Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ / ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малинин А. В., Пухов Д. Н., Абрамова Т. Ф., Долматова Т. В.

Цель исследования - выявить показатели, характеризующие особенности питания, гигиену полости рта и уровень физической активности детей школьного возраста. Методика и организация исследования. В данной работе представлены результаты анкетирования 4765 школьников обоих полов в трех возрастных группах (11, 13 и 15 лет) в 2017/2018 гг. Для оценки соответствия уровня физической активности детей школьного возраста необходимому для поддержания их физического здоровья уровню использовался показатель MVPA, предложенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Школьникам задавался вопрос о том, сколько дней за последнюю неделю они занимались физически активной деятельностью не менее 60 мин в день. В дальнейшем были отобраны две группы детей, в зависимости от числа дней в неделю, когда уровень их физической активности соответствовал MVPA не менее 60 мин в день. Первая группа получила обозначение MVPA3 (школьники, занимавшиеся три дня), вторая - обозначение MVPA7 (занимавшиеся семь дней). Были проанализированы различия в ответах на вопросы анкеты, связанных с потреблением фруктов и овощей, гигиеной полости рта и ролью физической активности для улучшения здоровья для всех половозрастных категорий (11, 13, 15 лет, мальчики и девочки) в группах MVPA3 и MVPA7. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили установить выраженную связь таких компонентов здорового образа жизни, как рациональное полноценное питание, достаточный уровень физической активности для поддержания здоровья и сознательное отношение к физической культуре и спорту как очень важным условиям укрепления здоровья, выявленную во всех половозрастных группах детей школьного возраста. Это может свидетельствовать о наличии у школьников системы значимых факторов, характеризующих культуру здорового образа жизни. Вероятно, что важную роль в этом играет семья и ее установки на здоровый образ жизни, дающие живой пример и имеющие воспитательное значение для детей. Дальнейшие исследования должны быть направлены на выявление роли школы и сверстников в формировании установки учащихся на здоровый образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малинин А. В., Пухов Д. Н., Абрамова Т. Ф., Долматова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL-AGED CHILDREN’S HEALTHY LIFESTYLE AND PHYSICAL ACTIVITY SURVEY WITH CORRELATION ANALYSIS

Objective of the study was to survey and analyze the school-aged children’s lifestyles, diets, oral hygiene and physical activity. Methods and structure of the study Saint-Petersburg Physical Culture Research Institute (SPPCRI) contributes to the international Health Behavior in School-aged Children (HBSC) program and formally leads this project in the Russian Federation. The participating countries are expected to contribute to the ongoing international research under the HBSC program by anonymous surveys of the 11/ 13/ 15 years old school population run once in four years. The SPPCRI team has developed a special web service with an authorized access for the regional groups with a Russian version of the international questionnaire survey. The web service offers an accessible online survey form with the reported data stored in database, grouped, processed and analyzed. This study presents and analyzes the survey data of 2017-18. The WHO offers the MVPA (moderate to vigorous physical activity) survey toolkit to rate group physical activity levels versus the minimal physical activity benchmarks, with the recommended minimal daily physical activity for school-aged children making one hour. The actual physical activity reported by school-aged children was rated versus the WHO minimum by the question how many days per week the children are physically active for at least 60 minutes a day. We sampled for the questionnaire survey the 11/ 13/ 15 year-old schoolchildren (n=4765) of both sexes. The sample was split up into two groups based on the reported physically active days per week with the physical activity equal or exceeding the MVPA minimum of 60 minutes a day. The MVPA3 and MVPA7 groups included the students reporting physically active for the 60+min 3 days and 7 days a week, respectively. This grouping assumed that MVPA3 basically means three school physical education classes a week; and MVPA7 complements the school physical education classes with extra/ off-class sports/ physical activity forms. Results and conclusion. The survey data and analyses found high contributions to the health culture of school-aged children from such healthy lifestyle elements as the healthy diets, good physical activity and commitment for physical education and sports in every age and gender subgroup.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

взаимосвязь показателей уровня

физической активности и культуры

здорового образа жизни детей школьного возраста

УДК/UDC 37.062.5

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 02.06.2021 г.

