Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / УРОВЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Назарова Екатерина Николаевна

Современная система профессионального образования предполагает наличие у выпускников, не только теоретических знаний, но и практических умений, а также навыков рационального экономического поведения. Финансово грамотные люди обладают большей возможностью увеличения своих доходов и повышения качества своей жизни. Сегодня повышение финансовой грамотности молодежи стало приоритетной задачей, как для государства, так и для участников рынка. Авторы статьи подчеркивают, что отсутствие базовых финансовых знаний и навыков ограничивает способность молодежи принимать адекватные решения для обеспечения своего финансового благополучия. В данной статье изучены определения понятия «финансовая грамотность»; описаны результаты социологического опроса, в ходе которого было выявлено, что студенты обладают достаточно низким уровнем финансовой грамотности; предложены рекомендации по повышению финансовой грамотности студентов в условиях современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Уракова Екатерина Андреевна, Назарова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY OF YOUNG PEOPLE IN THE DIGITAL ECONOMY

The modern system of vocational education assumes that graduates have not only theoretical knowledge, but also practical skills, as well as skills of rational economic behavior. Financially literate people have a greater opportunity to increase their income and improve their quality of life. Today, improving the financial literacy of young people has become a priority task, both for the state and for market participants. The authors of the article emphasize that the lack of basic financial knowledge and skills limits the ability of young people to make adequate decisions to ensure their financial well-being. This article examines the definitions of the concept of "financial literacy"; describes the results of a sociological survey, during which it was revealed that students have a fairly low level of financial literacy; offers recommendations for improving students' financial literacy in modern Russia.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

виртуальная реальность может быть хорошим инструментом, чтобы удержать потребителей того или иного продукта и виртуальной аудитории ближе к имеющемуся бренду.

Виртуальная реальность подчеркивает, что создание интерактивного опыта является обязательным. Использование простого фирменного держателя для создания приятных впечатлений от виртуальной реальности для потенциальных клиентов - это всего лишь небольшой дополнительный шаг PR-деятельности.

Таким образом, учитывая вышеперечисленные особенности, правомерно сделать вывод, что виртуальная реальность больше не является чем-то далеким, недостижимым. Это быстро развивающаяся деятельность, предоставляющая широкие возможности для специалистов по ее практическому внедрению.

Выводы. Таким образом, учитывая вышеперечисленные особенности, правомерно сделать вывод, что виртуальная реальность больше не является чем-то далеким и недостижимым. Это быстроразвивающаяся деятельность, предоставляющая широкие возможности для специалистов по ее практическому внедрению.

Усвоив вышеизложенный материал, обучающиеся должны четко уяснить, что сложность современной ситуации в организации туристской деятельности проявляется в ее противоречии: скорость течения глобализационных процессов и становления информационного общества сочетается со всплеском национальных культур и осознанием самоидентичности цивилизаций. Такая ситуация в современной культуре, несомненно, влияет на психологию национальной идентичности в современной туристской среде, позволяющая организовывать управление изменениями в туристско-рекреационной деятельности предприятия, избегая возможные коммуникационные риски.

Будущие специалисты в области менеджмента туристской деятельности должны уже на студенческой скамье уметь формировать эффективное управление туристским развитием региона, отдавая себе отчет, что PR-деятельность в виртуальном медийном пространстве является наиболее быстро растущим сектором формирования изменениями в отрасли туризма в настоящее время. Применение PR-инструментов дает возможность компаниям формировать высокий уровень своей репутации, предвидеть возможность кризисных ситуаций и воздействовать на их устранение, достигнуть поставленных целей в туристском бизнесе.

Использование виртуального медийного пространства в качестве каналов PR-коммуникаций представляет интерес в тех случаях, если их использование в PR-деятельности различных компаний будет рациональным и оправданным для формирования целевой аудитории.

