ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОМ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК/UDC 796.034.2
Информация для связи с автором: kadutskaya@bsu.edu.ru
Поступила в редакцию 24.03.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Кадуцкая1, 2
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Доктор педагогических наук, профессор В.Л. Кондаков1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Копейкина1
белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
2Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина, Белгород
ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS' DiSTANCE LEARNING PERiOD: MOTOR ACTIVITY SURVEY
PhD, Associate Professor L.A. Kadutskaya1, 2 Dr. Hab., Professor L.N. Voloshina1 Dr. Hab., Professor V.L. Kondakov1 PhD, Associate Professor E.N. Kopeikina1
1Belgorod State National Research University, Belgorod
2Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin, Belgorod
Аннотация
Цель исследования - на основе результатов социологического онлайн-опроса провести анализ двигательной активности учащихся младших классов в условиях дистанционного обучения.
Методика и организация исследования. Социологический онлайн-опрос проводился на основе использования разработанной интерактивной анкеты. В выборочном анкетировании участвовало 343 респондента - родители учащихся младших классов общеобразовательных учреждений г. Белгорода. Результаты исследования и выводы. Проведенный анализ результатов социологического онлайн-опроса родителей учащихся младших классов позволил выявить условия двигательной активности детей, их предпочтения, роль родителей в регулировании двигательной активности ребенка и особенности двигательного режима младших школьников. Полученные данные свидетельствуют об актуальности проблемы регулирования двигательной активности учащихся младших классов в условиях дистанционного обучения. Сохранение оптимального двигательного режима и здоровья учащихся в условиях вынужденного ограниченного пространства и дистанционного обучения, связанного с пандемией коронавирусной инфекции, на сегодняшний день является одной из актуальных проблем. На основании результатов проведенного анализа социологического онлайн-опроса выявлена необходимость обоснования и разработки методического обеспечения организации и регулирования двигательной активности учащихся младших классов с учетом условий дистанционного обучения.
Ключевые слова: двигательная активность, учащиеся младших классов, дистанционное обучение, социологический онлайн-опрос.
Abstract
Objective of the study was to analyze the elementary school students' motor activity in the distance learning period using an online questionnaire survey. Methods and structure of the study. The elementary school students' motor activity in the distance learning period profiling online questionnaire survey was run using a special interactive questionnaire form of our own design including open and confidential questions. We sampled for the study the elementary school students' families (n=343) from Lyceum No. 32 and Secondary Schools No. 7, 17, 33, 35, 36, 42 and 50 in Belgorod city. The online questionnaire survey was intended to profile the opinions of elementary school students' families on their children's actual motor activity, leisure-time preferences, family roles in the motor activity control and the actual elementary school students' progress needs. Results and conclusion. The online questionnaire survey data of elementary school students families and analysis geared to profile the motor activity preferences and family roles in the children's motor activity control found that in the digital distance learning period during the COVID-19 pandemic the elementary school students tend to neglect the healthy time limitations for home works at computer - partially due to the children being overloaded by educational tasks and, hence, doomed for motor inactivity in limited spaces. The survey data and analyses demonstrate the need for special efforts to efficiently encourage, control and manage the elementary school students' motor activity in the distance learning period.
Keywords: motor activity, elementary school students, distance learning, online questionnaire survey.
Введение. С увеличением экономического роста растет физическая пассивность населения. В настоящее время данная проблема усугубляется также условиями вынужденного ограниченного пространства и дистанционного обучения обучающихся, связанного с пандемией коронавирусной инфекции [13].
Пребывание в карантинном режиме также может вызвать дополнительный стресс и поставить под угрозу психическое здоровье граждан [12]. Но в большей степени условия вынужденного ограниченного пространства и переход на обучение
с помощью дистанционных образовательных технологий негативно отражаются на двигательном режиме учащихся. В школьном возрасте двигательная активность существенно влияет на физическое развитие и умственную работоспособность [1, 8, 9].
