Научная статья на тему 'Взаимосвязь понятий «Культура» и «Техника» в процессе формирования технической культуры курсантов в военном вузе'

Взаимосвязь понятий «Культура» и «Техника» в процессе формирования технической культуры курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / CULTURE / TECHNIQUE / TECHNICAL CULTURE / TECHNICAL CULTURE OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Миронов Алексей Васильевич

В статье рассматривается динамика взаимодействия понятий «культура» и «техника»; предлагаются основные подходы к разработке технологии формирования технической культуры курсантов военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINK CONCEPT OF «CULTURE» AND «TECHNIQUE» IN THE FORMATION OF TECHNICAL CULTURE HIGH SCHOOL STUDENTS IN MILITARY

The article considers the dynamics of the interaction of culture and technology concepts. Offers basic approaches to the development of imaging technologies technical culture of cadets of military high school.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь понятий «Культура» и «Техника» в процессе формирования технической культуры курсантов в военном вузе»

А.В. Миронов

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «КУЛЬТУРА» И «ТЕХНИКА»

В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: культура, техника, техническая культура, курсанты военного вуза.

Аннотация: В статье рассматривается динамика взаимодействия понятий «культура» и «техника»; предлагаются основные подходы к разработке технологии формирования технической культуры курсантов военного вуза.

Изучение содержания технической культуры предполагает раскрытие сущностных взаимосвязей между культурой и техникой, что, в свою очередь, возможно лишь на основе системного анализа человеческой культуры и развития техники, их взаимосвязи и роли в жизнедеятельности людей. Вопросы взаимодействия техники и культуры отражены в научном направлении, определяемом как философия техники. В начале XX века немецкий философ О. Шпенглер опубликовал книгу «Закат Европы», которая вызвала огромный интерес и стала весьма популярной среди интеллектуалов. В этой книге О. Шпенглер оповестил о смерти культуры в результате воздействия технического прогресса как о внутреннем законе развития культуры, выступив с рядом предположений о будущем. Рассматривая историю общества как путь к цивилизации при помощи техники, О. Шпенглер утверждал, что все явления культуры, кроме технических изобретений, как орудия борьбы за власть постепенно теряют свое значение; общественный прогресс со временем прекращается, и культура Запада достигает своей кульминации. Эта кульминация заключается в том, что человечество вступает в цивилизацию, где культура покоряется технике и угасает. Ссылаясь на опыт всемирной истории, О. Шпенглер пишет, что в это время культура «вдруг застывает, ее роль свертывается, силы ее надламываются - она становится цивилизацией» [9].

Идея конфликта технического и культурного прогресса выдвигалась (и выдвигается) многими философами. Достаточно вспомнить хотя бы работу Н.А. Бердяева «Конец Европы» [1] или труды Г.П. Данилевского. Последний более ста лет назад, еще в 1868 году, написал примечательный рассказ «Жизнь через сто лет», содержание которого сводится к тому, что при помощи чудодейственного средства его герой переносится в Париж на сто лет вперед. Обращаясь к современникам, герой с гневом говорит: «Я вас не понимаю и от души сожалею. Вы презираете все, что не ведет к практической, обыденной, неизменной пользе! Вы пренебрегаете идеями великого философского цикла и дали развитие одному -практическим, техническим, не идущим далее земли, наукам и ремеслам. Вы отдали луч солнца за кусок удобрения, песню вольного поэтического соловья за мычание упитанной для убоя телушки» [3]. При чтении этих строк невольно приходят мысли о нашем времени, некоторые черты которого сумел разглядеть сквозь пелену исторического времени Г.П. Данилевский. И именно потому, что опасение за конфликт между техническим и культурным прогрессом продолжает волновать людей, это опасение отразилось в философии техники, представители которой стараются понять возникающие коллизии, объяснить их и найти выход.

В конце XX века наметилась явная тенденция рассматривать технику в системе культуры в историческом аспекте, в системе внетехнических факторов. Понимая философию техники как органическую часть культурологии, некоторые авторы считают технику элемен-

том культуры. Технические потребности людей аналогичны всем прочим культурным потребностям, но техника той или иной эпохи является феноменом исторической случайности, независима от предшествующего развития и определяется только данной системой культуры. Она не имеет своих специфических законов развития, и определить ее будущее в системе иной культуры невозможно [5, 425].

Примерно в это же время возникает идея о существовании двух культур, между которыми отсутствует взаимопонимание. «Итак, - писал Ч.П. Сноу в статье «Две культуры и научная революция», - на одном полюсе - художественная интеллигенция, на другом -ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их разделяет стена непонимания, а иногда - особенно среди молодежи - даже антипатии и вражды. Но главное, конечно, непонимание. У обеих групп странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций» [6]. Утверждая наличие двух культур, Ч.П. Сноу отмечал необходимость их синтеза, что дало бы мощный стимул интеллектуальному всплеску всечеловеческой культуры.

