ducting medico-social examination, available at: http://www.depsport.admhmao.ru/realizatsiya-ipra/841173/soglashenie-deppsporta-yugry-s-mse.
8. Agreement on interaction between Department of physical culture and sport of Khanty-Mansi Autonomous Okrug and administration of the municipal district, available at: http://www. depsport. admhmao. ru/realizatsiya-ipra/.
9. The agreement between the Ministry of Sport of the Nizhny Novgorod Region and administration of the municipal district of the Nizhny Novgorod Region on realization rehabilitation and habilitation of the actions provided by the individual program of rehabilitation or habilitation of the disabled people and the individual program of rehabilitation or habilitation of the disabled child, available at: http://sport.government-nnov.ru/?id=89402.
10. The agreement on interaction between the Ministry of Sport of the Nizhny Novgorod Region and Federal state institution "Main Bureau of Medico-social Examination of the Russian Federation" of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation concerning interaction when rendering public service on conducting medico-social examination, available at: http://sport.government-nnov.ru/?id=89402.
11. The federal law from 12/1/2014 N 419-FZ (an edition from 12/29/2015) "About introduction of amendments to separate acts of the Russian Federation concerning social protection of disabled people in connection with ratification of the Convention on the rights of disabled people", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171577/.
12. The federal law from 11/24/1995 N181-FZ (an edition from 6/1/2017) "About social protection of disabled people in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559.
13. Evseev, S.P. (2016), Theory and organization of adaptive physical culture: textbook Sport, Moscow.
14. Evseeva, O.E. and Evseev, S.P. (2013), Technologies of sports activity in adaptive physical culture: textbook, Sovetsky Sport, Moscow.
15. Evseeva, O.E. and Aksenov, A.V. (2011), "Social partnership in the theory and practice of AFK", Adaptive physical culture, No. 3 (47), pp. 11.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.07.2017
УДК 372.31.037.1+612.776.1
ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 8-10 ЛЕТ
Галина Алексеевна Зайцева, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Игоревич Криволапчук, преподаватель, Светлана Анатольевна Бондарева, старший преподаватель, Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Москва; Мария Борисовна Чернова, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва; Елена Васильевна Савушкина, старший преподаватель, Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно, Беларусь; Борис Юрьевич Кузнецов, студент, Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Москва
Аннотация
Разработано эффективное соотношение средств физической подготовки, предназначенное для использования в занятиях по физическому воспитанию с детьми 8-10 лет. Материалы исследования дают основание полагать, что предложенное соотношение средств физической подготовки может найти широкое применение при решении прикладных задач, направленных на улучшение физического состояния детей младшего школьного возраста в современных условиях обучения.
Ключевые слова: комплексное развитие двигательных способностей, средства физической подготовки, физическое состояние, начальный период второго детства.
INFLUENCE OF A MEANS OF PHYSICAL TRAINING COMPLEX ON PHYSICAL WORKING CAPACITY AND PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN AGED
8-10 YEARS
Galina Alekseevna Zaytseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Igo-revich Krivolapchuk, the teacher, Svetlana Anatolievna Bondareva, the senior teacher, National University of Science and Technology "MISIS", Moscow; Maria Borisovna Chernova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Developmental Physiology, Russian Academy of Education, Moscow; Elena Vasilievna Savushkina, the senior teacher, Yanka Kupala State University of Grodno, Belarus; Boris Yurievich Kuznetsov, the student, National University of Science and Technology "MISIS", Moscow
Annotation
Effective correlation of physical readiness means served for the use at physical education lessons with 8-9 aged children has been developed. The research materials give the base of considering that the suggested correlation of physical readiness means can find a wide use at different applied tasks directed to minor school-aged children's physical condition improvement at the modern conditions of education.
Keywords: complex development of motor capabilities, physical readiness means, physical condition, initial period of the second childhood.
Как известно, качество жизни, функциональное состояние, здоровье и гармоничное развитие личности школьников во многом определяются высоким уровнем их физической работоспособности и двигательной подготовленности [10, 9, 5, 12, 17, 16, 1, 13, 7, 8 и др.]. Поэтому одной из важнейших задач системы физического воспитания школьников, по-прежнему, является поиск эффективных средств и методов улучшения адаптационных возможностей их организма и повышения устойчивости к действию неблагоприятных социальных и природных факторов. Результаты ранее проведенных исследований свидетельствуют, что рациональное использование средств физической подготовки при комплексном развитии двигательных способностей способствует значительному повышению уровня физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников разного возраста [11, 14, 15, 2, 18, 3 и др.]. Вместе с тем вопрос о рациональном соотношении средств физической подготовки школьников, находящихся на различных этапах возрастного развития, в современных условиях обучения остается открытым.
