Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ», «ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И «ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА»'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ», «ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И «ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / финансовое образование / финансовая культура / финансы / financial literacy / financial education / financial culture / finance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Назарова Анна Николаевна, Назарова Екатерина Николаевна

Современный рынок финансовых услуги его изменения влекут за собой развитие и улучшение различных экономических инструментов, что в свою очередь, отражается и на непосредственном значении этих понятий. Многие граждане России чаще всего не имеют достаточного уровня знаний, умений, навыков и компетенций в области финансовых услуг, что влечет за собой нерациональное использование денежных средств и потеря имеющихся инвестиционных возможностей, которые лишь усугубляют финансовое положение населения и благосостояние населения в целом. Так, отсутствие определенных базовых знаний и принципов работы финансового рынка большинством населения, влечет за собой ряд социальных и экономических проблем всего российского общества. В данной статье раскрываются различные трактовки понятий «финансовая грамотность», «финансовое образование» и «финансовая культура». А также определяется их взаимосвязь между друг другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хижная Анна Владимировна, Назарова Анна Николаевна, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern financial services market, its changes entail the development and improvement of various economic instruments, which, in turn, is reflected in the direct meaning of these concepts. Many citizens of Russia most often do not have an adequate level of knowledge, skills and competencies in the field of financial services, which entails the irrational use of funds and the loss of existing investment opportunities, which only aggravate the financial situation of the population and the well-being of the population as a whole. Thus, the lack of certain basic knowledge and principles of the financial market by the majority of the population entails a number of social and economic problems for the entire Russian society. This article reveals various interpretations of the concepts of "financial literacy", "financial education" and "financial culture". And also their relationship with each other is determined.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ», «ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И «ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА»»

Педагогика

УДК 336

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Назарова Анна Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОНЯТИЙ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ», «ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» И

«ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА»

Аннотация. Современный рынок финансовых услуги его изменения влекут за собой развитие и улучшение различных экономических инструментов, что в свою очередь, отражается и на непосредственном значении этих понятий. Многие граждане России чаще всего не имеют достаточного уровня знаний, умений, навыков и компетенций в области финансовых услуг, что влечет за собой нерациональное использование денежных средств и потеря имеющихся инвестиционных возможностей, которые лишь усугубляют финансовое положение населения и благосостояние населения в целом. Так, отсутствие определенных базовых знаний и принципов работы финансового рынка большинством населения, влечет за собой ряд социальных и экономических проблем всего российского общества. В данной статье раскрываются различные трактовки понятий «финансовая грамотность», «финансовое образование» и «финансовая культура». А также определяется их взаимосвязь между друг другом.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое образование, финансовая культура, финансы.

Annotation. The modern financial services market, its changes entail the development and improvement of various economic instruments, which, in turn, is reflected in the direct meaning of these concepts. Many citizens of Russia most often do not have an adequate level of knowledge, skills and competencies in the field of financial services, which entails the irrational use of funds and the loss of existing investment opportunities, which only aggravate the financial situation of the population and the well-being of the population as a whole. Thus, the lack of certain basic knowledge and principles of the financial market by the majority of the population entails a number of social and economic problems for the entire Russian society. This article reveals various interpretations of the concepts of "financial literacy", "financial education" and "financial culture". And also their relationship with each other is determined.

Key words: financial literacy, financial education, financial culture, finance.

Введение. Один из самых важных уроков, который человек может усвоить, - это как управлять своими деньгами. Многие молодые люди вступают во взрослую жизнь, имея мало знаний об управлении финансами, и в конечном итоге совершают ошибки, которые в долгосрочной перспективе стоят им многих сожалений. Просвещение молодых людей о важности финансового менеджмента и принятия обоснованных финансовых решений будет иметь большое значение для предотвращения совершения ими дорогостоящих ошибок. Это также побудит их быть финансово осмотрительными при принятии решений. Таким образом, важность обучения молодежи финансовой грамотности никогда нельзя переоценить.

Финансовая грамотность, как ведущий показатель российской экономики подразумевает под собой наличие достаточного уровня знаний, навыков, умений и компетенций в области финансов, которые в свою очередь позволяют рационально оценивать происходящее, как на международном рынке, так и на российском, а также позволяет принимать взвешенные решения и проводить денежные операции в области инвестирования, что в свою очередь позволяет улучшить благосостояние и уровень жизни человека. Финансовая стабильность является важным фактором экономического и психологического благополучия. Всем известно, что финансовая сфера - неотъемлемая часть жизни любого человека, независимо от его национальной принадлежности, традиций и обычаев, социального положения в обществе, возраста, образования.

