Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ФАШИЗМУ И КАНАЛОВ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ФАШИЗМУ И КАНАЛОВ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ ФАШИЗМА / АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КАНАЛЫ ЭМПАТИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Александр Александрович, Соловьёва Елизавета Валерьевна

В ходе становления общество может регрессировать на более ранние этапы своего развития. Даже разрешенные проблемы могут стать актуальными вновь. В ситуации кризиса есть опасность увеличения числа людей, подверженных антидемократической идеологии (фашизму). Именно поэтому важно исследовать: структуру авторитарной личности и то, что способствует ее развитию. Эмпатия как способ познания других людей считается лучшим средством гуманизации личности и формирования понимания. При рассмотрении взаимосвязи данная гипотеза была опровергнута. Взаимодействие уязвимости к антидемократической идеологии и эмпатии имеет неоднозначный характер. В данном исследовании было обнаружено, что каналы эмпатии вносят деструктивный вклад в структуру личности. Установлены положительные взаимосвязи между компонентами фашизации и параметрами эмпатии, направленными на сбор информации из внешней среды. В русле системного и акмеологического подходов было выявлено, что иррациональные каналы эмпатии: интуитивный и эмоциональный - способствуют росту «Суеверности и стереотипии», «Комплекса власти» и «Проективности». Базовым в взаимосвязанных компонентах фашизации и каналов эмпатии является иррациональность и сложность экспликации (развертывания), объяснения, верификации информации. Тем самым показан неоднородный и дестабилизирующий вклад эмпатии в структуру личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнов Александр Александрович, Соловьёва Елизавета Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATION BETWEEN VULNERABILITY TO FASCISM AND EMPATHY CHANNELS IN STUDENTS

In the course of formation, a society can regress to earlier stages of its development. Even solved problems can become topical again. In a crisis situation, there is a danger of an increase in the number of people confirmed by the anti-democratic ideology (fascism). That is why it is important to investigate the structure of the authoritarian personality and what contributes to its development. Empathy as a way of knowing other people is considered the best means of humanizing the individual and forming understanding. When considering the relationship, this hypothesis was refuted. The interaction of vulnerability to anti-democratic ideology and empathy is ambiguous. In this study, it was found that the channels of empathy make a destructive contribution to the structure of the personality. Positive relationships between the components of fascisation and the parameters of empathy aimed at collecting information from the external environment are established. In line with the systematic and acmeological approaches, it was revealed that the irrational channels of empathy: intuitive and emotional-contribute to the growth of Superstition and stereotypy, the Complex of Power and Projectivity. Basic in the interrelated components of fascisation and empathy channels is the irrationality and complexity of explication (deployment), explanation, verification of information. Thus, the heterogeneous and destabilising contribution of empathy to the structure of personality is shown.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ФАШИЗМУ И КАНАЛОВ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 71-76. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 71-76. ISSN 2073-1426 Научная статья УДК 159.9:316

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-71-76

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОДВЕРЖЕННОСТИ ФАШИЗМУ И КАНАЛОВ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ

Смирнов Александр Александрович, кандидат психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, asmirnov1970@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-0512-411X

Соловьева Елизавета Валерьевна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, solovyeva.ev205@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4393-7381

Аннотация. В ходе становления общество может регрессировать на более ранние этапы своего развития. Даже разрешенные проблемы могут стать актуальными вновь. В ситуации кризиса есть опасность увеличения числа людей, подверженных антидемократической идеологии (фашизму). Именно поэтому важно исследовать: структуру авторитарной личности и то, что способствует ее развитию. Эмпатия как способ познания других людей считается лучшим средством гуманизации личности и формирования понимания. При рассмотрении взаимосвязи данная гипотеза была опровергнута. Взаимодействие уязвимости к антидемократической идеологии и эмпатии имеет неоднозначный характер. В данном исследовании было обнаружено, что каналы эмпатии вносят деструктивный вклад в структуру личности. Установлены положительные взаимосвязи между компонентами фашизации и параметрами эмпатии, направленными на сбор информации из внешней среды. В русле системного и акмеологического подходов было выявлено, что иррациональные каналы эмпатии: интуитивный и эмоциональный - способствуют росту «Суеверности и стереотипии», «Комплекса власти» и «Проективности». Базовым в взаимосвязанных компонентах фашизации и каналов эмпатии является иррациональность и сложность экспликации (развертывания), объяснения, верификации информации. Тем самым показан неоднородный и дестабилизирующий вклад эмпатии в структуру личности.

