Научная статья на тему 'Обоснование батареи тестов для оценки физической работоспособности детей 7-12 лет в полевых условиях'

Обоснование батареи тестов для оценки физической работоспособности детей 7-12 лет в полевых условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
931
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРНАЯ ИНФОРМАТИВНОСТЬ / ГЕТЕРОГЕННАЯ БАТАРЕЯ ТЕСТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОЛЕВЫЕ УСЛОВИЯ / FACTOR IMPORTANCE / HETEROGENEOUS SET OF TESTST / PHYSICAL PERFORMANCE AND MOTOR READINESS / FIELD CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А., Мышъяков В. В.

Анализ показателей физического состояния детей 7-8, 9-10 и 11-12 лет позволил выявить наиболее значимые факторы, определяющие физическую работоспособность и двигательную подготовленность. На этой основе определена факторная информативность показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей в различные возрастные периоды и сформирован гетерогенный комплекс тестов, пригодный для оценки рабочих возможностей детей в «полевых» условиях во всем диапазоне доступных нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А., Мышъяков В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the physical condition of 7-8, 9-10 and 11-12-year-old children revealed the most significant factors, determining physical performance and motor readiness. As a result, there was determined factor importance ofphysical performance and motor readiness in children at different age periods. There was formed a heterogeneous set of tests, suitable for evaluating work abilities in children in the "field" cond itions within the whole range of available work.

Текст научной работы на тему «Обоснование батареи тестов для оценки физической работоспособности детей 7-12 лет в полевых условиях»

ОБОСНОВАНИЕ БАТАРЕИ ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 7-12 ЛЕТ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ

И.А. Криволапчук1 *, М.Б. Чернова *, А.А. Герасимова *, В.В. Мышъяков ** *ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования»,Россия Москва **Учреждение образования «Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы», Белоруссия, Гродно

Анализ показателей физического состояния детей 7-8, 9-10 и 11-12 лет позволил выявить наиболее значимые факторы, определяющие физическую работоспособность и двигательную подготовленность. На этой основе определена факторная информативность показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей в различные возрастные периоды и сформирован гетерогенный комплекс тестов, пригодный для оценки рабочих возможностей детей в «полевых» условиях во всем диапазоне доступных нагрузок.

Ключевые слова: факторная информативность, гетерогенная батарея тестов, физическая работоспособность и двигательная подготовленность, полевые условия.

Rationale for a group of tests used to evaluate physical work ability in 7-12-year-old children. Analysis of the physical condition of 7-8, 9-10 and 11-12-year-old children revealed the most significant factors, determining physical performance and motor readiness. As a result, there was determined factor importance ofphysical performance and motor readiness in children at different age periods. There was formed a heterogeneous set of tests, suitable for evaluating work abilities in children in the "field" cond i-tions within the whole range of available work.

Key words: factor importance, heterogeneous set of testst, physical performance and motor readiness, field conditions.

Известно, что полевые тесты в спортивной практике применяются гораздо реже, нежели лабораторные и это, в первую очередь, связано с трудностью обеспечения стандартности процедуры и условий тестирования. Вместе с тем точное воспроизведение реальной соревновательной обстановки приводит к тому, что данные тесты до сих пор широко используются в практической деятельности [1; 4; 11]. Мало того, в настоящее время арсенал полевых тестов, применяемых в «естественных» условиях учебно-тренировочных занятий в различных видах спорта постоянно расширяется [9; 10; 13; 14].

Для управления процессом физического воспитания школьников необходим постоянный контроль эффективности педагогических воздействий в отношении функциональных возможностей детей. С этой целью, также как и в спорте, применяются не только лабораторные методики, но и тестирование непосредственно

1 Контакты: Криволапчук И.А. - E-mail: <[email protected]>

в ходе учебных занятий. Последнее связано с тем, что мышечная деятельность в лаборатории значительно отличается от тестирования в полевых условиях. Важно подчеркнуть, что результаты, полученные в лаборатории, не всегда достоверно отражают уровень работоспособности, проявляемый в естественных условиях. В то же время в лабораторных исследованиях процедура тестирования тщательно контролируются в отличие от исследований в полевых условиях, где ряд переменных - температура, влажность воздуха, аэродинамическое сопротивление, условия скольжения и т. д. - могут повлиять на результаты [1; 7; 11].

