Научная статья на тему 'Сущностные и содержательные характеристики межкультурных ценностных ориентаций'

Сущностные и содержательные характеристики межкультурных ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / CULTURE / VALUE / VALUE ORIENTATIONS / CROSS-CULTURAL INTERACTION / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / TOLERANCE / CROSS-CULTURAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черватюк Татьяна Владимировна

Cтатья посвящена исследованию сущности и компонентного состава межкультурных ценностных ориентаций, поэтому его объем и содержание раскрываются через анализ понятий, включенных в него или сопряженных с ним: «культура», «ценность», «ценностные ориентации», «межкультурное взаимодействие».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Essential and Meaningful Characteristics of Cross-Cultural Value Orientations

The paper presents a study of the essence and the component mix of cross-cultural value orientations. The basic meaning of «cross-cultural value orientations» is rather complicated. So the author explains the essence through the analysis of the elements of its component mix: culture, value, value orientations, cross-cultural interaction.

Текст научной работы на тему «Сущностные и содержательные характеристики межкультурных ценностных ориентаций»

рование навыков и умений, профессиональное самосовершенствование; развитие методических навыков и умений использования средств обучения курсантами, которые будут необходимы при подготовке личного состава;

технологический предполагает активное педагогическое взаимодействие (воздействие и влияние) преподавателей и обучаемых для достижения целей и решения задач педагогического процесса; направлен на формирование технической культуры курсантов при комплексном использовании средств обучения; осуществляется на основе создания единства смыслов и целей деятельности, совместной деятельности, отношений педагогического сотрудничества, партнерства, доброжелательности, взаимной ответственности за качество и результаты подготовки к будущей военной деятельности; влияет на сознание, чувства и волю обучаемых, приводит к позитивному изменению их отношения к процессу обучения и воспитания в вузе, овладению ими знаниями, навыками и умениями;

результативный определяет и подытоживает функционирование всех элементов, степень (уровень) сформированности технической культуры в процессе оптимального сочетания различных видов современных технических устройств и дидактических материалов в военной подготовке курсантов в целом, на различных курсах (годах) обучения, при изучении отдельной дисциплины, проведении различных видов учебных занятий

и в других условиях; он включает оказание помощи курсантам в углубленном и творческом овладении содержанием (учебным материалом, программами и пр.).

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что формирование технической культуры курсантов является неотъемлемой частью военной подготовки и направлено на модернизацию военного образования.

Примечания

1 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 30.

2 См.: БердяевН. А. Конец Европы // Судьба России : сб. М., 1918. С. 117-126.

3 Данилевский Г. П. Соч. : в 24 т. СПб., 1901. Т. 19. С. 34.

4 См.: Негодаев И. А. Философия техники. Техника и культура. Ростов н/Д, 1997. С. 425.

5 Сноу Ч. П. Портреты и размышления: художественная публицистика / пер. с англ. М., 1985. С. 197.

6 См.: Негодаев И. А. Указ. соч. С. 426.

7 См.: Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 2004. 288 с.

8 Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 195.

9 См.: Волков Г. Н. Три лика культуры : историко-философские очерки. М., 1986. 335 с.

10 См.: Негодаев И. А. Указ. соч. С. 428-429.

11 См.: Зинченко В. П. Культура и техника // Красная книга культуры / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. С. 55-69.

УДК 316.752

СУЩНОСТНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Т. В. Черватюк

Саратовский государственный университет E-mail: tvch75@yandex.ru

^атья посвящена исследованию сущности и компонентного состава межкультурных ценностных ориентаций, поэтому его объем и содержание раскрываются через анализ понятий, включенных в него или сопряженных с ним: «культура», «ценность», «ценностные ориентации», «межкультурное взаимодействие». Ключевые слова: культура, ценность, ценностные ориентации, межкультурное взаимодействие, национальное самосознание, толерантность, межкультурная компетенция.

The Essential and Meaningful Characteristics of Cross-Cultural Value Orientations

T. V. Chervatyuk

The paper presents a study of the essence and the component mix of cross-cultural value orientations. The basic meaning of «cross-cultural

value orientations» is rather complicated. So the author explains the essence through the analysis of the elements of its component mix: culture, value, value orientations, cross-cultural interaction.

Key words: culture, value, value orientations, cross-cultural interaction, national self-consciousness, tolerance, cross-cultural competency.

