Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Оленева Светлана Владимировна

Статья посвящена актуальным вопросам формирования финансовой грамотности у дошкольников на современном этапе. Представлены несовершенства финансового обучения у дошкольников, этапы государственных решений в области финансовой грамотности, и различные подходы к решению выявленных проблем. Сфера финансовой грамотности выполняет конкретную общественную роль по выравниванию возможностей дошкольников вне зависимости от их социальной группы и благосостояния семьи. Безусловно, все аспекты жизнедеятельности населения в настоящее время связаны с экономическими взаимоотношениями. Результаты развития финансового воспитания дошкольников проявляются в осознанном отношении к работе и уважении труда других людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Оленева Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DEVELOPING FINANCIAL LITERACY IN CHILDREN OF THE OLDER PRESCHOOL AGE

The article is devoted to topical issues of the formation of financial literacy among preschoolers at the present stage. The imperfections of financial education among preschoolers, the stages of government decisions in the field of financial literacy, and various approaches to solving the identified problems are presented. The sphere of financial literacy performs a specific social role in equalizing the opportunities for preschoolers, regardless of their social group and family well-being. Of course, all aspects of the life of the population are currently associated with economic relations. The results of the development of financial education of preschoolers are manifested in a conscious attitude to work and respect for the work of other people

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 377

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Оленева Светлана Владимировна Частное образовательное учреждение высшего образования

Ростовский институт защиты предпринимателя (ЧОУ ВО РИЗП) (г. Ростов-на-Дону)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам формирования финансовой грамотности у дошкольников на современном этапе. Представлены несовершенства финансового обучения у дошкольников, этапы государственных решений в области финансовой грамотности, и различные подходы к решению выявленных проблем. Сфера финансовой грамотности выполняет конкретную общественную роль по выравниванию возможностей дошкольников вне зависимости от их социальной группы и благосостояния семьи. Безусловно, все аспекты жизнедеятельности населения в настоящее время связаны с экономическими взаимоотношениями. Результаты развития финансового воспитания дошкольников проявляются в осознанном отношении к работе и уважении труда других людей.

Ключевые слова: финансовая грамотность дошкольников, подходы, педагогические условия, этапы направлений развития финансовой грамотности.

Annotation. The article is devoted to topical issues of the formation of financial literacy among preschoolers at the present stage. The imperfections of financial education among preschoolers, the stages of government decisions in the field of financial literacy, and various approaches to solving the identified problems are presented. The sphere of financial literacy performs a specific social role in equalizing the opportunities for preschoolers, regardless of their social group and family well-being. Of course, all aspects of the life of the population are currently associated with economic relations. The results of the development of financial education of preschoolers are manifested in a conscious attitude to work and respect for the work of other people.

Key words: financial literacy of preschool children, approaches, pedagogical conditions, stages of directions for the development of financial literacy.

Введение. На протяжении уже нескольких последних лет аспекты формирования и роста финансовой грамотности всех слоев населения России активно и широко обсуждаются в обществе, являются объектом пристального внимания государства в аспекте формирования законодательной базы и поддержки повышения образованности граждан в сфере финансов.

Изменение заинтересованности регионов, а также государственных коммерческих институтов и структур относительно организации мероприятий по повышению финансовой грамотности и образованности населения России обуславливается не только участием в этом процессе международных финансовых институтов, но и большим числом разработок и трудов российских ученых работающих в данном направлении.

Раскрывая вопросы финансовой образованности, предполагается рассмотрение, как финансовой грамотности, характеризующей финансовые знания, так и финансовой компетентности, предполагающей наличие умений и навыков применения финансовых знаний.

