Научная статья на тему 'Полевые исследования физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников Евразийского экономического союза'

Полевые исследования физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
184
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПОЛЕВЫЕ УСЛОВИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCHOOLCHILDREN PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CAPACITY / MOTOR ABILITIES / ONTOGENESIS / FIELD CONDITIONS / COMPARATIVE STUDY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Мышъяков В.В., Просянкин В.В.

Проведенное полевое исследование позволило констатировать, что организация физического воспитания является важнейшим экзогенным фактором, оказывающим влияние на физическую работоспособность и двигательную подготовленность школьников стран Евразийского экономического союза. Дети, имеющие высокий уровень двигательной активности в школе, независимо от региона проживания превосходили учащихся с низкой двигательной активностью по ряду показателей физического состояния. С другой стороны, сравнительный анализ показателей физической работоспособности популяций городских школьников, имеющих сходный двигательный режим, показал, что они в подавляющем большинстве случаев статистически значимо не отличаются друг от друга. Схожесть физического состояния детей из разных климато-географических регионов, имеющих сопоставимый режим повседневной физической активности, указывает на возможность разработки современных релевантных шкал оценки физической работоспособности школьников, пригодных для использования на всей территории Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Мышъяков В.В., Просянкин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The field research allowed to state that the organization of physical education is an important exogenous factor influencing the physical performance and motor readiness of students of the Eurasian Economic Union. Children with high levels of motor activity at school, regardless the region of residence, surpassed students with low physical activity on a number of indicators of physical condition. On the other hand, the comparative analysis of the physical health in urban populations of students with similar motor conditions showed that they, in most cases, do not differ significantly from each other. Similar physical conditions of children from different climatic and geographical regions with a comparable regime of daily physical activity make it possible to develop modern relevant assessment scales of physical performance, suitable for schoolchildren throughout the territory of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Полевые исследования физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников Евразийского экономического союза»

ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

И.А. Криволапчук*1, М.Б. Чернова*, А.А. Герасимова*, В.В. Мышъяков**, В.В. Просянкин*** *ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва **Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Гродно *** Актюбинский региональный государственный университет имени

К. Жубанова, Актобе

Проведенное полевое исследование позволило констатировать, что организация физического воспитания является важнейшим экзогенным фактором, оказывающим влияние на физическую работоспособность и двигательную подготовленность школьников стран Евразийского экономического союза. Дети, имеющие высокий уровень двигательной активности в школе, независимо от региона проживания превосходили учащихся с низкой двигательной активностью по ряду показателей физического состояния. С другой стороны, сравнительный анализ показателей физической работоспособности популяций городских школьников, имеющих сходный двигательный режим, показал, что они в подавляющем большинстве случаев статистически значимо не отличаются друг от друга. Схожесть физического состояния детей из разных климато-географических регионов, имеющих сопоставимый режим повседневной физической активности, указывает на возможность разработки современных релевантных шкал оценки физической работоспособности школьников, пригодных для использования на всей территории Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Физическое воспитание школьников, физическая работоспособность, двигательные способности, онтогенетический аспект, полевые условия, сравнительные исследования.

Field studies of physical capacity and motor readiness in schoolchildren of the Eurasian Economic Union. The field research allowed to state that the organization of physical education is an important exogenous factor influencing the physical performance and motor readiness of students of the Eurasian Economic Union. Children with

Контакты:1 Криволапчук И.А. -E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>

high levels of motor activity at school, regardless the region of residence, surpassed students with low physical activity on a number of indicators of physical condition. On the other hand, the comparative analysis of the physical health in urban populations of students with similar motor conditions showed that they, in most cases, do not differ significantly from each other. Similar physical conditions of children from different climatic and geographical regions with a comparable regime of daily physical activity make it possible to develop modern relevant assessment scales of physical performance, suitable for schoolchildren throughout the territory of the Eurasian Economic Union.

Keywords: schoolchildren physical education, physical capacity, motor abilities, ontogenesis, field conditions, comparative study.

Создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в перспективе предполагает сближение подходов к организации физического воспитания учащейся молодежи. Особый интерес в этом отношении представляют сопоставительные исследования физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников в странах, интегрированных в единое экономическое пространство. Расширение научных представлений в данной области имеет большое значение для совершенствования методологических основ оздоровительной физической культуры, спортивной и кондиционной тренировки подрастающего поколения. Сегодня, несмотря на богатый опыт изучения рассматриваемой проблемы в онтогенетическом аспекте [4; 5; 8; 10; 18], существует дефицит эмпирических данных, полученных в ходе сравнительных исследований возрастных преобразований физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников стран Евразийского экономического союза. Полевые исследования этих вопросов до настоящего времени вообще не проводились. Вместе с тем мышечная деятельность в условиях лаборатории значительно отличается от осуществляемой в полевых условиях, поэтому оценка работоспособности в лаборатории, не всегда достоверно отражает результаты, наблюдаемые в естественных условиях [1; 3; 14; 15; 17]. В контексте изложенного очевидно, что новые знания, полученные при проведении сравнительных полевых исследований проблемы развития физической работоспособности и двигательной подготовленности учащихся в онтогенезе, могут стать надежным теоретическим фундаментом для организации современной унифицированной системы физического воспитания школьников в странах Евразийского экономического союза.

Цель исследования - в ходе полевых исследований выявить особенности физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7 -12 лет, проживающих в разных регионах ЕАЭС.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие практически здоровые дети 7-12 лет (п=820), систематически посещающие уроки физической культуры, но не занимающиеся спортом. Испытуемые обучались в 12 школах Москвы (А1, А2, Б1, Б2), Гродно (В1, В2, Г1, Г2) и Актобе (Д1, Д2, Е1, Е2), отличающихся по режиму физического воспитания. Во всех школах занятия по физическому воспитанию проводили квалифицированные специалисты, стаж работы которых превышал 10 лет.

При проведении констатирующего полевого педагогического эксперимента в качестве экспериментальных факторов рассматривались особенности организации учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательных школах, а также уровень физической активности детей. Он проводился для установления различий в уровне физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников, проживающих странах Евразийского экономического союза, а также для изучения связи между физическим состоянием школьников разного возраста, с одной стороны, уровнем их физической активности и особенностями организации учебного процесса по физическому воспитанию, с другой.

В исследовании применяться многоступенчатый, комбинированный способ формирования стратифицированной выборки. На первой ступени проводился отбор образовательных учреждений, на второй - отбор учебных классов. Единицы первой ступени отбора - школы города. Вторую ступень отбора реализовали следующим образом. В каждой школе, включенной в выборку методом случайного отбора, выбиралось по несколько классов (единиц второй ступени отбора). При исследовании школьников в зависимости от особенностей организации физического воспитания в России, Беларуси и Казахстане проведена стратификация школ в 3 группы. При исследовании школьников в пределах одного города в зависимости от уровня двигательной активности проведена стратификация школ в 2 группы, в одну страту вошли школы с повышенным режимом двигательной активности, а в другую - с обычным. В итоге для проведения исследования были выбраны 12 школ.

В школах А, В, Д школьники имели высокий и, в целом сопоставимый, уровень двигательной активности. Режим дня предусматривал увеличение двигательного компонента до 35-50 % недельного бюджета времени, отведенного на учебную и внеклассную деятельность. Повышенная двигательная активность обеспечивалась обязательным проведением всех форм занятий по физическому воспитанию. Количество уроков физической культуры составляло от 5 до 6 в неделю. Недельный двигательный режим отвечал рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и требованиям Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса ГТО для соответствующей ступени (10-13 часов в неделю).

В школах Б, Г, Е дети имели низкий уровень двигательной активности. Продолжительность организованных форм занятий физическими упражнениями определялась главным образом посещением 3 уроков физической культуры. Динамический компонент в режиме дня не превышал 10-15 % бюджета времени, отведенного на учебную и внеклассную деятельность. Недельный двигательный режим не отвечал рекомендациям ВОЗ и требованиям комплекса ГТО для соответствующей ступени.

В ходе констатирующего педагогического эксперимента непосредственно на местах проведения занятий по физическому воспитанию изучалась физическая работоспособность, двигательная подготовленность, а также режим физической активности детей. Для исследования развития физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников, применяли обоснованный нами ранее гетерогенный комплекс тестов, пригодный для оценки рабочих возможностей детей во всем диапазоне доступных нагрузок в «полевых» условиях [6]. Данный комплекс включал: общую оценку физической подготовленности (ОФП), величину мощности нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170), время выполнения «до отказа» нагрузок большой и субмаксимальной мощности, показатель максимальной силы (МС).

