Научная статья на тему 'Анализ отношения учащихся к урокам физической культуры в рамках апробации технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста Российской Федерации'

Анализ отношения учащихся к урокам физической культуры в рамках апробации технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
296
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маточкина Анна Игоревна, Малинин Александр Владимирович, Пухов Дмитрий Николаевич

В данном материале приводятся данные результатов исследования отношения учащихся к урокам физической культуры в рамках апробации технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста Российской Федерации по международной программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маточкина Анна Игоревна, Малинин Александр Владимирович, Пухов Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring physical activity of Russian school-age children and their attitude to physical culture

This article analyzes the attitude to physical culture of school-age children. The data were obtained using the technology of monitoring physical activity of school-age children under the international program "Health behavior in school-age children" (HBSC).

Текст научной работы на тему «Анализ отношения учащихся к урокам физической культуры в рамках апробации технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста Российской Федерации»

6. Responses of trace elements to aerobic maximal exercise in elite sportsmen / A. Otag, M. Hazar, I. Otag, A.C. Gurkan, I. Okan // Glob J Health Sci. - 2014. - Feb 21. - No. 3. - Vol. 6. - P. 90-96.

7. Sport and sample-specific features of trace elements in adolescent female field hockey players and fencers [Электронный ресурс] / A.A. Nabatov, N.A. Troegubova, R.R. Gilmutdinov, A.P. Sereda, A.S. Samoilov, N.V. Rylova // J Trace Elem Med Biol. - 2016. - Nov 5. - URL : https://doi.org/10.1016/jjtemb.2016.11.002. - Дата обращения 01.08.2017.

REFERENCES

1. Noskov, V.B. (2008), "Saliva in clinical laboratory diagnostics", Klin. Lab. Diagn., No. 6, pp.

14-17.

2. Vasilieva, A.O., Pavlova, G.V., Karavayeva, T.F. and Vaganova N.P. (2013), "Determination of the biochemical composition of saliva in schoolchildren with different physical loads in complex hygienic studies", Modern problems of science and education, No. 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10508.

3. Ordzhonikidze, Z.G., Gromova, O.A. and Skalny, A.V. (2001), "The importance of microelements for achieving high sports results and preserving the health of athletes", Micronutrients in medicine, Vol. 2, No. 2, pp. 40-45.

4. Skalny, A.V. and Rudakov, I.A. (2004), Bioelements in medicine, ONYX 21 Century, Mir, Moscow.

5. Marasinghe E., Chackrewarthy, S., Abeysena, C. and Rajindrajith, S. (2015), "Micronutrient status and its relationship with nutritional status in preschool children in urban Sri Lanka", Asia Pac J Clin Nutr., Vol. 24, No. 1, pp. 51-144.

6. Otag A., Hazar M., Otag I., Gurkan A.C. and Okan. I. (2014), "Responses of trace elements to aerobic maximal exercise in elite sportsmen", Glob J Health Sci., Feb 21, No. 3, Vol. 6, pp. 90-96.

7. Nabatov, A.A., Troegubova, N.A., Gilmutdinov, R.R., Sereda, A.P., Samoilov, A.S., Rylova, N.V. (2016), "Sport and sample-specific features of trace elements in adolescent female field hockey players and fencers", J Trace Elem Med Biol., available at: https://doi.org/10.1016/jjtemb.2016.11.002.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.08.2017

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

РАМКАХ АПРОБАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анна Игоревна Маточкина, кандидат философских наук, научный сотрудник, Александр Владимирович Малинин, научный сотрудник, Дмитрий Николаевич Пухов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В данном материале приводятся данные результатов исследования отношения учащихся к урокам физической культуры в рамках апробации технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста Российской Федерации по международной программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC).

Ключевые слова: мониторинг, дети школьного возраста, физическая активность, отношение к урокам физической культуры.

MONITORING PHYSICAL ACTIVITY OF RUSSIAN SCHOOL-AGE CHILDREN AND THEIR ATTITUDE TO PHYSICAL CULTURE

Anna Igorevna Matochkina, the candidate of philosophical sciences, researcher, Aleksandr Vladimirovich Malinin, the researcher, Dmitri Nikolaevich Pukhov, the junior researcher, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

This article analyzes the attitude to physical culture of school-age children. The data were obtained using the technology of monitoring physical activity of school-age children under the international program "Health behavior in school-age children" (HBSC).