Целью исследования явилось обоснование рационального соотношения средств физической подготовки, обеспечивающего комплексное развитие физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников в начальный период второго детства.
МЕТОДИКА
В исследовании приняли участие дети 8-10 лет (n=208), отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Из их числа на основе процедуры рандомизации были сформированы две эквивалентные опытные группы: экспериментальная (ЭГ; n=25) и контрольная (КГ; n=27).
Физическую работоспособность оценивали посредством определения показателя интенсивности накопления пульсового долга (ИНПД) и мощности нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170) [6, 12]. Использовали 2 ступени нагрузки (1,0 и 2,0 Вт/кг массы тела). Время работы на каждой ступени - 5 мин, а интервал отдыха между ступенями - 3 мин. Для расчета PWC170 регистрацию сердечного ритма проводили в конце каждой ступени нагрузки, а для определения ИНПД - в течение 5 минут восстановления после второй ступени нагрузки. Тестирование двигательной подготовленности проходило по общепринятой методике и включало: бег 20 м с хода; прыжок в длину с места; бег 1000 м; челночный бег 4*9 м; наклон вперед; становую динамометрию.
В ходе второго этапа педагогического эксперимента, направленного на обоснование рационального соотношения средств аэробной направленности со средствами разви-
тия быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, гибкости и координационных способностей в занятиях по физическому воспитанию, использован экспериментальный план с участием двух опытных групп. В экспериментальной группе для развития аэробной выносливости в отдельном занятии отводилось 19-20 минут, скоростных способностей - 7-8 минут, силовых и скоростно-силовых способностей 5-6 минут, гибкости - 3-4 минуты и координационных способностей - 6-7 минут. Предложенное соотношение средств физической подготовки разработали на основе данных, полученные после завершения первого этапа педагогического эксперимента [4]. Для повышения стрессоустойчивости детей при развитии аэробной выносливости использовали режим равномерных нагрузок умеренной мощности [18, 4]. В контрольной группе экспериментальные соотношения средств физической подготовки не применяли, занятия проводили по общепринятой методике.
При развитии двигательных способностей опирались на имеющиеся в литературе рекомендации относительно оптимальных параметров нагрузки (продолжительности, количества повторений, интервалов отдых), способствующих развитию скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных способностей, гибкости и выносливости. Материал для направленного развития двигательных способностей выбирали преимущественно из программы, где даны примерные упражнения и подвижные игры применительно к каждой двигательной способности. Дополнительно использовались доступные средства плавания и фитнес-аэробики. При выполнении упражнений, направленных на развитие двигательных способностей, обеспечивались наиболее адекватные методические условиях их реализации - интенсивность, темп, продолжительность, количество повторений, интервалы отдыха, точность, сложность и т.п. Общая длительность эксперимента составила 24 недели. Занятия в опытных группах проходили 3 раза в неделю. В начале и в конце педагогического эксперимента проводилось изучение физической работоспособности и двигательной подготовленности детей опытных групп.
Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ. Значимость различий определялась посредством применения параметрических и непараметрических критериев достоверности сдвигов для корреляционно связанных и независимых выборок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Особенности проведения занятий в экспериментальной и контрольной группах нашли свое отражение в изменениях показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности. В таблице 1 представлены сдвиги рассматриваемых показателей за период эксперимента.
Таблица 1 - Сдвиги показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности после завершения педагогического эксперимента (ё±т)_
Показатель Опытные группы
ЭГ КГ
1 PWC170, кгм/мин 38,5±6,6***х 15,2±6,8*
2 ИНПД2Вт/кг, уд/с -0,16±0,07*х 0,04±0,03
3 Бег 20 м, с -0,22±0,03***хх -0,08±0,03*
4 Прыжок в длину, см 11,4±1,2***ххх 4,1±1,3**
5 Челн. бег 4x9 м, с -0,47±0,06***хх -0,19±0,06**
6 МС, кг 2,83±1,76 -0,97±1,32
7 Наклон, см 1,25±0,49*хх -0,89±0,41*
8 Бег 1000, с -51,8±6,5***ххх -17,5±6,1**
Примечание: *, **, ***значимость сдвига при р < 0.05, 0,01, 0,001 соответственно; х, хх, ххх - значимость раз-
личий между ЭГ и КГ при р < 0.05, 0,01, 0,001 соответственно.