Против разделения единой человеческой культуры на два сегмента выступали ряд ученых. Ф. Хофман в лекции «Одна культура», прочитанной в Ростовском университете, на материале истории науки продемонстрировал факты, свидетельствующие о том, что ученые в своей деятельности исходят не только из своих научных принципов, но и из ценностей гуманизма (гуманитарии, в свою очередь, с удовольствием пользуются техникой) [5, 426]. Советский физик-теоретик Е.Л. Фейнберг в книге «Две культуры» вместо конфликта «двух культур» предсказывает плодотворное взаимодействие науки, техники и искусства, их синтез в процессе дальнейшего развития единой человеческой культуры [7]. Еще более категорично утверждение Г. Ропполя: «Таким образом, технические проблемы являются одновременно и моральными проблемами, и поэтому мораль развивающегося мирового сообщества людей не вправе игнорировать условия, возможности и последствия технической деятельности» [8]. В большинстве философских и социальных исследований техника рассматривается во взаимодействии с культурой, но какова же связь техники с культурой?

Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной, существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средство, воплощающее в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование - важнейшие факторы развития и функционирования культуры. Философ и публицист Г.Н. Волков рассматривал культуру как единство трех ее аспектов - философского, научного и художественно-эстетического; исследовал теорию и историю культуры, рассматривал взаимодействие между тремя составляющими культуры на различных этапах ее развития; предложил концепцию развития техники, по которой ее внутренние движущие силы рассматривались через призму процессов овеществления трудовых функций человека [2]. По мнению И.А. Негодаева, техника воздействует на все другие элементы культуры через систему общественных связей и отношений, выступая доминантой культурного прогресса, материальным основанием культуры, интегрируя все культурные ценности той или иной эпохи в определенную систему. Она раскрывает

внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания, и в этом смысле можно говорить о технической культуре как характеристике культурного потенциала общества. То есть, техническая культура в каждый исторический период того или иного общества является неотъемлемым компонентом культуры [5, 428-429].

Приведенные высказывания о взаимодействии и взаимопроникновении культуры и техники согласуются с положением В.П. Зинченко о единстве культуры и ошибочности разделения ее на две, три и т.д.: культура - явление пограничное, оно есть везде и всегда, трудно и нецелесообразно искать границы культуры, важнейшим ее признаком является единство [4]. Техническая культура проявляется, прежде всего, в технической деятельности (производстве). Цель и соответствующее техническое обеспечение являются для сознания первостепенными, а то, что дано природой, отступает на задний план. Природа, которая присутствует в технической деятельности человека, - это то невидимое и познанное исследованием (например, электричество), чем можно оперировать. Тот, кто не постиг этого знания и ограничивается только его практическим применением (совершая поездки в электрических поездах), совершает обыденные действия без представления о том, что, в сущности, происходит. То есть люди могли обслуживать непонятную им технику без теоретических знаний, так как в прежние времена для управления техникой достаточно было сноровки, умения и физической ловкости. Современная же техника требует надлежащей близости к природе и культуре. Ряд технических аппаратов - от пишущей машинки до автомобиля -требует особой физической ловкости, но это почти всегда односторонняя и ограниченная в своем применении ловкость и физическая выносливость (а не результат физической тренировки). Для того чтобы пользоваться технической аппаратурой, необходимо знание. Техника может либо полностью отдалить человека от природы, оттеснив ее бессмысленным использованием технических достижений, либо приблизить его к познанной природе невидимого. Техника открывает перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем и, соответственно, новую близость к природе и культуре.

Сформированная техническая культура позволяет видеть функциональность и чувствовать красоту технических произведений - транспортные средства, машины, технические приборы и аппараты повседневного пользования достигают совершенства своих форм. Техника существенно расширяет видение, благодаря ей становится зримым и малое, и великое - все, что скрыто от непосредственного восприятия человека (микроскоп и телескоп не существуют в природе, но они открывают совершенно новый мир природы). Новое мироощущение складывается благодаря тому, что пространственное ощущение человека с появлением современных средств связи и сообщений расширилось до масштаба всей планеты. В мире техники перед человеком открываются новые возможности и расширяются знания о мире.

