Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лукманова Н.Б., Малинин А.В., Пухов Д.Н., Абрамова Т.Ф.

Цель исследования - выявить особенности физической подготовленности с позиций самовосприятия у школьников с разным уровнем самооценки физкультурной компетентности. Методика и организация исследования. На основе результатов анкетирования 485 школьников 11 лет обоего пола в рамках международной программы HBSC «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» проанализирована взаимообусловленность физкультурной компетентности и физической подготовленности школьников. Авторы использовали разделение респондентов на две группы, отличающиеся уровнем знаний в области физической культуры, применили методы статистического сравнения групп с использованием критерия χ2 по переменным, связанным с самооценкой физической подготовленности, корреляционный анализ, позволившие выявить взаимообусловленность самооценки знаний в области физической культуры и самовосприятие физической подготовленности у школьников 11 лет. Результаты исследования и выводы. Установлено, что высокий уровень самооценки физкультурной компетентности предопределяет более высокие значения показателей физической подготовленности с позиций самовосприятия школьников. Отмечен низкий уровень самооценки гибкости в группах сравнения. Школьники с высоким уровнем физкультурной компетентности имеют большее количество значимых корреляционных взаимосвязей между показателями физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOLCHILDREN’S PHYSICAL EDUCATION COMPETENCY VERSUS PHYSICAL FITNESS SELF-RATES: SURVEY AND ANALYSIS

Objective of the study was to survey the schoolchildren’s reported physical education competency versus their physical fitness self-rates and run a correlation analysis. Methods and structure of the study. We run a questionnaire survey of the 11-year-old schoolchildren (n= 485) under the ongoing international Health and Behavior of Schoolchildren (HBSC) Research Project and grouped by their physical education competency self-rates into reportedly competent Group 1 and incompetent Group 2. Then we processed the group questionnaire survey data by a statistical toolkit χ2 criterion and made a physical education competency versus physical fitness correlation analysis to find correlations of the reported physical education competency with the physical fitness elements. Results and conclusion. The survey and analysis of the schoolchildren’s reported physical education competency versus their physical fitness self-rates found them significantly correlated. The 11-year-olds with excellent and good physical education competency and physical fitness self-rates demonstrated significantly higher physical education competency / physical fitness correlations in virtually every physical fitness element than their lower self-rated peers.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ у школьников С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УДК/UDC 37.062.5

Поступила в редакцию 25.01.2022 г.

Информация для связи с автором: nlukmanova@spbniifk.ru

Кандидат биологических наук, доцент Н.Б. Лукманова1 А.В. Малинин1 Д.Н. Пухов1

Доктор биологических наук Т.Ф. Абрамова2

1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

SCHOOLCHILDREN'S PHYSICAL EDUCATiON COMPETENCY VERSUS PHYSiCAL FiTNESS SELF-RATES: SURVEY AND ANALYSIS

PhD, Associate Professor N.B. Lukmanova1

A.V. Malinin1

D.N. Pukhov1

Dr. Biol. T.F. Abramova2

1 St. Petersburg Scientific-Research Institute for Physical Culture, St. Petersburg

2 Federal Science Center of Physical Culture and Sport (VNIIFK), Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности физической подготовленности с позиций самовосприятия у школьников с разным уровнем самооценки физкультурной компетентности.

Методика и организация исследования. На основе результатов анкетирования 485 школьников 11 лет обоего пола в рамках международной программы HBSC «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» проанализирована взаимообусловленность физкультурной компетентности и физической подготовленности школьников. Авторы использовали разделение респондентов на две группы, отличающиеся уровнем знаний в области физической культуры, применили методы статистического сравнения групп с использованием критерия х2 по переменным, связанным с самооценкой физической подготовленности, корреляционный анализ, позволившие выявить взаимообусловленность самооценки знаний в области физической культуры и самовосприятие физической подготовленности у школьников 11 лет. Результаты исследования и выводы. Установлено, что высокий уровень самооценки физкультурной компетентности предопределяет более высокие значения показателей физической подготовленности с позиций самовосприятия школьников. Отмечен низкий уровень самооценки гибкости в группах сравнения. Школьники с высоким уровнем физкультурной компетентности имеют большее количество значимых корреляционных взаимосвязей между показателями физической подготовленности.

Ключевые слова: физкультурная компетентность, самооценка, физическая подготовленность, школьники.

Abstract

Objective of the study was to survey the schoolchildren's reported physical education competency versus their physical fitness self-rates and run a correlation analysis.