Цель исследования - провести анализ двигательной активности учащихся младших классов в условиях дистанционного обучения на основе результатов социологического онлайн-опроса.
№5 • 2021 Май | May
http://www.teoriya.ru
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
Методика и организация исследования. В выборочном анкетировании участвовало 343 респондента - родители учащихся младших классов МБОУ: «Лицей № 32», «СОШ № 7», «СОШ № 17», «СОШ № 33», «СОШ № 35», «СОШ № 36», «СОШ № 42», «СОШ № 50» г. Белгорода. Содержание анкет предусматривало сочетание открытых и закрытых вопросов. Онлайн-опрос родителей проводился с целью выявления мнения родителей об условиях двигательной активности детей, их предпочтениях, роли родителей в регулировании двигательной активности ребенка и особенностях двигательного режима младших школьников.
Результаты исследования и их обсуждение. По мнению учёных, проводивших исследования о предпочтениях свободного времяпрепровождения детей, ситуация, связанная с приобщением к компьютеру не как к носителю информации, а как к средству заполнения досуга, является весьма тревожной и негативно отражается на здоровье подрастающего поколения и должна быть правильно оценена обществом [2, 3, 5, 11]. Свободное время, которое могло бы быть потрачено на укрепление здоровья через физическую активность, прогулки на свежем воздухе, тратится на пребывание в статической сидячей позе, которую школьник поддерживает на протяжении нескольких часов для выполнения уроков и дома в свободное время [4, 6-8, 10]. Проведенный анализ и обобщение результатов социологического онлайн-опроса по проблеме регулирования двигательной активности учащихся младших классов в условиях дистанционного обучения выявили, что, по мнению родителей, деятельность у 51,9 % детей разнообразна и чередуется подвижной деятельностью и деятельностью, не требующей высокой подвижности. Предпочтение детьми видов деятельности, требующих малой и умеренной подвижности, отмечают 30,3 % опрошенных родителей. Высокая подвижность у детей выявлена у 16,3 0% респондентов. При этом наличие в семье более одного ребенка стимулирует подвижность друг друга в 86 % семей. К факторам, снижающим двигательную активность детей, следует отнести отсутствие спортивного уголка, инвентаря в домашних условиях у 51,6 % семей. А также результаты опроса показывают наличие достаточных знаний и опыта для систематической организации двигательного режима ребенка дома лишь у 20,5 % респондентов. Отмечают недостаток времени для организации двигательного режима ребенка
23.7 % родителей. Подтверждают отсутствие достаточных знаний и опыта для правильной организации двигательной активности детей в домашних условиях 31,7 % респондентов. При этом пытаются стимулировать двигательную активность детей дома лишь 39,4 % родителей. Как положительный момент, следует отметить выполнение утренней гимнастики вместе с родителями 28,3 % семей. Однако другие виды гимнастики родители не используют в семьях (57,1 %). К вопросу об оценке объема двигательной активности детей в условиях дистанционного обучения мнения родителей разделились:
38.8 % респондентов считают его недостаточным, 32, 6 % -ограниченным и 28,3 % - достаточным. Однако интенсивность двигательной активности детей оценивают как достаточную лишь 21,6 % родителей. Систематически обращают внимание и пытаются регулировать двигательную активность детей лишь в 52, 8 % семей, в выходные дни - у 31,2 % семей и только во время отпуска - у 3,5 %. Не обращают внимания и не пытаются регулировать двигательную активность детей в домашних условиях 11,7 % родителей. Это, в свою очередь, подтверждает отсутствие возможностей и желания у родителей участвовать в процессе регулирования двигательной активности детей в условиях дистанционного обучения.
Выводы. В связи с пандемией коронавирусной инфекции переход на дистанционное обучение с помощью электронных образовательных технологий, несоблюдение учащимися в домашних условиях временных ограничений работы на компьютере и перегрузка обучающихся учебными заданиями вызывают острую проблему регулирования двигательной актив-
ности учащихся младших классов в условиях вынужденного ограниченного пространства. На основании результатов проведенного анализа социологического онлайн-опроса выявлена необходимость обоснования и разработки методического обеспечения организации и регулирования двигательной активности учащихся младших классов с учетом условий дистанционного обучения в домашних условиях.
Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19013-00173 «Комплексное исследование двигательной активности растущего человека в условиях вариативной системы физического воспитания».
Литература
1. Вейнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / Я.С. Вейнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия. -2002. - 240 с.
2. Кадуцкая Л.А. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся [Текст] / Л.А. Кадуцкая, Л.Н. Волошина, В.Л. Кондаков и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 1. - С. 20-21.
3. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека [Текст] // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 11. - С 20-23.
4. Комков А.Г. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности школьников [Текст] / А.Г. Комков, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 1. - С. 40-46.
5. Правдов М.А. Особенности организации двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста: монография [Текст] / М.А. Правдов. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006. - 184 с.
6. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст] / М.Р. Сапин. - М., 2004. - 454 с.
7. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.
8. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения / А.Г. Сухарев. - М., 1976. - 72 с.
9. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - С. 127-178.
References
1. Weinbaum Y.S., Koval V.I., Rodionova T.A. Gigiena fizicheskogo vospi-taniya i sporta [Hygiene of physical education and sports]. Moscow: Akademiya publ. 2002. 240 p.
2. Kadutskaya L.A., Voloshina L.N., Kondakov V.L. et al. Adaptatsion-naya model organizatsii dvigatelnoy aktivnosti obuchayushchikh-sya [Adaptation Model of Organization of Students' Motor Activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No.1. pp. 20-21.
3. Kobyakov Yu.P. Kontseptsiya norm dvigatelnoy aktivnosti cheloveka [Concept of norms of human motor activity]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2003. No.11. pp. 20-23.
4. Komkov A.G., Lubysheva L.I. Sotsiologicheskie osnovy zdorovogo obraza zhizni i fizicheskoy aktivnosti shkolnikov [Sociological basis of healthy lifestyle and physical activity of schoolchildren]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2003. No. 1. pp. 40-46.
5. Pravdov M.A. Osobennosti organizatsii dvigatelnoy i poznavatelnoy deyatelnosti detey doshkolnogo vozrasta [Features of organization of motor and cognitive activity of preschoolers]. Moscow: Kanon Reabilitatsiya publ., 2006. 184 p.
6. Sapin M.R. Anatomiya i fiziologiya detey i podrostkov [Anatomy and physiology of children and adolescents]. Moscow, 2004. 454 p.
7. Solodkov A.S., Sologub E.B. Fiziologiya cheloveka. Obshchaya. Voz-rastnaya [Human physiology. General. Developmental]. Moscow: Tera-Sport, Olimpiya Press, 2001. 520 p.
8. Sukharev A.G. Dvigatelnaya aktivnost i zdorovye podrastayush-chego pokoleniya [Motor activity and health of younger generation]. Moscow, 1976. 72 p.
9. Khripkova A.G., Antropova M.V., Farber D.A. Vozrastnaya fiziologiya i shkolnaya gigiena [Developmental physiology and school hygiene]. Moscow.: Prosveshchenie publ., 1990. pp. 127-178.
10. Kondakov V.L., Voloshina L.N., Kopeikina E.N., Kadutskaya L. Daily assessment of physical activity in 6-11-year-old children. // Journal of Physical Education and Sport. 2020. T. 20. № 4. P. 1673-1680. https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details. php?ELEMENT_ID=14117. https://www.designedtomove.org.
13. Voloshina L.N., Kondakov V.L., Tretyakov A.A., Kopeikina E.N., Cretu M., Potop V. Modern strategies for regulating the motor activity of preschool and school age children in the educational space. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2018; 22(2):114-119. doi:10.15561/18189172. 2018.0208.
11
12
44
http://www.teoriya.ru
№5^ 2021 Май | May