Ключевые слова: компоненты фашизма, авторитарная личность, каналы эмпатии, студенты

Для цитирования: Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Взаимосвязь антидемократической подверженности и каналов эмпатии у студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 71-76. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-71-76

Research Article

THE INTERRELATION BETWEEN VULNERABILITY TO FASCISM AND EMPATHY CHANNELS IN STUDENTS

Alexsandr A. Smirnov, Candidate of psychological sciences, Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia, asmirnov1970@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-0512-411X

Elizaveta V. Solovyeva, Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia, solovyeva.ev205@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-4393-7381

Abstract. In the course of formation, a society can regress to earlier stages of its development. Even solved problems can become topical again. In a crisis situation, there is a danger of an increase in the number of people confirmed by the anti-democratic ideology (fascism). That is why it is important to investigate the structure of the authoritarian personality and what contributes to its development. Empathy as a way of knowing other people is considered the best means of humanizing the individual and forming understanding. When considering the relationship, this hypothesis was refuted. The interaction of vulnerability to anti-democratic ideology and empathy is ambiguous. In this study, it was found that the channels of empathy make a destructive contribution to the structure of the personality. Positive relationships between the components of fascisation and the parameters of empathy aimed at collecting information from the external environment are established. In line with the systematic and acmeological approaches, it was revealed that the irrational channels of empathy: intuitive and emotional-contribute to the growth of Superstition and stereotypy, the Complex of Power and Projectivity. Basic in the interrelated components of fascisation and empathy channels is the irrationality and complexity of explication (deployment), explanation, verification of information. Thus, the heterogeneous and destabilising contribution of empathy to the structure of personality is shown.

Keywords: components of fascism, authoritarian personality, empathy channels, students

For citation: Smirnov A.A., Solovyeva E.V The interrelation between vulnerability to fascism and empathy channels in students. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 1, pp. 71-76 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-71-76

© Смирнов А.А., Соловьева Е.В., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 1 71

Постановка проблемы исследования. Течение времени имеет циклический характер. Известно, что многим событиям прошлого было суждено повториться вновь. Пандемии бушевали несколько веков назад, и, несмотря на развитие санитарии, гигиены, медицины, общественных норм и ценностей, мы можем наблюдать схожие феномены. Развитие общества, морали и этики не спасает от войн, межэтнических конфликтов, религиозных распрей.

Можно говорить о динамике с появлением схожих новообразований по мере становления определенной самодетерминируемой структуры. Ее динамичность превращает структуру в систему, в которой есть неоднородность и гетерохронность становления, а также явление регрессии на более ранние этапы развития.

В философии цикличность впервые обнаружил Г. Гегель, создатель классической немецкой философии, основные идеи которого заключаются в следующих принципах: системности, историзма и диалектизма познания.

Рассмотрение природы, законов философии, политики, права, государства, логики заключаются в целостности познания, единства качественного и количественного подходов. Необходимо видеть систему синтетически с образованием синергети-ческих эффектов, избегая чисто аналитического подхода. Гегель был против редукционизма и упрощения, расщепления феноменов [Огурцов: 601].

Гегеля критиковали за то, что его подход к рассмотрению действительности может быть свидетельством оправдания фашизма (К. Поппер, А. Шопенгауэр). Само гегелевское учение являлось источником формирования идеологии фашизма. Философия Гегеля подчеркивает то, что любое событие может повториться вновь.

Диалектика подразумевает единство противоположностей. Системогенез невозможен без отрицания, вследствие этого происходит преемственность в развитии и при этом образование нового. Таким образом, развитие имеет спиралевидную форму, где каждая последующая ступень хоть и повторяет траекторию предыдущей, но совершенно на новом этапе становления.

Диссипативная система построена на диалектике: единства противоположностей и рождения нового свойства. Система саморегулируется через равновесие и неравновесие, определенность и неопределенность [Кашапов: 118].

Именно поэтому важно находить инструменты, фасилитирующие благополучное развитие отдельно взятой личности и общества в целом. З. Фрейд говорил, что онтогенез в психическом становлении личности повторяет филогенез развития общества.

Поскольку всегда есть потенциальное образование «ошибок прошлого», регрессии, цикличности в новообразованиях, то необходимо понять, как регулировать фашизацию личности.