Keywords: monitoring, school-age children, physical activity, attitude to physical culture.

Проблемы малоподвижного образа жизни и необходимости повышения уровня физической активности граждан решаются сегодня как на национальном, так и на международном уровне [2, 4]. В этой связи представляется актуальным проведение анализа отношения детей школьного возраста к занятиям физической культурой, как наиболее значимого фактора, влияющего на уровень физической активности [5].

Международная исследовательская программа HBSC предоставляет методологию, позволяющую осуществлять сравнительный анализ показателей здоровья и поведения, связанного со здоровьем, детей школьного возраста не только на межнациональном, но и на региональном уровне, выявляя, тем самым, ключевые особенности состояния здоровья школьников и их поведения, связанного со здоровьем, в различных частях страны [1]. Метод социологического опроса, применяемый для осуществления исследования, не является уникальным, уникальным его делает возможность сопоставления эмпирических данных на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях [4].

Используемый в исследовании метод анкетирования предполагает самооценку школьниками своего физического, психологического, социального состояния здоровья, выявление социально-педагогических условий их жизни, а также уровня физической культуры и физической активности подростков [3].

Цель - анализ отношения учащихся к урокам физической культуры c использованием технологии мониторинга физической активности детей школьного возраста Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ результатов анкетирования показал, что значительная часть опрошенных мальчиков 5-х классов положительно относятся к урокам физической культуры в школе: в целом нравятся - 48,1%, очень нравятся - 38,5%. Около 13% респондентов имеют отрицательное отношение, из них: уроки не посещают - 2,7%, уроки в целом не нравятся -7,3%, уроки очень не нравятся - 3,5%.

Большинство респондентов девочек 5-х классов выражают положительное отношение: уроки в целом нравятся - 51,8%, уроки очень нравятся - 25,7%. Около 22,5% опрошенных девочек имеют отрицательное отношение, из них: уроки не посещают - 6%, уроки в целом не нравятся - 12,1%, уроки очень не нравятся - 4,4%.

Из опрошенных мальчиков 7-х классов уроки не посещают - 4,4% респондентов, уроки в целом не нравятся - 10,6%, уроки очень не нравятся - 4,7%. Тем не менее, посещать уроки физической культуры в целом нравится - 51,8% респондентам, а очень нравится - 25,7%.

Большее количество девочек 7-х классов, по сравнению с показателями в 5-х классах, выражает недовольство уроками физической культуры. Об этом свидетельствует следующее распределение ответов: уроки не посещают - 8,4% респондентов, уроки в целом не нравятся - 13,6%, уроки очень не нравятся - 7,0%. Положительное отношение при

этом выражают 71,1% респондентов, из них: уроки в целом нравятся - 55,3% опрошенным, очень нравятся - 15,8%.

Из опрошенных мальчиков 9-х классов отрицательное отношение выражают уже 19,4% респондентов, из них: уроки не посещают - 4,9%, уроки в целом не нравятся -11,4%, уроки очень не нравятся - 3,1%. При этом посещать уроки физической культуры в целом нравится - 56,2% респондентам, а очень нравится - 24,5%.

Из опрошенных девочек 9-х классов имеют отрицательное отношение к урокам физической культуры 26,7% респондентов, из них: уроки не посещают - 7,4%, уроки в целом не нравятся - 14,6%, уроки очень не нравятся - 4,7%. При этом заниматься физической культурой в школе в целом нравится - 58,2% опрошенным, а очень нравится -15,1%. Интерес представляют также результаты сравнительного анализа показателей положительного отношения учащихся женского и мужского пола 5-9 классов к урокам физической культуры (рисунок).

%

50 40 30 20 10

38,5

25,7

25,4

24,5

15,8

15,

5 7 9

классы

□ мальчики □ девочки Рисунок - Сравнительный анализ показателей положительного отношения учащихся 5-9 классов к урокам физической культуры (п=10350)

Результаты показывают различия в уровне показателей отношения к урокам физической культуры мальчиков и девочек. Среди респондентов мужского пола значительно большему количеству опрошенных уроки очень нравятся. Так в 5-х классах у мальчиков составляют 38,5% респондентов, а у девочек - 25,7%. В 7-х классах у мальчиков уроки очень нравятся 25,4% опрошенным, а у девочек -15,8%. В 9 классах у мальчиков -24,5%, а у девочек - 15,1%.