Литература:

1. Брекенридж, Д. PR 2.0: новые медиа, новые аудитории, новые инструменты («PR библиотека») / Д. Брекенридж. -Москва: Эксмо, 2020. - 272 с.

2. Горчакова, В.Г. Имиджелогия. Теория и практика / В.Г. Горчакова. - Москва: Юнити-Дана, 2017. - 336 с.

3. Коноваленко, В.А. Основы интегрированных коммуникаций. Учебник и практикум / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, Н.Г. Швед. - Москва: Юрайт, 2018. - 488 с.

4. Моисеенкова, М.Г. Продвижение Крымского побережья как туристской дестинации: интернет-образ на пересечении национальных интересов и личностных преференций / М.Г. Моисеенкова // Вестник Прикамского социального института, 2018. - №1 (79). - С. 95-100

5. Ньюсом, Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшенз / Д. Ньюсом, Ван Слейк Терк, Д. Крукеберг. 9-е изд. -Москва: Инфра-М, 2019. - 627 с.

6. Филинова, О.Е. Информационные технологии в рекламе / О.Е. Филинова. - Москва: Мир, 2016. - 240 с.

7. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие / А.С. Чамкин. - Москва: Инфра-М, 2018. - 384 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Назарова Екатерина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. Современная система профессионального образования предполагает наличие у выпускников, не только теоретических знаний, но и практических умений, а также навыков рационального экономического поведения. Финансово грамотные люди обладают большей возможностью увеличения своих доходов и повышения качества своей жизни. Сегодня повышение финансовой грамотности молодежи стало приоритетной задачей, как для государства, так и для участников рынка. Авторы статьи подчеркивают, что отсутствие базовых финансовых знаний и навыков ограничивает способность молодежи принимать адекватные решения для обеспечения своего финансового благополучия. В данной статье изучены определения понятия «финансовая грамотность»; описаны результаты социологического опроса, в ходе которого было выявлено, что студенты обладают достаточно низким уровнем финансовой грамотности; предложены рекомендации по повышению финансовой грамотности студентов в условиях современной России.

Ключевые слова: финансовая грамотность, студенты, цифровая экономика, финансовые институты, уровень финансовой грамотности, финансы, финансовое образование.

Annotation. The modern system of vocational education assumes that graduates have not only theoretical knowledge, but also practical skills, as well as skills of rational economic behavior. Financially literate people have a greater opportunity to increase their income and improve their quality of life. Today, improving the financial literacy of young people has become a priority task, both for the state and for market participants. The authors of the article emphasize that the lack of basic financial knowledge and skills limits the ability of young people to make adequate decisions to ensure their financial well-being. This article examines the definitions of the concept of "financial literacy"; describes the results of a sociological survey, during which it was revealed that students have a fairly low level of financial literacy; offers recommendations for improving students' financial literacy in modern Russia.

Key words: financial literacy, students, digital economy, financial institutions, level of financial literacy, finance, financial éducation.

Введение. Современные социально-экономические изменения в России ставят перед системой образования новые вызовы, а именно образование и обучение человека, который способен видеть и творчески решать возникающие проблемы и гибко приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Продолжающиеся изменения в образовательной среде определяются прежде всего ориентацией российского общества на рыночную экономику, в которой профессиональная деятельность стала мощной трансформирующей силой. Введение в систему профессионального образования Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения изменило требования к качеству и содержанию образования, определило новые для российской профессиональной школы положения о компетентности выпускника. Ведущим требованием к результатам освоения новых профессиональных программ являются не только знания, умения и навыки, но и компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное осуществление профессиональной и социально-личностной деятельности. Формирование востребованных современным рынком труда профессиональных компетенций у студентов среднего и высшего профессионального образования является актуальной образовательной задачей, что подтверждается тем, что именно компетентностный подход заложен сегодня в основу нового федерального государственного образовательного стандарта. Уровень развития экономической грамотности определяет участие студентов в общественной и государственной жизни [3]. Современный студент должен обладать тем минимальным багажом нравственных и профессиональных качеств, благодаря которым он сможет реализовать свой социально-нравственный и профессиональный потенциал.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время государство проводит определенную работу, направленную на сближение интересов бизнеса и населения регионов. Финансовое поведение населения оказывает непосредственное влияние на макроэкономические показатели и инвестиционную привлекательность регионов. Высокий уровень финансовой грамотности свидетельствует о том, что часть населения готова получать дополнительные знания и, соответственно, использовать финансовые продукты, которые предлагает рынок. Низкий уровень финансовой грамотности может говорить о нежелании получать дополнительные знания. Соответственно, при выборе финансового продукта эта часть населения предпочитает опираться на чье-то стороннее мнение (например, мнение эксперта, брокера и т.д.). То есть эти люди не готовы принимать финансовые решения и нести за них ответственность [7].

