Научная статья на тему 'Взаимосвязь полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков из неполных семей'

Взаимосвязь полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков из неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
980
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чижова Е. А., Романова О. Н.

Полоролевая идентичность определяет выбор соответствующего стиля поведения, в том числе стратегии адаптации. При нарушении процесса ее формирования могут возникать проблемы в адаптации. В статье отражены результаты исследования взаимосвязи составляющих полоролевой идентичности с механизмами адаптации в группах юношей и девушек, воспитывающихся одной матерью, и в группах подростков из полных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чижова Е. А., Романова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlations between Components of Gender Identity and Adaptation Mechanisms at the group of Adolescents Brought up in Broken Families

The gender identity determines the choice of appropriate style of behavior and the coping strategy. The derangements of gender identification lead to the problems of adaptation. This article describes the results of the components of gender identity and mechanisms of adaptation correlations research at the groups of adolescents brought up in two-parent family and at the groups of those brought up by mother alone.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков из неполных семей»

Е. А. Чижова, О. Н. Романова

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Полоролевая идентичность относится к числу базовых характеристик человека, в значительной степени определяющих становление личности, самосознание и регулирующих поведение. Переживание полоролевой идентичности предполагает наличие у человека определенных образцов, представлений о качествах личности мужчины и женщины («мужественность» и «женственность», или «маскулинность» и «феминность»), определение себя как мужчины или женщины, принятие себя в этой половой роли и выбор стратегии поведения и стратегии адаптации в соответствии с ней.

Формирование полоролевой идентичности начинается с самого рождения. Определяющую роль в этом процессе играют родители ребенка. В первые годы жизни ребенок ориентируется на их реакции, оценки и поведение. Позднее влияние приобретают и другие значимые взрослые: воспитатели, бабушки, дедушки, учителя, сверстники.

Важно отметить, что идентичность включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. Все эти составляющие могут формироваться через более или менее осознанное принятие в структуру самосознания вербальной информации от других людей о различиях мальчиков и девочек, мужчин и женщин, о том, как они должны себя вести и чем заниматься, а также по механизму бессознательной идентификации, копирования поведения и оценок значимого взрослого своего пола. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени полоролевая идентичность формируется за счет второго механизма (бессознательной идентификации с родителем своего пола). Ребенок как бы «считывает» стиль поведения, отношение, ценности родителя своего пола, а также его (или ее) способ взаимодействия с представителями противоположного пола. И, конечно, в семье, где присутствует и занимается воспитанием только одна мать, ребенок лишается блока бессознательной идентификации с мужчиной, и его полоролевая идентичность будет сформирована в большей степени на основе идеальных представлений, которые она ему транслировала. Такому ребенку придется самому задумываться о выборе наиболее адекватного его полу стиля поведения, пробовать его реализовывать на свой страх и риск, без примера поведения отца. Полоролевая идентичность таких детей часто бывает недифференцированной, нечеткой, что может затруднить их адаптацию.

Некоторые авторы говорят о том, что невозможность принять четко очерченную половую роль может привести личность к дезинтеграции и глубокому конфликту, который нередко порождает различные формы деструктивного поведения.

В связи с этим представляется важным выяснить, с какими механизмами адаптации связаны составляющие полоролевой идентичности, какое влияние они оказывают друг на друга. Учитывая эти данные, можно будет скорректировать процесс воспитания в неполной семье для формирования более адаптивной личности.

© Е. А. Чижова, О. Н. Романова, 2008

Было проведено исследование взаимосвязи составляющих полоролевой идентичности и адаптивных механизмов у подростков (средний возраст 14,7 лет), воспитывающихся одной матерью (24 юноши и 23 девушки), и у подростков из полных семей (31 юноша и 24 девушки)1. Исследовались такие составляющие полоролевой идентичности, как выраженность черт маскулинности и феминности по методике С. Бем, значимость мужского и женского пола, степень принятия мужской и женской роли по методике «Возраст. Пол. Роль» С. В. Кудрявцевой и методикам личностного семантического дифференциала («идеальный мужчина» и «идеальная женщина») О. Л. Кустовой. Использовались также механизмы адаптации, такие как копинг-стратегии по методике Карвера, шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (в адаптации Т. В. Снегиревой) и показатели самоотношения по опроснику В. В. Столина. Коэффициенты корреляции рассчитывались методом произведения моментов К. Пирсона. В результате изучения корреляционных матриц были выделены корреляционные плеяды значимых взаимосвязей по каждой группе. Были получены следующие результаты.

