Научная статья на тему 'Роль русского православия как источника христианских ценностей в становлении специалистов социальной работы'

Роль русского православия как источника христианских ценностей в становлении специалистов социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль русского православия как источника христианских ценностей в становлении специалистов социальной работы»

РОЛЬ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ИСТОЧНИКА ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Н.Я. Рыбина

В настоящее время россиянин ощущает острый недостаток человечности, душевности, правды и веры во взаимоотношениях людей. Без осмысления формирования и укрепления в сознании, поступках и привычках системы здоровых и полезных духовных ценностей, накопленных столетиями, без веры в добро и красоту жизни, нельзя рассчитывать на устойчивость развития и жизнеспособность общества.

Основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Современное общество предоставляет личности свободу реализации духовных потребностей, поощряет мировоззренческий плюрализм, провозглашает веротерпимость. Уважительное отношение к внутреннему миру человека предполагает заинтересованность в таких формах самовыражения личности, которые объективно направлены на оптимизацию общественных отношений и всех видов жизнедеятельности. Проблема нашего общества состоит не в том, какую систему мировоззрения предпочитает человек, а в том, как он реализует свои убеждения в существующей социальной действительности.

Русское православие, как и другие ветви христианства, воспитывает человека в духе хри-

стианской морали. С православием связана исключительная черта русского народа - соборность. стремление к свободному единению свободных личностей на основе любви к Богу. Соборность способствует формированию таких качеств, как: благочестие (почитание Бога), миролюбие. великодушие, дружелюбие, доброжелательность. альтруистичность, гуманность (отзывчивость на чужое горе), добродушие, жалостливость (соболезнование чужому горю), коллективизм (стремление к совместной деятельности), общительность, милосердие (готовность помочь другим), одухотворенность, открытость, простодушие. совестливость, сердечность, стыдливость. С соборностью тесно связаны патриотизм и дер-жавность русского человека. Православие призывает людей к духовному совершенствованию, во главе жизни ставится нравственный закон, стремление к правде и справедливости.

Социальная работа как профессия основывается на безусловно фундаментальных ценностях, источники которых находятся в обществе. Представляется, что ключевыми критериями высокого профессионализма социального работника являются христианские добродетели, которые призывают к тому, что все люди должны обладать равноценными средствами и возможностями для разрешения своих жизненных задач, для реализации благих стремлений в отношении себя и других, общего благополучия и социальной справедливости.

«ШКОЛА МИЛОСЕРДИЯ» КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С СЕМЬЯМИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ

А.К. Гажа

Учитывая, что социальная работа в психиатрическом учреждении фактически находится сегодня в стадии становления, исследование ее специфики и содержания представляется чрезвычайно актуальным. Эго в полной мере относится к социальной работе с семьей больного и, в частности, к ее социально-педагогической составляющей. Данный аспект еще не стал предметом специального научного рассмотрения, несмотря на очевидность того, что основные средства, формы и методы работы с семьей являются по сути своей педагогическими: просвещение, обучение, формирование позитивной мотивации, вовлечение в определенные виды дея-

тельности на началах сотрудничества с работниками мед ицинского учреждения и др.

Задача информационно-просветительной и обучающей работы с родственника ми пациентов диктуется отсутствием у них необходимых медицинских знаний и навыков обращения с психически больным и ухода за ним в условиях семьи. Оптимальной формой для реализации данной социально-педагогичес-кой функции являются регулярные занятия, включающие информационный блок, обсуждение проблемных ситуаций и тренинг (для отработки отдельных практических умений и навыков). Такие занятия могут проводиться в рамках созданной для родственников пациентов «Школы по уходу за больны-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.