Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCHOOL-AGED CHILDREN / INVOLVEMENT IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES / FAMILY INTERACTION / PHYSICAL ACTIVITY / ДЕТИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маточкина А.И., Петрук Е.Н.

Цель исследования - выявить влияние семейных взаимоотношений на степень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом. Методика и организация исследования. Научная работа реализована в рамках международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC). Было опрошено 1850 респондентов. Выборку исследования составили дети школьного возраста обоего пола в возрасте 11, 13 и 15 лет. Респондентам были заданы вопросы о наличии легкости в общении и моральной поддержки в их семье, совместном выполнении физических упражнений, привычке обсуждать важные вопросы в их семьях. Для проведения анализа были сформированы две группы школьников: в первую группу (обозначение MVPA3) вошли школьники, занимавшиеся 3 дня в неделю, во вторую (обозначение MVPA7) - занимавшиеся 7 дней в неделю. Проводился анализ показателей, характеризующих взаимоотношения в семье и степень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом. Для оценки уровня достоверности различий между группами использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования свидетельствовали о значительном влиянии характера семейных взаимоотношений на уровень физической активности детей школьного возраста. На основании представленных данных авторами сделано заключение о большом влиянии семейных взаимоотношений на уровень физической активности детей школьного возраста. Атмосфера в семье, внимание к проблемам детей, доброжелательное обсуждение, поддержка и личный пример членов семьи является важнейшим ресурсом повышения вовлеченности школьников в занятия физической культурой и спортом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маточкина А.И., Петрук Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS FACTOR OF INCREASE IN INVOLVEMENT OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES

Objective of the study was to identify the effects of family interaction on the degree of involvement of school-aged children in physical education and sports activities. Methods and structure of the study. The study was carried out as part of the international project Health Behaviourin School-aged Children. Sampled for the study were the school-aged (of 11, 13, and 15 years of age) children of both sexes (n=1,850). The respondents were asked about the ease of communication and moral support in their families, joint exercising, and the habit of discussing important issues with their families. For the study purposes, two groups of schoolchildren were formed: Group 1 (MVPA3) comprised the schoolchildren, who practiced 3 days per week, Group 2 (MVPA7) - 7 days per week. We analyzed the indicators characterizing family interaction and the degree of involvement of the school-aged children to physical education and sports activities. The significance of inter-group differences was assessed using the non-parametric Mann-Whitney test. Results of the study and conclusions. The findings testify to the significant role of the family in physical activity of school-aged children. As follows from the data provided, family interaction has a great impact on the level of physical activity of school-aged children. Family climate, attention to children’s issues, friendly discussion, support and personal example of family members is a crucial resource for increasing the degree of involvement of schoolchildren in physical education and sports activities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

актуализация семьи как фактора повышения вовлеченности школьников в занятия физической культурой и спортом

УДК/UDC 37.062.5

Поступила в редакцию 06.04.2020 г.

Кандидат философских наук, научный сотрудник А.И. Маточкина1 Е.Н. Петрук2

1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

FAMILY AS FACTOR OF INCREASE IN INVOLVEMENT OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES

PhD, researcher A.I. Matochkina1 E.N. Petruk2

1 St. Petersburg Research Institute of Physical Culture.

2 Federal Research Center for Physical and Sports (FRS VNIIFR), Moscow

Информация для связи с автором: dpuhov@spbniifk.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить влияние семейных взаимоотношений на степень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом.

Методика и организация исследования. Научная работа реализована в рамках международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC). Было опрошено 1850 респондентов. Выборку исследования составили дети школьного возраста обоего пола в возрасте 11, 13 и 15 лет. Респондентам были заданы вопросы о наличии легкости в общении и моральной поддержки в их семье, совместном выполнении физических упражнений, привычке обсуждать важные вопросы в их семьях. Для проведения анализа были сформированы две группы школьников: в первую группу (обозначение MVPA3) вошли школьники, занимавшиеся 3 дня в неделю, во вторую (обозначение MVPA7) - занимавшиеся 7 дней в неделю. Проводился анализ показателей, характеризующих взаимоотношения в семье и степень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом. Для оценки уровня достоверности различий между группами использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования свидетельствовали о значительном влиянии характера семейных взаимоотношений на уровень физической активности детей школьного возраста. На основании представленных данных авторами сделано заключение о большом влиянии семейных взаимоотношений на уровень физической активности детей школьного возраста. Атмосфера в семье, внимание к проблемам детей, доброжелательное обсуждение, поддержка и личный пример членов семьи является важнейшим ресурсом повышения вовлеченности школьников в занятия физической культурой и спортом

Ключевые слова: дети школьного возраста, вовлеченность в занятия физической культурой и спортом, взаимоотношения в семье, физическая активность.