А.В. Малинин1 Д.Н. Пухов1

Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова2 Кандидат политологических наук Т.В. Долматова2

1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

THE RELATIONSHIP BETwEEN THE INDICATORS OF THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY AND THE CULTURE OF A HEALTHY LIFESTYLE OF SCHOOL-AGE CHILDREN

Researcher A.V. Malinin1

Researcher D.N. Pukhov1 T.F. Abramova2 T.V. Dolmatova2

1 FSBI «Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture», Saint-Petersburg

2 Federal Science Center of Physical Culture and Sport (VNIIFK), Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить показатели, характеризующие особенности питания, гигиену полости рта и уровень физической активности детей школьного возраста.

Методика и организация исследования. В данной работе представлены результаты анкетирования 4765 школьников обоих полов в трех возрастных группах (11, 13 и 15 лет) в 2017/2018 гг. Для оценки соответствия уровня физической активности детей школьного возраста необходимому для поддержания их физического здоровья уровню использовался показатель 1ШРА, предложенный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Школьникам задавался вопрос о том, сколько дней за последнюю неделю они занимались физически активной деятельностью не менее 60 мин в день. В дальнейшем были отобраны две группы детей, в зависимости от числа дней в неделю, когда уровень их физической активности соответствовал 1У№А не менее 60 мин в день. Первая группа получила обозначение 1У№А3 (школьники, занимавшиеся три дня), вторая - обозначение 1У№А7 (занимавшиеся семь дней).

Были проанализированы различия в ответах на вопросы анкеты, связанных с потреблением фруктов и овощей, гигиеной полости рта и ролью физической активности для улучшения здоровья для всех половозрастных категорий (11, 13, 15 лет, мальчики и девочки) в группах 1У№А3 и 1У№А7. Результаты исследования и выводы. Полученные данные позволили установить выраженную связь таких компонентов здорового образа жизни, как рациональное полноценное питание, достаточный уровень физической активности для поддержания здоровья и сознательное отношение к физической культуре и спорту как очень важным условиям укрепления здоровья, выявленную во всех половозрастных группах детей школьного возраста. Это может свидетельствовать о наличии у школьников системы значимых факторов, характеризующих культуру здорового образа жизни. Вероятно, что важную роль в этом играет семья и ее установки на здоровый образ жизни, дающие живой пример и имеющие воспитательное значение для детей. Дальнейшие исследования должны быть направлены на выявление роли школы и сверстников в формировании установки учащихся на здоровый образ жизни.

Ключевые слова: дети школьного возраста, уровень физической активности, особенности питания, гигиена полости рта, физическая активность, здоровый образ жизни.

Abstract

Objective of the study was to survey and analyze the school-aged children's lifestyles, diets, oral hygiene and physical activity.

Methods and structure of the study Saint-Petersburg Physical Culture Research Institute (SPPCRI) contributes to the international Health Behavior in School-aged Children (HBSC) program and formally leads this project in the Russian Federation. The participating countries are expected to contribute to the ongoing international research under the HBSC program by anonymous surveys of the 11/ 13/ 15 years old school population run once in four years. The SPPCRI team has developed a special web service with an authorized access for the regional groups with a Russian version of the international questionnaire survey. The web service offers an accessible online survey form with the reported data stored in database, grouped, processed and analyzed. This study presents and analyzes the survey data of 2017-18.

The WHO offers the MVPA (moderate to vigorous physical activity) survey toolkit to rate group physical activity levels versus the minimal physical activity benchmarks, with the recommended minimal daily physical activity for school-aged children making one hour. The actual physical activity reported by school-aged children was rated versus the WHO minimum by the question how many days per week the children are physically active for at least 60 minutes a day. We sampled for the questionnaire survey the 11/ 13/ 15 year-old schoolchildren (n=4765) of both sexes. The sample was split up into two groups based on the reported physically active days per week with the physical activity equal or exceeding the MVPA minimum of 60 minutes a day. The MVPA3 and MVPA7 groups included the students reporting physically active for the 60+min 3 days and 7 days a week, respectively. This grouping assumed that MVPA3 basically means three school physical education classes a week; and MVPA7 complements the school physical education classes with extra/ off-class sports/ physical activity forms.

