Научная статья на тему 'Факторы обусловленности здоровья и здоровьеориентированного поведения школьников разных половозрастных групп'

Факторы обусловленности здоровья и здоровьеориентированного поведения школьников разных половозрастных групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЕДЕНИЯ / ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пахомова Л.Э., Ирхин В.Н., Кадуцкая Л.А.

Статья посвящена выявлению факторов, обусловливающих здоровье и здоровьеориентированное поведение школьников 11, 13 и 15 лет по данным массового социологического опроса, проводимого по программе международного проекта «Health Behaviourin School-Aged Children» (HBSC); анализу за последние 10 лет материалов эксперимента по созданию школ здоровья Белгородской области. Общий контингент испытуемых составил свыше 10 000 школьников. В зависимости от возраста и половой принадлежности выделено от 2 до 6 факторов. В состав генерального фактора вошли переменные, характеризующие физическую активность, самооценку уровня физической подготовленности и уровня знаний школьников по физической культуре. В старших классах выявлена биполярная структура генерального фактора, где показатели физической активности имеют достоверно высокие корреляционные связи с жизненными ценностями. Выявлен ряд факторов, характеризующих положительное отношение старших школьников к вредным привычкам. Установлено, что одним из важнейших факторов, благотворно влияющих на поведение и здоровье подростков, является создание целостных педагогических систем школ здоровья. Внедренный в Белгородской области с 1 сентября 2014 г. в пилотном режиме комплекс ГТО стал фактором массового привлечения школьников к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пахомова Л.Э., Ирхин В.Н., Кадуцкая Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы обусловленности здоровья и здоровьеориентированного поведения школьников разных половозрастных групп»

ФАКТОРЫ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ РАЗНЫХ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 09.11.2015 г.

Информация для связи с автором: pakhomova@bsu.edu.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Э. Пахомова1

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1

Кандидат педагогических наук Л.А. Кадуцкая1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

FACTORS CONDiTiONiNG HEALTH AND HEALTH-PROMOTiNG BEHAViOR OF PUPILS OF DiFFERENT AGE-SEX GROUPS

Associate professor, PhD L.E. Pakhomova1 Dr.Hab., professor V.N. Irkhin1 PhD L.A. Kadutskaya1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Статья посвящена выявлению факторов, обусловливающих здоровье и здо-ровьеориентированное поведение школьников 11, 13 и 15 лет по данным массового социологического опроса, проводимого по программе международного проекта «Health Behaviourin School-Aged Children» (HBSC); анализу за последние 10 лет материалов эксперимента по созданию школ здоровья Белгородской области. Общий контингент испытуемых составил свыше 10 000 школьников.

В зависимости от возраста и половой принадлежности выделено от 2 до 6 факторов. В состав генерального фактора вошли переменные, характеризующие физическую активность, самооценку уровня физической подготовленности и уровня знаний школьников по физической культуре. В старших классах выявлена биполярная структура генерального фактора, где показатели физической активности имеют достоверно высокие корреляционные связи с жизненными ценностями. Выявлен ряд факторов, характеризующих положительное отношение старших школьников к вредным привычкам. Установлено, что одним из важнейших факторов, благотворно влияющих на поведение и здоровье подростков, является создание целостных педагогических систем школ здоровья. Внедренный в Белгородской области с 1 сентября 2014 г. в пилотном режиме комплекс ГТО стал фактором массового привлечения школьников к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: школьники, факторы здоровья и поведения, школа здоровья.

Annotation

The objective of the present paper was to identify the factors that determine health and health-promoting behavior of pupils of 11, 13 and 15 years of age according to the mass public opinion poll conducted in compliance with the program of the international project «Health Behaviour in School-Aged Children» (HBSC); analyze the experimental materials regarding creation of health schools in the Belgorod region in the last 10 years. The total number of subjects was more than 10,000 pupils.

There were allocated from 2 to 6 factors depending on the age and sex. The general factor included variables that characterize physical activity, self-rating of physical fitness level and physical culture knowledge of pupils. In secondary school there was detected the bipolar structure of the general factor, where physical activity indicators had a significantly high correlation with life values. There were found the factors that characterize the positive attitude of the senior pupils to bad habits. It was established that creation of integral pedagogical systems of helath schools is one of the major factors that are good for the behavior and health of adolescents. The introduced in the Belgorod region on September 1, 2014 pilot version of the "Ready for Labour and Defence" (GTO) complex became a factor of the large-scale involvement of schoolchildren in physical training.