Общая ОФП учащихся определялась посредством подсчета баллов, полученных за выполнение 7 контрольных упражнений: прыжок в длину с места; бег 20 метров с хода; подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) и подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девочки); челночный бег 4*9 м; шестиминутный бег; поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 1 минуту; наклон вперед. Алгоритм расчета ОФП включал распределение испытуемых по уровню каждого показателя на 3 функциональных класса: низкий (<М-0,67), средний (М±0,67) и высокий (>М+0,67). Низкому уровню показателя соответствовала оценка в 1 балл, среднему - 2 балла, высокому - 3 балла. Затем баллы суммировались и сопоставлялись с «нормами».

Для расчета величины PWC170 дети выполняли ступенчатообразно повышающуюся беговую нагрузку с интервалами отдыха. Длительность работы на каждой ступени составила 5 мин. Данная продолжительность нагрузки выбрана в связи с тем, что врабатывание кардиореспираторной системы у школьников заканчивается, как правило, к концу третьей-четвертой минуты работы, после чего наступает стационарное состояние. Интервалы отдыха между ступенями соответствовали 3 мин. В ходе тестирования занимающиеся пробегали 2-3 отрезка со скоростью (V) 1,0; 1,5; 2,0 или 2,5 м/с. Длина круга равнялась 40 м. Рассчитывалось время пробе-гания одного круга с заданной скоростью. Это время служило ориентиром для корректировки интенсивности бега. Первые две беговые нагрузки выполняли все испытуемые. Дети, у которых пульс после второй нагрузки не достигал 150 уд/мин, выполняли также и третью нагрузку со скоростью 2,0-2,5 Вт/кг.

При выполнении работы «до отказа» использовались две степэргометриче-ские нагрузки мощностью 2,0 и 4,0 Вт/кг. Отказ от выполнения работы фиксировали при снижении частоты восхождения на ступеньку более чем 10 %. Результат тестирования каждого испытуемого оценивался по предельному времени удержания работы большой и субмаксимальной мощности. Испытания с нагрузками проходили в отдельные дни. Интервал между двумя функциональными пробами составлял не менее 2 дней, а при выполнении нагрузок «до отказа» - не менее 7 дней [4; 8]. В процессе нагрузочного тестирования не зафиксировано ни одного случая появления выраженных клинических признаков, указывающих на необходимость прекращения работы.

Определение максимальной силы проводили с помощью динамометра Абала-кова по общепринятой методике. Для оценки показателя относительной становой силы находили отношение силы мышц-разгибателей спины к массе тела испытуемого.

Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. Рассчитывались следующие статистические характеристики: среднее арифметическое значение (М), стандартное квадратичное отклонение (с), достоверность различий определялась на основе параметрических и непараметрических критериев для корреляционно связанных и независимых выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Материалы исследования, полученные методом поперечных срезов в «полевых условиях», показывают, что возрастные изменения физической работоспособности характеризовались общей тенденцией, проявляющейся в закономерном улучшении рассматриваемых показателей физического состояния во всех исследуемых популяциях детей (табл. 1).

Так, физическое состояние московских школьников 11 -12 лет в сравнении с учащимися 9-10 и 7-8 лет характеризуется существенным (р<0,05-0,001) улучшением общей оценки физической подготовленности (ОФП), повышением скорости бега при пульсе 170 уд/мин, времени удержания «до отказа» нагрузок большой (2 Вт/кг) и субмаксимальной (4 Вт/кг) мощности, показателя максимальной силы (МС). Важно отметить, что в этом случае ОФП у детей 11 -12 и 9-10 лет была нормирована по отношению к возрасту 7-8 лет. У детей, проживающих в гродненском регионе, с возрастом также отмечается улучшение рассматриваемых показателей (см. рис. 1).

Статистически значимые (р<0,05-0,001) отличия мальчиков 11-12 лет от детей младших возрастных групп наблюдаются в отношении всего комплекса показателей физического состояния: ОФП, PWC170, МС. Аналогичные возраст-

ные изменения физической работоспособности выявлены и в популяции школьников города Актобе (см. табл. 1).

