#
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
CORRELATION BETWEEN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' ORGANIZATIONAL SKILLS AND THIER LEVELS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION
Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг
В статье анализируются некоторые психологические особенности профессионально-педагогической направленности: виды, уровень педагогической направленности, мотивы выбора профессии; уровень развития организаторских способностей; взаимосвязь уровней профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей у студентов разных факультетов и курсов обучения.
Hoang Trung Hoc, Trieu Thi Huong
The article analyzes some peculiar psychological features of professional pedagogical orientation, namely: its kinds, levels of pedagogical orientation, motives for the choice of profession; level of organizational skills development and correlations between levels of professional pedagogical orientation and organizational skills of students of different departments and years.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая Keywords: professional pedagogical orientation, mo-
направленность, мотивы выбора профессии, собственно-педагогическая направленность, предметная и ситуативная направленность, организаторские способности.
tives for the choice of profession, individual pedagogical orientation, orientation in subjects and situational orientation, organizational skills.
В настоящее время перед современной высшей школой стоит задача обеспечения системы образования специалистами, способными на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности. При этом особую важность приобретают проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущего учителя.
В этих условиях возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных педагогических кадрах и нежеланием большинства выпускников педагогических вузов работать по специальности. Поэтому задача вузов состоит в формировании направленности студентов на профессиональный труд, выявлении их педагогических способностей и научно обоснованном развитии этих способностей в связи с требованиями профессии учителя. В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения психологических особенностей профессионально-педагогической направленности, педагогических способностей.
Задачами нашего исследования являются изучение мотивов выбора профессии учителя, исследование видов и уровней профессионально-педагогической направленности, выявление уровней развития организаторских способностей, а также взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей личности будущего учителя. В своем исследовании мы опираемся на теорию профессионально-педагогической направленности Е. М. Никиреева [1; 2]. В
соответствии с ней выделяются три вида: собственно педагогическая, предметная, ситуативная направленности и три ее уровня: высокий, средний и низкий - в зависимости от сочетания мотивов выбора профессии.
Исследование было проведено с 320 студентами физического и исторического факультетов Ханойского государственного педагогического университета Вьетнама при помощи методики Н. В. Кузьминой в модификации Е. М. Никиреева и опросника «КОС» Айзенка для того, чтобы определить уровень развития организаторских способностей.
1. Мотивы выбора профессии учителя, виды и уровни профессионально-педагогической направленности.
Мотив является основой профессионально-педагогической направленности. Результаты нашего исследования говорят о том, что выбор педагогической профессии студентов часто определяется следующими мотивами:
- желание родителей - 33,2%;
- желание быть похожим на любимого учителя -20,7%;
- любовь к детям -18,7%;
- стремление быть учителем с детства - 18,1%;
- педагогическая профессия высоко оценивается обществом - 16,1%;
- желание изучать любимые предметы - 15,5%;
- собственно педагогические способности - 10,4%.
Следовательно, в системе побуждений к выбору педагогической профессии выдвигаются мотивы, сформиро-
Ф
ванные под воздействием внешних стимулов: родителей, любимого учителя, общественного статуса педагогической профессии, и уже затем мотивы, возникающие под воздействием внутренних стимулов самой личности. К ним относятся: любовь к детям, осознание своих педагогических способностей, любовь к любимому предмету, желание с детства быть педагогом. В сравнительном анализе наших исследований и исследований Т. В. Ермолаевой [3] мотивов выбора профессии имеются значительные различия количественных показателей вьетнамских и российских студентов. В исследовании Т. В. Ермолаевой больше 80% студентов, выбирающих педагогическую профессию, руководствуются мотивом, связанным с высоким социальным статусом этой профессии. Однако наши результаты исследования выявили такое влияние только у 16,1% студентов. Если в системе мотивов, побуждающих студентов к выбору педагогической профессии, в исследовании Т. В. Ермолаевой отсутствует мотив «желания родителей» либо «желание быть похожим на любимого учителя», то во Вьетнаме эти мотивы являются двумя самыми распространенными, побуждающими старшеклассников к выбору педагогической профессии. Очевидно, вследствие специфики национальной культуры в процессе выбора профессии вьетнамские студенты часто находятся под сильным влиянием родственников, особенно родителей и учителей.