Изменения, происходящие в последние годы на политической арене и в экономическом секторе РФ, вывели на первый план вопросы финансового обучения населения, расставив особые акценты на воспитании подрастающего поколения. Основы финансовой самостоятельности, принятию перемен и преобразований, происходящих в финансовой среде, развитие ответственности, инициативности и самостоятельности в финансовых вопросах элементы единой структуры финансовой грамотности, которые закладываются в самом раннем возрасте. Поэтому многие авторы разработок по формированию финансовой грамотности сходятся во мнении начала финансового образования в раннем возрасте, на этапе обучения в ДОУ, как наиболее сенситивного периода формирования и социализации личности.

Актуальность и своевременность изучения вопросов формирования финансовой грамотности у детей и, в частности, старших дошкольников посредством системы обучения заключается в том, что эта сфера выполняет конкретную общественную роль по выравниванию возможностей дошкольников вне зависимости от их социальной группы и благосостояния семьи. Безусловно, все аспекты жизнедеятельности населения в настоящее время связаны с экономическими взаимоотношениями.

Участие детей в финансовых отношениях происходит в раннем возрасте в семье, когда с помощью родителей они познают такие финансовые термины, как «труд», «деньги», «бизнес». Получение информации о таких процессах как заработок денег, покупки продуктов, их продажи, формирует первоначальную картину финансового мира, окружающего их. Вместе с этим стихийное усвоение информации, без системная ее подача не несет в себе педагогического потенциала.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день финансовый аспект считается одним из основных направлений жизни общества, он задействует практически все области социальной и частной жизнедеятельности. Любой человек в течение всей своей жизнедеятельности должен решать различные финансовые вопросы и трудности, принимать важные решения в сфере накопления собственных доходов и осуществления своих затрат.

Финансовой грамотность в XXI веке с развитием рыночных отношений становится одной из ключевых компетенций гражданина современного общества, формирующей жизненно значимые и необходимые навыки сравнимые с умением чтения, письма и коммуникации.

Значимость знаний в области финансов и формирование навыка использования финансовых инструментов, обретение за счет этого уверенности относительно принимаемых решений в сегменте управления личными финансами, выводят вопрос финансовой грамотности на новый уровень, который определяет финансовые компетенции не как признак финансово грамотного человека, а как естественную и необходимую характеристику современного общества.

Существующая проблема в области обучения финансовой грамотности лежит не столько в плоскости подготовки учебно-методического обеспечения, сколько в степени вовлечения образовательных организации в этот процесс: реагирование на изменения внешней среды, потребностей общества, социальный заказ, все это определяет степень

эффективности методик и технологий обучения, подходы к образовательному процессу, применение современных технологий.

В послании Федеральному собранию на 2017 год Президент РФ отметил, что «для хорошего образования нужны прорывные новые обучающие технологии». Его посыл образованию: «...российскую школу, ... поддержку детского творчества нужно настроить на будущее страны, на запросы людей». 25 сентября 2017 года принята Стратегия повышения финансовой образованности населения в РФ, в которой отражены мероприятия до 2023 года, направленные на увеличение экономически образованных граждан.

Это значимый и весомый шаг в создании нормативно-правовой основы в области экономической образованности в РФ, который позволяет формировать условия по координации и систематическому сотрудничеству между всеми задействованными участниками - Министерством финансов РФ, Банком РФ, региональными властями, бизнес-сообществом, педагогическим сообществом.

Таким образом, в рамках проблемы финансового обучения в области дошкольного обучения особое место занимают вопросы развития финансовой грамотности дошкольников.

Изучаемое нами явление «финансовая грамотность» относительно не так давно попало в фокус внимания современных отечественных и иностранных работ. В настоящее время не существует его единого общепризнанного научного определения. Данный факт обусловлен некоторыми проблемами в процессе анализа развития экономической образованности дошкольников [7].

Относительно иностранных трудов, связанных с терминологией и определениями термина «финансовая грамотность», то в этом случае следует рассмотреть работу С. Хьюстона [11].