Оценка сдвигов физической работоспособности в рассматриваемых группах показала статистически существенное повышение величины PWC170 и уменьшение - ИНПД. Так, в ЭГ физическая работоспособность по тесту PWC170 возросла на 11,2% (р<0,001), а
в КГ - 4,6% (р<0,05). ИНПД в ЭГ статистически значимо (р<0,05) уменьшился на 24,7%, тогда как в КГ этот показатель проявил тенденцию к увеличению (на 6,1%).
Анализ приростов быстроты движений, оцениваемой по результатам выполнения теста «бег 20 метров» свидетельствует об улучшении этого показателя. В ЭГ средний сдвиг составил 9,1% (р<0,001), а в КГ - 3,2% (р<0,05).
При оценке приростов скоростно-силовых способностей, на основе изменений результатов прыжка в длину с места, наиболее существенные сдвиги были обнаружены у детей ЭГ, составившие 8,4% (р<0,001), а у детей КГ средняя величина сдвига была равна -3,1% (р<0,01).
Анализ приростов результатов выполнения челночного бега, характеризующего координационные способности применительно к скоростному бегу, показал, что в ЭГ средний сдвиг составил 12,1% (р<0,001), а в КГ - 4,8% (р<0,01).
Силовые способности, оцениваемые по результатам становой динамометрии у детей ЭГ (9,8%) и КГ (3,5%) за период педагогического эксперимента не изменились.
Сдвиги уровня гибкости в рассматриваемых группах происходили разнонаправле-но. Так, у детей ЭГ результат выполнения наклона вперед улучшился на 4,9% (р<0,05), в противоположность этому у детей КГ произошло уменьшение этого показателя на 3,7% (р<0,01).
Сопоставление приростов такого показателя развития выносливости как бег на 1000 метров свидетельствует об эффективности занятий в ЭГ. У детей этой группы, по сравнению с исходными данными, выносливость выросла на 12,6% (р<0,001). В КГ отмечен меньший, однако, статистически существенный прирост этого показателя (4,4%, р<0,05).
Анализ межгрупповых различий показал, что школьники ЭГ статистически значимо (р<0,05^0,001) превосходили детей КГ по абсолютным значениям сдвигов PWCl70, ИНПД, бега 1000 м, прыжка в длину, челночного бега, бега 20 м, наклона вперед. Исключение составляют изменения силы мышц разгибателей туловища. По этому показателю не обнаружены значимые межгрупповые различия.
Результаты применения рассчитанного соотношения средств физической подготовки различной направленности, выразились в изменении показателей физического состояния детей после завершения педагогического эксперимента. Эффективность разработанного методического подхода отчетливо проявилась при анализе сдвигов показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности. Под влиянием применяемого комплекса средств произошли существенные приросты физической работоспособности, общей выносливости, гибкости, скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей (применительно к скоростному бегу).
В ранее опубликованной работе авторов настоящей статьи было также показано, что рассматриваемый комплекс средств физической подготовки обусловливает у школьников экспериментальной группы снижение фоновой активированности и уменьшение уровня неспецифической активации в условиях информационной нагрузки стрессорного характера. Одновременно, выявлено повышение уровня функционирования ЦНС по показателям общего функционального состояния мозга и возрастание эффективности выполнения напряженной деятельности. Эти сведения позволили считать, что предложенное соотношение средств физической подготовки может найти применение для профилактики последствий «школьного стресса» и неадекватно высоких учебных нагрузок, особенно, у детей с избыточной психофизиологической реактивностью [3].
Полученные данные согласуются с результатами ранее проведенных исследований, посвященных вопросам поиска эффективных соотношений средств физической подготовки для комплексного развития физических качеств, а также улучшения функционального состояния и укрепления здоровья детей школьного возраста [11, 14, 15, 2, 1, 18 и др.]. Общим моментом всех этих исследований является то, что использование экспе-
риментальных соотношений нагрузок различной направленности разработанных на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся для комплексного развития основных физических качеств, способствует существенному повышению уровня двигательной подготовленности и физической работоспособности. Важно отметить, что положительный эффект занятий наблюдается даже при двух уроках физической культуры в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности разработанного соотношения средств физической подготовки в занятиях по физическому воспитанию с детьми 8-10 лет. Применение данного соотношения средств комплексного развития двигательных способностей обеспечивает значительный прирост различных показателей физической работоспособности и двигательной подготовленности у школьников экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой.