Results and conclusion. The survey data and analyses found high contributions to the health culture of school-aged children from such healthy lifestyle elements as the healthy diets, good physical activity and commitment for physical education and sports in every age and gender subgroup.

Keywords: school-aged children, level of physical activity, diets, oral hygiene, physical activity, healthy lifestyle.

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

о

(U .с Н

Введение. Одной из проблем достижения оптимального уровня физической активности является поиск новых путей вовлечения детей школьного возраста в занятия физическими упражнениями и спортом [5, 6]. Повышение вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой является для государства и общества важнейшей задачей. Решение данной задачи предусмотрено в рамках реализации мер по совершенствованию системы физического воспитания детей школьного возраста и формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни [1, 2].

Цель исследования - выявить показатели, характеризующие особенности питания, гигиену полости рта и уровень физической активности детей школьного возраста.

Методика и организация исследования. Федеральное государственное бюджетное учреждение Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры проводит исследования по международной программе Health Behaviourin School-aged Children (HBSC) [5] и официально является ведущей организацией, осуществляющей исследования в Российской Федерации. Международные исследования по программе HBSC проводятся постоянно, а каждые четыре года во всех странах-участницах проекта проводится анонимное анкетирование школьников обоих полов 11, 13 и 15-летнего возраста. Сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК разработаны веб-сервис с авторизованным доступом для участников исследования в регионах Российской Федерации, на котором размещена русскоязычная версия международной анкеты. Веб-сервис обеспечивает проведение онлайн-анкетирования, сохранение результатов в базе данных, обеспечение обработки и анализа результатов анкетирования [3]. В данной работе представлены результаты анкетирования в 2017/2018 гг.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) для оценки соответствия уровня физической активности детей школьного возраста уровню, необходимому для поддержания их физического здоровья, предлагает показатель MVPA (moderate to vigorous physicalactivity), при этом минимальная физически активная деятельность школьников на уровне MVPA должна составлять не менее одного часа ежедневно [3]. Для оценки соответствия уровня физической активности школьников показателю ВОЗ им задавался вопрос о том, сколько дней за последнюю неделю они занимались физически активной деятельностью не менее 60 мин в день.

В ходе проведения исследования было проанкетировано 4765 школьников обоих полов в трех возрастных группах

Доля респондентов, сообщивших, что они едят фрукты каждый день, более одного раза в день, в группах MVPA3 и MVPA7

(11, 13 и 15 лет). В дальнейшем были отобраны две группы детей, в зависимости от числа дней в неделю, когда уровень их физической активности соответствовал MVPA не менее 60 минут в день. Первая группа получила обозначение MVPA3 (школьники, занимавшиеся три дня), вторая - обозначение MVPA7 (занимавшиеся семь дней). Такое разделение проведено в предположении, что занимающиеся три дня в неделю (группа MVPA3) отражают посещение трех уроков физической культуры в общеобразовательной школе. В то время, как в группу MVPA7 входят школьники, которые более интенсивно используют дополнительные возможности повышения уровня их физической активности.

Были проанализированы различия в ответах на вопросы анкеты, связанные с потреблением фруктов и овощей, гигиеной полости рта и ролью физической активности для улучшения здоровья для всех половозрастных категорий (11, 13, 15 лет, мальчики и девочки) в группах MVPA3 и MVPA7.

Результаты исследования и их обсуждение. На рисунке приводится пример долей респондентов, сообщивших, что они едят фрукты каждый день, более одного раза в день в группах MVPA3 и MVPA7. Видно значительное преобладание доли школьников, потребляющих фрукты каждый день, чаще одного раза в день, в группе занимающихся физически активной деятельностью семь дней в неделю не менее одного часа ^РА7).

Так, у мальчиков 11 лет в группе MVPA3 эта доля составляет 18 %, а в группе MVPA7-45 %, у девочек этого же возраста эта доля составляет 19,3 0% в группе MVPA3 и 44,6 0% в группе MVPA7. У 13-летних школьников доля потребляющих фрукты каждый день, чаще одного раза в день составляет у мальчиков 14,4 0% в группе MVPA3 и 37,10% в группе MVPA7. У девочек 13 лет эта доля составляет 14,4 0% в группе MVPA3 и 42,7 0% в группе MVPA7. У 15-летних детей эта доля составляет для мальчиков 13,3 00 в группе MVPA3 и 29,6 00 в группе MVPA7, а для девочек - 14,9 00 в группе MVPA3 и 35,9 0 в группе MVPA7. Во всех половозрастных категориях различия между группами MVPA3 и MVPA7 достоверны (р<0,05).