В целом финансовая грамотность важна для экономического благополучия всех членов общества, она особенно важна для представителей молодежи. Именно в эти годы своей «взрослой жизни» (от 18 до 35 лет) они берут на себя полную ответственность за управление и руководство своими финансовыми расходами. В течение этих лет большинство людей принимают множество важнейших финансовых решений, которые влияют на все аспекты их жизни и их финансовое будущее. Например, они решают, какой тип образования после СПО они хотят получить и как его финансировать. После того, как они завершат ступень высшего образования, они ищут работу с хорошим карьерным ростом, которая принесет им как личное удовлетворение, так и финансовую безопасность. После того, как они устраиваются на работу, необходимо принимать и другие финансовые решения в отношении пособий, связанных со страхованием, медицинским обслуживанием, налогообложением и пенсионными отчислениями. Кроме того, именно в эти годы люди обычно создают семьи и в процессе совместной жизни покупают широкий спектр товаров и услуг, некоторые из которых могут быть довольно дорогими и требуют кредитов и других форм финансирования (вклад в банке, покупка акций и облигаций, микро займы, займы у друзей и родственников). Планирование того, какую часть дохода семьи направить на потребление и сбережения, является серьезной проблемой для большинства домохозяйств в первые годы. При этом, ситуация становится еще более сложной с течением времени, когда в семье появляются дети.

К сожалению, по статистике компании Standard & Poors лишь 38% респондентов, представляющих российскую молодёжь, могут попасть под определение финансово грамотных людей. При этом, данный показатель в западных странах составляет около 55% населения.

Понятие «финансовая грамотность» включают в себя несколько аспектов экономики куда входит: знания, умения, навыки и компетенции в финансовой сфере; умение компетентно управлять своим капиталом; владеть навыками анализа и обработки финансовых процедур на мировом и российском рынках; обладать навыками рационального экономического поведения. Сниженная финансовая грамотность наблюдается на территории России и на сегодняшний день. На уровень финансовой грамотности населения может повлиять несколько факторов, среди которых ярко выделяется: уровень развития образования в регионе; среднемесячный и среднегодовой уровень доходов населения в стране по регионам; уровень жизни в стране в целом [1,2].

Большая масса населения считает, что понятия «финансовая грамотность» отождествляется с такими терминами, как «финансовая культура», «финансовое образование». При этом, данные термины имеют существенные различия,

касающиеся широты внедрения и глубины освещения основных элементов, относящихся к понятию «финансовая грамотность» [3].

Изложение основного материала статьи. Следует отметить, что проведенное исследование среди молодежи 14-35 лет дает возможно констатировать, что лишь 20% из них могут назвать отличия между понятиями «финансовая грамотность», «финансовое образование», «финансовая культура». Остальные же предполагали, что данные термины схожи и не имеют существенных отличий.

Современное понятие «финансовая грамотность» тесно связано с такими определениями, как «финансовое образование», «финансовая культура» и «финансовая компетентность».

Рассматривая понятие «финансовая культура» в отношении определения «финансовая грамотность», можно сказать, что первое соответственно шире и имеет гораздо сложную структуру. Один из исследователей - доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова - Восканян Роза Оганесовна, пишет о том, что финансовая культура включает в себя многие типы экономического поведения граждан. В свою очередь, финансовая грамотность зависит лишь от наличия у населения необходимых знаний, информации и качества действующего законодательства в области финансов со стороны государства. При этом, Роза Оганесовна также отмечает тот факт, что финансовая культура является некой характеристикой рационального мышления, как личности в целом, так и экономистов (тех, кто получил профильное образование в области экономики/финансов) [1].