Полученные данные согласуются с классическим представлением о том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития основных двигательных способностей [2, 7 и др.]. К настоящему времени в разных странах мира опубликовано множество работ по возрастному развитию физической работоспособности и двигательных способностей у детей младшего школьного возраста. Содержащиеся в этих публикациях сведения относятся к различным регионам, областям и городам. Анализ этого обширнейшего материала показал, что в младшем школьном возрасте у детей, проживающих в различных регионах, независимо от социально-экономических, климатических и этнических особенностей наблюдаются высокие и весьма сходные темпы прироста основных показателей двигательной подготовленности и физической работоспособности [2, 19, 17, 8 и др.].

Результаты полевых исследований физической работоспособности и двигательной подготовленности учащихся Москвы, Гродно и Актобе в зависимости от сложившегося в школе двигательного режима, представленные в таблице 1, показывают, что «фактор физической активности» оказывает выраженное воздействие на физическое состояние школьников всех исследуемых нами городских популяций.

Дети из отобранных московских школ с различным двигательным режимом (школы А и Б), статистически существенно (р<0,05-0,001) отличались: в 7-8 лет по величине общей оценки физической подготовленности (ОФП), скорости бега при ЧСС 170 уд/мин; в 9-10 лет - по величине скорости бега при ЧСС 170 уд/мин; в 11 -12 лет - по величине ОФП, скорости бега при ЧСС 170 уд/мин, времени выполнения «до отказа» нагрузки 2 Вт/кг. Учащиеся гродненской школы с повышенным двигательным режимом (школа В) значимо превосходили (р<0,05-0,001) детей из школы с «обычным» режимом физической активности (школа Г): в 7-8 лет по величине общей оценки физической подготовленности (ОФП), скорости бега при ЧСС 170 уд/мин, времени выполнения «до отказа» нагрузки 4 Вт/кг; в 9 -10 лет - по величине ОФП и скорости бега при ЧСС 170 уд/мин; в 11 -12 лет - по величине ОФП, скорости бега при ЧСС 170 уд/мин, времени выполнения «до отказа» нагрузки 2 Вт/кг. Дети школ города Актобе (школы Д и Е) с разной организацией физического воспитания также существенно (р<0,05-0,001) отличались: в 7-8 лет по величине ОФП, скорости бега при ЧСС 170 уд/мин; в 9-10 лет - по скорости бега при ЧСС 170 уд/мин; в 11-12 лет - по величине ОФП.

Таблица 1

Физическая работоспособность и двигательная подготовленность мальчиков 7-12 лет (М±ш)

Показатель Москва Гродно Актобе

7-8 лет

А1, А2 (п=82) Б1, Б2 (п=79) В1, В2 (п=74) Г1, Г2 (п=63) Д1, Д2 (п=67) Е1, Е2 (п=76)

ОФП, баллов 16,2±1,4 12,3±1,4* 16,8±1,6 11,9±1,5* 15,6±1,4 11,4±1,6*

PWCl70, м/с 1,96±0,07 1,67±0,08* 1,99±0,06 1,61±0,07*** 1,89±0,07 1,62±0,08*

Ъ, с 523,8±61,4 436,1±48,8 578,7±42,9 445,5±50,2* 512,9±43,9 430,7±50,4

t2, с 36,1±1,6 34,7±1,9 35,2±1,8 32,5±1,9 35,7±1,9 34,3±1,7

МС, кг/кг 1,24±0,09 1,21±0,08 1,23±0,09 1,21±0,08 1,21±0,07 1,20±0,08

9-10 лет

А1, А2 (п=72) Б1, Б2 (п=68) В1, В2 (п=71) Г1, Г2 (п=70) Д1, Д2 (п=64) Е1, Е2 (п=57)

ОФП, баллов 16,1±1,3 12,5±1,7 16,8±1,5 12,5±1,4* 15,9±1,6 11,7±1,8

PWC170, м/с 2,21±0,06 1,90±0,08** 2,38±0,07 1,72±0,07*** 2,16±0,07 1,93±0,07*3+

Ъ, с 729,2±91,0 641,5±78,3 754,2±85,9 638,5±81,1 732,4±79,6 614,5±73,3

t2, с 43,8±2,0 41,7±1,9 42,3±2,1 41,4±1,9 42,6±1,8 40,5±1,8

МС, кг/кг 1,25±0,07 1,22±0,05 1,26±0,05 1,21±0,07 1,24±0,06 1,22±0,04

11-12 лет

А1, А2 (п=69) Б1, Б2 (п=76) В1, В2 (п=58) Г1, Г2 (п=66) Д1, Д2 (п=60) Е1, Е2 (п=63)

