11. Судаков, К.В. Сосудистое эхо эмоционального стресса / К.В. Судаков - М. : Знание, 1979. - 96 с.
12. Урываев, Ю.В. Цена профилактики травматизма студентов вуза / Ю.В. Урываев, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (138). - С. 229-234.
13. Хузмиев, М. Гармония оздоровительных методик, или Испытание на прочность / М. Хузмиев // Физкультура и спорт. - 2016. - № 6. - С. 18-20.
14. Methods of Blood Flow Modelling / N. Bessonov, A. Sequeira, S. Simakov, Yu. Vassilevskii, V. Volpert // Math. Model. Nat. Phenom. - 2016. - Vol. 11. - No. 1. - P. 1-25.
REFERENCES
1. Abramova, F.F. (2013), Labile components of body weight - the criteria for general physical preparedness and control of current and long-term adaptation to training loads, Skyprint, Moscow, Russian Federation.
2. Abrosimov, V.N. (2009), Portable telemetry system for recording the parameters of the external respiration of the athlete in real time and the swimmer's breathing tube for its implementation, RU, Pat. 2009102392/14.
3. Anokhin, P.K. (1948), "Systemogenesis as a general pattern of the evolutionary process". Bull. expert. biol., Moscow, No. 8. pp. 81-99.
4. Bashkirov, P.N. (1962), The doctrine of the physical development of man, Moscow University, Moscow, Russian Federation.
5. Kiselev, A.R. (2011), "Oscillatory processes in the vegetative regulation of the cardiovascular system", Journal of Medical Scientific Research, Saratov, No. 1, pp. 34-39.
6. Luria, A.R. (1962), Higher cortical functions of a person and their disturbances in case of local brain lesions, Moscow University. Moscow, Russian Federation.
7. Matveev, A.P. (2014), "To the formation of the foundations of the theory of the education of schoolchildren in the field of physical culture", Journal of Moscow regional university, Moscow, No. 3. pp. 23-33.
8. Nikolaeva, 1.1., Shamovskaya-Ostrovskaya S.G., Elyasin P.A. (2014), "To the 85th anniversary of the birth of Yu. I. Borodin", Medicine and Education in Siberia, No.2, pp.13-14.
9. Svyadoshch, A.M. (1991), Women's Sexual Pathology, "Shtiintsa", Moscow, Russian Federation.
10. Smirnov, N.K. (2012), "Actual problems of health-saving education", Pedagogical Journal, Siberia, No. 9. pp. 59-64.
11. Sudakov, K.V. (1979), Vascular echoes of emotional stress. Knowledge, Moscow, Russian Federation.
12. Uryvaev, Yu.V.and Маskaeva ^Yu. (2016). "Cost of University student traumatism prevention", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, V. 138, No 8. pp. 229-234.
13. Khuzmiev, M. (2016), "Harmony of healing techniques, or Test for strength", Journal of Physical culture and sports, No. 6. pp. 18-20.
14. Bessonov, N., A. Sequeira, S. Simakov, Yu. Vassilevskii, V. (2016), "Volpert Methods of Blood Flow Modelling",Math. Model. Nat. Phenom, Vol. 11, No. 1, pp. 1-25.
Контактная информация: mty777@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 10.10.2017
УДК 796.011.3
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С КОМПЛЕКСНЫМ УЧЕТОМ ИХ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА
Инга Сергеевна Матвеева, соискатель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ) г. Краснодар
Аннотация
В данной статье представлены результаты внедрения экспериментальной методики физической подготовки учащихся 9-11 лет общеобразовательных школ с комплексным учетом их морфо-
функционального статуса. Приведены результаты исследования школьников обоего пола по абсолютным значениям интегральных и суммарных показателей физической подготовленности, по темпам прироста этих показателей; по данным, характеризующим различие параметров хронологического, биологического и должного биологического возраста. Изучены результаты, характеризующие средние групповые показатели уровня развития морфофункциональных индексов учащихся 9-11 лет из экспериментальных и контрольных групп.
Ключевые слова: учащиеся 9-11 лет; экспериментальная методика физической подготовки учащихся 9-11 лет общеобразовательных школ с комплексным учетом их морфофункционального статуса; суммарный и интегральный показатели физической подготовленности; темпы прироста; морфофункциональные индексы; адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы; коэффициент выносливости; индекс массы тела; индекс Рорера; индекс Пинье.
EFFECTIVENESS OF EXPERIMENTAL METHODOLOGY OF PHYSICAL
TRAINING OF STUDENTS OF JUNIOR CLASSES WITH INTEGRATED ACCOUNTING OF THEIR MORPHOFUNCTIONAL STATUS
Inga Sergeevna Matveeva, the competitor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
This article presents the results of the introduction of experimental methods of physical training for pupils of 9-11 years of comprehensive schools with a comprehensive account of their morphofunction-al status. The results of the study of schoolchildren of both sexes are given in terms of the absolute values of the integral and summary indicators of physical readiness, in terms of the growth rates of these indicators; according to data characterizing the difference in the parameters of the chronological, biological and due biological age. The results characterizing the average group indices of the level of development of morphofunctional indices of students aged 9-11 from experimental and control groups were studied.