В представлении подростков из полных семей, так же как и в представлении подростков из неполных семей, у идеального мужчины должны быть в первую очередь сильно выражены качества из группы «независимость и свобода» такие, как уверенность, смелость, свобода, активность, непосредственность, организованность. Он должен быть сильной личностью, имеющей собственное мнение. В структуре маскулинных качеств такие качества, как «сильный», «спортивный», «серьезный», «надеющийся на себя», «защищающий свои убеждения», «любящий соревноваться» — определяют выбор копинг-стратегии «решение проблем» (корреляционные взаимосвязи на уровне значимостир < 0,05). Качества, связанные с зависимостью, ориентацией на потребности, мнения и взгляды других людей (качества из группы «взаимодействие с другими»), при описании идеального мужчины для обеих групп находятся на последнем месте. Таким образом, в понимании подростков из полных и неполных семей, такие качества, как предсказуемость, доверчивость и сочувствие для идеального мужчины должны быть менее свойственны. Он не должен ориентироваться на мнение и надеяться на помощь других людей.

Выраженная феминность девушек увеличивает их склонность выбирать стратегию избегания проблем (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,01), а выраженная маскулинность — склонность выбирать активный копинг решения проблем (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). В структуре феминности у девушек такие качества как доверчивость, любовь к лести, вкрадчивость, неумелость, схожесть с ребенком (инфантильность) — определяют выбор стратегии избегания проблем (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Отдельные феминные качества — сострадание, покладистость и ласковость — связаны с выбором стратегии поиска социальной поддержки (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,01). Само по себе качество женственности не связано со стратегией избегания проблем. Можно сказать, что образ идеальной женщины в глазах современных подростков неоднозначен.

При сравнении результатов опроса подростков из полных и неполных семей были обнаружены значимые различия средних значений оценок значимости для идеальной женщины качеств из группы «отношение к семье» (по ¿-критерию Стьюдента,р < 0,05). В представлении подростков из полных семей идеальная женщина должна быть ориентирована на семью и обладать следующими чертами: надежность, стабильность, верность. Она должна любить детей и уметь готовить. В то же время в представлении подростков из неполных семей идеальная женщина должна быть в первую очередь социально привлекательной: красивой,

обаятельной, располагающей, искренней, аккуратной, эмоциональной. Она должна вызывать доверие, быть доброжелательной и хорошо одеваться. В понимании подростков обеих групп у идеальной женщины должны быть мало выражены такие качества, как предсказуемость, ориентация на мнение других, доверчивость, сочувствие, тактичность.

У юношей из полной семьи маскулинность имеет положительные взаимосвязи с такими показателями, как приятие себя, самоуверенность, доминирование, ожидание положительного отношения других, внешний контроль (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,05). В этой группе выявлена отрицательная взаимосвязь между маскулинностью и самообвинением и конфликтом с другими (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,05). Можно предположить, что развитие и принятие мужских качеств у юношей защищает их от внутренних конфликтов. Феминные качества этих юношей взаимосвязаны с копинг-стратегией положительной переоценки и развития (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Данную копинг-стратегию, вероятно, можно расценивать как уступку при решении сложных ситуаций, поэтому она традиционно связывается с женской ролью. Таким образом, можно сказать, что принятие юношами в себе феминных качеств помогает им переоценивать события и развиваться.

В группе юношей из полных семей других взаимосвязей между феминными качествами и механизмами адаптации выявлено не было. Исходя из этого можно сказать, что эти качества не играют значимую роль в структуре регуляции поведения юношей данной группы.