Annotation

Objective of the study was to identify the effects of family interaction on the degree of involvement of school-aged children in physical education and sports activities.

Methods and structure of the study. The study was carried out as part of the international project Health Behaviourin School-aged Children. Sampled for the study were the school-aged (of 11, 13, and 15 years of age) children of both sexes (n=1,850). The respondents were asked about the ease of communication and moral support in their families, joint exercising, and the habit of discussing important issues with their families.

For the study purposes, two groups of schoolchildren were formed: Group 1 (MVPA3) comprised the schoolchildren, who practiced 3 days per week, Group 2 (MVPA7) - 7 days per week. We analyzed the indicators characterizing family interaction and the degree of involvement of the school-aged children to physical education and sports activities. The significance of inter-group differences was assessed using the non-parametric Mann-Whitney test. Results of the study and conclusions. The findings testify to the significant role of the family in physical activity of school-aged children. As follows from the data provided, family interaction has a great impact on the level of physical activity of school-aged children. Family climate, attention to children's issues, friendly discussion, support and personal example of family members is a crucial resource for increasing the degree of involvement of schoolchildren in physical education and sports activities.

Keywords: school-aged children, involvement in physical education and sports activities, family interaction, physical activity.

Введение. Современные исследования показывают, что на состояние здоровья детей школьного возраста большое влияние оказывают состав и уровень достатка семьи, взаимоотношения детей и родителей, вредные привычки родителей [4, 5]. В семье формируются поведенческие привычки детей и до определенного возраста родители служат главным примером для подражания [3, 6]. В связи с этим высокую ак-

туальность имеют исследования, направленные на изучение взаимосвязи показателей культуры семьи со степенью вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом.

Цель исследования - выявить влияние семейных взаимоотношений на степень вовлеченности детей школьного возраста в занятия физической культурой и спортом.

□ 3

£ ■С CL

ч—

. О Ш и

t5

га CL ' "О С

га

£

■8 ■С

I-

Методика и организация исследования. Научная работа реализована в рамках международного проекта Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) [1]. Для обеспечения проведения исследования сотрудниками ФГБУ СПбНИИФК были разработаны веб-сервис с русскоязычной версией международной анкеты и облачной базой данных для проведения онлайн-опроса (http://hbsc-ru.com), а также специальное программное обеспечение для обработки и анализа результатов опроса [2]. Респондентам были заданы вопросы о наличии легкости в общении и моральной поддержки в их семье, совместном выполнении физических упражнений, привычке обсуждать важные вопросы в их семьях. Было опрошено 1850 респондентов. Выборку исследования составили дети школьного возраста обоего пола в возрасте 11, 13 и 15 лет.

Для дальнейшего анализа были сформированы две группы школьников в зависимости от ответа на вопрос о том, сколько дней за последнюю неделю они занимались физическими упражнениями или спортом не менее 1 ч в день. В первую группу (обозначение MVPA3) вошли школьники, занимавшиеся 3 дня в неделю, во вторую (обозначение MVPA7) - занимавшиеся 7 дней в неделю.

Для оценки уровня достоверности различий использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлены достоверные различия групп MVPA3 и MVPA7 по показателям, характеризующим поведенческие стереотипы семьи: в группе MVPA7 чаще проводятся совместные занятия спортом, члены семьи чаще делают зарядку и\или занимаются бегом или гимнастикой, чаще ведется обсуждение важных вопросов, большее число респондентов получают моральную поддержку семьи, им легче общаться с родителями (см. рисунок).

Доля респондентов в группе MVPA7, сообщивших, что они занимаются спортом вместе с другими членами семьи каждый или почти каждый день, выше, чем в группе MVPA3. Доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 11 лет составляет 57 % против 19,5 % в группе MVPA3, различия достоверны при p<0,05; среди девочек 11 лет их 52,3 % против 20,6 % в группе MVPA3, различия достоверны при p<0,05; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 13 лет составляет 42,8 % против 15,5 % в группе MVPA3, различия достоверны при p<0,05; среди девочек 13 лет их 27,8 % против 9,4 % в группе MVPA3, различия достоверны при p<0,05; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 15 лет составляет 32,3 % против 15,4 % в группе MVPA3, различия достоверны при p<0,05; среди девочек

Доля респондентов, сообщивших, что они занимаются спортом вместе с другими членами семьи в группах MVPA3 и MVPA7

15 лет их 26,4 % против 8,5 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05.