Methods and structure of the study. We run a questionnaire survey of the 11-year-old schoolchildren (n= 485) under the ongoing international Health and Behavior of Schoolchildren (HBSC) Research Project and grouped by their physical education competency self-rates into reportedly competent Group 1 and incompetent Group 2. Then we processed the group questionnaire survey data by a statistical toolkit x2 criterion and made a physical education competency versus physical fitness correlation analysis to find correlations of the reported physical education competency with the physical fitness elements. Results and conclusion. The survey and analysis of the schoolchildren's reported physical education competency versus their physical fitness self-rates found them significantly correlated. The 11-year-olds with excellent and good physical education competency and physical fitness self-rates demonstrated significantly higher physical education competency / physical fitness correlations in virtually every physical fitness element than their lower self-rated peers.

Keywords: physical education competency, self-rate, physical fitness, schoolchildren.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Изучение предметной области «Физическая культура» направлено на физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности школьников с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области [4, 8]. Физкультурная компетентность не только повышает общую культуру школьника, но и дает уверенность и осознанность при выполнении двигательных действий.

Неоднократно, с использованием разных исследовательских подходов авторы обращались к теме физкультурной компетентности в физическом воспитании школьников.

Так, В. К. Бальсевичем (2008) были сформированы подходы спортивно-эффективного физического воспитания, где система знаний занимает весомое место в образовательном и социальном аспектах [1]. В ходе исследования самооценки здоровья и поведения школьников в рамках международной научной программы (HBSC) изучались вопросы отношения школьников к физической активности, на основе которых разрабатывались технологии формирования позитивного отношения к физической культуре в школьном возрасте и вовлечения детей в физическую активность, где частично оценивалась физкультурная компетентность подростков [7].

72

http://www.teoriya.ru

№3^ 2022 Март | March

Вместе с тем, исследования взаимосвязи физкультурной компетентности и физической активности (подготовленности) проводятся фрагментарно зарубежными исследователями [2, 3, 5, 6]. Все вышесказанное подчеркивает актуальность данной темы.

Цель исследования - выявить особенности физической подготовленности с позиций самовосприятия у школьников с разным уровнем самооценки физкультурной компетентности.

Методика и организация исследования. Эмпирической базой исследования стали результаты анкетирования 485 школьников 11-ти лет обоего пола в рамках международной научной программы «Здоровье и поведение школьников» (HBSC). Для проведения исследования школьники были разделены на две группы, в зависимости от ответа, который они дали на вопрос «Как ты оцениваешь свои знания в области физической культуры?». Первую группу составили школьники, выбравшие ответ «Много знаю», вторую группу составили школьники, выбравшие ответ «Мало знаю».

Для решения поставленной цели и анализа данных были взяты следующие переменные, отвечающие на вопрос «Как ты оцениваешь свои двигательные способности?» и оцениваемые по 5-балльной шкале (1 балл - «очень плохая» -5 баллов - «превосходная»): V5301- «сила мышц»; V5302 -«быстрота реакции»; V5303 - «выносливость организма»; V5304 - «гибкость тела»; V5305 - «координация движений».

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что самовосприятие физической подготовленности школьников 11 лет отличается в зависимости от самооценки знаний в области физической культуры. Так, в группе с высокой самооценкой знаний ФК (первая группа) школьники выше оценивают физическую подготовленность по всем исследуемым качествам, различия статистически значимы на уровне р<0,05, относительно группы сравнения.

Анализируя результаты самооценки по базовым физическим качествам (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация) следует отметить, что школьники обеих групп выше всего оценивают быстроту, а ниже - гибкость. Средняя самооценка по пяти физическим качествам в первой группе составила 4,2 балла, во второй группе - 3,2 балла.

В первой группе на вопрос «Как ты оцениваешь свои двигательные способности?» ответы «превосходная» или «хорошая» поставили от 52,5 % до 90,8 % респондентов. Во второй группе количество школьников, выбравших ответы «превосходная» или «хорошая», значительно ниже первой группы -от 28,2 % до 51,6 %.

Результаты корреляционного анализа между исследуемыми параметрами физической подготовленности в группах сравнения свидетельствуют о наличии значимых прямых корреляционных (двусторонних) взаимосвязей средней силы на уровне р <0,01, г= от 0,318 до 0,476 в обеих группах.