Термин «финансовая компетентность» по исследованиям кандидаат экономических наук, доцента кафедры экономической социологии, преподаватель Международного института экономики и финансов ГУ ВШЭ - Кузиной Ольги Евгеньевны, можно определить, как способность личности осознавать и производить оценку и анализ необходимой информации для принятия в дальнейшем важных финансовых решений. Так, можно сделать вывод о том, что понятие «финансовая компетентность» является наиболее узким, чем остальные и рассматривается в качестве базового понятия для всех остальных. Также Ольга Евгеньевна дает определение понятию «финансовая грамотность», где рассматривает восприятие человеком ключевых принципов управления финансами, нежели особые знания и умения в области финансов. Основой финансовой грамотности по ее словам должно быть осознание человеком определенной ответственности за принятие финансовые решения в зависимости от проанализированных рисков, в том числе влияние таких решений на спектр проблем, как самой личности, так и государства в целом [4].

Зарубежные исследователи также большое внимание уделяют терминологии и значения понятия «финансовая грамотность» в целом. Особое внимание необходимо уделить исследованию С. Хьюстона, которое было проведено в Техасском технологическом институте в 2010 году, где автор, рассматривая взаимосвязь между финансовой грамотность, финансовым образованием, экономическим поведением и благосостоянием людей, тем самым измерял уровень финансовой грамотности студентов. Он отметил, что вышеперечисленные термины зачастую использовались взаимозаменяемо, что является грубейшей ошибкой. Американский исследователь отмечает, что термин «финансовая грамотность» имеет существенное отличие от остальных понятий из-за того, что «имеет дополнительное прикладное измерение, а это означает, что человекдолжен уметь применять финансовые знания для принятия финансовых решений» [5].

Без внимания о значении терминологии в развитии финансовой грамотности среди населения планеты не оставил вице-президент Совета по финансовой грамотности при президенте США - Джон Брайант, который отметил, что финансовая грамотность в целом является важнейшим фактором развития страны и общества в целом, так как новые быстроменяющиеся события и условия современного мира имеют свою финансовую специфику, которую должны осознавать, понимать и анализировать население. Так, в свою очередь Брайант понятие «финансовая грамотность» рассматривает в качестве ряда знаний в области финансов, которые позволяют не полагаться на определенные обстоятельства или волю других и принимать решения в отношении денежных средств самостоятельно, тем самым улучшая свое благосостояние.

Выводы. Подводя итог вышеизложенному о термине «финансовая грамотность», его толкованиях и связанных с ним понятиях, мы считаем, что финансовая грамотность - это результат финансового обучения, которое в свою очередь выражается в способности человека рационально действовать в финансовой жизни. Формирование финансовой грамотности должно носить целенаправленный непрерывный характер. Программы, направленные на повышение экономических знаний населения, должны разрабатываться с учетом специфики социально-экономического положения региона и особенностей целевой аудитории.

Финансовая грамотность имеет решающее значение в нашем современном мире, поскольку она способствует финансовой стабильности, независимости и улучшению качества жизни. Без финансовой грамотности люди будут ограничены в своих способностях принимать обоснованные решения относительно своих финансов, что может привести к финансовым трудностям. Поэтому важно пропагандировать важность финансовой грамотности и поощрять людей изучать и развивать свои навыки финансовой грамотности. Поступая таким образом, мы можем создать более финансово стабильное и процветающее общество.

Литература:

1. Винникова, И.С. Эффективные методы обучения основам финансовой грамотности студентов педагогических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, К.О. Чикарева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 74-77

2. Мальцева, С.М. Сравнительный анализ финансовой грамотности среди поколений Y и Z в современных российских условиях/ С.М Мальцева, М.А. Зосимова, A.A. Воронкова, E.H. Назарова // Наука Красноярья. - 2022. - Т. 11. -№1. - С. 84-98

3. Назарова, E.H. Анализ динамики уровня финансовой грамотности среди поколений у и z / E.H. Назарова // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 49-51

4. Назарова, E.H. Особенности организации самостоятельной работы при повышении финансовой грамотности студентов / E.H. Назарова, А.Н. Синицына // Молодежь и XXI век - 2022: Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет. - 2022. - С. 295-298

5. Строков, A.A. Цифровизация образования: проблемы и перспективы / A.A. Строков // Вестник Мининского университета. -2020. - Т. 8. -№2(31).-С. 15.

6. Формирование финансовой грамотности как способ активизации рационального экономического поведения человека / A.B. Хижная, Н.В. Макарова, А.Н. Сидоров, Э.А. Захарова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2021. -№ 6(56). - С. 109-114

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.