Доля респондентов в группе MVPA7, сообщивших, что члены их семьи делают зарядку и/или занимаются бегом, гимнастикой, выше, чем в группе MVPA3. Доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 11 лет составляет 80,9 °% против 53,9 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 11 лет их 79,8 % против 56,2 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 13 лет составляет 75,6 % против 43,1% в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 13 лет их 60 % против 46,3 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 15 лет составляет 64,8 % против 52,2 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 15 лет их 66,7 % против 46,9 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05.

Доля респондентов в группе MVPA7, полностью согласных с тем, что в их семье принято обсуждать важные вопросы, выше, чем в группе MVPA3. Доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 11 лет составляет 46,4 % против

27.8 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 11 лет их 43,1 % против 20,9 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 13 лет составляет 42,7 % против 27,2 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 13 лет их 47,9 % против 25,5 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 15 лет составляет 42,1 % против 25,1 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 15 лет их 46,7 % против 25,4 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05.

Доля респондентов в группе MVPA7, полностью согласных с тем, что они получают моральную поддержку семьи, выше, чем в группе MVPA3. Доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 11 лет составляет 78,5 % против

57.9 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 11 лет их 71 % против 63,3 % в группе MVPA3, различия недостоверны при р=0,5; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 13 лет составляет 75,4 % против 45,7 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 13 лет их 69,9 % против 51,4 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; доля таких респондентов в группе MVPA7 среди мальчиков 15 лет составляет 65,1 % против 40,4 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05; среди девочек 15 лет их 59,8 % против 45,3 % в группе MVPA3, различия недостоверны при р=0,08.

Выявлено, что в группе MVPA7 доля тех, кому очень легко общаться с родителями, выше, чем в группе MVPA3. Так, легче общаться с матерью в группе MVPA7 мальчикам 11 лет (57,3 % против 43,4 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05), девочкам 11 лет (55,7 % против 41 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05), мальчикам 13 лет (50 % против 29,3 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05), девочкам 13 лет (44,4 % против 34,8 % в группе MVPA3, различия недостоверны при р=0,5), мальчикам 15 лет (48,3 % против 29,8 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05), девочкам 15 лет (50,5 % против 35 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05). Легче общаться с отцом в группе MVPA7 мальчикам 11 лет (39,7 % против 27,6 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05), девочкам 11 лет (27,3 % против 18,8 % в группе MVPA3, различия недостоверны при р=0,2), мальчикам 13 лет (35,5 % против 23,8 % в группе MVPA3, различия недостоверны при р=0,06), девочкам 13 лет (26,8 % против 12,2 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05), мальчикам 15 лет

40

http://www.teoriya.ru

№7 • 2020 Июль | Yuli

(36,7 % против 24,2 % в группе MVPA3, различия достоверны при р<0,05), девочкам 15 лет (24,2 % против 19,6 % в группе MVPA3, различия недостоверны при р=0,7),

Вывод. На основании представленных данных можно сделать заключение о большом влиянии семейных взаимоотношений на уровень физической активности детей школьного возраста. Атмосфера в семье, внимание к проблемам детей, доброжелательное обсуждение, поддержка и личный пример членов семьи является важнейшим ресурсом повышения вовлеченности школьников в занятия физической культурой и спортом. В связи с этим может быть перспективным применение инновационных технологий организации совместных занятий физической культурой детей и их родителей.

Литература

1. «Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья» ВОЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://apps. who.int/iris/bitstream/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Дата обращения: 25.12.2019).

2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2019661076 «Программа для анализа результатов онлайн опроса детей школьного возраста (Физактив. Школа), 2019.

References

1. «Globalnye rekomendatsii po fizicheskoy aktivnosti dlya zdorovya» VOZ [Global recommendations on physical activity for health WHO] [Electronic resource] Available at: http://apps.who.int/iris/bitstr eam/10665/44399/3/9789244599976_rus.pdf (Date of access: 25.12.2019).

2. Svidetelstvo o gosudarstvennoy registratsii programmyi dlya EVM # 2019661076 «Programma dlya analiza rezultatov onlayn oprosa detey shkolnogo vozrasta (Fizaktiv. Shkola) [Certificate on state registration of a computer program No. 2019661076 "Program for analysis of the of schoolchildren online survey results (Phys. Act. School) ], 2019.

3. Bakalar P., Kopcakova J., Madarasova Geckova A. Association between potential parental and peers' correlates and physical activity recommendations compliance among 13-16 years old adolescents // Acta Gymnica. - 2019. - No 49 (1). - P.16-24.