Поэтому наряду с определением физической работоспособности детей в стандартных лабораторных условиях, часто возникает необходимость оценить их функциональные возможности в «полевых условиях». В этой связи для практики физического воспитания большое значение имеет расширение набора эффективных тестов, пригодных для использования в полевых условиях. В контексте изложенного, проведение исследований, направленных на обоснование комплекса тестовых процедур для определения физической работоспособности детей в естественных условиях учебного процесса по физическому воспитанию, представляется вполне актуальным, имеющим большое практическое значение.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие дети 7-12 лет (п=286), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Работа проводилась в соответствие с требованиями Хельсинской декларации.

В процессе исследования использовали функциональные и эргометриче-ские тесты оценки физической работоспособности. Определяли максимальное потребление кислорода (МПК) [2], интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД) [5], ватт-пульс (ВтП), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170) [2], максимальную силу (МС) и предельное время работы (О, t4) при выполнении «до отказа» нагрузок мощностью 2 и 4 Вт/кг [3]. На основе уравнения Ми11ег по данным выполнения работы «до отказа» определяли величины мощности нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1 ^1), 40 ^40), 240 ^240), 400 ^400), 900 с ^900), коэффициенты, отражающие емкость аэробного (Ь) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (а) [5].

Комплекс контрольных упражнений состоял из показателей, характеризующих уровень развития кондиционных физических качеств: 1) бег 20 метров с хода; 2) прыжок в длину с места; 3) челночный бег 4х9 м; 4) шестиминутный бег; 5) поднимание туловища из положения «лёжа на спине» за 1 минуту; 6) наклон вперёд. По результатам тестирования определяли общую оценку физической подготовленности (ОФП).

Для определения показателей физического состояния детей, наиболее пригодных для использования в условиях школы, проводился опрос опытных учителей физической культуры, преподавателей вузов и научных работников (стаж работы более 15 лет). Всего в опросе приняли участие 75 респондентов.

Обработка данных осуществлялась с использованием стандартной программы в пакете Statistica. Для выявления ведущих факторов, характеризующих

структуру физического состояния детей, применялся факторный анализ - метод главных компонент с последующим вращением референтных осей по Вари-макс-критерию. В целях получения воспроизводимых результатов факторного анализа обследовалась выборка испытуемых по объёму, значительно превышающая количество изучаемых переменных. Результаты факторного анализа использовались для обоснования эмпирической информативности различных функциональных, эргометрических и моторных тестов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По данным, полученным в результате статистической обработки показателей, характеризующих разные аспекты ФС детей 7-8, 9-10 и 11-12 лет, определены от 4 до 5 ортогональных факторов, вклад которых в общую дисперсию выборки превысил 75 % в каждой возрастной группе.

Факторные нагрузки, отражающие степень корреляции используемых показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности с выделенными факторами в целом характеризовались сильной (г=0,99-0,7) и средней (г=0,69-05) степенями статистической связи.

В структуре физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 7-12 лет выделились факторы, характеризующие общую работоспособность, а также анаэробные и аэробные компоненты системы энергетического обеспечения мышечной деятельности (табл. 1).

Важно подчеркнуть, что выделенные факторы могут быть соотнесены с зонами относительной мощности. Факторы аэробной работоспособности характеризуют физические возможности организма при работе в зоне большой и умеренной мощности. Фактор анаэробной гликолитической работоспособности отражает способность к выполнению работы в зоне субмаксимальной мощности. И, наконец, фактор анаэробной алактатной работоспособности определяет двигательные возможности, связанные с выполнением работы максимальной мощности. Необходимо отметить, что аналогичные факторы выделены нами в структуре физического состояния детей 5-6 лет [3; 12].

