.

Способы воздействия на адептов в сектах можно разделить на две группы:

1) методы психологического воздействия: использование слова, методов внушения и самовнушения; культивирование страха, запугивание верующих; фабрикация различного рода «чудес» и «пророчеств»; применение системы наказаний верующих; изоляция верующих от общества; 2) методы физического воздействия: принуждение к соблюдению постов; систематическое

проведение ночных богослужебных собраний; проведение молитвенных собраний в неблагоприятной для здоровья верующих обстановке; запрещение верующим обращаться к врачам за медицинской помощью и т. д.

В результате такого рода воздействия на сознание адептов у них наблюдается: ослабление воли и потеря контроля над своей жизнью; развитие зависимости и возвращение к поведению подобному детскому (регресс в инфантильность); потеря непринуждённости и чувства юмора; неспособность организовать близкие отношения вне культа; ухудшение физического состояния (головные боли, пищеварительные расстройства, кожные нарушения и т. д.); ухудшение психического состояния (тревожность, дезориентация, галлюцинации, «расщепление» личности).

Резюмируя вышеизложенное, можно с полным основанием утверждать, что деятельность религиозных сект деструктивной направленности является фактором, провоцирующим социальнопсихологическую дезадаптацию своих членов. Поэтому их деятельность должна быть объектом пристального внимания не только психиатров, психологов, представителей органов правопорядка, но и социальных педагогов, предметом профессиональной деятельности которых является регулирование процесса социализации личности, создание для этого благоприятных условий и помощь в преодолении негативных влияний социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.