Научная статья на тему 'МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВИДАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВИДАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOL-AGED CHILDREN / INVOLVEMENT IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS CLASSES / MOTIVATIONAL PREFERENCES / PHYSICAL ACTIVITY / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пухов Д. Н., Малинин А. В., Шустин Б. Н.

Цель исследования - изучить мотивационные предпочтения и уровень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом. Методика и организация исследования. В работе представлен анализ результатов массового анонимного опроса детей школьного возраста (11, 13 и 15 лет обоего пола), проведенного в ходе исследовательского цикла 2017/2018 г. международного проекта Health Behaviourin School-aged Children (HBSC). Сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК было разработано специальное программное обеспечение для обработки и анализа результатов опроса, разработан веб-сервис с русскоязычной версией международной анкеты и облачной базой данных для проведения онлайн-опроса. В качестве критерия для оценки уровня вовлеченности школьников в занятия физической культурой и спортом выступил показатель физической активности от умеренной до высокой интенсивности (MVPA-moderate-to-vigorousphysicalactivity). В первую группу (средний уровень вовлеченности, обозначение MVPA3) вошли школьники, занимавшиеся 3 дня в неделю, во вторую (высокий уровень вовлеченности, обозначение MVPA7) - занимавшиеся 7 дней в неделю Результаты исследования и выводы. Результаты исследования позволили выявить особенности мотивационных предпочтений детей школьного возраста в зависимости от уровняих физической активности. При ответе на вопрос об оценке своего здоровья школьники из группы MVPA3 выбрали вариант «отличное» в 25,8% (мальчики) и в 25% (девочки), в группе с высоким уровнем вовлеченности (MVPA7) вариант «отличное» был выбран в 64,7% (мальчики) и в 44,7% (девочки). Различия между группами по показателю самооценки здоровья достоверны при p<0,01 (мальчики) и p<0,05 (девочки). У мальчиков и девочек группы с высоким уровнем вовлеченности в занятия физической культурой и спортом (MVPA7) мотивационные предпочтения, связанные с социальными потребностями в самовыражении, имеют большие значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пухов Д. Н., Малинин А. В., Шустин Б. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATIONAL PREFERENCES AND DEGREE OF INVOLVEMENT OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES

Objective of the study was to analyze the motivational preferences and degree of involvement of school-aged children in physical education and sports activities.Methods and structure of the study. The article presents an analysis of the results of the mass anonymous survey of the school-aged (of 11, 13, and 15 years of age) children of both sexes, conducted during the 2017/2018 research cycle of the international project Health Behaviourin School-aged Children (HBSC). The teaching staff of the Federal State Budget Institution "Saint-Petersburg Scientific-Research Institute For Physical Culture" developed special software for processing and analyzing the survey results, a web-service with the Russian-language international questionnaire, and a cloud database for computer-assisted web interviewing. The criterion for the evaluation of the degree of involvement of schoolchildren in physical education and sports activities was the indicator of moderate-to-vigorous physical activity (MVPA). Two groups were formed: Group 1 (moderately involved - MVPA3) comprised the schoolchildren, who practiced 3 days per week, Group 2 (high degree of involvement - MVPA7) - 7 days per week. Results of the study and conclusions. The findings revealed the peculiarities of the motivational preferences of the school-aged children in view of the levels of their physical activity. In answering the question on health self-assessment, 25.8% of boys and 25% of girls of the MVPA3 group chose the option "excellent", while in the MVPA7 group this option was chosen by 64.7% of boys and 44.7% of girls. The inter-group differences in terms of health self-assessment were significant at p<0.01 (for the boys) and p<0.05 (for the girls). For the boys and girls of the MVPA7 group, the motivational preferences related to social self-expression needs were of great importance.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИОННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВИДАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

мотивационные предпочтения школьников в видах занятий физической культурой и спортом

УДК/UDC 37.062.5

Поступила в редакцию 04.02.2020 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Д.Н. Пухов1 А.В. Малинин1