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены три вида направленности: собственно педагогическая направленность (72%), ситуативная направленность (27,5%) и предметная направленность (0,5 %). Сравнение этих данных с результатами исследования автора Т. В. Ермолаевой в России показало значительное различие между видами педагогической направленности студентов педагогических вузов во Вьетнаме и в России. По ее данным, больше 90% российских студентов имеют собственно педагогическую и предметную направленность. Ситуативная направленность составляется низкий процент. Во Вьетнаме же ситуативная направленность выявлена у 27,5% студентов. Причина этого заключается в особенностях национальной культуры, в образовательной системе и конкретных социально-экономических условиях Вьетнама.
Выявлены различные показатели в видах направленности у студентов обоих факультетов: студентов с собственно педагогической направленностью на физическом факультете больше, чем на историческом (78,3%, 66,3% соответственно), студентов с ситуативной направленностью больше на историческом факультете, чем на физическом (33,7%; 20,7% соответственно). Самое низкое количество студентов на обоих факультетах выявлено с предметной направленностью (0%; 0,5% соответственно).
Результаты исследования уровней профессионально-педагогической направленности говорят о том, что студенты с различными уровнями профессиональной направленности занимают две крайние позиции: либо высокую (71%), либо низкую (24,9%). Студенты среднего уровня направленности составляют самое малое количество (4,1%). Количество студентов с высоким уровнем направ-
ленности на историческом факультете меньше, чем на физическом (65,3%; 77,2% соответственно). Анализ данных об уровнях педагогической направленности по учебным годам говорит о том, что количество студентов с высоким уровнем направленности постепенно уменьшается от первого курса к третьему и затем увеличивается на четвертом курсе (73,6%; 73,2%; 61,2%; 77,1% соответственно). Итак, самое большое количество студентов с высоким уровнем направленности наблюдается на четвертом курсе, и самое меньшее - на третьем.
2. Уровень развития организаторских способностей у студентов педагогического вуза.
Статистические данные исследования студентов двух факультетов говорят о том, что испытуемые имеют различный уровень развития организаторских способностей: очень высокий и высокий уровень организаторских способностей - у 21,3% студентов; низкий, очень низкий - у 68,9% студентов. Студенты со средним уровнем этих способностей составляют низкий процент - 9,8%. Итак, уровень развития организаторских способностей у студентов педагогического вуза в основном низок.
По годам обучения выявлена определенная динамика указанных способностей: количество студентов с высоким и очень высоким уровнями организаторских способностей повышается с первого по второй курс (с 16,7% до 22,6%), снижается до 14,3% на третьем курсе и снова повышается до 20% на четвертом курсе. Процентное соотношение количества студентов со средним уровнем меняется с первого по четвертый курс (16,1%; 1,9%; 12,2%; 8,6%), самый высокий показатель наблюдается на первом курсе и самый низкий - на втором курсе. Процент студентов, имеющих организаторские способности на низком и очень низком уровнях, резко увеличивается с первого по второй и постепенно уменьшается со второго по четвертый курс (57,2%; 75,5%; 73,5%; 71,4% соответственно). Итак, продолжительность обучения значительно влияет на процентное соотношение студентов с различными уровнями организаторских способностей.
Сравнение наших результатов исследования и результатов исследования, проведенного Т. В. Зобниной [4] в России, выявило различие в уровнях развития организаторских способностей и их динамики у студентов с различными уровнями организаторских способностей по годам обучения. По данным Т. В. Зобниной, число студентов с высоким уровнем развития организаторских способностей больше, чем с низким. Количество студентов с высоким уровнем развития организаторских способностей постепенно увеличивается с первого по четвертый курс. Результаты нашего исследования показывают обратную тенденцию. Во Вьетнаме количество студентов с низким уровнем развития организаторских способностей преобладает над количеством студентов с высоким уровнем. Количество студентов, имеющих высокий уровень развития организаторских способностей, постепенно уменьшается с первого по третий курс и резко увеличивается на четвертом.