Далее был проведен анализ долей респондентов, сообщивших, что они едят овощи каждый день, более одного раза в день, в группах MVPA3 и MVPA7. Выявлено преобладание доли школьников, потребляющих овощи каждый день, чаще одного раза в день, в группе занимающихся физически активной деятельностью семь дней в неделю не менее одного часа ^РА7).

У мальчиков 11 лет в группе MVPA3 эта доля составляет 12,5 "/о, а в группе MVPA7-32,5 00, у девочек этого же возраста эта доля составляет 16,5 00 в группе MVPA3 и 34,5 00 в группе MVPA7. У 13-летних школьников доля потребляющих овощи каждый день, чаще одного раза в день составляет у мальчиков 15,100 в группе MVPA3 и 28,2 00 в группе MVPA7. У девочек 13 лет эта доля составляет 14,1 00 в группе MVPA3 и 34,7 00 в группе MVPA7. У 15-летних детей эта доля составляет для мальчиков 12,4 00 в группе MVPA3 и 31,8 00 в группе MVPA7, а для девочек - 14,3 00 в группе MVPA3 и 35,9 0 в группе MVPA7. Во всех половозрастных категориях различия между группами MVPA3 и MVPA7 достоверны (р<0,05).

На следующем этапе был проведен анализ соблюдения школьниками нормативов для гигиены полости рта. Оценены доли респондентов, сообщивших, что они чистят зубы чаще одного раза в день в группах MVPA3 и MVPA7. Здесь также выявлено преобладание доли школьников, которые чистят зубы чаще одного раза в день, в группе занимающихся физически активной деятельностью ежедневно не менее одного часа в день (MVPA7).

У мальчиков 11 лет в группе MVPA3 эта доля составляет 46,9 0, а в группе MVPA7-67,100, у девочек этого же воз-

30

http://www.teoriya.ru

№9^ 2021 Сентябрь | September

раста эта доля составляет 64,5 % в группе MVPA3 и 74,3 % в группе MVPA7. У 13-летних школьников доля чистящих зубы чаще одного раза в день составляет у мальчиков 34,8 0% в группе MVPA3 и 60,2 0% в группе MVPA7. У девочек 13 лет эта доля составляет 64,7 % в группе MVPA3 и 68 % в группе MVPA7. У 15-летних детей эта доля составляет для мальчиков 35,5 0% в группе MVPA3 и 53,6 0% в группе MVPA7, а для девочек - 66 0% в группе MVPA3 и 69,6 0% в группе MVPA7. Во всех половозрастных категориях различия между группами MVPA3 и MVPA7 достоверны (р<0,05).

Далее был проведен анализ долей респондентов, считающих, что очень важно заниматься физическими упражнениями и спортом для улучшения своего здоровья, в группах MVPA3 и MVPA7. Здесь также выявлено преобладание доли школьников, которые согласны с этим утверждением в группе занимающихся физически активной деятельностью ежедневно не менее одного часа в день (MVPA7).

У мальчиков 11 лет в группе MVPA3 эта доля составляет 58,4 %, а в группе MVPA7-82,5 %, у девочек этого же возраста эта доля составляет 56,6 % в группе MVPA3 и 84,3 % в группе MVPA7. У 13-летних школьников доля считающих, что очень важно заниматься физическими упражнениями и спортом для улучшения своего здоровья, составляет у мальчиков 46,8 0% в группе MVPA3 и 79 0% в группе MVPA7. У девочек 13 лет эта доля составляет 51,2 % в группе MVPA3 и 68,5 % в группе MVPA7. У 15-летних детей эта доля составляет для мальчиков 50,3 0% в группе MVPA3 и 76,2 0% в группе MVPA7, а для девочек - 51,5 % в группе MVPA3 и 76,5 % в группе MVPA7. Во всех половозрастных категориях различия между группами MVPA3 и MVPA7 достоверны (р<0,05).