На основе изложенного можно уточнить понятие «техническая культура» и его компонентный состав. Под технической культурой будем понимать интегративное свойство личности, интегрирующее когнитивный, эмоционально-ценностный, технологический и рефлексивный компоненты, уровень сформированности которых обеспечивает эффективное владение техникой, в том числе и военной. Содержательное наполнение понятия отражается в выявленных компонентах:

- когнитивном - содержит знания применения материалов, законов и процессов природы и технического прогресса;

- эмоционально-ценностном - отражает эмоциональные переживания и отношение к технике; сопровождается удовлетворением от достигнутых успехов в деятельности при овладении различными видами техники; включает систему жизненных ценностей, характеризующуюся такими показателями, как потребность и стремление к владению новыми образцами военной техники, ориентацию на новые образцы и убежденностью в необходимости владения ими;

- технологическом - проявляется в умении и навыках решать различные технические задачи;

- рефлексивном - направляется на формирование развития умений и навыков самоанализа, самокоррекции; на определение траектории саморазвития и самообразования; моделирование и проведение экспертизы новых образцов военной техники.

С целью формирования технической культуры курсантов военного вуза нами разработана технология с использованием современных средств обучения, построенная на принципах междисциплинарности (взаимосвязь и последовательное соединение данных различных наук, содержание отдельных предметов, изучаемых в военном вузе); интегрированности (взаимопроникновение и взаимообогащение основных сфер военнопрофессиональной деятельности); ценностного отношения к профессиональной деятельности (совпадение индивидуальной и общественной системы ценностей).

Данная технология включает четыре компонента:

- целевой компонент - определяется взаимодействием всех целевых установок: достижение оптимального сочетания различных видов технических устройств и дидактических материалов в интересах повышения качества военной подготовки и эффективности формирования технической культуры (основная цель); достижение требуемых уровней обученности при изучении дисциплины на различных курсах, учебных семестрах; изучение разделов и тем; проведение различных видов учебных занятий (тактические цели);

- содержательный компонент - предполагает реализацию инновационных педагогических приемов и информационных средств, обеспечивающих эффективность овладения военной и гражданской техникой; оказание пошаговой индивидуальной помощи обучаемым в углубленном и творческом овладении учебным материалом по дисциплине в процессе плановых учебных занятий и самостоятельной работы; повышение качества педагогической деятельности преподавателя в плане применяемых средств обучения; активизация и поддержание на необходимом уровне учебно-познавательной деятельности курсантов по дисциплине; побуждение обучаемых к освоению новых методик самостоятельного овладения знаниями, формированию навыков и умений профессионального самосовершенствования; развитие методических навыков и умений использования курсантами средств обучения в будущей подготовке с личным составом;

- деятельностный компонент - предполагает активное педагогическое взаимодействие (воздействие и влияние) преподавателей и обучаемых для достижения целей и задач педагогического процесса; направлен на формирование технической культуры курсантов при комплексном использовании средств обучения; реализуется на основе единства смыслов и целей деятельности (в том числе совместной), педагогического сотрудничества, доб-

рожелательности и взаимной ответственности за качество и результаты подготовки к будущей военной деятельности (и, как следствие, влияет на сознание, чувства и волю обучаемых, обусловливая позитивные изменения отношения к процессу обучения и воспитания);

- результативный компонент - определяет результативность функционирования всех составляющих учебного процесса и уровень сформированности технической культуры при оптимальном сочетании различных видов современных технических устройств и дидактических материалов в военной подготовке курсантов; оказания помощи обучаемым в углубленном и творческом овладении содержанием (учебным материалом, программами и пр.) подготовки.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что формирование технической культуры курсантов - важная и неотъемлемая часть военной подготовки и значимый фактор модернизации военного образования.

1. Бердяев, Н.А. Конец Европы [Текст] / Н.А. Бердяев // Судьба России : сб. - М., 1918. - С. 117-126.

2. Волков, Г.Н. Три лика культуры : историко-философские очерки [Текст] / Г.Н. Волков. - М. : Молодая гвардия, 1986. - 335 с.

3. Данилевский, Г.П. Соч. : в 24т. [Текст] / Г.П. Данилевский - СПб., 1901. - Т. 19. - С. 34.

4. Зинченко, В.П. Культура и техника. Красная книга культуры [Текст] / В.П. Зинченко ; под ред. И.Т. Фролова. -М. : Искусство, 1989.

5. Негодаев, И.А. Философия техники. Техника и культура [Текст] / И.А. Негодаев. - Ростов н/Д : Изд-во ДГТУ,

1997.

6. Сноу, Ч.П. Портреты и размышления : худ. публиц. [Текст] / Ч.П. Сноу ; пер. с англ. - М. : Прогресс, 1985. - С.

197.

7. Фейнберг, Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке [Текст] / Е.Л. Фейнберг. - М. : изд-во «Век 2», 2004. - 288 с.

8. Философия техники в ФРГ. М. : Прогресс, 1989. - С. 195.

9. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. Новосибирск : Наука, 1993. - С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.