На наш взгляд, система высшего образования должна быть нацелена на формирование личности с глобальным мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития. При этом качество специалиста - выпускника вуза должно определяться не только профессиональной подготовкой, но и знаниями в области истории, философии, социологии, экономики, культурологи и,

© Черватюк Т. В., 2012

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

что еще более важно, умением ориентироваться в кризисных, проблемных ситуациях, способностью к рефлексии и творчеству в культурно ненормированных условиях, к работе с разными типами мышления, с идеями разных культур. Образование способно разрушать межэтнические границы, снимать межнациональные предубеждения, которые чаще всего порождаются культурной замкнутостью, при этом, как показывают исследования, «этнические общности с высоким уровнем образования более расположены к этнокультурным контактам, особенно в деловой среде»1.

В связи с этим одним из важнейших критериев качества выпускника вуза должна стать его культурная компетенция. Феномен культурной компетенции включает в себя несколько структурных составляющих, в том числе и ценностно-смысловой уровень, на котором выявляются доминирующие в той или иной культуре ценности и смыслы, составляющие ее историко-культурное многообразие, поэтому актуальной становится проблема формирования межкультурных ценностных ориентаций.

Базовое понятие «межкультурные ценностные ориентации» является сложным по структуре: его объем и содержание должны раскрываться через анализ понятий, включенных в него или сопряженных с ним - «культура», «ценность», «ценностные ориентации», «межкультурное взаимодействие»2. Очередность их анализа осуществляется в соответствии с принципом восхождения «от абстрактного к конкретному» с учетом того обстоятельства, что мыслимые в них признаки существуют не сами по себе, а в неразрывной связи друг с другом, образуя целостную систему.

Культура - понятие широкое и имеющее достаточно разнообразные толкования (А. Н. Леонтьев, В. С. Степин, Г. Хофстед, Э. Тайлор и др.), американские антропологи насчитывают более двухсот определений. Общее в них то, что культура понимается как материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности, идеи, признанные способы поведения, объективированные и принятые в общностях (группах), передаваемые из поколения в поколение. Подразделяя культуру по ее носителю, выделяют мировую и национальную. Первая синтезирует достижения национальных культур, вторая - культуры различных классов, социальных слоев и групп.

Каждое общество обладает целостной системой ценностей, понятий, представлений о взаимосвязях между ними, правил, норм поведения, образцов деятельности, традиций и обычаев, обрядов и т. д., признаваемых большинством его членов, реализуемых массово в их жизнедеятельности. Такая система включает общечеловеческий компонент и вместе с тем обладает специфическими чертами, отличающими данное общество от других.

Первыми, кто исследовал ценностные ориентации, были американские ученые У. Томас и Ф. Знанецкий, которые определили ценность как «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы»3. Таким образом, ценность - это значимые для человека объекты окружающего мира, определяемые степенью их вовлеченности в сферу жизнедеятельности личности, ее интересов и потребностей, социальных отношений. Критерии значимости выражаются в нравственных принципах, нормах, идеалах, установках, целях личности. Э. Шпрангер считал, что ценностные ориентации являются основой личности, посредством которой она познает мир4. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта, а система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации, обеспечивающие сплоченность группы5. В известной степени ценностные ориентации личности отражают результаты предшествующего этапа воспитания и образования и всегда связаны с конкретной деятельностью.

Россия является одной из самых поликуль-турных стран мира: она обладает не только огромным этническим разнообразием в пределах своих границ, но и обширным опытом взаимодействия с множеством государств, прежде входивших в состав СССР. Важным для россиян является дальнейшее укрепление культурных отношений с другими странами. В этой связи все большее значение будет приобретать кросс-культурная психология - наука, занимающаяся сравнением культур. Для установления в будущем гармоничных отношений между Россией и другими странами еще более существенное значение приобретет распространение среди всех слоев населения кросс-культурной грамотности, которая позволит нации выполнить свою историческую роль географического, культурного и интеллектуального моста между Востоком и Западом6.