Keywords: pupils, health factors and behavior, health school.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Школьный период жизни человека характеризуется теми анатомо-физиолого-психологическими изменениями, которые создают задел на будущую жизнь [1, 2, 4, 5]. Научная проблема заключается в необходимости разрешения противоречия между признанием приоритетности формирования здорового образа жизни подрастающего поколения и недостаточным учетом в данном процессе особенностей поведения детей, их самооценки здоровья, отношения к физической культуре, а также влияния социальных условий жизнедеятельности.

Цель исследования - выявить факторы обусловленности здоровья и здоровьеориентированного поведения школьников разных половозрастных групп.

Методика и организация исследования. Метод массового социологического опроса в исследовании использовался в рамках программы международного проекта «Health Behaviourin School-Aged Children» (HBSC). В анкетировании приняли участие 3786 мальчиков и 4315 девочек Центрального федерального округа РФ (Белгород и Москва). Это учащиеся трех возрастных групп: 11 лет - 2541 чел., 13 лет -2963 чел., 15 лет - 2597 чел. Методика предусматривала автоматизированную обработку полученных данных с помощью специальных прикладных программ. Кроме того, анализировались материалы регионального педагогического эксперимента по созданию школ здоровья Белгородской области с 2004 по 2014 г.

Результаты исследования и их обсуждение. Для выявления основных факторов, обусловливающих здоровье и поведение школьников разных половозрастных групп, применялся факторный анализ. При анализе факторной матрицы учитывались переменные, нагрузка которых более 0,500 по абсолютному значению. Переменные с нагрузкой менее 0,100 не учитывались. В результате обработки данных анкетного опроса 11-летних мальчиков из 55 факторов (количество факторов равно числу переменных) формально выделено 13 и только 2 фактора, в состав которых вошли переменные с факторными нагрузками выше 0,500 по абсолютному значению. Генеральный фактор («Физическая активность») вобрал в себя 8 переменных с положительным значением. Факторный вес составил 15,9 %. В состав генерального фактора вошли переменные, характеризующие самооценку мальчиками физической подготовленности, знаний в области физической культуры, успехов в спорте по сравнению со сверстниками. Второй фактор («Мотивация») имеет факторный вес 7,7 % и представлен одной переменной, характеризующей одну из причин занятий спортом - важность для будущей работы. Мальчики понимают зависимость успехов в профессиональной деятельности от физической активности, но в перечень мотивов не вошли такие, как: «улучшить свое здоровье», «уметь управлять своим телом» и др. 11-летние девочки в качестве мотивов занятий спортом отметили следующие: побеждать, быть, как спортивная звезда, для будущей работы. У них проявляется потребность проявить себя, обратить на себя внимание, добиться успеха. Так же, как и мальчики, девочки занятия спортом не связывают с улучшением своего здоровья. Выделены еще шесть факторов, в состав которых вошло по одной или двум переменным, но с большими факторными нагрузками. Так, второй фактор (7,0 0%) включает переменную «Отрицательные психические состояния» (состояние отчаяния); третий фактор (5,7 %) - причина занятий спортом для встречи с друзьями; четвертый фактор - «Учеба» (4,6 %) включает две переменные: оценку школьных достижений и способности к учебе; пятый фактор - «Положительные эмоциональные состояния» (3,8 %) - это радостное и спокойное (девочки чаще и болезненнее испытывали состояние отчаяния); шестой фактор -«Физическое развитие» (3,3 %) с одной переменной - оценка собственного веса как избыточного; тринадцатый фактор -«Голод» (2,4 %) - представлен одной переменной - они часто ложатся спать голодными из-за недостатка еды в доме.

Анализ анкет 13-летних мальчиков по трем блокам переменных («Физическая активность», «Здоровье» и «Мотивация») показал, что «Мотивация» включает переменные, характеризующие причины занятий спортом: побеждать и быть, как спортивная звезда. Анализ фактора «Вредные привычки» свидетельствует о тенденции приобщения мальчиков к более частому употреблению алкоголя до значительного опьянения. Фактор «Физическое развитие» дает представление о самооценке мальчиками собственного веса тела как недостаточного. Генеральный фактор (21,4 %) - «Физическая активность» - представлен теми же переменными (отличаются только факторные нагрузки), что и в 11-летнем возрасте. Второй фактор - «Отрицательные эмоциональные состояния» (9,6 %) - тревожное состояние и отчаяние. Третий фактор - «Мотивация» (8,3 %) с переменными - значимость занятий спортом для будущей работы и угодить родителям. Четвертый фактор - «Голод» (6,6 %). Пятый фактор - «Школьные условия» (6,5 %) - составили переменные: оценка мнения классного руководителя о школьных достижениях по сравнению с одноклассниками, чувство безопасности в школе, которые имеют положительный рост по шкале и свидетельствуют не в пользу девочек. Шестой фактор - «Физическое

развитие» (5,9 %) - представлен переменной, характеризующей самооценку девочками своего веса как избыточного.

