Научная статья на тему 'Взаимосвязь организаторских способностей и уровней профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза'

Взаимосвязь организаторских способностей и уровней профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / MOTIVES FOR THE CHOICE OF PROFESSION / СОБСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРЕДМЕТНАЯ И СИТУАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ORIENTATION IN SUBJECTS AND SITUATIONAL ORIENTATION / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ORGANIZATIONAL SKILLS / INDIVIDUAL PEDAGOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг

В статье анализируются некоторые психологические особенности профессионально-педагогической направленности: виды, уровень педагогической направленности, мотивы выбора профессии; уровень развития организаторских способностей; взаимосвязь уровней профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей у студентов разных факультетов и курсов обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СОRRELATION BETWEEN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS ORGANIZATIONAL SKILLS AND THIER LEVELS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION

The article analyzes some peculiar psychological features of professional pedagogical orientation, namely: its kinds, levels of pedagogical orientation, motives for the choice of profession; level of organizational skills development and correlations between levels of professional pedagogical orientation and organizational skills of students of different departments and years

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь организаторских способностей и уровней профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза»

#

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

CORRELATION BETWEEN PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS' ORGANIZATIONAL SKILLS AND THIER LEVELS OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION

Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг

В статье анализируются некоторые психологические особенности профессионально-педагогической направленности: виды, уровень педагогической направленности, мотивы выбора профессии; уровень развития организаторских способностей; взаимосвязь уровней профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей у студентов разных факультетов и курсов обучения.

Hoang Trung Hoc, Trieu Thi Huong

The article analyzes some peculiar psychological features of professional pedagogical orientation, namely: its kinds, levels of pedagogical orientation, motives for the choice of profession; level of organizational skills development and correlations between levels of professional pedagogical orientation and organizational skills of students of different departments and years.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая Keywords: professional pedagogical orientation, mo-

направленность, мотивы выбора профессии, собственно-педагогическая направленность, предметная и ситуативная направленность, организаторские способности.

tives for the choice of profession, individual pedagogical orientation, orientation in subjects and situational orientation, organizational skills.

В настоящее время перед современной высшей школой стоит задача обеспечения системы образования специалистами, способными на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности. При этом особую важность приобретают проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущего учителя.

В этих условиях возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных педагогических кадрах и нежеланием большинства выпускников педагогических вузов работать по специальности. Поэтому задача вузов состоит в формировании направленности студентов на профессиональный труд, выявлении их педагогических способностей и научно обоснованном развитии этих способностей в связи с требованиями профессии учителя. В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения психологических особенностей профессионально-педагогической направленности, педагогических способностей.

Задачами нашего исследования являются изучение мотивов выбора профессии учителя, исследование видов и уровней профессионально-педагогической направленности, выявление уровней развития организаторских способностей, а также взаимосвязь профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей личности будущего учителя. В своем исследовании мы опираемся на теорию профессионально-педагогической направленности Е. М. Никиреева [1; 2]. В

соответствии с ней выделяются три вида: собственно педагогическая, предметная, ситуативная направленности и три ее уровня: высокий, средний и низкий - в зависимости от сочетания мотивов выбора профессии.

Исследование было проведено с 320 студентами физического и исторического факультетов Ханойского государственного педагогического университета Вьетнама при помощи методики Н. В. Кузьминой в модификации Е. М. Никиреева и опросника «КОС» Айзенка для того, чтобы определить уровень развития организаторских способностей.

1. Мотивы выбора профессии учителя, виды и уровни профессионально-педагогической направленности.

Мотив является основой профессионально-педагогической направленности. Результаты нашего исследования говорят о том, что выбор педагогической профессии студентов часто определяется следующими мотивами:

- желание родителей - 33,2%;

- желание быть похожим на любимого учителя -20,7%;

- любовь к детям -18,7%;

- стремление быть учителем с детства - 18,1%;

- педагогическая профессия высоко оценивается обществом - 16,1%;

- желание изучать любимые предметы - 15,5%;

- собственно педагогические способности - 10,4%.