Материалы исследования дали возможность определить эмпирическую информативность функциональных, эргометрических и моторных тестов, объединенных в различные факторы.

Факторная информативность тестов физического состояния детей 7-12 лет, представлена в табл. 1. Содержание таблицы свидетельствует о том, что наиболее информативными показателями среди отобранных по фактору общей работоспособности оказались: в 7-8 лет - ВтП (абсолютное значение), прыжок в длину, ОФП; 9-10 лет - ВтП, МПК, ОФП; 11-12 лет - ВтП, PWC170, ОФП. По фактору аэробной емкости: в 7-8 лет - коэффициент В уравнения Ми11ег, W900, Т1; 9-10 лет - коэффициент В уравнения Ми11ег, W240, Т1; 11-12 лет - коэффициент В уравнения Ми11ег, W900, Т1. По фактору аэробной мощности: в 7-8 лет - относительные значения PWC170, МПК, ВтП; 9-10 лет - относительные значения PWC170, МПК, ВтП; 11-12 лет - относительные значения PWC170, МПК, ВтП. По фактору анаэробной гликолитической работоспособности: в 7-8 лет - Т2, W40, коэффициент А уравнения Ми11ег; в 9-10 лет - W40, Т2, ИНПД4Вт/кг; в 11-12 лет

- Т2, W40. По фактору анаэробной алактатной работоспособности: в 7-8 лет -МС, W1, ИНПДмах; 9-10 - W1, ОФП, МС; в 11-12 лет - МС.

Таблица 1

Факторная информативность показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности 7-12 лет

Фактор | Показатель | Коэффициент

7-8 лет (п=110)

Анаэробная алактатная работоспособность (зона максимальной мощности) МС, кг 0,829

W1, Вт/кг 0,661

ИНПД мах, уд/с -0,652

Анаэробная гликолитическая работоспособность (зона субмаксимальной мощности) Т2, с 0,918

W40, Вт/кг 0,904

Коэффициент А уравнения Ми11ег, отн. ед. 0,513

Аэробная мощность (зона большой мощности) PWC170, кгм/мин/ кг 0,903

МПК, л/мин/кг 0,760

ВтП, кгм/уд*кг 0,724

Аэробная емкость (зона умеренной мощности) Коэффициент В уравнения Ми11ег, отн. ед. 0,935

W9oo, Вт/кг 0,793

Т1, с 0,769

Общая работоспособность ВтП, кгм/уд 0,912

Прыжок в длину, см 0,897

ОФП, балл 0,866

9-10 лет (п=91)

Анаэробная алактатная работоспособность (зона максимальной мощности) W1, Вт/кг 0,831

ОФП, балл 0,741

МС, кг 0,628

Анаэробная гликолитическая работоспособность (зона субмаксимальной мощности) W40, Вт/кг 866

Т2, с 840

ИНПД4Вт/кг, уд/с -718

Аэробная мощность (зона большой мощности) PWC170, кгм/мин/ кг 0,966

МПК, л/мин/кг 0,945

ВтП, кгм/уд*кг 0,673

Аэробная емкость (зона умеренной мощности) Коэффициент В уравнения Ми11ег, отн. ед. 0,989

W240, Вт/кг 0,915

Т1, с 0,797

Общая работоспособность ВтП, кгм/уд 0,883

МПК, л/мин 0,682

ОФП, балл 0,401

11-12 лет (п=85)

Анаэробная работоспособность (зоны максимальной и субмаксимальной мощности) Т2, с 0,820

W40, Вт/кг 0,633

МС, кг 0,569

Аэробная мощность (зона большой PWC170, кгм/мин/ кг 0,932

мощности) МПК, л/мин/кг 0,895

ВтП, кгм/уд*кг 0,707

Аэробная емкость (зона умеренной мощности) В, отн.ед 0,967

W900, Вт/кг 0,957

Ть с 0,915

Общая работоспособность ВтП, кгм/уд 0,895

PWC170, кгм/мин 0,880

ОФП, балл 0,875

Видно, что наиболее информативные показатели во всех рассматриваемых возрастных группах в значительной степени совпадают. Это обстоятельство позволяет сформировать гетерогенную батарею тестов, для оценки физической работоспособности детей в возрастном аспекте.