Результаты исследования дают основание полагать, что предложенное соотношение средств физической подготовки может найти применение при решении прикладных задач, направленных на улучшение физического состояния детей младшего школьного возраста в современных условиях обучения и их подготовку к сдаче нормативов ВФСК ГТО соответствующей ступени.
Работа поддержана РФФИ (грант №15-06-10156а).
ЛИТЕРАТУРА
1. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учета их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2012. - № 9 (91) - С. 7-14.
2. Борисов, В.В. Особенности физического воспитания выпускников основной школы Восточного Забайкалья : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Борисов. - Улан-Удэ, 2000. - 24 с.
3. Влияние упражнений аэробной направленности в комплексе с другими средствами физического воспитания на уровень неспецифической активации у школьников 8-10 лет / Г.А. Зайцева, М.Б. Чернова, С.А. Бондарева, Е.В. Савушкина, Б.Ю. Кузнецов // Новые исследования. - 2017. -№2. - С.63-67.
4. Долговременные эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на функциональное состояние детей при стрессе / Г.А. Зайцева, И.И. Криволапчук, С.А. Бондарева, А.П. Буслаков, Р.М. Носова // Новые исследования, 2016. - № 2. - С.31-38.
5. Кабачков, В. А. Комплекс ГТО в XXI веке. Оценка физической подготовленности учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и обороне отечества» в 2008-2010 гг. / В.А. Кабачков [и др.] // Вестник спортивной науки, 2010. - №2. - С. 47-50.
6. Карпман, В. Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерков-ский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
7. Криволапчук, И.А. Факторная структура физической работоспособности детей 7-8 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова. Н.В. Полянская // Гигиена и санитария. - 2016. - №7 (95). - С. 636-642.
8. Криволапчук, И.А. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13-14 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова // Физиология человека. - 2017. - Т. 43. - № 2. - С. 43-55.
9. Криволапчук, И.А. Функциональное состояние детей 9-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность / И.А. Криволапчук // Физиология человека.- 2009.- Т.35. - № 6. - С. 111-121.
10. Лях, В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
11. Покацкий, А.Г. Обоснование рационального соотношения средств физической подготовки у учащихся 1У-У1 классов на уроках физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук./
A.Г. Покацкий. - М.,1987. - 17 с.
12. Сонькин, В.Д. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе /
B. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 368 с.
13. Спирин, В.К. Индивидуализированный подход к оценке показателей физической подготовленности школьников / В.К. Спирин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (22). - С. 102-124.
14. Усов, А.В. Типологическая характеристика физической подготовленности и методика совершенствования двигательных качеств у учащихся младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.В. Усов. - М.,1989. - 16 с.
15. Филиппенко, В.Д. Обоснование контрольных нормативов и методики физической подготовки учащихся старших классов Северного Казахстана : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Д. Филиппенко. - М.,1990. - 16 с.
16. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.
17. Janssen, I. Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth / I. Janssen, A. Leblanc // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. - 2010. - Vol. 7. - № 40. - P. 1-16.
18. Krivolapchuk, I. A. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise / I.A. Krivolapchuk, M.B. Chernova // Medicina dello Sport. - 2012. - 65(2), P. 173-185.
REFERENCES
1. Abramishvili, G.A., Karpov, A.V., Dobezhin, I.N. and Ovsyannikova, V. (2012), "Differentiated physical education of students of lower grades on the basis of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.
2. Borisov, V.V. (2000), Features of physical education of graduates of the main school of Eastern Transbaikalia, dissertation, Ulan-Ude.
3. Zaytseva, G.A., Chernova, M.B., Bondareva, S.A., Savushkina, E.V. and Kuznetsov, B.Yu. (2017), "The effect of aerobic exercise in conjunction with other physical education tools on the level of nonspecific activation at schoolchildren aged 8-10 years", Novye issledovaniya, No. 2, pp. 63-67.
4. Zaytseva, G.A., Krivolapchuk, I.I., Bondareva, S.A., Buslakov, A.P. and Nosova R.M. (2016), "Long-term effects of the influence of aerobic exercise on the functional state of children under stress", Novye issledovaniya, No. 2, pp. 31-38.
5. Kabachkov, V.A. (2010), "GTO complex in the 21st century. Assessment of the physical preparedness of students for the results of the implementation of the standards of the complex «Ready for Labor and Defense » in 2008-2010)", Vestnik sportivnoy nauki, No. 2, pp. 47-50.