В группе школьников с высокой самооценкой знаний в области физической культуры (первая группа) отмечается большее количество значимых прямых корреляционных взаимосвязей относительно группы школьников с низкой самооценкой знаний в области физической культуры. Общее количество значимых корреляционных взаимосвязей в группе школьников с высокой самооценкой знаний в области физической культуры составило девять, во второй группе - пять. Очевидно, теснота и значимость корреляционных взаимозависимостей свидетельствуют о том, что между исследуемыми параметрами существует причинно-следственная взаимообусловленность, что позволяет сделать заключение о подтверждении гипотезы авторов о влиянии знаний в области физической культуры на самовосприятие физической подготовленности школьников.

Изучая взаимообусловленность самооценки знаний в области физической культуры и самовосприятие физической подготовленности у школьников 11 лет, следует отметить, что школьники с высоким уровнем физкультурной компетентности выше оценивают свой уровень физической подготовленности в баллах, в большей степени выбирают в качестве категории самооценки физической подготовленности «превосходная» и «хорошая», имеют большее количество значимых корреляционных взаимосвязей относительно группы школьников с низкой самооценкой знаний в области физической культуры.

Выводы. Высокий уровень физкультурной компетентности предопределяет более высокие значения показателей физической подготовленности с позиций самовосприятия школьников. В практической деятельности педагогов по физической культуре необходимо предусмотреть использование дополнительных педагогических методов и приемов для совершенствования системы знаний у школьников с учетом уровня физкультурной компетентности и возрастных особенностей.

Литература

1. Бальсевич В.К. Спортивно-эффективное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физ. культуры. 2008. № 5. 19 с.

2. Маточкина А.И., Малинин А.В., Пухов Д.Н. Апробация технологии самотестирования физического состояния детей школьного возраста для повышения их вовлеченности в занятия физической культурой. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 146-149.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». http://ivo.garant.ru/#/ document/55170507/.

4. Хайбуллина Д.Р. Особенности теоретических знаний и системы представлений школьников в сфере здоровья и физической культуры. Альманах современной науки и образования Тамбов. Грамота. 2008. № 10. Ч. I. C. 177-179. ISSN 1993-5552. References

1. Balsevich V.K. Sportivno-effektivnoe fizicheskoe vospitanie: obra-zovatelny i sotsialny aspekty [Sports-effective physical education: educational and social aspects]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2008. No. 5. P. 19.

2. Matochkina A.I., Malinin A.V., Pukhov D.N. Aprobatsiya tekhnologii samotestirovaniya fizicheskogo sostoyaniya detey shkolnogo voz-rasta dlya povysheniya ikh vovlechennosti v zanyatiya fizicheskoy kulturoy [Approval of physical condition self-testing technology for schoolchildren to increase their involvement in physical education]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 8 (174). pp. 146-149.

3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.12.2010 N 1897 «Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta os-novnogo obschego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education and Science of Russia of December 17, 2010 N 1897 «On approval of the federal state educational standard of basic general education»].

4. Khaibullina D.R. Osobennosti teoreticheskikh znaniy i sistemy pred-stavleniy shkolnikov v sfere zdorovya i fizicheskoy kultury [Features of schoolchildren's theoretical knowledge and system of ideas in health and physical education]. Almanakh sovremennoy nauki i obrazovaniya Tambov. Gramota. 2008. No. 10. V. I. pp. 177-179. ISSN 1993-5552.

5. Barnett L.M.a,Morgan P.J.b,van Beurden E.c, d,Beard J.R.a, d, e. Perceived sports competence mediates the relationship between childhood motor skill proficiency and adolescent physical activity and fitness: A longitudinal assessment. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. V. 58. August 2008. No. 40. DOI 10.1186/1479-5868-5-40.

6. Inchley J.,Kirby J.,Currie C. Longitudinal changes in physical self-perceptions and associations with physical activity during adolescence Pediatric Exercise Science. May 2011. V. 23, V. 2, pp. 237 - 249 DOI10.1123/pes.23.2.237.

7. Longmuir P.E.a, b, Boyer C.a, Lloyd M.c, Yang Y.d, Boiarskaia E..d, Zhu W.d. The Canadian Assessment of Physical Literacy: Methods for children in grades 4 to 6 (8 to 12 years. BMC Public Health. Tom 15, no. 111 August 2015. ISSN14712458. DOI10.1186/s12889-015-2106-6.

8. Maher C.a, Lewis L.a, Katzmarzyk P.T.b, Dumuid D.a, Cassidy L.C, Olds T.a The associations between physical activity, sedentary behaviour and academic performance. Journal of Science and Medicine in Sport. V. 19, V.12, pp. 1004-1009 December 2016. DOI10.1016/j. jsams.2016.02.010

№3 • 2022 Март | March

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.