Следовательно, в системе побуждений к выбору педагогической профессии выдвигаются мотивы, сформиро-

Ф

ванные под воздействием внешних стимулов: родителей, любимого учителя, общественного статуса педагогической профессии, и уже затем мотивы, возникающие под воздействием внутренних стимулов самой личности. К ним относятся: любовь к детям, осознание своих педагогических способностей, любовь к любимому предмету, желание с детства быть педагогом. В сравнительном анализе наших исследований и исследований Т. В. Ермолаевой [3] мотивов выбора профессии имеются значительные различия количественных показателей вьетнамских и российских студентов. В исследовании Т. В. Ермолаевой больше 80% студентов, выбирающих педагогическую профессию, руководствуются мотивом, связанным с высоким социальным статусом этой профессии. Однако наши результаты исследования выявили такое влияние только у 16,1% студентов. Если в системе мотивов, побуждающих студентов к выбору педагогической профессии, в исследовании Т. В. Ермолаевой отсутствует мотив «желания родителей» либо «желание быть похожим на любимого учителя», то во Вьетнаме эти мотивы являются двумя самыми распространенными, побуждающими старшеклассников к выбору педагогической профессии. Очевидно, вследствие специфики национальной культуры в процессе выбора профессии вьетнамские студенты часто находятся под сильным влиянием родственников, особенно родителей и учителей.

В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены три вида направленности: собственно педагогическая направленность (72%), ситуативная направленность (27,5%) и предметная направленность (0,5 %). Сравнение этих данных с результатами исследования автора Т. В. Ермолаевой в России показало значительное различие между видами педагогической направленности студентов педагогических вузов во Вьетнаме и в России. По ее данным, больше 90% российских студентов имеют собственно педагогическую и предметную направленность. Ситуативная направленность составляется низкий процент. Во Вьетнаме же ситуативная направленность выявлена у 27,5% студентов. Причина этого заключается в особенностях национальной культуры, в образовательной системе и конкретных социально-экономических условиях Вьетнама.

Выявлены различные показатели в видах направленности у студентов обоих факультетов: студентов с собственно педагогической направленностью на физическом факультете больше, чем на историческом (78,3%, 66,3% соответственно), студентов с ситуативной направленностью больше на историческом факультете, чем на физическом (33,7%; 20,7% соответственно). Самое низкое количество студентов на обоих факультетах выявлено с предметной направленностью (0%; 0,5% соответственно).

Результаты исследования уровней профессионально-педагогической направленности говорят о том, что студенты с различными уровнями профессиональной направленности занимают две крайние позиции: либо высокую (71%), либо низкую (24,9%). Студенты среднего уровня направленности составляют самое малое количество (4,1%). Количество студентов с высоким уровнем направ-

ленности на историческом факультете меньше, чем на физическом (65,3%; 77,2% соответственно). Анализ данных об уровнях педагогической направленности по учебным годам говорит о том, что количество студентов с высоким уровнем направленности постепенно уменьшается от первого курса к третьему и затем увеличивается на четвертом курсе (73,6%; 73,2%; 61,2%; 77,1% соответственно). Итак, самое большое количество студентов с высоким уровнем направленности наблюдается на четвертом курсе, и самое меньшее - на третьем.

2. Уровень развития организаторских способностей у студентов педагогического вуза.

Статистические данные исследования студентов двух факультетов говорят о том, что испытуемые имеют различный уровень развития организаторских способностей: очень высокий и высокий уровень организаторских способностей - у 21,3% студентов; низкий, очень низкий - у 68,9% студентов. Студенты со средним уровнем этих способностей составляют низкий процент - 9,8%. Итак, уровень развития организаторских способностей у студентов педагогического вуза в основном низок.