При рассмотрении вопроса уровня финансовой грамотности населения кроме опросов (это субъективное мнение населения) следует принимать в расчет причинно-следственные связи, а именно влияние населения на дебиторскую задолженность организации, количество убыточных предприятий в регионе, численность безработных, зарегистрированных службами занятости, количество организаций, осуществляющих финансовую деятельность, среднюю заработную плату, средний размер месячных пенсий пенсионеров, количество учреждений здравоохранения, «теневую зарплату», количество недоимок по налогам с физических лиц и т.д.

Об уровне финансовой грамотности россиян свидетельствуют данные исследований, проведенных различными организациями в период 2016-2018 гг. Так, по данным исследования, проведенного в 2016 г. рейтинговым агентством Standard & Poor's, 62% граждан РФ - неграмотны в финансовых вопросах. По данным опроса россиян, проведенного в 2017 г. организацией экономического сотрудничества и развития, РФ заняла 25 место в рейтинге стран по уровню финансовой грамотности населения. По данным исследования, проведенного в 2018 г. национальным агентством финансовых исследований, 46 % опрошенных граждан недостаточно финансово грамотны [8, С. 94]. Обладая определенным объемом знаний в рамках финансовой грамотности, физическое лицо может сориентироваться в таких вопросах: какие бумаги покупать, у кого покупать и по какой цене.

Российские студенты являются одними из самых незащищенных социальных групп. Низкая финансовая грамотность может привести к банкротству, уязвимости перед финансовым мошенничеством, чрезмерной задолженности и социальным проблемам, включая депрессию и другие личные проблемы. К сожалению, в вузах и колледжах не уделяют должного внимания изучению финансовой грамотности, поэтому студенты мало что знают о ней в целом [3].

Сегодня мы часто говорим о профессиональной компетентности будущего специалиста, об овладении им всеми видами профессиональной деятельности, а для этого улучшается материально-техническое обеспечение образовательных организаций, совершенствуются средства обучения, внедряются новейшие педагогические технологии, разрабатываются современные критерии оценки. Однако, как показывает практика, выпускник, получив диплом специалиста, просто не готов жить на ту зарплату, которую предлагает работодатель на начальном этапе. Зачастую причиной этого является неумение распределять собственный заработок, неумение сохранить его, незнание элементарных финансовых инструментов. Успехи в финансовой сфере каждого гражданина в итоге составляют финансовые успехи всей страны в целом. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. [Распоряжение...]. Таким образом, в образовательный процесс все больше внедряются занятия по финансовой грамотности.

Вопросы повышения финансовой грамотности молодежи рассматриваются в работах целого ряда отечественных ученых-экономистов. Р.О. Восканян рассматривает понятие «финансовая грамотность» как способность человека сознательно выбирать и использовать финансовые инструменты для генерирования доходов, или обеспечения финансовой стабильности.

Н.Н. Клокова определяет понятие «финансовая грамотность» как совокупность таких компонентов как финансовые знания, навыки и компетенции, посредством которых у человека формируются поведенческие установки в сфере финансов (активность в использовании финансовых инструментов, степень доверия к ним).