У юношей из неполных семей, не характеризующихся деструктивным поведением, были обнаружены следующие взаимосвязи составляющих полоролевой идентификации и механизмов адаптации. Показатели маскулинности и феминности отрицательно взаимосвязаны с одними и теми же копинг-стратегиями, такими как активный копинг, положительная переоценка и развитие, поиск социальной поддержки, содействия (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Можно сказать, что у данных подростков развитие полоролевых качеств не приводит к выбору конструктивных копинг-стратегий, а наоборот сдерживает их. Положительную связь маскулинные качества имеют только со стратегией концентрации на эмоциях и эмоциональном выходе, эта же стратегия связана и с феминными качествами (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Больше не было выявлено значимых взаимосвязей между маскулинностью и механизмами адаптации. Можно сделать вывод, что юноши из неполных семей не разделяют совладающее поведение на мужское и женское, слабо себе представляют модели поведения маскулинного или феминного человека в сложной стрессовой ситуации.

В то же время, показатель маскулинности в этой группе имеет положительные взаимосвязи с глобальным самоотношением, аутосимпатией, самопринятием (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,05). Таким образом, выраженность маскулинных качеств у юношей из неполных семей позитивно влияет на их самоотношение, при этом не осуществляет регулятивной функции. Также нужно отметить положительную взаимосвязь в этой группе показателя значимости мужского пола и общей адаптированности (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Эта связь показывает нам, что если при воспитании юноши мать формирует негативный образ мужчины в глазах сына, то это напрямую негативно влияет на успехи его адаптации.

В данной группе юношей выявлены взаимосвязи феминности с мало адаптивными копинг-стратегиями, в частности, такими, как принятие проблемы и избегание на уровне сознания и через употребление психоактивных веществ (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05), т. е. в структуре половой идентификации только феминность

играет роль в регуляции поведения, и то негативную. Чем больше выражены у юношей феминные качества, тем больше вероятность реализации неэффективных копинг-стратегий. Можно сказать, что такие юноши имеют упрощенное стереотипное представление о стилях поведения и адаптации мужчин и женщин.

В группе девушек из полных семей показатель феминности напрямую взаимосвязан с самоинтересом, ожиданием положительного отношения от других и отношением других людей (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,05). Можно предположить, что феминные качества у девочек из полных семей влияют в первую очередь на сферу общения и межличностного взаимодействия (помогают налаживать отношения с окружающими). Взаимосвязь феминности и самоинтереса может быть объяснена возрастными особенностями и повышенным вниманием девушек в первую очередь к своей внешности, что можно расценить и как показатель активного протекания процесса полоролевой идентификации, принятия своего меняющегося тела, осознания и принятие себя как девушки, молодой женщины.

Показатель феминности в данной группе также положительно коррелирует с копинг-стратегией концентрации на эмоциях (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,05). Использование данной копинг-стратегии феминными девушками вполне укладывается в традиционные представления о женской роли. Также интересна взаимосвязь положительного отношения к женскому полу и выраженностью качеств феминности (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Логично предположить, что чем лучше девушка относится к женскому полу, чем более он кажется для нее привлекательным, тем больше она развивает в себе феминные качества.

Показатель маскулинности в группе девушек из полных семей имеет положительную взаимосвязь с аутосимпатией, а также со сдерживающим копингом и поиском социальной поддержки как утешения, так и содействия (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,05). Можно предположить, что маскулинность для этой группы девушек связана с большей уверенностью в себе, она «позволяет» им попросить о помощи и является «защитой» от импульсивных эмоциональных реакций и необдуманных поступков.

Можно сказать, что в среде благополучных подростков из полных семей подтверждается маскулинная гендерная теория. В ее основе лежит убеждение в том, что именно маскулинные качества обеспечивают общую адаптацию. И мы выявили, что действительно маскулинные качества связаны с более или менее активной позицией в решении проблем, защищают от самообвинений и не позволяют уходить от проблем, тогда как феминные качества в большей степени влияют на построение близких межличностных отношений.

В группе девушек из неполных семей показатели как маскулинности, так и феминности имеют положительные взаимосвязи со следующими характеристиками: адаптированность, эмоциональный комфорт, самоинтерес и отношение других (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Можно сказать, что в структуре половой идентификации данной группы девушек маскулинные и феминные качества слабо дифференцированы и, таким образом, являются одинаково значимыми для регуляции поведения и процесса адаптации. Чем больше выражены качества маскулинности и феминности, тем более такие девушки адаптированы и чувствуют больший эмоциональный комфорт, испытывают самоинтерес и ориентируются на отношение к ним других людей.