Данное исследование направлено на изучение взаимодействия разобщённого, дисгармоничного строения личности с известным механизмом эмпа-тии как понимания другого человека.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что эмпатия как средство познания другого, сочувствия, сопереживания, принятия других людей такими, какие они есть, может воздействовать на компоненты фашизации личности. Но нами было установлено, что общий уровень уязвленности к идеологии фашизма неоднозначно взаимосвязан с общим уровнем эмпатии [Смирнов, Соловьева: 370]. Поэтому было решено провести детальный анализ на компонентом уровне исследования.

Авторитарная личность - особый тип личности, который предрасположен к принятию антидемократических ценностей, беспрекословному подчинению власти, принятию тоталитаризма. Наиболее полное и законченное воплощение концепция получила в научных трудах Э. Фромма, Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсона, Р. Сэнфорда.

Фромм выделил предикторы и индикаторы утверждения нацистского режима: «...это ситуация кризиса; падение уровня жизни; стремление к утверждению сильной власти для компенсации своей нищеты, беспомощности и "социальной неполноценности"; идентификация личности с сильной деспотичной властью ("симбиотическое слияние с объектом поклонения"), удовлетворение мазохистских побуждений и гипер-компенсация реальной беспомощности» [Николаев]. На настоящий момент времени общество переживает ситуацию кризиса: нестабильность и дестабилизацию связи с распространением пандемии, экономическими, политическими и социальными проблемами, что ведет к возрождению фашистской идеологии в целом ряде государств.

Важным является вопрос, настолько эмпатия может способствовать повышению взаимопонимания, гармонизации отношений, снижению фашизации в личности?

И.В. Федоров, современный психолог, считает: «Эмпатическая активность - форма фундаментальной, имплицитно присущей человеку респонзив-ной активности. Респонзивность - изменение себя в ответ» [Федоров].

Исходя из структуры эмпатии, по В.В. Бойко, параметры эмпатии были разделены нами на два типа: конативные и перцептивные, а по типу направленности - на экстернальные (сбор информации извне, перцептивные) и интернальные (изменение себя в ответ, конативные, поведенческие). Респонзив-ность в эмпатии выступает как возможность преобразования себя, измененения себя и своего поведения. Также в эмпатии существуют перцептивные компоненты - это каналы эмпатии, роль которых в сборе существенной информации очень важна.

Предыдущие исследования в этой области показали неоднородный и неоднозначный вклад воздействия эмпатии на фашизацию личности [Смирнов, Соловьева: 369].

Организация процедуры и методы исследования. По Б.Ф. Ломову опорой исследования является системный подход, в основе которого лежит рассмотрение изучаемого явления с точки зрения целого и обладающего свойствами, которые невозможно вывести из его фрагментов или частей.

Принципы системного подхода позволяют смотреть на личность как развивающуюся систему, с образованием синергетических эффектов, комплексов, иерархических структур. Рассматривая взаимосвязи на компонентном (аналитически), структурном (системно) и функциональном (в динамике) уровнях, можно обнаружить воздействия и взаимопроникновения изучаемых явлений. Новообразования систем могут носить гетерохрон-ный и неоднородный характер, поэтому так важно смотреть в целом и при этом сепарированно, отдельно [Анохин]. Способности могут подчиняться эффекту расщепления и носить не линейный, а многомерный характер [Холодная: 18].

Для установления показателей на аналитическом уровне исследования были использованы следующие опросниковые методики:

1. Для диагностики уровня эмпатических способностей была выбрана методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей», содержащая следующие шкалы: рациональный (РЭ), эмоциональный (ЭЭ), интуитивный (ИЭ) каналы эмпатии [Бойко].

2. Для выявления признаков авторитарной личности была использована методика Т. Адорно, Э. Френкель-Брунсвик, Д. Левинсона, Р. Сэнфорд «Шкала фашизма», включающая следующие шкалы: «Консерватизм» (А), «Авторитарное подчинение» (В), «Авторитарная агрессия» (С), «Анти-ин-трацепция» (Б), «Суеверность и стереотипия» (Е), «Комплекс власти» (Б), «Деструктивность и цинизм» «Проективность» (Н), «Преувеличенная озабоченность сексуальной жизнью» (I) [Адорно, Брунсвик, Левинсон, Сэнфорд]. Все компоненты интегрированы в обобщающую шкалу: «Подверженность антидемократии» (FS).

В качестве испытуемых выступили студенты первого курса Ярославского государственного

университета им. П.Г. Демидова (в общем количестве 125 человек) следующих факультетов: психологии, информационно-вычислительной техники, прикладной математики и информатики.

Процедура исследования заключалась в проведении опроса в первом семестре обучения (сентябрь 2020 года).