Вывод. Полученные данные позволили установить выраженную связь таких компонентов здорового образа жизни, как рациональное полноценное питание, достаточный уровень физической активности для поддержания здоровья и сознательное отношение к физической культуре и спорту как очень важных условий укрепления здоровья, выявленных во всех половозрастных группах детей школьного возраста. Это может свидетельствовать о наличии у школьников системы значимых факторов, характеризующих культуру здорового образа жизни. Вероятно, что важную роль в этом играет семья и ее установки на здоровый образ жизни, дающие живой пример и имеющие воспитательное значение для детей. Дальнейшие исследования должны быть направлены на выявление роли школы и сверстников в формировании установки учащихся на здоровый образ жизни.

Литература

1. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет. Т. 1. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2020. 59 с.

2. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчет.Т. 2. Основные данные. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2020. 139 с.

3. «Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья» ВОЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://apps. who.int/iris/bitstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Дата обращения: 12.01.2021).

4. Маточкина А. И. Результаты и перспективы проведения исследований по международной научной программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья»/А. И. Маточкина, А. В. Малинин, Д. Н. Пухов//Адаптивная физическая культура. -

2018. - № 3 (75). - С. 20-22.

References

1. V tsentre vnimaniya zdorovye i blagopoluchie podrostkov. Rezultaty issledovaniya «Povedenie detey shkolnogo vozrasta v otnoshenii zdorovya» (HBSC) 2017/2018 gg. v Evrope i Kanade [Focus on adolescent health and well-being. Health Behavior in School-aged Children (HBSC) 2017/2018 results. in Europe and Canada]. International report. V. 1. Main results. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020. 59 p.

2. V tsentre vnimaniya zdorove i blagopoluchie podrostkov. Rezultatyi issledovaniya «Povedenie detey shkolnogo vozrasta v otnoshenii zdorovya» (HBSC) 2017/2018 gg. v Evrope i Kanade [Focus on adolescent health and well-being. Findings from the Health Behavior in School-aged Children (HBSC) Survey 2017/2018. in Europe and Canada]. International report. V. 2. Basic data. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2020.139 p.

3. «Globalnye rekomendatsii po fizicheskoy aktivnosti dlya zdorovya» VOZ [WHO Global Recommendations on Physical Activity for Health] [Electronic resource] Available at: http://apps.who.int/iris/bitstr eam/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Date of access: 12.01.2021).

4. Matochkina A.I., Malinin A.V., Pukhov D.N. Rezultaty i perspektivy provedeniya issledovaniy po mezhdunarodnoy nauchnoy programme «Povedenie detey shkolnogo vozrasta v otnoshenii zdorovya» [Results and prospects of conducting research on international scientific program "Health Behavior of School-aged Children"]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2018. No. 3 (75). pp. 20-22.

5. Kleszczewska D., Siedlecka J., Mazur J. Physical activity and features of the environment in which school children grow up as low mood determinants//Pediatria Polska - Polish Journal of Paediatrics. -

2019. - No. 94 (1). - р. 25-33.

6. Kleszczewska D., Szkutnik A. M., Siedlecka J., Mazur J. Physical Activity, Sedentary Behaviours and Duration of Sleep as Factors Affecting the Well-Being of Young People against the Background of Environmental Moderators//International journal of environmental research and public health. - 2019. - No. 16 (6). - р. 915.

НОВЫЕ КНИГИ

ЧЕРЕПОВ Е.А. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / Е.А. ЧЕРЕПОВ.

- ЧЕЛЯБИНСК: ЮУРГУ, 2015 - ЧАСТЬ 2 - 2020. - 36 С.

В учебном пособии представлены результаты теоретического анализа отечественной литературы по вопросам теории и методике физического воспитания. Пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания» для студентов высших физкультурных учебных заведений. Во второй части изложены вопросы теории и методики физического воспитания. Раскрываются его сущность, основные термины и понятия, которыми должен свободно владеть профессионально грамотный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики развития физических качеств. Цель данного учебного пособия - дать студентам глубокие теоретические основы физического воспитания, а также научить их практически реализовать его основные положения в различных образовательных учреждениях - по месту будущей профессиональной деятельности выпускников высших нефизкультурных учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.