4. Kleszczewska D., Siedlecka J., Mazur J. Physical activity and features of the environment in which school children grow up as low mood determinants // Pediatria Polska - Polish Journal of Paediatrics. -2019. - No 94 (1). - P.25-33.

5. Kleszczewska D., Szkutnik A.M., Siedlecka J., Mazur J. Physical Activity, Sedentary Behaviours and Duration of Sleep as Factors Affecting the Well-Being of Young People against the Background of Environmental Moderators // International journal of environmental research and public health. - 2019. - No 16 (6). - P.915.

6. Langay A., Smith O.R.F., Wold B., Samdal O., Ellen M. Haug Associations between family structure and young people's physical activity and screen time behaviors // BMC Public Health. - 2019. - P.19.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

устойчивость адаптационных характеристик организма спортсменов до и после тренировки

Доктор медицинских наук, профессор А.Л. Похачевский1, 2 Доктор медицинских наук, профессор С.В. Булатецкий2

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Шулико3

Кандидат педагогических наук, доцент А.Б. Петров3 Кандидат психологических наук, доцент М.Ю. Будников1

1Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва 2РязГМУ Минздрава России, Рязань 3НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

УДК/UDC 796.015.6

Ключевые слова: сердечный ритм, спектральный анализ.

Введение. Исследование временного ряда (ВР) кардио-интервалов (КИ) выявило новые закономерности, позволяющие судить о динамике адаптационных возможностей организма.

Цель исследования - определить адаптационные характеристики квалифицированных борцов в период активной клиноортостатической пробы (АОП), выполненной до и после спортивной тренировки.

Методика и организация исследования. Адаптационные характеристики организма спортсменов (32 человека) исследованы посредством спектрального анализа ВР КИ [1-3].

Результаты исследования и их обсуждение. Максимальные посттренировочные адаптационные характеристики выявлены у спортсменов в клиностазе. Активный переход в ортоположение обеспечивается растратой адаптационного потенциала, оно более выражено в дотренировочный период и проявляется отчетливой инверсией приспособительных механизмов. При этом до тренировки фактически вся адаптационная изменчивость осуществлялась исключительно за счет парасимпатического компонента, после тренировки -потребовала существенного симпатического включения. Тем не менее ни одно из состояний организма в период АОП до/ посттренировочного периода не позволяет охарактеризо-

SUSTAINABILITY OF ATHLETES' ADAPTATION CHARACTERISTICS BEFORE AND AFTER TRAINING

Dr.Med., Professor A.L. Pokhachevsky1, 2

Dr.Med., Professor S.V. Bulatetskiy2 PhD, Associate Professor Yu.V. Shuliko3 PhD, Associate Professor A.B. Petrov3 PhD, Associate Professor M.Yu. Budnikov1 1I. M. Sechenov First MSMU MOH Russia (Sechenovskiy University), Moscow

2RyazSMU, Ryazan, Ryazan 3Lesgaft University, St. Petersburg

Поступила в редакцию 13.05.2020 г. вать особенности адаптационной изменчивости, возникшие вследствие физической нагрузки (ФН). Настоящие особенности наилучшим образом выявляются посредством изучения клиноортостатической изменчивости.

Вывод. Таким образом, выявлен высокой уровень включения быстрых (HF; LF) адаптационных компонентов в посттренировочный период (-73%, 77%), который в отличие от дотренировочного (12%, 88%) оставляет минимум резервов для перенесения новых ФН. Следовательно, если посттренировочный спектр клиностаза позволяет анализировать цену перенесенной ФН в процессе тренировки, то клиноортоста-тическая изменчивость, вероятно, разрешает предположить возможность/полезность следующей тренировки, время ее проведения и степень полезной нагрузки.

Литература

1. Бирченко Н.С. Прогностический потенциал нагрузочной кардио-ритмограммы раннего адаптационного периода / Н.С. Бирченко, Д.А. Похачевский, В.Н. Пожималин, А.Б. Петров // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - № 1 (18). - С. 46-59.

2. Будников М.Ю. Детализация кардиоритмограммы для прогноза физической работоспособности / М.Ю. Будников, А.И. Филип-ченко, Н.М. Дазмаров // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 1. - С. 19.

3. Похачевский А.Л. Сравнительный мониторинг функционального состояния вегетативной нервной системы подростков / А.Л. Похачевский // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2010. -Т. 89. - № 3. - С. 51-56.

Информация для связи с автором: sport_med@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.