ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОМ Активности И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 29.03.2022 г.
Информация для связи с автором: kadutskaya@bsu.edu.ru
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1, 2
Кандидат педагогических наук, доцент Е.С. Николаева1
Магистрант М.Н. Визирякин1
Е.Г. Соловейченко1
белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород
RELATIONSHIP BETWEEN iNDiCATORS OF MOTOR ACTiViTY AND PHYSiCAL WORKABiLiTY OF PRiMARY SCHOOL STUDENTS
PhD, Associate Professor L.A. Kadutskaya1' 2 PhD, Associate Professor E.S. Nikolaeva1 Master student M.N. Viziryakin1 E.G. Soloveychenko1
1 Belgorod State National Research University, Belgorod
2 Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod
Аннотация
Цель исследования - выявить взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 60 учащихся младших классов общеобразовательных школ г. Белгорода и Белгородской области. В ходе исследования определялась физическая работоспособность учащихся младших классов по одноступенчатому степ-тесту PWC170 и величине индекса накопления пульсового долга (ИНПД). Метод шагометрии заключался в подсчете количества движений учащихся младших классов в течении дня. Для получения объективных данных по среднесуточному объему двигательной активности учащихся применялись фитнес-браслеты с функцией шагомера. Для определения наличия или отсутствия линейной связи между показателями двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов использовался метод параметрической статистики - коэффициент корреляции Пирсона. Результаты исследования и выводы. Результаты корреляционного анализа позволили констатировать отсутствие влияния на улучшение показателей физической работоспособности младших школьников только объема двигательной активности. Решение данной проблемы возможно путем изменения характера и интенсивности двигательной активности учащихся во время организованных в школе в течение учебного дня и самостоятельных занятий физической культурой.
Ключевые слова: двигательная активность, физическая работоспособность, гипокинезия, учащиеся младших классов, школа полного дня.
Abstract
Objective of the study was to reveal the relationship between indicators of motor activity and physical performance of primary school students. Methods and structure of the study. The experiment involved 60 primary school students in Belgorod and the Belgorod region. In the course of the study, the physical performance of primary school students was determined according to the one-stage step test PWC170 and the value of the pulse debt accumulation index (PDAI). The shagometry method consisted in counting the number of movements of primary school students during the day. To obtain objective data on the average daily volume of physical activity of students, fitness bracelets with a pedometer function were used. To determine the presence or absence of a linear relationship between the indicators of motor activity and physical performance of primary school students, the method of parametric statistics was used - the Pearson correlation coefficient.
Results and conclusions. The results of the correlation analysis made it possible to state the absence of influence on the improvement of the indicators of physical performance of younger schoolchildren only by the volume of physical activity. The solution to this problem is possible by changing the nature and intensity of physical activity of students during organized at school during the school day and independent physical education classes.
Keywords: motor activity, physical performance, hypokinesia, primary school students, full-time school.
Введение. Гипокинезия в детском возрасте, как отмечает С. В. Грудина, препятствует нормальному и своевременному развитию функциональных возможностей их растущих организмов. Торможение в развитии органов и структур организма ведет к развитию различных отклонений [2].
Учебные возможности, интеллектуальные и двигательные способности детей младшего школьного возраста в значительной мере зависят от уровня развития физической и умственной работоспособности. Младшие школьники, имеющие высокий уровень работоспособности, хорошо учатся
в школе, меньше болеют и пропускают учебные занятия. Кроме того, высокая работоспособность позволяет им без напряжения овладевать разнообразными умениями, навыками, способами действия, обеспечивает развитие физических и нравственно-волевых качеств [1].