Keywords: students 9-11 years old; experimental methodology of physical training of pupils of 911 years of comprehensive schools with a complex account of their morphofunctional status; total and integral indicators of physical readiness; rates of growth; morphofunctional indices; adaptive potential of the cardiovascular system; coefficient of endurance; body mass index; the Rohrer index; the Pignier index.
ВВЕДЕНИЕ
Процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений базируется на обеспечении научно-методического сопровождения его содержательно-технологических, организационных и контрольно-учетных составляющих, которые необходимы для совершенствования занимающихся в определенные онтогенетические периоды в связи с организацией физкультурно-спортивной деятельностью (В.А. Баландин, 2001; Л.П. Матвеев, 2003; В.К. Бальсевич, 2004; Л.И. Лубышева, 2006; В.С. Матвеев, 2010; И.С. Матвеева, С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, В.С. Матвеев, 2017).
В ходе многолетних исследований разработана экспериментальная методика оценки физической подготовленности учащихся 9-11 лет с комплексным учетом их морфо-функционального статуса, при этом:
- выявлены особенности динамики показателей физической подготовленности и морфофункционального статуса школьников 9-11 лет в условиях реализации традиционной программы физического воспитания;
- обоснован алгоритм расчета суммарного показателя, обобщенно отражающего параметры морфофункционального статуса учащихся с учетом входящих в него отдельных морфофункциональных индексов;
- установлены закономерности совокупного влияния онтогенетических и средо-вых факторов на параметры морфофункционального статуса учащихся 9-11 лет;
- разработана система многоуровневых шкал оценки уровня физической подготовленности школьников 9-11 лет (И.С. Матвеева, С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, 2017).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты статистической обработки данных формирующих педагогических экспериментов, позволили установить следующие научные факты: школьники из экспериментальных групп, как мальчики, так и девочки, имеют существенное преимущество по абсолютным значениям изучаемых показателей физической подготовленности по сравнению с результатами учащихся из контрольных групп.
Изучение показателей физической подготовленности учащихся после проведения формирующих педагогических экспериментов в контексте установления различий между результатами девочек и мальчиков, позволяет констатировать:
а) в группах школьников 9-10 лет - более высокий уровень результатов по всем интегральным и суммарным показателям физической подготовленности у мальчиков (Р<0,05-0,001), за исключением параметров гибкости, по которым преимущество имеют девочки (Р<0,001);
б) в группах школьников 10-11 лет - также более высокие результаты у мальчиков по всем изучаемым показателям физической подготовленности (Р<0,001), за исключением значений интегральных характеристик гибкости с преимуществом девочек (Р<0,001).
В ходе анализа результатов формирующих педагогических экспериментов изучались темпы прироста показателей физической подготовленности, позволившие установить:
1. Значительное преимущество школьников из экспериментальных групп, как девочек, так и мальчиков по сравнению с данными своих сверстников из контрольных групп по абсолютным значениям интегральных и суммарных показателей физической подготовленности.
2. Преимущество мальчиков из экспериментальных групп по сравнению с результатами девочек по темпам прироста интегрального показателя ловкости и суммарного показателя физической подготовленности.
3. Преимущество девочек из экспериментальной группы по сравнению с результатами мальчиков по темпам прироста интегрального показателя силы, гибкости, выносливости, быстроты.
4. Отрицательные значения параметров темпов прироста интегрального показателя гибкости, как у мальчиков, так и у девочек из контрольных групп.
5. Наибольшее значение параметров темпов прироста по показателям:
а) мальчики 9-10 лет из экспериментальной группы - интегрального показателя ловкости - 50,9%;
б) девочки 9-10 лет из экспериментальной группы - интегрального показателя ловкости - 53,9%;
в) мальчики 10-11 лет из экспериментальной группы - интегрального показателя силы - 39,2%; г) девочки 10-11 лет из экспериментальной группы - интегрального показателя силы - 63,9%.
6. Наименьшие значения параметров темпа прироста, как у мальчиков, так и у девочек из экспериментальных групп по интегральному показателю гибкости.
Данные, характеризующие достоверность различий параметров хронологического, биологического и должного биологического возраста учащихся 9-11 лет позволяет сделать заключение об отсутствии достоверных различий между изучаемыми возрастными показателями у школьников из экспериментальных и контрольных групп, как у мальчиков, так и у девочек. Очевидно, что педагогические воздействия в рамках реализации экспериментальной методики не оказывают влияния на эти характеристики учащихся достаточно жесткого генетического детерминирования.
Полученные данные позволяют констатировать:
а) существенные изменения всех изучаемых показателей у учащихся из экспериментальных групп, как мальчиков, так и девочек;
б) достоверные изменения у мальчиков и девочек из контрольных групп показателей хронологического и должного биологического возраста, при отсутствии таковых по параметрам биологического возраста.
Изучение результатов проводимого исследования позволило констатировать наличие тенденций, заключающихся в отставании мальчиков 9-10 лет из экспериментальных групп от своих сверстниц из контрольных групп по параметрам уровня биологического возраста (Р<0,05). По другим возрастным показателям существенных различий во всех половозрастных группах не установлено.