Сравнительный анализ данных двух факультетов говорит о том, что число студентов с высоким и очень высо-
$
ким уровнями организаторских способностей больше на физическом, чем на историческом факультете (25,1% и 15,9% соответственно), и наоборот, число студентов с низким или очень низким уровнями организаторских способностей меньше на физическом, чем на историческом факультете (61,9% и 75,2% соответственно). На основе этих данных можно сделать вывод о том, что уровень развития организаторских способностей у студентов физического факультета выше, чем исторического.
3. Взаимосвязь уровня развития организаторских способностей и уровня профессионально-педагогической направленности.
Результаты исследования освидетельствуют о том, что у студентов педагогического вуза в основном имеется невысокий уровень развития организаторских способностей. Вопрос заключается в том, существует ли взаимосвязь между уровнями развития способностей и педагогической направленности? Поэтому следующей задачей нашего исследования было выявить эту взаимосвязь. С этой целью мы проанализировали процентное соотношение количества студентов с различными уровнями организаторских способностей в группах с различными уровнями профессионально-педагогической направленности.
Статистические данные показывают тенденцию к уменьшению процентного соотношения студентов от очень высокого до очень низкого уровня организаторских способностей у студентов с высоким уровнем педагогической направленности (92,3%; 86,9%; 89%; 66,7%; 64,4% соответственно) и увеличению количества у студентов с низким уровнем педагогической направленности (7,7%; 8,7%; 5,5%; 25,6%; 34,4% соответственно). Итак, при высоком уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей больше, чем с низким и очень низким, на низком же уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей меньше, чем с низким и очень низким. Этот вывод согласуется с результатами исследования Т. В. Зобниной. И во Вьетнаме, и в России студенты с высоким уровнем педагогической направленности часто характеризуется высоким и очень высоким уровнем развития организаторских способностей, и наоборот, студенты с низким уровнем педагогической направленности часто имеют низкий и очень низкий уровень организаторских способностей. Эта тенденция свидетельствует о том, что уровень профессионально-педагогической направленности оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных способностей.
Сравнительный анализ данных исследования студентов физического и исторического факультетов показывает, что и на физическом, и на историческом факультетах количество студентов с высоким уровнем педагогической направленности совпадает с количеством студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей и преобладает над количеством студентов с низким и очень низким уровнем организаторских способностей. При низком уровне педагогической направленно-
сти количество студентов с низким и очень низким уровнем развития организаторских способностей больше, чем с высоким и очень высоким уровнем педагогической направленности. Очевидно, что уровень профессионально-педагогической направленности значительно влияет на развитие организаторских способностей.
Для того чтобы глубже проанализировать специфику взаимосвязи уровней профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей, был использован метод ранговой корреляции Спирмена и программа статистической обработки данных для социальных наук (SPSS).
В результате математической обработки была выявлена значимая, положительная взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности с уровнем развития организаторских способностей (r = 0,306 при р = 0,01). Этот показатель говорит о том, что чем выше уровень профессионально-педагогической направленности, тем выше уровень развития организаторских способностей и наоборот. Причем положительная значимая корреляция обнаружена только у студентов с высоким уровнем педагогической направленности. По годам обучения коэффициент ранговой корреляции с первого по четвертый курс увеличивается (r = 0,145; 0,366; 0,353; 0,405 при р = 0,01). Следовательно, чем ближе к старшему курсу, тем сильнее эта взаимосвязь.
У студентов с различными уровнями профессионально-педагогической направленности выявлена положительная корреляция на различных уровнях значимости. Среди студентов с высоким уровнем педагогической направленности значимая положительная взаимосвязь отмечается на втором и третьем курсе (r = 0,343 и 0,414 при р = 0,05) и не значимая - на первом и третьем (r = 0,121 и 0,018 соответственно). Среди студентов с низким уровнем профессиональной направленности показатель корреляции уменьшается с первого по второй курс, затем увеличивается со второго по четвертый курс (r = 0,275, 0,066; 0,453; 0,575 при р = 0,01 соответственно). На основании этих данных можно сделать вывод о том, что содержание обучения и уровень профессионально-педагогической направленности влияют на динамику и взаимосвязь уровня педагогической направленности и уровня развития организаторских способностей.