Доктор педагогических наук, профессор Б.Н. Шустин2

1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

MOTIVATIONAL PREFERENCES AND DEGREE OF INVOLVEMENT OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES

D.N. Pukhov1 A.V. Malinin1

Dr.Hab., Professor B.N. Shustin2

1 St. Petersburg Scientific Research Institute for Physical Culture, St. Petersburg

2 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - изучить мотивационные предпочтения и уровень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования. В работе представлен анализ результатов массового анонимного опроса детей школьного возраста (11, 13 и 15 лет обоего пола), проведенного в ходе исследовательского цикла 2017/2018 г. международного проекта Health Behaviourin School-aged Children (HBSC). Сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК было разработано специальное программное обеспечение для обработки и анализа результатов опроса, разработан веб-сервис с русскоязычной версией международной анкеты и облачной базой данных для проведения онлайн-опроса. В качестве критерия для оценки уровня вовлеченности школьников в занятия физической культурой и спортом выступил показатель физической активности от умеренной до высокой интенсивности (MVPA-moderate-to-vigorousphysicalactivity). В первую группу (средний уровень вовлеченности, обозначение MVPA3) вошли школьники, занимавшиеся 3 дня в неделю, во вторую (высокий уровень вовлеченности, обозначение MVPA7) - занимавшиеся 7 дней в неделю

Результаты исследования и выводы. Результаты исследования позволили выявить особенности мотивационных предпочтений детей школьного возраста в зависимости от уровняих физической активности. При ответе на вопрос об оценке своего здоровья школьники из группы MVPA3 выбрали вариант «отличное» в 25,8% (мальчики) и в 25% (девочки), в группе с высоким уровнем вовлеченности (MVPA7) вариант «отличное» был выбран в 64,7% (мальчики) и в 44,7% (девочки). Различия между группами по показателю самооценки здоровья достоверны при p<0,01 (мальчики) и p<0,05 (девочки). У мальчиков и девочек группы с высоким уровнем вовлеченности в занятия физической культурой и спортом (MVPA7) моти-вационные предпочтения, связанные с социальными потребностями в самовыражении, имеют большие значения.

Ключевые слова: дети школьного возраста, вовлеченность в занятия физической культурой и спортом, мотивационные предпочтения, физическая активность.

Annotation

Objective of the study was to analyze the motivational preferences and degree of involvement of school-aged children in physical education and sports activities. Methods and structure of the study. The article presents an analysis of the results of the mass anonymous survey of the school-aged (of 11, 13, and 15 years of age) children of both sexes, conducted during the 2017/2018 research cycle of the international project Health Behaviourin School-aged Children (HBSC). The teaching staff of the Federal State Budget Institution "Saint-Petersburg Scientific-Research Institute For Physical Culture" developed special software for processing and analyzing the survey results, a web-service with the Russian-language international questionnaire, and a cloud database for computer-assisted web interviewing.

The criterion for the evaluation of the degree of involvement of schoolchildren in physical education and sports activities was the indicator of moderate-to-vigorous physical activity (MVPA). Two groups were formed: Group 1 (moderately involved - MVPA3) comprised the schoolchildren, who practiced 3 days per week, Group 2 (high degree of involvement - MVPA7) - 7 days per week. Results of the study and conclusions. The findings revealed the peculiarities of the motivational preferences of the school-aged children in view of the levels of their physical activity. In answering the question on health self-assessment, 25.8% of boys and 25% of girls of the MVPA3 group chose the option "excellent", while in the MVPA7 group this option was chosen by 64.7% of boys and 44.7% of girls. The inter-group differences in terms of health self-assessment were significant at p<0.01 (for the boys) and p<0.05 (for the girls). For the boys and girls of the MVPA7 group, the motivational preferences related to social self-expression needs were of great importance.

Keywords: school-aged children, involvement in physical education and sports classes, motivational preferences, physical activity.

Введение. Мотивационные предпочтения детей школьного возраста в физически активной деятельности являются значимым фактором, определяющим их отношение к физической культуре и уровень физической активности [3, 5]. В связи с этим особую актуальность имеют исследования мотиваци-онной сферы современных подростков, анализ которой необ-

ходим для совершенствования комплекса мер, направленных на вовлечение детей школьного возраста в систематические занятия физическими упражнениями и спортом [1, 4].