По годам обучения выявлена определенная динамика указанных способностей: количество студентов с высоким и очень высоким уровнями организаторских способностей повышается с первого по второй курс (с 16,7% до 22,6%), снижается до 14,3% на третьем курсе и снова повышается до 20% на четвертом курсе. Процентное соотношение количества студентов со средним уровнем меняется с первого по четвертый курс (16,1%; 1,9%; 12,2%; 8,6%), самый высокий показатель наблюдается на первом курсе и самый низкий - на втором курсе. Процент студентов, имеющих организаторские способности на низком и очень низком уровнях, резко увеличивается с первого по второй и постепенно уменьшается со второго по четвертый курс (57,2%; 75,5%; 73,5%; 71,4% соответственно). Итак, продолжительность обучения значительно влияет на процентное соотношение студентов с различными уровнями организаторских способностей.

Сравнение наших результатов исследования и результатов исследования, проведенного Т. В. Зобниной [4] в России, выявило различие в уровнях развития организаторских способностей и их динамики у студентов с различными уровнями организаторских способностей по годам обучения. По данным Т. В. Зобниной, число студентов с высоким уровнем развития организаторских способностей больше, чем с низким. Количество студентов с высоким уровнем развития организаторских способностей постепенно увеличивается с первого по четвертый курс. Результаты нашего исследования показывают обратную тенденцию. Во Вьетнаме количество студентов с низким уровнем развития организаторских способностей преобладает над количеством студентов с высоким уровнем. Количество студентов, имеющих высокий уровень развития организаторских способностей, постепенно уменьшается с первого по третий курс и резко увеличивается на четвертом.

Сравнительный анализ данных двух факультетов говорит о том, что число студентов с высоким и очень высо-

$

ким уровнями организаторских способностей больше на физическом, чем на историческом факультете (25,1% и 15,9% соответственно), и наоборот, число студентов с низким или очень низким уровнями организаторских способностей меньше на физическом, чем на историческом факультете (61,9% и 75,2% соответственно). На основе этих данных можно сделать вывод о том, что уровень развития организаторских способностей у студентов физического факультета выше, чем исторического.

3. Взаимосвязь уровня развития организаторских способностей и уровня профессионально-педагогической направленности.

Результаты исследования освидетельствуют о том, что у студентов педагогического вуза в основном имеется невысокий уровень развития организаторских способностей. Вопрос заключается в том, существует ли взаимосвязь между уровнями развития способностей и педагогической направленности? Поэтому следующей задачей нашего исследования было выявить эту взаимосвязь. С этой целью мы проанализировали процентное соотношение количества студентов с различными уровнями организаторских способностей в группах с различными уровнями профессионально-педагогической направленности.

Статистические данные показывают тенденцию к уменьшению процентного соотношения студентов от очень высокого до очень низкого уровня организаторских способностей у студентов с высоким уровнем педагогической направленности (92,3%; 86,9%; 89%; 66,7%; 64,4% соответственно) и увеличению количества у студентов с низким уровнем педагогической направленности (7,7%; 8,7%; 5,5%; 25,6%; 34,4% соответственно). Итак, при высоком уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей больше, чем с низким и очень низким, на низком же уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей меньше, чем с низким и очень низким. Этот вывод согласуется с результатами исследования Т. В. Зобниной. И во Вьетнаме, и в России студенты с высоким уровнем педагогической направленности часто характеризуется высоким и очень высоким уровнем развития организаторских способностей, и наоборот, студенты с низким уровнем педагогической направленности часто имеют низкий и очень низкий уровень организаторских способностей. Эта тенденция свидетельствует о том, что уровень профессионально-педагогической направленности оказывает значительное влияние на развитие коммуникативных способностей.

Сравнительный анализ данных исследования студентов физического и исторического факультетов показывает, что и на физическом, и на историческом факультетах количество студентов с высоким уровнем педагогической направленности совпадает с количеством студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей и преобладает над количеством студентов с низким и очень низким уровнем организаторских способностей. При низком уровне педагогической направленно-

сти количество студентов с низким и очень низким уровнем развития организаторских способностей больше, чем с высоким и очень высоким уровнем педагогической направленности. Очевидно, что уровень профессионально-педагогической направленности значительно влияет на развитие организаторских способностей.