И.Б. Константинов указывает, что понятие «финансовая грамотность» определяется как комбинация знаний, практических навыков и установок, позволяющих принимать решения в финансовой сфере и достигать личного благополучия [14].

Многие исследователи, считают, что в период школьного обучения в школах необходимо ввести отдельные уроки финансовой грамотности, чтобы дети с раннего возраста знали, как приумножить свой капитал, как планировать семейный бюджет и т.д. Такую практику используют в Новой Зеландии и Австралии, где финансовая грамотность является обязательным предметом в школах. Кроме того, бразильские школы даже привлекают к занятиям родителей учащихся и настаивают на обсуждении и планировании семейного бюджета с учетом мнения ребенка. Эта методика помогает развивать финансовую грамотность [10].

По мнению ряда ученых, финансовая грамотность молодежи предполагает наличие знаний о механизмах функционирования рынка финансов. Это дает возможность потребителям сознательно оценивать привлекательность того или иного финансового продукта. Потребитель, обладая необходимыми навыками, способен осознанно принимать решения в финансовой сфере и нести за них ответственность.

Многие исследователи пришли к выводу, что финансовая грамотность - это знания и навыки, позволяющие правильно оценивать текущую экономическую ситуацию, финансовые возможности и ресурсы, а также предполагает профессиональное использование финансовых услуг и в личном пространстве. Без знания экономических основ не обойдется ни один человек. Экономика необходима для жизни, т.к. знание экономических основ способствует благоприятному и рациональному распределению доходов и расходов. Экономика способствует тому, чтобы человек смог приумножить свой доход и правильно его распределить на свои потребности. Следует помнить, что экономика является самой важной частью общества, т.е. она является подсистемой социума [15].

На сегодняшний день экономистов достаточно много. В то же время в колледжи/техникумы и ВУЗы постоянно поступают тысячи молодых людей, желающих связать свою жизнь с финансовой сферой. В любом государственном учреждении, на предприятиях, в частных фирмах и общественных организациях нужны такие специалисты. Поэтому экономические профессии очень востребованы [8]. В любой организации нужен специалист, который будет вести аналитическую, финансовую, бухгалтерскую деятельность, чтобы предприятии всегда работало в плюс и имело большой доход от реализации своей продукции или услуг.

Но экономические знания и экономическое воспитание имеет право на существование и на неэкономических специальностях. На наш взгляд, преподаватели вузов и колледжей должны работать над экономической грамотностью каждого студента любого профиля обучения. Повысить уровень экономической грамотности в профессиональном учебном заведении можно с помощью планомерно организованного экономического воспитания студентов.

Одним из показателей эффективной деятельности образовательной организации является высокий процент выпускников, трудоустроенных по специальности. Опрос выпускников показывает, что далеко не все устраиваются на работу по полученной специальности, а если устраиваются, то вскоре пытаются найти другой, как правило, более высокооплачиваемый вид деятельности. Это обусловлено такими причинами, как низкая профессиональная подготовка; психологические аспекты; юношеский максимализм; высокий уровень потребностей. В современном обществе материальное благополучие занимает приоритетные позиции, поскольку отражает успешность человека и удовлетворенность его потребностей [12].

Финансово грамотный студент должен уметь: составлять план доходов и расходов; иметь представления о характере современной российской экономики; не делать необоснованных покупок; рационально распределять ежемесячно денежные средства, в том числе совершать банковские вклады и операции; выгодно инвестировать деньги; свободно обладать навыками совершения золотовалютных и международных денежных операций.