Сравнительный анализ результатов исследования студентов на двух факультетах показал, что существует положительная значимая взаимосвязь между двумя этими параметрами у студентов физического и исторического факультета (r = 0,308 и 0,334 при р = 0,01 соответственно). По уровням педагогической направленности на историческом факультете у студентов с высоким и низким уровнями педагогической направленности наблюдается значимая, положительная корреляция (r = 0,295 и 0,449 при р = 0,01 соответственно). На физическом факультете такой значимой связи нет (r = 0,160 и 0,056 соответственно).
Вывод
Проведенное нами исследование выявило у студентов различные виды и уровни направленности: соб-
ственно педагогическую, предметную, ситуативную и уровни - высокий, средний и низкий. Кроме того, были выявлены мотивы выбора педагогической профессии. В основе профессионально-педагогической направленности лежат различные мотивы. Мотивы собственно педагогической направленности - любовь к детям, педагогические способности, подражание любимому учителю и др.; предметной направленности - любимый предмет; ситуативной направленности - желание получить диплом о высшем образовании, территориальная близость вуза к своему дому или же стечение обстоятельств. Ведущими мотивами выбора профессии являются любовь к детям, подражание любимому учителю, желание родителей.
Было выявлено различие в мотивах выбора профессии, видах и уровнях профессионально-педагогической направленности у российских и вьетнамских студентов. Вследствие специфики национальной культуры в процессе выбора профессии учителя российские студенты часто руководствуются мотивом, связанным с высоким социальным статусом этой профессии. Вьетнамские же студенты в выборе профессии руководствуются скорее желанием родителей или стремлении быть похожим на любимого учителя. По исследованию Т. В. Ермолаевой, больше 90% российских студентов имеют собственно педагогическую и предметную направленность, в то время как ситуативная направленность составляет низкий процент. Во Вьетнаме же ситуативная направленность составляет 27,5%.
Студенты педагогического вуза в основном имеют невысокий уровень развития организаторских способностей, даже низкий. Существуют различия в процентном соотношении студентов с различными уровнями организаторских способностей в зависимости от продолжительности обучения и специальности. Уровень развития организаторских способностей у студентов физического факультета выше, чем у студентов исторического. По годам обучения было обнаружено, что чем ближе к старшему курсу, тем выше уровень развития организаторских способностей. Были выявлены различия в уровнях развития организаторских способностей у российских и вьетнамских студентов. Уровень развития организаторских способностей у российских студентов выше, чем у вьетнамских.
Была выявлена тенденция к уменьшению процентного соотношения количества студентов от очень высокого до очень низкого уровня развития организаторских способностей у студентов с высоким уровнем педагогической направленности (92,3%; 86,9%; 89%; 66,7%; 64,4% соответственно) и увеличению - у студентов с низкой педагогической направленностью (7,7%; 8,7%; 5,5%; 25,6%;
34,4% соответственно). Следовательно, при высоком уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей преобладает над количеством студентов с низким и очень низким уровнями. При низком уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей меньше количества студентов с низким и очень низким уровнями. Этот вывод согласуется с результатами исследования Т. В. Зобниной. И во Вьетнаме, и в России студенты с высоким уровнем педагогической направленности часто характеризуется высоким и очень высоким уровнями развития организаторских способностей и наоборот.
Взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности с уровнем развития организаторских способностей является значительной и положительной (г =
0.306.при р = 0,01). Это говорит о том, что чем выше уровень профессионально-педагогической направленности, тем выше уровень развития организаторских способностей и наоборот. Динамика корреляции меняется различно в зависимости от продолжительности обучения, специальности, уровня педагогической направленности. Следовательно, продолжительность обучения, специфика факультета и уровень педагогической направленности значительно влияют на соотношение между уровнем профессионально-педагогической направленности и уровнем развития организаторских способностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы его исследования. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям. - Москва; Воронеж, 2004.
2. Никиреев Е. М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях // Науч. труды МПГУ. - М.: Прометей, 1998. -(Психологические науки).
3. Ермолаева Т. В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
4. Зобнина Т. В. Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993.