Его исследование было проведено в 2010 году для оценки экономической грамотности учеников в Техасском техническом университете. Автором изучены взаимосвязи между такими показателями как: уровень финансовой грамотности населения, финансовыми знаниями, финансовым обучением, действиями и благосостоянием. Вместе с этим исследователь отмечает, что многие при этом применяют эти понятия как взаимозаменяемые, тем не менее, они не являются синонимами и несут различную смысловую нагрузку.

Так, термин «финансовая грамотность» значительно отличается от прочих тем, что «имеет дополнительное прикладное измерение, которое подразумевает, что человек должен обладать способностью и уверенностью использовать свои финансовые знания для принятия финансовых решений» [11].

На основании исследуемых терминов С. Хьюстон в своей работе описывает финансовую грамотность как «компонент человеческого капитала, который может быть использован в финансовой деятельности для увеличения ожидаемой пожизненной полезности от потребления (то есть поведения, повышающего финансовое благополучие)».

Проблематика финансовой образованности и просвещения населения стала разрабатываться нашим государством с начала 2000-х гг.

Главные этапы данного процесса и документы их характеризующие представлены на рисунке 1.

2017г. распоряжением Правительства РФ была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы» Ее целью является «создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за слет использования финансовых продуктов и услут надлежащего качества»

В Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы финансовая грамотно ель рассматривается как рез\ п п. процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знании, умений и поведенческих моделей, необходимых для пришли успешных финансовых решений и в конелном итоге для достижения финансового благосостояния»

Рисунок 1. Этапы разработки государством проблем финансовой грамотности населения

Российские научные исследователи по-разному трактуют данное понятие, большинство их них придерживается двух точек зрения, рассмотрим их в таблице 2.

Таблица 2

Различные подходы к интерпретации понятия «финансовая грамотность»

Авторы Определение понятия «финансовая грамотность»

А.В. Зеленцова, Е. Блискавка и Д.Н. Демидов Финансовая грамотность представляет собой способность физических лиц управлять своими ф и н ан с ам и и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения [4].

М.О. Ерёмина Характеризует финансовую грамотность как достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Понятие финансовой грамотности имеет различные варианты трактовок, которые достаточно широко используются в статьях отечественных СМИ, а кроме того, на сайтах Центрального Банка РФ, Минфина РФ и разнообразных интернет-изданиях, посвященных исследованию экономического воспитания населения РФ.

Следует отметить, что эти интерпретации часто не характеризуются научной строгостью и обоснованностью, они только основываются на бытовых и поверхностных познаниях об исследуемом феномене.

По мнению специалиста Центра финансовой политики НИФИ Л.Ю. Рыжновской, в РФ проблему роста финансовой грамотности населения, судя по информации многих интернет-сайтов и содержанию многих публикаций, рассматривают не как только научную (понятийно-смысловую) проблему, а больше как скорейший переход к отражению западных подходов к снижению финансовой безграмотности [5].

Следует предположить, что этот факт имеет отрицательные последствия в изучении вопросов финансово-экономического образования населения.

В итоге, на текущем этапе исследования экономической грамотности общества и процессов ее развития посредством системы обучения перед российскими исследователями встают важнейшие задачи научной интерпретации понятий и восприятия смысловой сущности этого феномена.

Обобщая отдельные подходы к пониманию базового термина «финансовая грамотность», можно описать ее как совокупность познаний, умений и навыков, требуемых для принятия рациональных решений в процессе текущего и стратегического планирования и управления экономическими рисками в течение всей жизни человека. Финансово образованным можно считать того гражданина, который составляет и понимает собственный финансовый план, являющийся главным методом управления своими финансами. Именно этот подход к пониманию исследуемого термина представляется наиболее правильным.

Как было показано выше, со временем вопрос повышения экономического воспитания дошкольников дорос до степени национальных программ и стратегий. Построение основ экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста зависит от методов обучения, которые коррелируются с возрастными особенностями и целями, которые планируется достичь на определенном этапе. В дошкольном возрасте игровая форма занятий с детьми является основной, поэтому при проведении занятий по финансовому воспитанию, не стоит выбирать альтернативные методы.