Цель исследования - выявить мотивационные предпочтения и уровень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования. В работе представлен анализ результатов массового анонимного опроса детей школьного возраста (11, 13 и 15 лет обоего пола), проведенного в ходе исследовательского цикла 2017/2018 гг. международного проекта Health Behaviourin School-aged Children (HBSC). В Российской Федерации проведение исследований обеспечивало ведущее официальное учреждение ФГБУ СПбНИИФК [4]. Сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК было разработано специальное программное обеспечение для обработки и анализа результатов опроса, разработан веб-сервис с русскоязычной версией международной анкеты и облачной базой данных для проведения онлайн-опроса [4].

В качестве критерия для оценки уровня вовлеченности школьников в занятия физической культурой и спортом выступил показатель физической активности от умеренной до высокой интенсивности (MVPA-moderate-to-vigorousphysicalactivity). При этом минимальный уровень MVPA для школьников должен составлять 1 ч ежедневно. Это является условием для поддержания необходимого уровня физического здоровья [2].

Школьники ответили на вопрос о том, насколько важны (оценка по 3-балльной шкале: «очень важно», «достаточно важно», «не важно»), по их мнению, предложенные причины (табл. 1), которые побуждают их заниматься физически активной деятельностью в свободное время.

Результаты исследования и их обсуждение. Для дальнейшего анализа степени вовлеченности школьников в занятия физической культурой были сформированы две группы 11-летних детей обоего пола в зависимости от ответа на вопрос о том, сколько дней за последнюю неделю они занимались физическими упражнениями или спортом не менее 1 ч в день. В первую группу (средний уровень вовлеченности, обозначение MVPA3) вошли школьники, занимавшиеся 3 дня в неделю, во вторую (высокий уровень вовлеченности, обозначение MVPA7) - занимавшиеся 7 дней в неделю (табл. 2).

Далее приводятся причины, побуждающие школьников заниматься физически активной деятельностью в свободное время (показан процент респондентов, указавших причину как «очень важную»), ранжированные по убываниюв зависимости от степени важности.

В группе мальчиков MVPA3 в качестве основных выступают следующие причины: улучшить свое здоровье (58,4 %), держать себя в хорошей форме (49,2 %), хорошо выглядеть

Таблица 1. Причины, побуждающие школьников заниматься физической активностью в свободное время

1. Чтобы повеселиться

2. Чтобы быть успешным в спорте

3. Чтобы побеждать

4. Чтобы найти новых друзей

5. Чтобы улучшить свое здоровье

6. Чтобы встречаться со своими друзьями

7. Чтобы держать себя в хорошей форме

8. Чтобы хорошо выглядеть

9. Мне нравится ощущение управления своим телом

10. Чтобы угодить родителям

11. Чтобы быть крутым

12. Чтобы контролировать свой вес

13. Это увлекательно

Таблица 2. Количественный состав респондентов, чел.

Группа Мальчики Девочки

MVPA3 130 140

MVPA7 154 112

О 10 20 30 40

%

50 60

1. Чтобы улучшить свое здоровье _

2. Чтобы держать себя в хорошей форме _

3. Чтобы хорошо выглядеть _

4. Это увлекательно _ 5. Чтобы быть успешным в спорте

б. Чтобы наЙ!И новых друзей ~

7. Чтобы контролировать свой вес I

8. Чтобы побеждать I

9. Мне нравится ощущение управления... I

10. Чтобы встречаться со своими друзьями ~

11. Чтобы повеселиться _

12. Чтобы быть крутым _ 13. Чтобы угодить родителям _

И 58,4

□ 49,2

I 42,6 I 42,4

□ 39,7

□ 39,5

□ 37,9

□ 37,9

□ 32 И 30,9

□ 22,4

□ 21,8 □ 21,6

Рис. 1. Структура мотивационных предпочтений для 11-летних мальчиков группы MVPA3

О 10 20 30 40

% 50

60 70 80 90

I 70,9 I 70,8 I 69 67,8

1. Чтобы улучшить свое здоровье 82,5

2. Чтобы держать себя в хорошей форме 80,4

3. Чтобы быть успешным в спорте 4. Чтобы хорошо выглядеть 5. Это увлекательно 6. Мне нравится ощущение управления...