В ходе проведения нашего исследования мы структурировали учебный материал в соответствии с поставленными задачами, провели серию опросов и наблюдений с последующим анализом. В социологическом исследовании приняли участие 70 студентов колледжа. Мы получили следующие результаты:

- примерно половина опрошенных (55%) считают себя финансово грамотными людьми и контролируют формирование и расходование денежных средств. Остальные респонденты нуждаются в разъяснении финансовых вопросов. Таким образом, это доказывает необходимость внедрения специального курса по финансовой грамотности для различных аудиторий в зависимости от возраста и потребностей;

- 45% респондентов правильно понимают соотношение «риск - доходность» при выборе финансовых продуктов;

- наибольшую заинтересованность опрашиваемые проявили в отношении мероприятий, построенных на использовании интерактивных форм обучения, демонстрации фильмов, презентаций, компьютерных деловых игр, т.е. с применением интернет-технологий;

- трудности вызвали финансовые задачи со сложными процентами;

- в качестве наиболее интересных тем респонденты выделяют: «сбережения и инвестиции», «платежи и расчеты», «защита от мошенничества», «современные банковские продукты и услуги». Участники опроса активно интересуется цифровыми технологиями расчетов, такими как криптовалюты;

- менее интересными темами являются: «страхование», «налогообложение», «пенсионная система РФ».

По мнению опрошенных студентов, в обучении финансовой грамотности наиболее эффективными являются интерактивные методы и метод «обучение в сотрудничестве». При использовании данных методов главная роль отводится обсуждению студентами конкретных жизненных ситуаций, связанных с финансами. Студенты, решая ту или иную ситуацию, анализируют и находят наиболее рациональные решения [1].

На втором месте по значимости студенты выделили «мозговой штурм» и подготовку групповых и индивидуальных проектов.

На третьем месте - деловая игра. Они подготавливают студентов к реальным жизненным ситуациям, формируют навыки принятия решения в конкретной ситуации.

Замыкает в опросе студентов кейс-метод, который наиболее эффективно учит принимать выгодные решения, анализировать те или иные ситуации, просчитывать возможный доход или убыток.

Выводы. Финансовая безграмотность и непонимание в области личных финансов может привести в будущем к банкротству и неграмотному планированию выхода на пенсию, мошенничествам, к долгам, социальным проблемам. Для решения проблемы низкой финансовой культуры необходимо включить курс преподавания финансовой грамотности в учебную программу. Только благодаря активной, планомерной работе над этим вопросом повысится общая финансовая грамотность студентов.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Организация профессионального воспитания студентов колледжа / Н.В. Быстрова, И.Р. Воронина // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс: материалы Международной научно-практической конференции 2020 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». - Москва, 2020. - С. 477-483

2. Быстрова, Н.В. К вопросу о цифровой среде доверия / Н.В. Быстрова, С.В. Репина, С.О. Адаменко // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 57-60

3. Быстрова, Н.В. Роль инновационных технологий при формировании ключевых профессиональных компетенций у студентов вуза / Н.В. Быстрова, П.Н. Чеснокова, М.Н. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 72-3. - С. 51-54

4. Быстрова Н. В. К вопросу о потребительском поведении / Н.В. Быстрова, С.Н. Казначеева, Д.А. Казначеев // Наука Красноярья. - 2021. - № 5-3. - С. 7-13

5. Быстрова, Н.В. Тенденции цифровой трансформации образования в современных условиях / Н.В. Быстрова, С.А. Зиновьева, К.С. Гордеев // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 78-81

6. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, В.С. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 35-37

7. Восканян, Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры / Р.О. Восканян // АНИ: экономика и управление. - 2018. - №1 (22). - С. 86-89

8. Клокова, Н.Н. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня благосостояния населения Российской Федерации / Н.Н. Клокова // Символ науки. - 2018. - №4. - С. 45-47

9. Ковальчук, А.В. Оценка уровня финансовой грамотности населения в России / А.В. Ковальчук, Н.Ю. Сайбель // Концепт. - 2018. - №1. - С. 90-95

10. Константинов, И.Б. Финансовая грамотность населения России: проблемное поле и концептуальная модель / И.Б. Константинов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2017. - №1. - С. 11-17

11. К вопросу о критериях эффективности взаимодействия образовательных организаций с предприятиями реального сектора экономики в условиях территорий опережающего развития / В. Лизунков, М. Морозова, А. Захарова, Е. Малушко // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 1 (34). - С. 1.