Л.П. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская утверждают, чем раньше дошкольникам расскажут о значении денежных средств в личной, семейной и общественной жизнедеятельности, тем раньше образуются хорошие экономические привычки, которые позволят не совершать большого количества ошибок в ходе взросления и получения экономической самостоятельности, а кроме того, заложить основание экономической безопасности и благосостояния в процессе всей жизнедеятельности [10, С. 4].

Необходимо иметь в виду, что при несформированности правильного понятия у дошкольника о денежных средствах, возникает неверное восприятие и построение модели финансового поведения в более взрослом возрасте. В этом аспекте ключевой целью педагогов и семьи представляется формирование осознанности факта получения денег исключительно как блага, являющегося следствием труда. Это доказывает важность и необходимость элементарного финансово-экономического образования дошкольников.

Ведь дошкольникам экономическое обучение дает единое понятие о значимости денег, воспитывает в них привычки составления бюджета и накоплений, грамотно распоряжаться имеющимися ресурсами. Помимо этого, дети дошкольного возраста могут хорошо осваивать азы рациональных монетарных действий. В дальнейшем это позволит им стать наиболее обеспеченными и финансово независимыми гражданами [8].

В ходе развития позитивных установок к различным видам труда, закладывания азов экономической и финансовой образованности у дошкольников появляются основные навыки по самообслуживанию, простого бытового труда в помещении и на улице, территории дошкольного образовательного учреждения, а также, закладываются первичные понятия о труде взрослых, его роли в обществе и жизнедеятельности каждого человека [9].

Воспитанники ДОУ ознакамливаются с различными профессиями, обучаются принимать и ценить мир окружающих предметов как результат работы человека, у них образуются понятия о доходах (зарплата, пенсия) и затратах, о денежных средствах (монета, банкнота) РФ и других стран, о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.). Дошкольники осваивают взаимосвязь терминов «труд - продукт - деньги», а также понимают связь между ценой продукта и его качеством. Детям прививается уважение к окружающим, способным трудиться и честно себе зарабатывать денежные средства, образуются базовые качества финансовой работы: трудолюбие, бережливость, рациональность, экономность, деловитость, самостоятельность, ответственность.

На деле финансовая грамотность поможет дошкольникам в будущем правильно использовать собственные деньги и эффективно распоряжаться кредитными средствами. В частности, при уплате средств за образование или покупку недвижимости. Помимо этого, благодаря экономической грамотности будущие участники рынка финансовых продуктов и услуг способны будут оптимизировать соотношения между накоплением и потребление ресурсов. Им будет легче рассчитывать будущие риски и принимать рациональные решения по вложению своих накоплений [2].

Выводы. В итоге, финансовая компетентность делает участника рынка более недоступными от влияния мошенников. Грамотность дошкольников в экономической области содействует аккумуляции средств граждан в экономику государства и ее дальнейшего роста. Это поможет ей стать более конкурентоспособной на мировом экономическом рынке и повысить в своем государстве экономическую устойчивость [10]. Примечательным считается то, что начало развития экономического воспитания наиболее эффективно с дошкольного периода. Так как именно данный период - самый подходящий для

формирования первичных понятий о нравственно-правовых азах рынка, финансового воспитания и грамотного распоряжения денежными средствами.

Литература:

1. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-2. -С. 90-93. - EDN: APOFFF

2. Галкина, Л.Н. Экономическое обучение детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Учебно-методическое пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 89 с.

3. Дорждеев, А.В. Лженаука и финансовая грамотность населения / А.В. Дорждеев, Н.В. Горшкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2015. - № 3 (29). - С. 176.

4. Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А.В. Зеленцова, Е.А Блискавка., Д.Н. Демидов. - Москва: ЦИПСиР; КноРус, 2012. - С. 10.