В настоящее время межнациональные отношения - одна из сложнейших проблем, особенно в тех отдельных регионах, где она обозначилась наиболее резко. Не вдаваясь в анализ всех причин, приведших к межнациональным конфликтам в стране, следует отметить, что одной из них является отсутствие подлинного межкультурного взаимодействия. Данную категорию необходимо рассматривать в постоянном обновлении и развитии, что связано, во-первых, с различными ступенями зрелости общества, объективно обусловливающими характер, формы и интенсивность межкультурного взаимодей-

102

Научный отдел

ствия, с направленностью и специфичностью культуры; во-вторых, с тем, что именно в ходе общения каждый индивид проявляет и реализует то, что свойственно обществу в целом, каждой конкретной нации и народности, которую он представляет, той среде и коллективу, к которому он принадлежит.

Сущность культурного разнообразия заключается в том, что люди разных культур пользуются одними и теми же основными понятиями, но вкладывают в них разный смысл: это определяет особенности их поведения, которое часто представляется нам иррациональным и противоположным тому, что мы считаем очевидным. Знание культурных основ и национальных особенностей как в сфере общественных отношений, так и в бизнесе позволит предвидеть и просчитать то, как партнеры будут реагировать на те или иные предложения. Более того, они смогут в определенной степени предсказывать отношение друг к другу. Практическое знание базовых черт культур (в том числе и своей собственной) сведет к минимуму неприятные сюрпризы (культурный шок), позволит достичь взаимопонимания, преодолеть трудности общения с представителями других стран.

Проанализировав сложное понятие «меж-культурные ценностные ориентации», мы пришли к выводу, что это убеждения человека, проявляющиеся в деятельности, направленные на конструктивное взаимодействие с людьми другой культуры и включающие в себя следующий компонентный состав: национальное самосознание; толерантность; межкультурную компетенцию; психологическую готовность к диалогу.

В национальном самосознании на уровне ориентаций, предпочтений и стереотипов отражаются образ и стиль жизни народа, его нормы и ценности, представление о своей «самости». Толерантность - одна из противоречивых ценностей современного общества - в России распространена на уровне декларируемой нормы. Для россиян более привычны бескомпромиссность, спор, столкновение взглядов, что приводит к открытым конфликтам, нежеланию пойти на компромисс, достичь сотрудничества.

Третьим компонентом межкультурных ценностных ориентаций является межкультурная компетенция, которая в современной науке не имеет однозначного определения. В некоторых работах это понятие приравнивается к социальной компетенции, которая рассматривается как динамический процесс, включающий в себя когнитивные, языковые и социальные способности человека7. Часто в понятие межкультурной компетенции включают эмоциональный и поведенческие аспекты, наряду с коммуникативными,

языковыми, интерактивными способностями, подчеркивая, что она носит процессуальный характер.

Важным компонентом межкультурных ценностных ориентаций является психологическая готовность к диалогу. Тема диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX в. в работах К. Ясперса, О. Шпенглера, М. Бубера, М. Бахтина. Позднее проблема «диалога культур» поднималась в трудах Л. Баткина, М. Кагана, на рубеже 1980-90-х гг. в трудах П. Гайденко, В. Библера и др. Так, К. Ясперс возвел способность коммуникации в ранг «гносеологического критерия истины», М. Бахтин расширил понятие «диалог» до уровня философской категории.

Проблема диалога в культуре связана с её существенными характеристиками. Диалог с точки зрения нашего исследования является универсальным принципом, который организует мышление человека, обеспечивает саморазвитие культуры, воспроизводство личности, способность к коммуникации. Все исторические и культурные явления выступают продуктом общения, взаимодействия, следствием взаимоотношений, в том числе и с социумом.

В этой связи большее значение приобретает диалоговый подход, основанный на идеях открытости, культурного плюрализма, но отношения между культурами могут быть различными - утилитарными, отношениями неприятия, взаимодействия и взаимообогащения.

Перспективой исследования межкультурных ценностных ориентаций является разработка модели педагогической системы их формирования, которая проектировалась бы с учетом специфики и объема культурной информации, подлежащей усвоению.

Примечания

1 Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2006. С. 245.

2 См.: Железовская Г. И. Понятийное диалектическое мышление у студентов. Саратов, 1993. С. 8.

3 Цит. по: Колб У. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С. 114.

4 См.: Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 55-59.

5 См.: Новейший психологический словарь / под ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д, 2007. С. 347.

6 См.: Льюис Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / пер. с англ. М., 1999. С 18.

7 См.: Lee L. Is social competence independent of cultural context? // American Psycologist. 1979. № 34. P. 795-796.

Педагогика

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.