ОФП, баллов 16,5±1,5 11,9±1,6* 16,8±1,5 12,2±1,6* 16,3±1,8 12,6±1,9**

PWCl70, м/с 2,48±0,07 2,15±0,07** 2,56±0,063+ 2,32±0,06* 2,31±0,08 2,28±0,06

Ъ, с 899,0±61,4 708,9±72,1* 933,0±81,1 765,7±89,5 865,6±78,4 715,3±82,8

t2, с 47,8±1,71+ 41,4±1,9 43,3±1,4 42,6±2,1* 45,1±1,5 40,8±2,0

МС, кг/кг 1,46±0,06 1,43±0,03 1,47±0,03 1,43±0,05 1,44±0,03 1,41±0,07

никами соответственно; двигательным режимом.

+ +, + + + - p< 0,05, 0,01, 0,001 соответственно. ****** - статистически значимые различия между школами с обычным и повышенным

Достаточно давно было замечено, что те сообщества или профессиональные группы, представители которых постоянно выполняют тяжелую физическую работу, независимо от климато-географических условий проживания, характеризуются более высокой работоспособностью по сравнению с группами лиц, выполняющими относительно легкую работу либо ведущими малоподвижный образ жизни [9]. Сегодня роль фактора «физической активности в школе» в профилактике неинфекционных заболеваний, улучшении физической работоспособности и двигательной подготовленности детей сомнений не вызывает [13]. Применительно к рассматриваемым показателям физического состояния установлено, что двигательный режим школьников оказывает весьма существенное влияние на многие параметры двигательной подготовленности, мышечной энергетики и физической работоспособности учащихся, проживающих в разных регионах Земного шара [12, 16, 8, 21, 11, 20 и др.].

Сравнительный анализ показателей физического состояния исследуемых городских популяций школьников, имеющих сходный двигательный режим, показал, что они в большинстве случаев статистически значимо не отличаются друг от друга. Это в полной мере касается детей 7-8 лет, как с режимом повышенной (школы А, В, Д) так и низкой (школы Б, Г, Е) двигательной активности. Вместе с тем среди рассматриваемых групп здоровых школьников 9-10 и 11-12 лет отмечаются некоторые различия в уровне физической работоспособности. Так, установлено, что у мальчиков 9-10 лет с обычным двигательным режимом в школе, проживающих в Актобе, скорость бега при ЧСС 170 уд/мин (PWC170) выше, чем у их сверстников из Гродно (р<0,05). В данной возрастной группе школьников статистически значимые различия в отношении других рассматриваемых показателей не выявлены.

У школьников 11-12 лет различия касались скорости бега при ЧСС 170 уд/мин ^С17о) и показателя предельного времени удержания нагрузки мощностью 4 Вт/кг (12). В первом случае мальчики с высоким уровнем двигательной активности, проживающие в Гродно, превосходили сверстников из Актобе (р<0,05). Во втором случае школьники из московского региона превосходили школьников из Гродно (р<0,05). В отношении других рассматриваемых показателей в данной возрастной группе школьников значимые различия также не обнаружены.

Важно отметить, что выявленные в исследовании незначительные различия, по-видимому, обусловлены совокупным влиянием эндогенных (связанных с наследственностью) и экзогенных (связанных с внешней средой) факторов на физическое состояние детей рассматриваемых городских популяций. Материалы исследования находятся в соответствии с результатами других работ, показавших, что уровень физической работоспособности и двигательной подготовленности детей определяется тесным взаимодействием этих факторов в ходе онтогенеза [9, 4, 8]. Необходимо подчеркнуть, что ключевым из экзогенных факторов является целенаправленное педагогическое воздействие на развитие двигательных способностей в процессе физического воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе использования гетерогенного комплекса тестов, предназначенного для оценки физической работоспособности детей в полевых условиях, установле-