Феминные качества в данной группе также коррелируют с копинг-стратегией поиска социальной поддержки и содействия (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,05). Таким образом, чем больше выражена женственность, тем больше вероятность

выбора стратегии поиска социальной поддержки через содействие. Эти девушки связывают женственность с определенной «слабостью» и возможностью просить поддержки и помощи.

Маскулинность в данной группе имеет положительную взаимосвязь с доминированием (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Таким образом, маскулинные качества определяются проявлением доминирования, что вполне укладывается в рамки упрощенных стереотипных представлений о мужских и женских половых ролях. Тогда как девушки из полных семей имеют более сложную структуру взаимосвязи маскулинных и феминных черт с механизмами адаптации.

В группе девушек из неполных семей обнаруживаются положительные взаимосвязи высокой значимости между ведомостью и такими показателями, как самоуважение, аутосимпатия, самоуверенность, самопринятие и глобальное самоотношение, а также отрицательная связь с показателем самообвинения (корреляционная взаимосвязь на уровне значимости р < 0,01). Также в данной группе показатель внешнего контроля характеризуется взаимосвязями с самопониманием, самопринятием, самоуверенностью, самоуважением и аутосимпатией (корреляционная взаимосвязь на уровне значимостир < 0,05). Следует отметить, что корреляций доминирования с остальными показателями не обнаружено. Можно сказать, что девушки из неполных семей чувствуют себя более комфортно, лучше к себе относятся и менее склонны к самообвинениям, когда контроль за их поведением осуществляется извне, другими людьми. Традиционно ведомость относят к феминным качествам, и можно предположить, что таким образом девушки из неполных семей реализуют свою женскую полоролевую идентичность.

Результаты исследования юношей и девушек из неполных семей во многом похожи на результаты исследования полоролевой идентичности и механизмов адаптации у подростков с нарушениями поведения 2. Наблюдается недифференцированность черт маскулинности и феминности. У подростков с деструктивным поведением представления о маскулинных чертах еще более упрощенное, связанное в основном с активными реакциями самозащиты, а феминность, как и для юношей из неполных семей, характеризуется негативными составляющими. Чем больше у такого юноши выражены феминные качества, тем больше он отвергает женский образ, тем больше он выдает реакции защиты своего уязвимого феминного «Я», демонстрируя т. н. «псевдомужественность», агрессивность, резкость, негативизм, дух соперничества. Таким образом, юноши этой группы характеризуются непринятием в себе черт феминности. В то же время нежелание или неспособность полностью следовать мужской роли, принимать ответственность на себя, активно решать возникающие проблемы осложняют и мужскую идентификацию. Среди подростков с деструктивным поведением очень многие воспитываются в неполных семьях, но это не значит, что отсутствие второго родителя обязательно приводит к формированию отклоняющегося поведения у ребенка. Хотелось бы отметить, что воспитание ребенка в неполной семье — это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях и имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

По результатам проведенного исследования мы еще раз можем сказать, что подростки, воспитывающиеся в неполной семье, находятся в группе риска по формированию деструктивных форм поведения. Их механизмы адаптации, связанной с полоролевой идентичностью, отличаются от механизмов подростков из полных семей и по своей структуре близки к структуре взаимосвязей подростков с деструктивным поведением. Учитывая полученные данные, можно порекомендовать женщинам, по тем или иным причинам воспитывающим детей

в одиночку, обратить внимание на развитие у ребенка более четких представлений о ролях мужчин и женщин, о связанных с ними стилях поведения, помочь в формировании у него более широкого спектра копинг-стратегий, в первую очередь, таких, как активный копинг, концентрация на проблеме и планирование, развивать чувство ответственности за свою жизнь и поступки.

1 Романова О. Н. Особенности половой идентификации подростков из неполных семей: Дипломная работа.

СПб., 2007.

2 Чижова Е. А. Особенности полоролевой идентификации у подростков с нарушениями поведения // Сб. статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2004 г. / Под научной ред. Л. А. Цветковой, В. Б. Чеснокова. СПб., 2005. С. 145-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.