6. Karpman, V.L., Belotserkovskiy, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Fizkul'tura i sport, Moscow.
7. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Polyanskaya N.V. (2016), "Factor structure of physical working capacity of children aged 7-8 years old", Gigiena i sanitariya, № 7 (95), pp. 636-642.
8. Krivolapchuk, I.A. and Chernova, M.B. (2017), "Factor structure of the functional state of boys 13-14 years old", Fiziologiya cheloveka, Vol. 43, No. 2, pp. 43-55.
9. Krivolapchuk, I.A. (2009), "Functional state of children aged 9-10 years with intense information load and physical working capacity", Fiziologiya cheloveka, Vol.35, No. 6, pp. 111-121.
10. Lyakh, V.I. (2000), Motor abilities of schoolchildren: the fundamentals of theory and methods of development, Terra-Sport, Moscow.
11. Pokatskiy, A.G. (1987), Justification of the rational correlation of physical training among students of the IV-VI classes at the lessons ofphysical culture, dissertation, Moscow.
12. Son'kin, V.D. and Tambovtseva, R.V. (2011), Development of muscular energy and working capacity in ontogenesis, publishing house LIBROKOM, Moscow.
13. Spirin, V.K. (2013), "An individualized approach to assessing physical fitness indicators", Vestnik Curgutskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, No. 1 (22), pp. 102-124.
14. Usov, A.V. (1989), Typological characteristics ofphysical fitness and methods for improving motor performance at primary school children, dissertation, Moscow
15. Filippenko, V.D. (1990), Substantiation of control standards and methods ofphysical training of pupils of senior classes of Northern Kazakhstan, dissertation, Moscow.
16. Global Recommendations on Physical activity for Health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.
17. Janssen, I. and Leblanc, A. (2010), "Systematic Review of the Health Benefits of Physical Activity in School-Aged Children and Youth", International Journal of Behavioral Nutrition and Physical
Activity, Vol. 7, No.40, pp. 1-16.
18. Krivolapchuk, I. A. and Chernova, M.B. (2012), "Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise", Medicina dello Sport, No. 65(2), pp. 173-185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 796.035:796.022
ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЗДОРОВЬЯ
Леонид Александрович Зеленин, доктор педагогических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ),
г. Пермь
Аннотация
В статье рассматриваются тонизирующее влияние, трофическое воздействие, формирование компенсаций и нормализация функций, которые по исследованиям учёных, являются ведущими физиологическими механизмами лечебно-профилактического, оздоровительно-реабилитационного, спортивно-реабилитационного, лечебно-физкультурного воздействия при выполнении физических упражнений на аппаратах механотерапии и тренажёрных средствах и устройствах.
Ключевые слова: тренажёрное устройство, физические упражнения, спортивный инвентарь - антропотехника, физиологические механизмы, оздоровление, научно-теоретическое учение, учение о моторно-висцеральных рефлексах.
IMPACT OF TECHNOLOGICAL MEANS ON PHYSIOLOGICAL MECHANISMS OF TREATMENT AND REHABILITATION OF HEALTH
Leonid Aleksandrovich Zelenin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Perm national Research Polytechnic University, Perm
Annotation
The article discusses a tonic effect, trophic effect, forming of compensations and normalization of functions, which according to the researches of the scientists are leading physiological mechanisms for preventive care, wellness and rehabilitation, sports rehabilitation, therapeutic physical effects of doing physical exercises on the different apparatuses and fitness tools and devices.
Keywords: fitness device, exercise, sports equipment - antropotechnical, physiological mechanisms, health improvement, scientific-theoretical doctrine, doctrine of motor-visceral reflexes.
ВВЕДЕНИЕ
Разнообразные физические упражнения, выполняемые на гимнастических снарядах, тренажёрах, устройствах и с разными предметами воздействуют на исправление (коррекцию), правильную осанку. К антропотехнике относятся разные тренажёрные устройства, средства, тренировочные приспособления, предметы, штанги, снаряды, палки, гантели, набивные мячи, булавы, обручи и др. [7, 8, 9]. Неумение постоянно следить за правильным сохранением положения тела (осанкой) приводит к искривлению позвоночного столба, смещению внутренних органов и систем организма человека в целом, следовательно, к значительному снижению состояния здоровья. Постоянная и правильная работа с выполнением физических упражнений на тренажёрах, со свободными снарядами и без снарядов приводит к нормальной осанке, где правильное взаиморасположение органов и систем организма наиболее полноценно обеспечивают работоспособность и функционирование внутренней целостной системы организма [4].
К корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемые в различных исходных поло-