ны различия в отношении ряда показателей физического состояния, обусловленные особенностями организации процесса физического воспитания школьников, проживающих в разных государствах Евразийского экономического союза. Проведенное полевое исследование позволило констатировать, что организация физического воспитания является важнейшим экзогенным фактором, оказывающим влияние на физическую работоспособность и двигательную подготовленность школьников. Дети, имеющие высокий уровень двигательной активности в школе, независимо от региона проживания превосходили учащихся с низкой двигательной активностью по ряду показателей физического состояния. С другой стороны, сравнительный анализ показателей физической работоспособности популяций городских школьников, имеющих сходный двигательный режим, показал, что они в подавляющем большинстве случаев статистически значимо не отличаются друг от друга. Схожесть физического состояния детей из разных климато-географических регионов, имеющих сопоставимый режим повседневной физической активности, указывает на возможность разработки современных релевантных шкал оценки физической работоспособности школьников, пригодных для использования на всей территории Евразийского экономического союза. Материалы исследования могут найти применение при создании унифицированных программ физического воспитания учащихся в рамках единого экономическое пространства. Исследование поддержано РГНФ (грант № 15-06-18014е).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. - М.: Советский спорт, 2009. - 348 с.

2. Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания // Очерки по теории физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 219-224.

3. Коновалова Л.В. Специальные «полевые» тесты для определения выносливости спортсменов / Л.В. Коновалова, С.Ф. Сокунова, В.В. Вавилов, А.А. Казанцев // Современные проблемы теории и практики спортивной медицины и физической реабилитации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Набережные Челны: КамГАФКСиТ, 2009. - С. 222-225.

4. Корниенко И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельной: итоги 30-летнего исследования. Сообщение III. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие энергетики скелетных мышц / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2007. -Т. 33. № 5. - С. 1-7.

5. Корниенко И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельной: итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки / И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. № 4. - С. 42-47.

6. Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Мышъяков В.В. Обоснование батареи тестов для оценки физической работоспособности детей 712 лет в полевых условиях // Новые исследования. - 2015. - № 2.- С.83-92.

7. Лях В.И., Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

8. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.

9. Уайнер Дж. Климатическая адаптация / Биология человека. - М.: Мир, 1979. - С. 560-563.

10. Andreacci J.L., Haile L., Dixon C. Influence of testing sequence on a child's ability to achieve maximal anaerobic and aerobic power // Int J Sports Med. - 2007. -28(8). - Р. 673-677.

11. Arriscado D., Muros J.J, Zabala M, Dalmau J.M. Physical activity habits in schoolchildren: influential factors and relationships with physical fitness // Nutr Hosp. - 2014. - 31(3). - p. 1232-1239.

12. Bouziotas C., Koutedakis Y., Nevill A., Ageli E, Tsigilis N., Nikolaou A., Nakou A. Greek adolescents, fitness, fatness, fat intake, activity, and coronary heart disease risk // Arch Dis Child. - 2004. - 89(1). - Р. 41-44.

13. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.

14. Green B.S., Blake C., Caulfield B. A valid field test protocol of linear speed and agility in rugby union // J Strength Cond Res.2011. Vol. 25 (5). - Р. 1256-1262.

15. Hulse M.A., Morris J.G., Hawkins R.D., Hodson A. et al. A field-test battery for elite, young soccer players. // Int J Sports Med. - 2013. - Vol. 34(4). - P. 302-311.

16. Janssen I, Leblanc A. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth // International Journal of Behavioural Nutrition and Physical Activity. - 2010. - Vol. 7, №40. - Р. 1-16.

17. Kenney W.L., Wilmore J.H., Costill D.L. Physiology of Sport and Exercise. -Human Kinetics. 2015. - 660 p.

18. Leclair E., Borel B., Thevenet D., Baquet G., Mucci P., Berthoin S. Assessment of child-specific aerobic fitness and anaerobic capacity by the use of the powertime relationships constants // Pediatr Exerc Sci. - 2010. - 22(3). - Р. 454-466.

19. Physical Activity Guidelines for Americans Midcourse Report Strategies to Increase Physical Activity Among Youth [cited July 12, 2015].

URL: http://www.health.gov/paguideline/midcourse/pag-mid-course-report-final.pdf

20. Sandercock G.R., Ogunleye A., Voss C. Six-year changes in body mass index and cardiorespiratory fitness of English schoolchildren from an affluent area // Int J Obes (Lond). - 2015. - 6. - Р. 254-252.

21. Sun C., Pezic A., Tikellis G., Ponsonby A.L., Wake M., Carlin J.B., Cleland V., Dwyer T. Effects of school-based interventions for direct delivery of physical activity on fitness and cardiometabolic markers in children and adolescents: a systematic review of randomized controlled trials // Obes Rev. - 2013. - 14 (10). - Р. 818-838.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.