5. Рыжановская, Л.Ю. Финансовая грамотность как элемент человеческого капитала и фактор социально-экономического развития / Л.Ю. Рыжановская // Финансовый журнал. - 2010. - № 4. - С. 153.

6. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - №2. - Том 8. - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-4. (дата обращения 30.11.22). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-4/

7. Сенченков, Н.П. К вопросу о трактовке понятия «Финансовая грамотность» / Н.П. Сенченков, А.Н. Цыганкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2021. - №3 (102).

8. Сокова, А.Д. Сюжетно-ролевая игра как средство развития предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / А.Д. Сокова // Universum: психология и образование. - 2021. - № 10 (88). - С. 10-12

9. Старченко, Т.С. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Т.С. Старченко, И.В. Кошелькова, С.И. Доронина // Актуальные исследования. - 2021. -№ 51 (78). -С. 113-116

10. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для детей старшего дошкольного возраста» / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская // Пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС. - 2019. - 32 с.

11. Huston, S.J. Measuring Financial Literacy / S.J. Huston // The Journal of Consumer Affairs. - 2010. - Vol. 44. - № 2. -P. 296-316

Педагогика

УДК 37.022

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Целью статьи выступает изучение основных ориентиров в проектировании современных педагогических технологий в образовательном процессе, условий и факторов их детерминирующих. Автор рассматривает основные направления развития современных педагогических технологий в образовательном пространстве учебных организаций различных уровней образования. В статье осуществляется анализ основных явлений и тенденций, обусловленных современными социально-экономическими и информационными условиями страны, детерминирующими, в свою очередь, развития образовательного пространства в целом. В связи с этим, автор указывает на существующие педагогические исследования, демонстрирующие снижение учебной мотивации, у обучающихся средних школ и студентов вузов, и, как следствие, успеваемости обучающихся. Решение данной проблемы автор видит в необходимости внедрения инновационных образовательных технологий в процесс обучения, таких как личностно-ориентированные, гуманно-личностные и технологии сотрудничества. Автор обращается также к проблеме проектирования эффективных и современных образовательных программ в условиях цифровизации и распространения дистанционного образования. В связи с этим, в статье проанализирован опыт преподавания различных учебных дисциплин с использованием современных форм и методов обучения, в частности информационно-коммуникационных образовательных технологий, а также приведены примеры современных образовательных стратегий. Автором также затрагивается проблема развития открытого и онлайн-образования, реализуемого ведущими мировыми и российскими университетами. В заключении статьи автор приходит к выводу о необходимости дальнейшего изучения способов проектирования образовательных технологий, а также их практической реализации в образовательном пространстве. Данные тенденции, по мнению автора, будут способствовать формированию комплекса общих и профессионально-личностных компетенций обучающихся в условиях цифровизации современного образования и распространения опыта дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии, образовательные технологии, принципы образования, проектирование образовательного процесса.

An^Mion. The purpose of the article is to study the main guidelines in the design of modern pedagogical technologies in the educational process, the conditions and factors that determine them. The author considers the main directions of development of modern pedagogical technologies in the educational space of educational institutions of various levels of education. The article analyzes the main phenomena and trends caused by the current socio-economic and informational conditions of the country, which, in turn, determine the development of the educational space as a whole. In this regard, the author points to existing pedagogical studies demonstrating a decrease in educational motivation among secondary school and university students, and, as a result, student achievement. The author sees the solution to this problem in the need to introduce innovative educational technologies in the learning process, such as student-oriented, humane-personal and cooperation technologies. The author also addresses the problem of designing effective and modern educational programs in the context of digitalization and the spread of distance education. In this regard, the article analyzes the experience of teaching various academic disciplines using modern forms and methods of teaching, in particular information and communication educational technologies, as well as examples of modern educational strategies. The author also touches upon the problem of the development of open and online education, implemented by leading world and Russian universities. At the end of the article, the author comes to the conclusion that it is necessary to further study the ways of designing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.