На последнем этапе исследования с целью выявления наиболее информативных показателей работоспособности и двигательной подготовленности, пригодных в полевых условиях, проводился опрос опытных учителей физической культуры, преподавателей вузов и научных работников. Результаты опроса представлены в таблице 2. Респондентам предлагалось проранжировать, выделенные в результате факторного анализа информативные показатели по степени их значимости с целью формирования гетерогенной батареи тестов, предназначенной для оценки физической работоспособности детей в «полевых» условиях. В процессе ранжирования тестов, респонденты должны были учитывать ряд требований, предъявляемых к протоколам тестирования функциональных возможностей человека в полевых условиях. Это, прежде всего, стандартность процедуры и условий тестирования, строгая дозировка и точность измерения параметров нагрузки, ее адекватность исследуемым функциональным свойствам и качествам, простота структуры тестовой нагрузки, не требующей специального обучения, портативность и надежность технического оборудования [1; 4; 7; 8; 11].

Таблица 2

Ранговая структура показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности, отражающая возможность их использования в полевых условиях у детей 7-12 лет

Ранг Критерий Ранговый показатель (%)

1 Общая оценка физической подготовленности (ОФП) 14,1

2 Максимальная сила (МС) 10,2

3 Мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170, беговой тест) 9,5

4 Предельное время работы при выполнении «до отказа» нагрузки мощностью 2 Вт/кг ( степэргометрия) 8,1

5 Предельное время работы при выполнении «до отказа» нагрузки мощностью 4 Вт/кг ( T2, степэргометрия) 6,3

6 Максимальное потребление кислорода ( МПК) 6,2

7 Поднимание туловища за 1 мин 5,7

8 Прыжок в длину с места 5,5

9 Интенсивность накопления пульсового долга после нагрузки мощностью 4 Вт/кг ( ИНПД4Вт/кг) 5,0

10 Ватт-пульс (ВтП) 4,9

11 Интенсивность накопления пульсового долга после нагрузки максимальной мощности (ИНПДмах) 4,3

12 Величина мощности нагрузки, максимальное время реализации которой составляет 900 с ^900) 4,1

13 Величина мощности нагрузки, максимальное время реализации которой составляет 240 с ^240) 3,8

14 Величина мощности нагрузки, максимальное время реализации которой составляет 1 с 3,5

15 Величина мощности нагрузки, максимальное время реализации которой составляет 40 с ^40) 3,5

16 Коэффициент В уравнения Ми11ег 2,9

17 Коэффициент А уравнения Ми11ег 2,4

Результаты ранжирования свидетельствуют, что, наиболее информативным показателем, определяющим общую физическую работоспособность детей 7-12 лет, является интегральная оценка физической подготовленности (ОФП). Далее по рангу следуют: МС, PWC17o, Т1 и Т2. Респонденты отметили их в качестве основных показателей, характеризующих физическую работоспособность и двигательную подготовленность детей в различных зонах относительной мощности, пригодных для использования в «полевых» условиях (табл. 3).