Цель исследования - выявить взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 60 учащихся младших классов обще-
№5 • 2022 Май | May
http://www.teoriya.ru
Таблица 1. Показатели двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов
Показатели Школа 1 M ± m Школа 2 M ± m t p
Объем двигательной активности 12957±749 10095±312 3,53 <0,01
PWC 1 170 327,38±11,75 362,9±15,9 1,79 >0,05
ИНПД 1,123±0,048 1,261±0,062 1,75 >0,05
Таблица 2. Взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов (школа 1)
Коэффициент корреляции PWC 170 ИНПД
r 0,07 0,05
p >0,05 >0,05
сила связи слабая слабая
Таблица 3. Взаимосвязь показателей двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов (школа 2)
Коэффициент корреляции PWC r 170 ИНПД
r 0,32 0,1
p >0,05 >0,05
сила связи слабая слабая
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
образовательных школ г. Белгорода и Белгородской области. В ходе исследования определялась физическая работоспособность учащихся младших классов по одноступенчатому степ-тесту PWC170 и величине индекса накопления пульсового долга (ИНПД). Метод шагометрии заключался в подсчете количества движений учащихся младших классов в течение дня. Для получения объективных данных по среднесуточному объему двигательной активности учащихся применялись фитнес-браслеты с функцией шагомера. Для определения наличия или отсутствия линейной связи между показателями двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов использовался метод параметрической статистики - коэффициент корреляции Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение. Определение показателей среднесуточного объема двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов проводилось в школах г Белгорода и Белгородской области с разным режимом работы (табл. 1). Так, в школе полного дня (школа 1) среднесуточный объем двигательной активности младших школьников составил 12957 шагов/сутки, что достоверно выше данного показателя на 2862 шага/сутки у учащихся, обучающихся в обычной школе (р<0,01).
По данным академика А. Г. Сухарева, суточная норма двигательной активности для детей в возрасте 6-10 лет составляет 15000-20000 шагов/сутки [3]. При сравнении выявленных показателей среднесуточного объема двигательной активности учащихся обеих школ с суточной нормой двигательной активности детей данного возраста можно отметить, что даже в школе полного дня для учащихся младших классов не обеспечивается оптимальный двигательный режим, который удовлетворял бы суточную потребность в движении младших школьников.
Определение общей физической работоспособности проводилось по модифицированной методике Л. И. Абросимовой. Выявленные показатели PWC170 и ИНПД свидетельствуют, что результаты проведенного одноступенчатого степ-теста находятся в пределах нормы для детей данного возраста и не имеют достоверных различий между учащимися младших классов школы полного дня и обычной школы.
С целью определения наличия или отсутствия линейной связи между показателями двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов проводился корреляционный анализ полученных данных (табл. 2, 3). Выявленные результаты свидетельствуют о слабой корреляционной связи на недостоверном уровне значимости между показателями объема двигательной активности
и PWC170, объема двигательной активности и ИНПД (p>0,05) учащихся младших классов в обеих школах.
Следует отметить, что показатели объема двигательной активности учащихся школы полного дня достоверно выше данного показателя обучающихся обычной школы, но у них также наблюдается слабая корреляционная связь между показателями двигательной активности и физической работоспособности. Данный факт можно объяснить тем, что у младших школьников повышение показателей физической работоспособности возможно не только за счет повышения объема двигательной активности, но и посредством изменения ее характера и интенсивности во время организованных в школе в течение учебного дня и самостоятельных занятий физической культурой.
Вывод. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели среднесуточного объема двигательной активности учащихся обеих школ ниже суточной нормы двигательной активности детей данного возраста. Проведенный корреляционный анализ свидетельствует о слабой корреляционной связи между показателями объема двигательной активности и физической работоспособности учащихся младших классов в обеих школах (p>0,05).
Решение данной проблемы возможно путем изменения характера и интенсивности двигательной активности учащихся во время организованных в школе в течение учебного дня и самостоятельных занятий физической культурой.
Литература
1. Велиева, Н.З. Педагогические условия развития физической и умственной работоспособности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.З. Велиева. - Махачкала, 2005. - 142 с.
2. Грудина, С.В. Нагрузки на уроке физической культуры и нормы двигательной активности школьников / С.В. Грудина // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 107-109.
3. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. - 270 с.
References
1. Velieva N.Z. Pedagogicheskie usloviya razvitiya fizicheskoj i umstvennoj rabotosposobnosti mladshih Shkolnikov [Pedagogical conditions for the development of physical and mental performance of younger students]. PhD diss.: 13.00.01 Makhachkala, 2005. 142 p.
2. Grudina S.V. Nagruzki na uroke fizicheskoj kultury i normy dvigatelnoj aktivnosti shkolnikov [Loads at the lesson of physical culture and the norms of motor activity of schoolchildren]. Pedagogicheskoe masterstvo [Pedagogical mastery]. Proceedings Intern. scientific conf. Moscow: Buki Vedi publ., 2012. pp. 107-109.
3. Sukharev A.G. Zdorove i fizicheskoe vospitanie detej i podrostkov [Health and physical education of children and adolescents]. Moscow: Medicina publ., 1991. 270 p.
62
http://www.teoriya.ru
№5^ 2022 Май | May