Анализ результатов выявляет также тенденцию к постепенному снижению от пятого к девятым классам количества респондентов имеющих положительное отношение к урокам. Это проявляется как у опрошенных мальчиков, так и у девочек. При этом снижение показателей у мальчиков более значительное и составляет: в 5-х классах - 38,5%, в 7-х классах - 25,4%, в 9-х классах - 24,5%. У респондентов девочек статистика ответов показывает, что количество опрошенных, которым очень нравятся уроки составляет: в 5-х классах - 25,7%, в 7-х классах - 15,8%, в 9-х классах - 15,1%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования установлено, что характеристика отношения к урокам физической культурой различна в зависимости от пола и возраста. В пятых классах около 70% учащихся имеют положительное отношение к урокам физической культурой. Это связано с тем, что в целом уроки нравятся в среднем 50% респондентам, а 20% опрошенным очень нравится посещать уроки. В седьмых классах количество респондентов положительно относящихся к урокам меньше в среднем на 12% и составляет у мальчиков - 25,4%, у девочек - 15,8%.

В девятых классах количество положительно относящихся к урокам снижается на 9% и составляет у мальчиков - 24,5%, у девочек - 15,1%.

У опрошенных мальчиков и девочек от пятого до девятого класса наблюдается прирост показателей отрицательного отношения к урокам физической культуры. Так,

0

среди учащихся 5-х классов количество мальчиков имеющих отрицательное отношение составляет 13,5%, а девочек - 22,5%. В 9-х классах количество мальчиков имеющих отрицательное отношение достигает - 19,4%, а девочек - 26,7%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаврилов, Д.Н. Результаты исследования здоровья и поведения детей школьного возраста / Д.Н. Гаврилов, Д.Н. Пухов // Профилактическая и клиническая медицина. - 2014. - № 2 (51). - С. 32-35.

2. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. - Режим доступа : http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Дата обращения: 02.08.2017).

3. Комков, А.Г. Показатели ресурса здоровья и стиля поведения российских школьников / А.Г. Комков // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников» / С.-Петерб. научно-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб., 2004. - С. 52-66.

4. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» / О.А. Чурганов, О.М. Шелков, Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич, А.И. Маточкина, А.В. Малинин, Д.Н. Пухов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 4. - С. 2-5.

5. Пухов, Д.Н. Опыт использования технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста / Д.Н. Пухов // Наука-2020. - 2016. - № 3 (9). -2016. - С. 139-144.

REFERENCES

1. Gavrilov, D.N. and Pukhov, D.N. (2014), "The results of the study of health and behavior in school-aged children", Preventive and clinical medicine, No. 2 (51), pp. 32-35.

2. "Fact Sheet on Physical Activity: Global recommendations on physical activity" WHO, available at: www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0006/.../WHO-Fact-Sheet-PA-2015-RU.pdf.

3. Komkov, A.G. (2004), "Indicators of the resource of health and style of behavior of Russian school-aged children", Works of the international symposium "Health and behavior of school-aged children", publishing house SPbNIIFK, St. Petersburg, pp. 52-66.

4. Pukhov, D.N. (2016), "Experience in using technology to form a positive attitude to the physical culture of school-age children", The Science-2020, No. 3 (9), pp. 139-144.

5. Churganov, О.А. Shelkov, O.M., Malinin, A.V., Matochkina, A.I., Pukhov, D.N., Balsevich, V.K. and Lubysheva, L.I. (2017), "International Program "Health and Behavior of school-age children"", Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, No. 4, pp. 2-5.

Контактная информация: health@spbniifk.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2017

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРОГРАММЕ «ЗДОРОВЬЕ И ПОВЕДЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» (HBSC) ДЛЯ АНАЛИЗА ИХ

МОТИВАЦИОННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Анна Игоревна Маточкина, кандидат философских наук, научный сотрудник, Александр Владимирович Малинин, научный сотрудник, Дмитрий Николаевич Пухов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (ФГБУ СПбНИИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье приведены результатов исследования мотивационных предпочтений подростков в занятиях физической культурой. Данные исследования получены в ходе проведения мониторинга физической активности детей школьного возраста по международной программе «Здоровье и поведение школьников» (HBSC).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.