фики, анимации, видео, звука, других медийных компонентов; все важные ссылки на учебно-методические ресурсы дисциплины; средства для самообучения, самоконтроля знаний, умений и навыков, а также доступ к Интернет-ресурсам образовательного и научно-образовательного назначения. Чаты, форумы, анкетные опросы, системы мгновенного обмена сообщениями, электронная почта - все это повышает эффект взаимодействия между преподавателем и обучаемыми и между самими обучаемыми.
Обучающийся сам может определить скорость и интенсивность обучения, количество повторений одних и тех же модулей, необходимость изучения отдельных разделов и т.д.
Несомненно, электронное обучение - это возможность получения доступного качественного образования [3]. Однако сегодня молодые люди ориентированы скорее на то, чтобы им «дали» знания, а не на самостоятельный их поиск и самообучение. Нет у них ни времени, ни желания.
Мотивация к обучению возникает тогда, когда у студента есть цель. Не мамина-папина мечта видеть сына врачом или юристом, не список самых высокооплачиваемых специальностей за последний год, не желание пойти учиться туда, где ближе к дому или туда, куда поступили школьные товарищи, не стремление, закончив вуз, устроиться на работу охранником в супермаркет, а именно цель стать специалистом в той области, которая действительно вызывает интерес. На осознание этого потребуются годы.
Список литературы:
1. Карманова Д. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://|оигпа1-1аЫ-rintcom/?p=522.
2. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://i-exam.ru.
3. Бояркина Л.А., Ледак Л.П. Технологии электронного обучения как средство обеспечения доступного качественного образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 26. - С. 45-50.
ТЕХНИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОФИЦЕРА С ПОЗИЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
© Коновалов В.Р.*
Штаб Центрального военного округа, г. Екатеринбург
В статье анализируются и обобщаются основные подходы к определению понятия «техническая компетентность» применительно к офи-
* Инспектор при Командующем Центрального военного округа.
церу - субъекту военно-профессиональной деятельности. Рассматривается содержание и структура технической компетентности офицера. Раскрываются возможности культурологического подхода в организации профессиональной подготовки офицера с применением компе-тентностных стандартов.
Ключевые слова: офицер, техническая компетентность, культурологический подход, техническая культура.
Профессионализм офицера в условиях технического и технологического насыщения военно-профессиональной деятельности определяется его технической компетентностью, способностью полноценно использовать технику и технологии при выполнении профессиональных задач. «Задача предстоящего десятилетия, - заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин, - заключается в том, чтобы новая структура Вооружённых Сил смогла опереться на принципиально новую технику. На технику, которая «видит» дальше, стреляет точнее, реагирует быстрее, чем аналогичные системы любого потенциального противника» [4]. Техническая составляющая профессиональной компетентности офицера обеспечивается профессионально важными качествами личности, связанными с пониманием принципиальной роли и значения техники в военно-профессиональной деятельности, принятием ценности техники и технического развития Вооруженных Сил, интеллектом и техническим кругозором, мотивами технического образования и самообразования, интересом к техническому творчеству и т.д. Кроме того, в подготовке военного профессионала, в руках которого находится смертоносная техника, важнейшим остается вопрос о личной ответственности за ее применение, предвидении социальных, экономических и нравственных последствий профессиональной деятельности. Можно утверждать, что техническая компетентность военного специалиста закладывается его мировоззрением, профессиональной и, в частности, технической культурой.
Следует отметить, что культурологический подход нечасто используется в военно-педагогических исследованиях. Это связано как со сложностью самого феномена культуры, так и трудностями в организации профессиональной подготовки офицера в логике культурологического подхода. Так, использование такого понятия, как «техническая культура» офицера, требует определения его сущности и содержания.
Многочисленные определения категории «культура» объединяются общими пониманием ее связи с современным уровнем развития общества, его первоосновами и традициями. Трудности конкретного определения этой философской категории связаны с ее беспредельностью и безграничностью. В наиболее общем, философском понимании культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) рассматривается как «... система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства
и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт» [1, с. 279]. Культурологический подход предполагает рассмотрение категории «культура» в качестве стержневой в понимании и объяснении человека и профессионала, его сознания и жизнедеятельности.
Культурологический подход к исследованию педагогических проблем на основании перечисленных работ можно определить как совокупность теоретических, методологических и организационных положений, обеспечивающих в образовательном процессе условия для овладения человеком содержанием культуры и становления как ее субъекта. На его основе за образованием закрепляются культурные функции. Осуществление культурных функций образования с позиций культурологического подхода предполагает ориентацию системы образования на воспитание человека культуры, реализацию культуроемко-го содержания и личностно развивающих педагогических технологий, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм общения. Именно поэтому сегодня, когда сама профессиональная подготовка офицера планируется, осуществляется и оценивается через профессиональные компетенции, с их глубокой личностной составляющей, обращение к методологическому культурологическому подходу кажется особенно актуальным.