В результате обработки данных анкетирования 15-летних юношей из 64 факторов выделено 5 и только в 3 из них есть переменные с нагрузкой более 0,500. Это факторы первый, второй и пятый. Наиболее значимы в данном факторе оценки возможных достижений в будущем (жизненные ценности): уважение в обществе, крепкое здоровье, наслаждение от работы, собственная квартира, высокооплачиваемая работа, счастливая семья, а также возможность жить, где хочется. Такие показатели, как высшее и среднее специальное образование, близкие друзья, в число жизненных ценностей не вошли. Во внутренней структуре генерального фактора обнаружено два блока взаимосвязанных переменных, и его можно назвать фактором жизненных ценностей и личной физической активности. По фактору «Вредные привычки» (14,5 %), вобравшему в себя шесть переменных с положительными и отрицательными значениями, характеризующими отношение юношей к употреблению алкоголя и наркотиков, проявляется тенденция к более частому употреблению юношами алкоголя до значительного опьянения и наркотиков. Пятый фактор - «Отрицательные эмоциональные состояния» (6,7 %) - включает переменные, характеризующие эмоциональные состояния -тревожное и отчаяние. Скорее всего, в употреблении алкоголя и наркотиков юноши и находят выход из них. В результате обработки данных анкетирования 15-летних школьниц в структуре генерального фактора (12,3 %) девушек в отличие от юношей проявляется небезразличное отношение к спортивным достижениям. Фактор «Вредные привычки» (6,8 %) показал, что девушки чаще и в значительных количествах склонны к употреблению алкоголя, чем к курению табака. Отношение к наркотикам характеризуют те же переменные, что и у юношей. Фактор «Отрицательные эмоциональные состояния» (4,8 %) свидетельствует, что девушки часто испытывают тревожное состояние и отчаяние. Возможно, это связано с большими учебными нагрузками, утомлением и с недостаточной уверенностью в достижении того, что для них ценно.

Данные факторного анализа согласуются с результатами педагогического эксперимента по созданию школ здоровья Белгородской области. Анализ показывает, что наиболее высокий уровень здоровья и культуры здоровья отмечается у школьников, обучающихся в школах здоровья. Именно в таких образовательных организациях, идущих по пути создания педагогических систем, сориентированных на сохранение, укрепление и формирование здоровья школьников, наиболее целостно реализуются идеи педагогики здоровья. Решение задачи повышения уровня культуры здоровья учащихся обеспечивалось введением уроков здоровья, реализацией валеологического потенциала содержания школьных предметов, проведением внеклассной валеологической воспитательной работы. Результаты исследования показывают, что во всех 16 школах здоровья за последние 10 лет отмечены положительные результаты: число подростков, употребляющих табачные изделия, уменьшилось на 5 %; за последние 3 года у школьников 7-9-х классов ответственность по отношению к собственному здоровью повысилась на 9 %; изменилось место здоровья в системе жизненных ценностей учащихся (если в начале эксперимента у 72 % обучающихся здоровье занимало лишь девятое место, то в конце эксперимента 89 % школьников считали здоровье первостепенной жизненной ценностью). Дополнительным стимулом для занятий школьников физической культурой стал комплекс ГТО, внедренный в Белгородской области с 1 сентября 2014 г. в пилотном режиме. Уже в 2015 г свыше 100 000 школьников было привлечено к сдаче нормативов комплекса.

Выводы. Выявлены основные факторы с входящими в них переменными, характеризующими поведение и здо-

№ 1 • 2016 Январь | Jaпuary

http://www.teoriya.ru

физическое воспитание подрастающего поколения

ровье мальчиков и девочек разновозрастных групп. В состав генерального фактора во всех половозрастных группах вошли переменные, характеризующие физическую активность школьников. Вызывает тревогу положительное отношение старших школьников к вредным привычкам на фоне негативных психических состояний, таких как тревожность и отчаяние. Одним из важнейших факторов, благотворно влияющих на поведение и здоровье белгородских мальчиков и девочек разновозрастных групп, можно считать создание целостных педагогических систем школ здоровья. Внедряемый в Белгородской области с 1 сентября 2014 г в пилотном режиме комплекс ГТО стал фактором массового привлечения школьников к занятиям физической культурой. Полученные результаты могут служить основанием для разработки новых технологий формирования здорового образа жизни школьников разных половозрастных групп, что в итоге будет способствовать решению стратегических задач по улучшению здоровья нации.

Литература

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.

References

1. Bal'sevich V.K. Ocherki po vozrastnoy kineziologii cheloveka (Essays on human developmental kinesiology) / V.K. Balsevich. - Moscow: Sovetskiy sport, 2009. - 220 p.