В результате статистической обработки данных (с помощью программы Psychometric Expert 8) была установлена взаимосвязь компонентов подверженности антидемократии и каналов эмпатии.

Результаты исследования и их обсуждение. Были установлены следующие взаимосвязи между компонентами фашизации личности и каналами эмпатии (представлены только шкалы, имеющие достоверные связи) (табл. 1).

Главное, на что стоит обратить внимание, что все взаимосвязи между исследуемыми компонентами - положительные. Это говорит о том, что каналы эмпатии способствуют структуризации фашизма в личности, а именно в большей степени росту таких компонентов, как: «Суеверность и стереотипия» (Е), «Комплекс власти» (F), «Проективность» (H). С остальными шестью компонентами подверженности антидемократии значимых взаимосвязей не было обнаружено.

Каналы эмпатии, как было показано нами в ранних исследованиях, были отрицательно взаимосвязаны и с адаптацией студентов к вузу. То есть эффект их воздействия чаще проявляется как дестабилизирующий личность, снижающий ее адаптивный потенциал. Особенность каналов эмпатии заключается в их экстернальной направленности, которая выражается в сборе информации из внешней среды. Возможно, информация, которая проходит по каналам эмпатии, недостаточно дифференцируется через когнитивные фильтры, чтобы быть проанализированной на уровне непринятия идеологии. Чаще эмоции других людей отражаются на подсознании и трудно поддаются экспликации. Получается, что каналы эмпатии собирают множество информации, которую могут недостаточно селектировать своеобразные «фильтры», «барьеры», «психологические мембраны», например низкая рефлексивность.

Со стороны фашизации личности известно, что подверженность антидемократии базируется на иррациональных убеждениях, верованиях.

Таблица 1

Матрица интеркорреляций между компонентами фашизации личности и каналами эмпатии у студентов

Каналы эмпатии Компоненты фашизации личности

Е F H

Рациональный

Эмоциональный 0,19*

Интуитивный 0,31*** 0,22** 0,16*

Примечания: Е - «Суеверность и стереотипия», F - «Комплекс власти», H - «Проективность».

Это снижение критического мышления, поиск источника внешних детерминант судьбы, чрезмерная экстернальность в локусе контроля, перенос ответственности на другого. Человек, подвластный фашизму, ищет более сильного лидера, который мог бы решать за него и управлять им, вплоть до тоталитарного подчинения [Николаев].

Поскольку иррациональное начало в эмпатии и в фашизме неосознаваемо, то воздействовать на личность с помощью влияния на подсознательные процессы становится возможным. Рассмотрим каналы эмпатии обособленно.

Рациональный канал эмпатии ортогонально воздействует на структуру авторитарной личности. Под рациональным Бойко понимает больше когнитивное проявление в эмпатии, это направленность когнитивных процессов психики на сбор информации о партнере по общению [Бойко]. Мышление, восприятие, внимание направлены на другого человека для самобытного интереса познающего эм-пата. Следовательно, эмпатийный анализ партнёра по взаимодействию не создает деструктивного воздействия на личность эмпата. Эмпат может наблюдать за другими людьми и не быть вовлеченным. Только такой рациональный анализ другого человека позволяет эмпату не проникаться идеологией, верованиями, идеями - в отличие от следующего типа познания.

Интуитивный канал эмпатии имеет самые сильные обнаруженные взаимосвязи с компонентами фашизации личности: Е - «Суеверность и стереотипия» (0,31***), F - «Комплекс власти» (0,22**), H - «Проективность» (0,16*). Под интуитивным сбором информации можно понимать интуитивное познание (по М.С. Роговину и Г.В. Залевскому), где: «...специфический характер внимания типа "максимального слияния с объектом", сочетание его максимальной концентрации с полной пассивностью. Такое внимание должно предотвратить произвольное выделение отдельных сторон и свойств объекта и гарантировать целостность его восприятия, "схватывания" его внутренних взаимосвязей, гештальта. В этом духе высказывались такие крупные авторитеты, как З. Фрейд и К. Лоренц. В своих советах врачу при проведении психоанализа Фрейд говорит о "равномерно обволакивающем внимании" (gleichschwebende Aufmerksamkeit)» [Роговин, Залевский].

То есть, как мы понимаем, если в рациональном осмыслении человека эмпат рассматривает и познает другого сукцессивно, детально, осознанно, то в интуитивном познании придерживается симультанного, целостного восприятия, которые граничит тесно с бессознательным началом.

