Л. А. Кадуцкая, И. И. Махов
Анализ показателей двигательной активности учащихся 3-х классов школ города Белгорода
В статье представлены результаты исследовании данных о двигательной активности учащихся 3-х классов общеобразовательных школ города Белгорода. Для определения показателей двигательной активности учащихся 3-х классов была использована методика шагометрии, в ходе которой получены показатели ежедневной двигательной активности младших школьников.
Ключевые слова: двигательная активность, учащиеся начальной школы.
В настоящее время сложилась отрицательная тенденция проявления двигательной активности в обществе [5]. С каждым годом, как отмечают многие ученые, объем двигательных локомоций учащихся снижается, и это является актуальной проблемой общества [1, 2, 6, 7].
Результаты исследования. Объем двигательной активности учащихся определялся с помощью метода шагометрии, что позволило достоверно провести измерение двигательных локомоций школьников в течение дня. Исследование проводилось посредством применения фитнес-браслетов, измеряющих шаги, ЧСС, режим сна и другие показатели. Каждому ученику, принимавшему участие в исследовании, был предоставлен браслет, который учащиеся носили на запястье, в течение дня полученные данные синхронизировались в специальном приложении на смартфонах.
Данные, полученные в ходе проведения методики шагометрии, отражены на рис. 1, 2, в которых отмечено соотношение средних показателей суточной двигательной активности каждого ученика и рекомендуемых норм. Из представленных на рис. 1 данных следует, что двигательная активность учащихся 3-х классов школы № 1 значительно меньше рекомендуемой нормы и средние показатели двигательных локомоций учащихся колеблются в районе 9000-12000 шагов в сутки. Полученный результат подтверждает наличие проблемы, а также актуальность исследования.
16000
12000
8000
4000
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Показатели учащихся • Норма
Рис. 1. Отношение фактических показателей ДА учащихся 3-х классов школы № 1 к показателям нормы
Проведя расчеты, мы получили данные о среднем количестве шагов в сутки учащихся школы № 1, данный показатель составил 10084, что на 3916 шагов меньше минимально рекомендуемого уровня суточной двигательной активности детей младшего школьного возраста. Суточная норма двигательной активности детей исследуемой возрастной группы составляет 15000-20000 шагов [3]. Следует также отметить, что количество шагов в дни, которые предусматривают проведение уроков физической культуры, в значительной мере больше. Это говорит нам о пользе организованной двигательной активности и благоприятном влиянии на организм детей с точки зрения удовлетворения их физиологической потребности в движении.
Из представленных на рис. 2 данных следует, что двигательная активность учащихся 3-х классов школы № 2 также меньше рекомендуемой нормы и средние показатели двигательных локомоций учащихся колеблются в районе 10000-14000 шагов в сутки, но в сравнении с учащимися из школы № 1 наблюдаются ученики, проявляющие активность в зоне рекомендуемой нормы, что является хорошим результатом для нашего времени. Полученный результат также отражает наличие проблемы снижения двигательной активности детей младшего школьного возраста, так как всего лишь 3 ученика из 15 проявляют необходимую суточную двигательную активность.
Рис. 2. Отношение фактических показателей ДА учащихся 3-х классов школы № 2 к показателям нормы
Проведя расчеты, мы получили данные о среднем количестве шагов в сутки учащихся школы № 2, данный показатель составил 12957, что на 1043 шага меньше минимально рекомендуемого уровня суточной двигательной активности детей младшего школьного возраста. Следует отме-
12
тить, что в школе № 2 более высокие показатели суточной двигательной активности, чем у идентичной группы учащихся из школы № 1.
Данные средних показателей объема суточной двигательной активности учащихся 3-х классов и их соотношение с нормой представлены на рис. 3.
16000
12000
8000
4000 0
школа №2 школа №1
■ Показатели нормы ■ Показатели учащихся
Рис. 3. Соотношение среднесуточного количества двигательных локомоций учащихся школ города Белгорода с нормами двигательной активности
Выводы. У учащихся обеих образовательных организаций наблюдаются результаты более низкие, чем рекомендуемые нормы, что является важным моментом, который должен быть под контролем педагогов и родителей [4, 8, 9]. В школе № 2 показатели средней двигательной активности учеников в сутки на 2873 больше, чем в школе № 1, однако не превышают минимально рекомендуемого уровня суточной двигательной активности детей младшего школьного возраста. Данные показатели являются основанием для проведения более детального сравнительного анализа двигательного режима и суточной двигательной активности учащихся обеих школ, участвующих в исследовании.
Примечания
1. Баканов И. М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня : дис. ... канд. мед. наук : 14.00.07 / Баканов Иван Михайлович. - М., 2007. - 199 с.
2. Бутко М. А. Педагогическая технология регулирования двигательной активности детей младшего школьного возраста в образовательной среде. - Калининград, 2015. - 220 с.
15000 15000
3. Грудина С. В. Нагрузки на уроке физической! культуры и нормы двигательнои активности школьников // Педагогическое мастерство : материалы II междунар. науч. конф. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 107-109.
4. Кадуцкая Л. А. Адаптационная модель организации двигательной активности обучающихся / Л. А. Кадуцкая, Л. Н. Волошина, В. Л. Кондаков,
B. Н. Ирхин // Теория и практика физической культуры. 2020. № 1. -
C. 20-21.
5. Кобяков Ю. П. Концепция норм двигательной активности человека // Теория и практика физической культуры. 2003. № 11. - С. 20-23.
6. Лубышева Л. И. Возрастное развитие движений ребенка // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 4. -С. 56-60.
7. Соколов Е. С. К проблеме повышения двигательной активности детей школьного возраста // Основные направления развития олимпийского и паралимпийского движения, спортивного резерва и массовой физической культуры в рамках празднования 80-летия ФГБУ - СпбНИИФК. СПб., 2013. - С. 109-112.
8. Voloshina L. N., Kondakov V. L., Tretyakov A. A., Kopeikina E. N., Cretu M., Potop V. Modern strategies for regulating the motor activity of preschool and school age children in the educational space. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2018; 22(2):114-119. doi:10.15561/18189172. 2018.0208.
9. Kondakov V. L., Voloshina L. N., Kopeikina E. N., Kadutskaya L. Daily assessment of physical activity in 6-11-year-old children // Journal of Physical Education and Sport. 2020. Т. 20, № 4. С. 1673-1680.
А. И. Савостьянов, Т. Н. Мацаренко
Артистизм в педагогической культуре современного преподавателя
В педагогической деятельности образуется особая структура способностей. Она воплощает в себе взаимодействие пространственной организации, пространство свободы в сфере литературных, актерских, режиссерских, сценарных умений, подчиняющихся педагогической направленности. Их развитие способствует решению задач: повышение эффективности педагогического взаимодействия, создание творческой атмосферы сотрудничества в педагогическом процессе и максимальное раскрытие творческого потенциала всех его участников. Педагогический артистизм и сценарирование как проявление богатой палитры отношений на явления окружающего мира, способность яркой эмоционально-образной перекодировки информации в нужном для урока направлении являются качествами, имеющими сегодня реальное право быть включенными в профессиограмму современного педагога.
Ключевые слова: пространственная организация, пространство свободы, педагогическая культура, артистизм, творческая личность.
В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в пространственное и прорывное развитие человека, педагога, наставника.