2. Campbo U S.B. Behavior problems in preschool children: clinical and development issues / U S.B. Campbo. - New York: Gilford Press, 1990. - 284 р.

3. King, A. The Health of Youth: a Cross-National Survey: A Report of the 1993-94 Survey Results of Health Behaviour in School-aged Children / A. King. - WHO Cross-National Survey. - WHO, European Series, 1996. - 222 р.

4. Komkov, A.G., Kirillova, E.G., Bart, S.D. Assesement of Physical Activity Level in School-Aged Children and Effectiveness of Physical Education Curriculum II Second Annual Congress of the Eruopean College of Sport Science / A.G. Komkov, E.G. Kirillova, S.D. Bart. - I Book of Abstracts I. Denmark, 1997. - Р.196-197.

5. Morgan, W.P. Phisical Activity and Mental Health // In The Academy Papers / W.P. Morgan: Champaign, H.K., 1994. - Р. 132-145.

из портфеля редакции

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

УДК/UDC 796.342 Поступила в редакцию 27.11.2015 г.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры В.Я. Игнатьева1

Аспирант Динь Хунг Чыонг1 Ключевые слова: юные теннисисты, техническая подго

товленность, циализации.

техническое мастерство, этап начальной спе-

Показатели успешности приемов техники у теннисистов и теннисисток 12-13 лет в процессе педагогического эксперимента, М±ш

Введение. Обучение приемам техники и совершенствование технико-тактических действий занимают важное место в подготовке юных теннисистов.

Цель исследования - разработка методики совершенствования технико-тактической подготовленности юных теннисистов на этапе начальной спортивной специализации и оценка ее эффективности.

Методика и организация исследования. На этапе начальной специализации был проведен педагогический эксперимент. В целях совершенствования технической подготовленности теннисистов для каждого занятия выделяли основные игровые ситуации, разучивание отдельных элементов технических действий завершали выполнением полноценных приемов игры. Средства общей физической подготовки применяли только в начале подготовительного периода, а далее - в основном средства специальной направленности адекватно режиму работы мышц в соревновательном упражнении в соответствии с его координационной структурой. Следили за своевременностью устранения индивидуальных недостатков в развитии физических качеств, мешающих формированию правильной техники движений [1].

Результаты исследования и их обсуждение. Для оценки успешности выполнения приемов техники рассмотрены четыре показателя, которые оценивали по системе ^ Международной теннисной федерации (см. таблицу).

У юных теннисистов 12-13 лет по всем показателям технической подготовленности наблюдается достоверный (р<0,05) прирост результата в пределах 12-22 %. При этом самый большой прирост - по показателям ударов с отскока в глубину - 22,6 % и точность ударов с отскока, на 12,2 % теннисисты повысили свою технико-тактическую подготовленность по глубине ударов с лёту и на 19,4 % - в тестировании подачи: средний прирост составил 19,1 0%.

Теннисисты До После p %

Удары с отскока в глубину, очки 43,9±3,6 55,1±3,5 < 0,05 22,6

Глубина ударов с лёту, очки 43,8±4,8 49,5±3,6 < 0,05 12,2

Точность ударов с отскока, очки 38,6±5,5 48,2±3,3 < 0,05 22,1

Тестирование подачи, очки 45,5±4,2 55,3±3,2 < 0,05 19,4

Теннисистки

Удары с отскока в глубину, очки 41,3±5,1 53,3±3,1 < 0,05 25,3

Глубина ударов с лёту, очки 42,5±4,5 48,2±3,7 < 0,05 12,5

Точность ударов с отскока, очки 38,2±5,2 48,7±3,5 < 0,05 24,1

Тестирование подачи, очки 44,8±5,4 54,7±3,1 < 0,05 19,9

У теннисисток 12-13 лет технико-тактическая подготовленность улучшилась значительнее: у них самая большая разница в приросте результатов оказалась при совершенствовании удара с отскока в глубину - 7,01 %, точность ударов с отскока - 3,25 %. По остальным приемам прирост не более 1 %. По всем данным теннисистки исследуемого возраста превзошли теннисистов в приросте технического мастерства.

Вывод. Результаты испытаний показали, что после 1 года обучения техническая подготовленность игроков экспериментальных групп под влиянием разработанной методики достоверно (р<0,05) улучшилась. Это касается устойчивости удара и увеличения его силы.

Литература

1. Динь Хунг Чыонг. Эффективность сопряженно-последовательного распределения средств подготовки теннисистов на этапе начальной специализации / Динь Хунг Чыонг, В.Я. Игнатьева //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 6. - С. 32-33.

Информация для связи с автором: otrada116@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.