Получается, что такое одномоментное, «обволакивающее», основанное на подсознательном опыте познание может быть взаимосвязано с категоричным мышлением, склонным к стереотипам. Следовательно, данный тип понимания другого

представляет опасность дисгармонии интуитивного и рационального познания. Роговин противопоставлял интуицию верифицируемому познанию, которое развернуто в процессе [Роговин, Залевский]. Интуитивное восприятие сжато, в связи с этим может быть ошибочным, основанным на сформированных стереотипах и откладываться на подсознании.

У интуитивного эмпата, скорее всего, формируется склонность полагаться на свои иррациональные верования, желание чаще познавать упрощенно и быстро других людей.

Данный канал эмпатии способствует и особенности мыслить в категориях «господства - подчинения», «силы - слабости». Упрощенное, быстрое познание ведет к «Комплексу власти», который выражается в разделении людей на две группы: сильных и слабых. Интуитивно эмпаты могут моментально находить объяснения поведения других людей, исходя из приписывания сильных или слабых сторон личности.

Эмоциональный канал эмпатии имеет одну слабую положительную взаимосвязь с компонентом Е - «Суеверность и стереотипия» (0,19*). Бойко называет этот канал эмпатии эмоциональной «подстройкой» под другого человека [Бойко]. Похожее на состояние раппорта - установление эффективной коммуникации, вхождение в одну «эмоциональную волну». Безусловно, процессы, которые сложно поддаются экспликации, создают при понимании таких феноменов благотворную почву для мистификации. Чаще всего люди, которые чувствуют, что входят в «эмоциональное поле» партнера по взаимодействию, могут приписывать подобные особенности высшим, необъяснимым силам. Также люди с повышенной эмоциональной эмпатией очень впечатлительны, сензитивны и восприимчивы. Их, скорее всего, легче убедить, внушить им что-либо и воздействовать другими способами манипулирования на их идеологическое мировоззрение. Для того чтобы войти в раппорт, в взаимодействие эмоционального плана, эм-пат сам резонирует эмоции другого, отзеркаливая их. Он испытывает те же чувства, что и партнер, и становится «под ударом» для эмоционального заражения, притупления рационального познания.

Заключение. Опираясь на вышеизложенный анализ взаимосвязи подверженности антидемократии и каналов эмпатии, можно сделать следующие выводы.

1. Эмпатия имеет неоднозначный вклад в гуманизацию личности. Важно понять при сборе информации из внешней среды, почему эмпаты становятся уязвимы к фашизму. Было предположено, что иррациональное познание заглушает рациональное понимание мира. Склонность полагаться на интуицию и эмоции ведет к стереотипизации мышления, редукции знаний. Невозможность полной экспликации (развертывания процесса эмпа-

тии) и верификации полученной информации дает основу для мистификации и росту верований у эм-патов. Интуиция в эмпатии приводит даже к желанию разделения на упрощённые категории: «сильных» и «слабых» людей.

2. Иррациональные каналы в эмпатии - эмоциональный и интуитивный - способствуют развитию фашизации в личности. Интуитивный канал в эм-патии положительно взаимосвязан с тремя компонентами фашизма («Суеверность и стереотипия», «Комплекс власти», «Проективность»), а эмоциональный канал положительно коррелирует с одним компонентом антидемократической идеологии («Суеверность и стереотипия»). Рациональный канал в эмпатии не взаимосвязан с компонентами антидемократической подверженности личности, он развивается ортогонально.

3. Для гармоничного развития личности интуитивное и верифицируемое (рациональное) познание должны находиться в балансе. Таким образом, развертывание процесса эмпатическо-го взаимодействия может снижать стереотипию мышления, подтвержденность антидемократическим ценностям.

4. Необходимо понять процесс эмпатического контакта, чтобы снять мистификацию с этого феномена. Важно сделать эмпатическое общение более осмысленным и неподверженным деструктивным влияниям для личности.

Список литературы

Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1948. Т. 26, № 8. С. 81-99.

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва: Филинъ, 1996. 472 с.

Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116-130.

Николаев В.Г. Личность авторитарная // Культурология. XX век: энциклопедия / гл. ред., сост. С.Я. Левит. Санкт-Петербург: Университетская книга. Т. 1. 1998. 447 с.

Огурцов А.П. «Философия природы» Гегеля и ее место в истории философии науки // Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 2: Философия природы. М., 1975. С. 601-603.