Использование идей культурологического подхода позволяет предположить, что, несмотря на глубоко личностный характер процесса становления офицера как субъекта технической культуры, этот процесс может обеспечиваться и стимулироваться за счет специальной организации профессионального военного образования.
Определяя техническую культуру, И.А. Негодаев ссылается на то, что техника есть важнейшая ценность общества, способная интегрировать в единую систему все другие культурные ценности [3]. На этом основании ученый определяет техническую культуру как характеристику культурного потенциала общества.
Специфика технической культуры офицера определяется:
- сложностью военного вооружения и техники, их заведомо опасным для человека характером;
- идеологией, нормативными и моральными регуляторами военно-профессиональной деятельности;
- особыми профессиональными задачами, формами, методами и средствами профессиональной деятельности;
- особой ответственностью субъекта военно-профессиональной деятельности.
В целом техническую культуру офицера можно представить как инте-гративное свойство личности, основанное на освоении и внутренне мотивированном использовании элементов технической культуры общества и своей профессиональной группы, обеспечивающее эффективное и ответственное применение техники при решении задач военно-профессиональной деятельности, а также в техническое творчество и техническое самообразование офицера.
Техническая компетентность офицера, в свою очередь - это сущностная характеристика его профессионализма, представляющая собой интегратив-ное личностное качество, сформировавшееся в процессе обучения в военном учебном заведении, основанное на совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность и способность успешно осуществлять профессиональную деятельность [2].
Компетентностный подход фактически ведет к переориентации системы профессиональной подготовки офицера на создание условий овладения технической компетентностью, способствующих выживанию, устойчивой жизнедеятельности и профессиональному развитию офицера в период ускоряющейся научно-технической революции. В технической компетентности офицера важны элементы творчества, развитие навыков самостоятельного принятия решений, базирующихся на широком основании технической культуры и научном характере профессиональной военной подготовки. Техническая компетентность офицера ориентирована в будущее, она должна обеспечивать устойчивость и инновационность в профессиональной сфере. Бесспорно и то, что она зависит от мотивации к взаимодействию с техникой и вооружением, от освоения ценностей технической культуры. Инициативность во внедрении технических новшеств, самостоятельность в их освоении, ответственность и коммуникабельность - это те важные качества, которые образуют личностную основу технической компетентности. Уже на примере перечисленного мы видим, насколько техническая компетентность связана с технической культурой офицера, а также и то, насколько ее как цель профессиональной подготовки офицера удобно раскрывать и рассматривать в логике культурологического подхода.
Культурологический подход имеет существенное значение для определения путей и тенденций развития технической компетентности офицера. Посредством культурологического подхода выявляются действительно значимые с педагогической точки зрения взаимосвязи между:
- интернационализацией в основных сферах техники и технологии и особым характером военной техники, возникающей в силу ее смертоносного предназначения;
- личностно усвоенным офицером знанием и объемом массива технической культуры общества и своей профессиональной корпорации;
- стандартизацией образования и разнообразием технических интересов, потребностей и склонностей будущих офицеров;
- социокультурными трансформациями и ценностно-культурными традициями профессиональной группы;
- глобализацией образования и воспитания и индивидуализацией педагогических воздействий.
Таким образом, использование культурологического подхода позволяет решить целый ряд актуальных проблем, возникающих в связи с ориентацией профессиональной подготовки офицера на развитие технической компетентности.
Список литературы:
1. Грицианов В.В. Новейший философский словарь. Постмодернизм. -Минск: Современный литератор, 2007. - 816 с.
2. Миллер А.А. Педагогическая модель формирования технической компетентности курсантов высшего военного учебного заведения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Миллер Александр Александрович. - Новокузнецк, 2008. - 24 с.
3. Негодаев И.А. Философия техники. Техника и природа [Электронный ресурс] / И.А. Негодаев // Библиотека «Полка букиниста». - Режим доступа: http://society.polbu.ru/negodaev_engineeringphilo/ ch26_v.html.
4. Путин В.В. Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России [Электронный ресурс] / В.В. Путин // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2012. - № 5708 (35). - Режим доступа: http://www.rg.ru/ 2012/02/20/putm-armiya.htшl.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© Чернецова О.Н.*
Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Анализируются государственные программы и проекты в сфере дополнительного образования. Дается оценка приоритетным направлениям развития дополнительного образования. Рассматривается пример успешной реализации образовательных инициатив на базе учреждений ВПО.
Ключевые слова: дополнительное образование, проектная деятельность, перспективы развития.
Как известно, сфера образования входит в систему социальных услуг, оказываемых государством населению нашей страны. Данная социальная услу-
* Магистрант.