Анализ темпов прироста возрастных показателей школьников из экспериментальных и контрольных групп позволил выявить:
1. Преимущество по абсолютным значениям параметров биологического возраста мальчиков и девочек из экспериментальных групп мальчиков как 9-10, так и 10-11 лет.
2. Отсутствие различий между учащимися всех половозрастных групп по параметрам хронологического и должного биологического возрастов.
Изучение результатов, характеризующих средние групповые показатели уровня развития морфофункциональных индексов учащихся 9-11 лет из экспериментальных и контрольных групп, позволило сформулировать следующие частные выводы:
1. Индекс АПСС (адаптационный потенциал сердечно-сосудистой системы) во всех половозрастных группах учащихся, как из экспериментальных, так и контрольных групп, соответствует среднему уровню.
2. Индекс КВ (коэффициент выносливости) у школьников обоего пола всех возрастов соответствует уровню «ниже нормы».
3. Индекс ИМТ (индекс массы тела) у мальчиков и девочек всех возрастов из контрольных и экспериментальных групп соответствует нормальным граничным значениям.
4. Индекс Рорера позитивно изменился у 9-летних школьников обоего пола, а также у мальчиков 10 лет.
5. Индекс Пинье позитивно изменился у 9-летних учащихся (мальчиков).
Рассматривая итоги формирующих педагогических экспериментов, следует отметить следующие результаты:
а) наличие достоверных различий между показателями школьников из экспериментальных групп по параметрам коэффициента выносливости у мальчиков и девочек 10 и 11 лет (Р<0,05), а также индекса Руфье в группах мальчиков 10 лет (Р<0,01) и 11 лет (Р<0,05);
б) отсутствие достоверных внутригрупповых различий по изучаемым морфо-функциональным индексам у школьников из экспериментальных и контрольных групп в ходе формирующих педагогических экспериментов;
в) отсутствие достоверных различий по уровню морфофункциональных индексов между девочками и мальчиками всех возрастов;
г) существенное преимущество школьников обоего пола по сравнению с данными сверстников из контрольных групп по темпам прироста значений морфофункциональных признаков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты позволяют наиболее объективно соотносить уровень физической подготовленности учащихся в соответствии с особенностями их морфофункци-онального статуса. Результаты многолетних исследований также позволяют констатировать следующие аргументы, свидетельствующие о целесообразности внедрения разработанной экспериментальной методики физической подготовки в практику физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений.
Во-первых, это повышает эффективности процесса физической подготовки школьников 9-11 лет, что подтверждается преимуществом учащихся обоего пола из экс-
периментальных групп по сравнению с результатами своих сверстников из контрольных групп.
Во-вторых, на основе внедрения в его содержание разработанной эффективной методики физической подготовки с комплексным учетом морфофункционального статуса, как девочек, так и мальчиков расширяется программно-нормативная база процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.
В-третьих, подтверждено непосредственное влияние на достижение главной целевой установки процесса физического воспитания младших школьников - формирование и развитие их личностной физической культуры в следующих аспектах: одной из важнейших составляющих собственно-биологического компонента является развитие основных физических качеств.
В-четвертых, подтверждено еще одно теоретическое положение - о генетической и средовой обусловленности результативности процесса физического воспитания человека, детерминированности характера и ритма формирования и развития его физического и двигательного потенциала половозрастными онтогенетическими закономерностями индивидуальных эволюционных особенностей.
Внедрение полученных результатов в практику позволит существенно повысить эффективность процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А.. -Краснодар, 2001. - 48 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания / В.К. Бальсевич // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 26-33.
3. Лубышева, Л.И. Каким быть физическому воспитанию в школе? / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 61-63.
4. Матвеев, В. С. Формирование и развитие мотивации подростков к физкультурно-спортивной деятельности с использованием интерактивной связи : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Матвеев В.С. - Краснодар, 2010. - 23 с.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - 3-е изд. - СПб. : Лань, 2003. - 160 с.
6. Компоненты экспериментальной методики физической подготовки школьников 9-11 лет / И.С. Матвеева, С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, В.С. Матвеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 175-180.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological foundations of the renewal of the process of physical education in the elementary school, dissertation, Krasnodar.
2. Balsevich, V.K. (2004), "Physical culture in school: ways to modernize teaching", Pedagogy, No. 1, pp. 26-33.
3. Lubysheva, L.I. (2006), "What should be physical education in school?", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 61-63.
4. Matveev, V.S. (2010), Formation and development of motivation of adolescents to physical culture and sports activities using interactive communication, dissertation, Krasnodar.
5. Matveev, L.P. (2003), Theory and Methods of Physical Culture. Introduction to the subject: textbook, Lan, St. Petersburg.
6. Matveeva, I.S., Akhmetov, S.M. and Chernyshenko, Yu.K. (2017), "Components of the experimental method of physical training of schoolchildren 9-11 years old", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol.151, No. 9, pp. 175-180.
Контактная информация: nastyg@bk.ru
Статья поступила в редакцию 27.10.2017