Роговин М.С., Залевский Г.В. Верифицируемое и интуитивное познание психического // Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/verifitsimemoe-i-intuitivnoe-poznanie-psihicheskogo (дата обращения: 20.01.2021).

Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Фашизм как подверженность антидемократии и общий уровень эмпатии у студентов // Вестник интегративной психологии // Журнал для психологов / под ред.

B.В. Козлова. Ярославль: МАПН, 2020. Вып. 21.

C. 367-370.

Федоров И.В. Респонзивная динамика эмпа-тической активности // Вестник Томского государственного университета. 2014, № 386. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/responzivnaya-dinamika-empaticheskoy-aktivnosti (дата обращения: 18.01.2021).

Холодная М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия // Психологический журнал. 2020. T. 41, № 3. C. 18-31 [Электронный ресурс]. URL: http://ras.jes.su/psy/s020595920009342-2-1 (дата обращения: 04.02.2021). DOI: 10.31857/ S020595920009342-2

Adorno T., Frenkel-Brewnsvik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. New York, Harper, 1950.

References

Anohin P.K. Sistemogenez kak obshhaja zakono-mernost' jevoljucionnogo processa. [Systemogenesis as a General pattern of the evolutionary process]. Bjul-leten'jeksperimental'noj biologii i mediciny [Bulletin of Experimental Biology and Medicine], 1948, vol. 26, № 8, pp. 81-99. (In Russ.)

Bojko V.V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih [The energy of emotions in communication: a look at yourself and others]. Moscow, Filin Publ., 1996, 472 p. (In Russ.)

Kashapov M.M. Ponimanie resursnosti v kontekste professionalizacii myshlenija sub'ekta [Understanding resource capacity in the context of professionalization of the subject's thinking]. Metodologija sovremennoj psihologii. [Methodology of modern psychology], 2020, № 11, pp. 116-130. (In Russ.)

Nikolaev V.G. Lichnost' avtoritarnaja [The authoritarian personality]. Kul'turologija. XX vek: jenciklo-pedija [The authoritarian personality. Cultural studies. XX century: encyclopedia], ed., comp. S. Ja. Levit. Saint Petersburg, Universitetskaja kniga Publ., vol. 1, 1998, 447 p. (In Russ.)

Ogurcov A.P. «Filosofija prirody» Gegelja i ee mesto v istorii filosofii nauki. [Hegel's "Philosophy of Nature" and its Place in the History of the Philosophy of science.]. Gegel'. Jenciklopedija filosofskih nauk [Hegel. Encyclopedia of Philosophical Sciences]. Moscow, 1975, vol. 2: Filosofija prirody [Philosophy of Nature], pp. 601-603. (In Russ.)

Rogovin M.S., Zalevskij G.V. Verificiruemoe i intuitivnoe poznanie psihicheskogo [Verifiable and intuitive knowledge of the psychic]. SPZh, 2001, № 14-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7veri-fitsiruemoe-i-intuitivnoe-poznanie-psihicheskogo (access date: 20.01.2021). (In Russ.)

Smirnov A.A., Solov'eva E.V. Fashizm kak pod-verzhennost' antidemokratii i obshhij uroven' jempatii u studentov [Fascism as exposure to anti-democracy and the general level of empathy among students].

Vestnik integrativnoj psihologii. Zhurnal dlja psihol-ogov [Bulletin of Integrative Psychology. Journal for psychologists], ed. by. V.V Kozlov. Jaroslavl', MAPN Publ., 2020, vol. 21, pp. 367-370. (In Russ.)

Fedorov I.V. Responzivnaja dinamika jempati-cheskoj aktivnosti [Responsive dynamics of empathic activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. [Bulletin of Tomsk State University], 2014, № 386. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7re-sponzivnaya-dinamika-empaticheskoy-aktivnosti (access date: 18.01.2021). (In Russ.)

Holodnaja M.A. Mnogomernaja priroda poka-zatelej intellekta i kreativnosti: metodicheskie i teoreticheskie sledstvija [Multidimensional nature

of intelligence and creativity indicators: methodological and theoretical implications]. Psiholog-icheskij zhurnal [Psychological Journal], 2020, vol. 41, № 3, pp. 18-31. URL: http://ras.jes.su/psy/ s020595920009342-2-1 (access date: 04.02.2021). DOI: 10.31857/S020595920009342-2. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 04.12.2020; одобрена после рецензирования 15.01.2021; принята к публикации 26.02.2021.

The article was submitted 04.12.2020; approved after reviewing 15.01.2021; accepted for publication 26.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.