12. Назарова, Е.Н. Анализ динамики уровня финансовой грамотности среди поколений Y и Z / Е.Н. Назарова // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей XIII Международной научно-практической конференции: Пенза, 15 ноября 2021 года. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). - 2021. -С. 49-51

13. Сергейчик, С. И. Мировой опыт реализации проектов в области финансового образования и повышения финансовой грамотности населения / С.И. Сергейчик, М.С. Сергейчик, А.А. Максимова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). -№5 (158). - 2015. - С. 35-41

14. Цыплакова, С.А. Исследование проблем управления процессом профессиональной подготовки студентов в вузе / С.А. Цыплакова, Н.В. Быстрова, Е.Е. Пулькина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -2019. - № 1 (35). - С. 56-60

15. Проектирование учебной деятельности студентов вуза / С. Цыплакова, Н. Быстрова, Н. Тюмина, Д. Сергеева // Школа будущего. - 2018. - № 1. - С. 97-103

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

гуманитарных и общенаучных дисциплин Гладкова Марина Николаевна

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище

имени Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического

управления Мельникова Алевтина Яковлевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Уфа)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Аннотация. Преподаватель как активный субъект взаимодействия осуществляет сложные процессы коммуникации с большим количеством студентов. Построение данных процессов требует качественного анализа собственной деятельности и рассмотрения перспектив общения и его предполагаемых результатов. Возникает потребность не только в реализации профессиональной компетентности, но и опоре на собственные эмоциональные состояния, которые дают возможность формирования и сохранения результативной, бесконфликтной стабильной обстановки. Внимание смещается в сторону эмоциональных компонентов. Эмоциональная компетентность представляется как значимый аспект преподавательской деятельности. Цель статьи заключается в анализе эмоциональной компетентности в рамках деятельности преподавателя высшего учебного заведения.Авторами были рассмотрены основные понятия, обозначенные в контексте формирования эмоциональной компетентности: эмоциональный интеллект и эмоциональная культура. В этой связи авторы раскрываютвзаимосвязь компетентности с эмоциональной культурой и эмоциональным интеллектом. Эмоциональная компетентность рассматривается как способность к идентификации собственных и чужих эмоциональных состояний, управление эмоциями для достижения поставленных профессиональных и личных целей. Эмоциональный интеллект в отличие от эмоциональной компетентности заложен в природе личности. Эмоциональная культура рассматривается как широкое понятие, включающее выше упомянутые категории. Среди преимуществ обладания рассматриваемой компетентностью выделяются: укрепление здоровья за счет сохранения ресурсного состояния, личностное и профессиональное совершенствование. Использование эмоциональной компетентности способствует построению гуманистического общения со студентами, стимулирует их познавательную активность и позволяет сформировать потребность к самосовершенствованию.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура, профессиональная компетентность, профессиональное обучение, образовательный процесс, студент, субъект-субъектное обучение, взаимодействие, эмоциональные состояния, преподаватель, профессиональное выгорание.

Annotation. The teacher as an active subject of interaction carries out complex communication processes with a large number of students. The construction of these processes requires a qualitative analysis of one's own activities and consideration of the prospects for communication and its expected results. There is a need not only for the implementation of professional competence, but also for reliance on one's own emotional states, which make it possible to form and maintain an effective, conflict-free stable environment. Attention is shifted towards the emotional components. Emotional competence is presented as a significant aspect of teaching activity. The purpose of the article is to analyze emotional competence in the framework of the activities of a teacher of a higher educational institution. The authors considered the basic concepts identified in the context of the formation of emotional competence: emotional intelligence and emotional culture. In this regard, the authors reveal the relationship of competence with emotional culture and emotional intelligence. Emotional competence is considered as the ability to identify one's own and others' emotional states, to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.