7. Чтобы контролировать свой вес 62,1

8. Чтобы побеждать 58,9

9. Чтобы встречаться со своими друзьями 10. Чтобы найти новых друзей 11. Чтобы повеселиться 12. Чтобы угодить родителям 13. Чтобы быть крутым

Рис. 2. Структура мотивационных предпочтений для 11-летних мальчиков группы MVPA7

0 10 20 30 40

% 50

60 70 80 90

И 56,6

Z1 50

И 47,1

I 36,3 I 35,3 I 32,8 I 32,6

□ 29,2

□ 28,5 И 27,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 16,8 □ 14,7

1. Чтобы улучшить свое здоровье _

2. Чтобы держать себя в хорошей форме _

3. Чтобы хорошо выглядеть _

4. Это увлекательно _

5. Чтобы контролировать свой вес ~ 6. Мне нравится ощущение управления... I

7. Чтобы быть успешным в спорте I

8. Чтобы побеждать I

9. Чтобы встречаться со своими друзьями I

10. Чтобы найти новых друзей _

11. Чтобы угодить родителям _

12. Чтобы повеселиться _

13. Чтобы быть крутым I 8,8

Рис. 3. Структура мотивационных предпочтений для 11-летних девочек группы MVPA3

(42,6 %). При этом предпочтения, которые связанны с социальными потребностями в самовыражении и общении, имеют достоверно меньшие значения.

В группе мальчиков MVPA7 основными мотивационными предпочтениями являются: улучшить свое здоровье (82,5 0%), держать себя в хорошей форме (80,4 %), быть успешным в спорте (70,9 00).

В группе девочек MVPA3 в качестве основных выступают следующие причины: улучшить свое здоровье (56,6 %), держать себя в хорошей форме (50 %), хорошо выглядеть (47,1 %%).

У девочек группы MVPA7 основными мотивационными предпочтениями являются: улучшить свое здоровье (84,3 %), дер-

№ 7 • 2020 Июль | Yuli

http://www.teoriya.ru

%

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

1. Чтобы улучшить свое здоровье 84,3

2. Чтобы держать себя в хорошей форме 84

3. Чтобы хорошо выглядеть ~| 72

4. Чтобы быть успешным в спорте 71,6

5. Чтобы контролировать свой вес 68,2

6. Это увлекательно 66,7

7. Мне нравится ощущение управления... 64,2

8. Чтобы побеждать 55

9. Чтобы найти новых друзей 43,5

10. Чтобы встречаться со своими друзьями 39,8

11. Чтобы угодить родителям I 34

12. Чтобы повеселиться 31,5

13. Чтобы быть крутым I 22,6

Рис. 4. Структура мотивационных предпочтений для 11-летних девочек группы MVPA7

жать себя в хорошей форме (84 %), хорошо выглядеть (72 %). При этом в группе девочек MVPA7 приведенные мотивацион-ные предпочтения имеют значительно больший процент.

Вывод. Полученные результаты показывают выраженную направленность мотивационных предпочтений мальчиков и девочек со средним уровнем вовлеченности (MVPA3) на формирование оптимального физического состояния. При ответе на вопрос об оценке своего здоровья, школьники из группы MVPA3 выбрали вариант «отличное» в 25,8 % (мальчики) и в 25 % (девочки), в группе с высоким уровнем вовлеченности (MVPA7) вариант «отличное» был выбран в 64,7 % (мальчики) и в 44,7 % (девочки). Различия между группами по показателю самооценки здоровья достоверны при р<0,01 (мальчики) и р<0,05 (девочки). У мальчиков и девочек группы с высоким уровнем вовлеченности в занятия физической культурой и спортом (MVPA7) мотивационные предпочтения, связанные с социальными потребностями в самовыражении, имеют большие значения.

Литература

1. Гаврилов Д.Н. Физическая активность и ее влияние на здоровье школьников / Д.Н. Гаврилов, Е.В. Антипова, А.В. Малинин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 11. - С. 44-46.

2. 2«Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья» ВОЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://apps. who.int/iris/bitstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Дата обращения: 12.01.2020).

3. Комков А.Г. Показатели ресурса здоровья и стиля поведения российских школьников / А.Г. Комков // Труды международного симпозиума «Здоровье и поведение школьников». - СПб.: СПбНИИФК, 2004. - С. 52-66.