Таблица 3

Итоговая батарея тестов для оценки физической работоспособности и двигательной подготовленности детей 5-12 лет в полевых условиях

№ п/п Фактор Показатель Коэффициент информативности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Анаэробная алактатная работоспособность (зона максимальной мощности) Максимальная сила (МС) 0,569-0,902

2 Анаэробная гликолитиче-ская работоспособность (зона субмаксимальной мощности) Предельное время работы при выполнении «до отказа» нагрузки мощностью 4 Вт/кг ( Т2, степэргометрия) 0,820-0,929

3 Аэробная мощность (зона большой мощности) Мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170, беговой тест) 0,576-0,966

4 Аэробная емкость (зона умеренной мощности) Предельное время работы при выполнении «до отказа» нагрузки мощностью 2 Вт/кг ( Ть степэргометрия) 0,769-0,915

5 Общая работоспособность Общая оценка физической подготовленности (ОФП) 0,401-0,875

Полученные материалы свидетельствую о том, что отобранные в комплекс для полевых исследований тесты, обладают высокой эмпирической информативностью во всех рассматриваемых возрастных группах детей. Исключение составляет средняя информативность показателя общей оценки физической подготовленности в возрасте 9-10 лет. Однако, поскольку для диагностики двигательных достижений используются моторные тесты, информативность которых превышает 0,3 [6], можно сделать заключение о том, что данный тест характеризуется достаточной валидностью, а рассматриваемая батарея тестов в целом обладает высокой информативностью по отношению к контингенту здоровых не занимающихся спортом детей 7-8, 9-10 и 11 -12 лет.

Таким образом, в ходе исследования сформирован гетерогенный комплекс тестов пригодный для оценки рабочих возможностей детей в широком диапазоне доступных нагрузок в «полевых» условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ показателей физического состояния детей 7-8, 9-10 и 11-12 лет позволил выявить наиболее значимые факторы, определяющие структуру их физической работоспособности и двигательной подготовленности.

На этой основе определена факторная информативность отдельных показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности детей в различные возрастные периоды и сформирован гетерогенный комплекс тестов пригодный для оценки рабочих возможностей школьников в широком диапазоне доступных им нагрузок в «полевых» условиях.

Полученные материалы свидетельствую о том, что предлагаемый комплекс тестов, предназначенный для полевых исследований работоспособности и двигательной подготовленности, обладает высокой эмпирической информативностью в отношении детей рассматриваемых возрастных групп.

Работа поддержана РГНФ (грант № 15-06-18014е).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоцерковский З.Б. Эргометрические и кардиологические критерии физической работоспособности у спортсменов. - М.: Советский спорт, 2009. - 348 с.

2. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

3. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. - 2009. - Т.35, N1. - С. 76-87.

4. Методические рекомендации. Неинвазивные методы контроля кисло-родтранспортных возможностей организма с целью коррекции тренировочного процесса у спортсменов в зимних видах спорта на выносливость. (по материалам сайта http://csp-athletics.ru/metodicheskie-rekomendatsii-po-kontrolyu-sostoyaniya.html (дата обращения: 10.02.2015).

5. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 368 с.

6. Спортивная метрология / Под ред. В.М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

7. Уилмор Дж., Костилл Д. Физиология спорта и двигательной активности.

- Киев: Олимпийская литература, 1997. - 500 с.

8. Фомин В. С. Физиологические основы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов. - М.: МОГИФК, 1984. - 63 с.

9. Green B.S., Blake C., Caulfield B.M. A valid field test protocol of linear speed and agility in rugby union // J Strength Cond Res. - 2011. - Vol. 25 (5). - Р. 12561262.

10. Hulse M.A., Morris J.G., Hawkins R.D., Hodson A., Nevill A.M., Nevill M.E. A field-test battery for elite, young soccer players // J Sports Med. - 2013. - Vol. 34(4).

- P. 302-311.

11. Kenney W.L., Wilmore J., Costill D. Physiology of Sport and Exercise. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2011. - 640 p.

12. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys' and girls' physical state // Medicina dello Sport. - 2014. - 67(2). - P. 241-250.

13. Shim A.L., Bailey M.L., Westings S.H. Development of a field test for upper-body power // J Strength Cond Res. - 2001. - Vol. 15(2). - P. 192-197.

14. Vanlandewijck Y.C., Daly D.J., Theisen D.M. Field test evaluation of aerobic, anaerobic, and wheelchair basketball skill performances // Int J Sports Med. - 1999. -Vol. 20(8). - P. 548-554.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.