4. Маточкина А.И. Результаты и перспективы проведения исследований по международной научной программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» / А.И. Маточкина, А.В. Малинин, Д.Н. Пухов // Адаптивная физическая культура. -2018. - № 3 (75). - С. 20-22.

5. Пухов Д.Н. Опыт использования технологии формирования позитивного отношения к физической культуре детей школьного возраста / Д.Н. Пухов // Наука-2020. - 2016. - № 3 (9). - С. 139-144.

References

1. Gavrilov D.N., Antipova E.V., Malinin A.V. et al. Fizicheskaya aktivnost i ee vliyanie na zdorove Shkolnikov [Effects of physical activity on school health standards]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 11. pp. 44-46.

2. «Globalnye rekomendatsii po fizicheskoy aktivnosti dlya zdoro-vya» VOZ [Global recommendations on physical activity for health-WHO] [Electronic resource] Availabel at: http://apps.who.int/iris/bi tstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Date of access: 12.01.2020).

3. Komkov A.G. Pokazateli resursa zdorovya i stilya povedeniya rossi-yskikh shkolnikov [Health resource indicators and behavior style of Russian schoolchildren]. Proceedings international symposium "Health and behavior of schoolchildren. St. Petersburg: SPbNIIFK, 2004. pp. 52-66.

4. Matochkina A.I., Malinin A.V., Pukhov D.N. Rezultaty i perspektivy provedeniya issledovaniy po mezhdunarodnoy nauchnoy programme «Povedenie detey shkolnogo vozrasta v otnoshenii zdorovya» [Results and prospects of conducting research on international scientific program "Health Behavior of School-aged Children"]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. 2018. No. 3 (75). pp. 20-22.

5. Puhov D.N. Opyt ispolzovaniya tekhnologii formirovaniya pozitivnogo otnosheniya k fizicheskoy kulture detey shkolnogo vozrasta [Experience of using technology of forming positive attitude to physical education of schoolchildren]. Nauka-2020. 2016. No. 3 (9). pp. 139-144.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

75-ЛЕТИЕ CO ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 50 ЛЕТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА ЛЕБЕДИНСКОГО В.Ю.

(U

V-□

и

га у

и £ ч—

о

0J и

■ -О

с га

Si . о

0J

л Н

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский широко известен в научном мире исследованиями в области биомеханики и медицины. Являясь уникальным генератором идей, за годы своей 50-летней творческой деятельности Владислав Юрьевич стал инициатором многих научных проектов. Он является автором более 500 научных и научно-методических работ, 20 монографий, 12 патентов и положительных решений на предполагаемые изобретения, автором 138 статей в российских журналах из перечня ВАК. Более того, профессор В.Ю. Лебединский вошёл в ТОП-100 самых цитируемых российских учёных, по данным РИНЦ (Физическая культура и спорт), в 2015 году. Работы Владислава Юрьевича имеют научно-практическое значение и используются во многих вузах Российской Федерации при подготовке специалистов в области физической культуры, спорта и медицины.

При его непосредственном участии в ИРНИТУ были организованы центры «здоровьесберегающих технологий», «медико-биологических исследований» и научно-исследовательская лаборатория «Мониторинга физического здоровья», которые активно функционируют и в настоящее время. Много сил и энергии он отдает воспита-

нию и обучению молодежи. Владислав Юрьевич явился одним из инициаторов открытия в ИРНИТУ в 2006 году аспирантуры по специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Под его руководством уже защищены одна докторская и 20 кандидатских диссертаций и готовятся к защите новые аспиранты и соискатели по педагогическим и медицинским наукам.

Неутомимая целеустремленность, огромное трудолюбие, здоровое честолюбие и, безусловно, природный талант позволили В.Ю. Лебединскому стать крупным ученым, профессионалом высочайшего класса, ярким, неповторимым и творческим человеком. За многолетнюю и плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, высокий профессионализм, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных молодых специалистов и научных и педагогических кадров в 2019 году В.Ю. Лебединскому присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».

Редакция журнала ТиПФК и коллектив кафедры физической культуры ИРНИТУ поздравляют Владислава Юрьевича со знаменательной датой и желают ему дальнейших научных достижений, отличного здоровья и больших творческих успехов на педагогическом поприще.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.