Для того чтобы глубже проанализировать специфику взаимосвязи уровней профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей, был использован метод ранговой корреляции Спирмена и программа статистической обработки данных для социальных наук (SPSS).

В результате математической обработки была выявлена значимая, положительная взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности с уровнем развития организаторских способностей (r = 0,306 при р = 0,01). Этот показатель говорит о том, что чем выше уровень профессионально-педагогической направленности, тем выше уровень развития организаторских способностей и наоборот. Причем положительная значимая корреляция обнаружена только у студентов с высоким уровнем педагогической направленности. По годам обучения коэффициент ранговой корреляции с первого по четвертый курс увеличивается (r = 0,145; 0,366; 0,353; 0,405 при р = 0,01). Следовательно, чем ближе к старшему курсу, тем сильнее эта взаимосвязь.

У студентов с различными уровнями профессионально-педагогической направленности выявлена положительная корреляция на различных уровнях значимости. Среди студентов с высоким уровнем педагогической направленности значимая положительная взаимосвязь отмечается на втором и третьем курсе (r = 0,343 и 0,414 при р = 0,05) и не значимая - на первом и третьем (r = 0,121 и 0,018 соответственно). Среди студентов с низким уровнем профессиональной направленности показатель корреляции уменьшается с первого по второй курс, затем увеличивается со второго по четвертый курс (r = 0,275, 0,066; 0,453; 0,575 при р = 0,01 соответственно). На основании этих данных можно сделать вывод о том, что содержание обучения и уровень профессионально-педагогической направленности влияют на динамику и взаимосвязь уровня педагогической направленности и уровня развития организаторских способностей.

Сравнительный анализ результатов исследования студентов на двух факультетах показал, что существует положительная значимая взаимосвязь между двумя этими параметрами у студентов физического и исторического факультета (r = 0,308 и 0,334 при р = 0,01 соответственно). По уровням педагогической направленности на историческом факультете у студентов с высоким и низким уровнями педагогической направленности наблюдается значимая, положительная корреляция (r = 0,295 и 0,449 при р = 0,01 соответственно). На физическом факультете такой значимой связи нет (r = 0,160 и 0,056 соответственно).

Вывод

Проведенное нами исследование выявило у студентов различные виды и уровни направленности: соб-

ственно педагогическую, предметную, ситуативную и уровни - высокий, средний и низкий. Кроме того, были выявлены мотивы выбора педагогической профессии. В основе профессионально-педагогической направленности лежат различные мотивы. Мотивы собственно педагогической направленности - любовь к детям, педагогические способности, подражание любимому учителю и др.; предметной направленности - любимый предмет; ситуативной направленности - желание получить диплом о высшем образовании, территориальная близость вуза к своему дому или же стечение обстоятельств. Ведущими мотивами выбора профессии являются любовь к детям, подражание любимому учителю, желание родителей.

Было выявлено различие в мотивах выбора профессии, видах и уровнях профессионально-педагогической направленности у российских и вьетнамских студентов. Вследствие специфики национальной культуры в процессе выбора профессии учителя российские студенты часто руководствуются мотивом, связанным с высоким социальным статусом этой профессии. Вьетнамские же студенты в выборе профессии руководствуются скорее желанием родителей или стремлении быть похожим на любимого учителя. По исследованию Т. В. Ермолаевой, больше 90% российских студентов имеют собственно педагогическую и предметную направленность, в то время как ситуативная направленность составляет низкий процент. Во Вьетнаме же ситуативная направленность составляет 27,5%.

Студенты педагогического вуза в основном имеют невысокий уровень развития организаторских способностей, даже низкий. Существуют различия в процентном соотношении студентов с различными уровнями организаторских способностей в зависимости от продолжительности обучения и специальности. Уровень развития организаторских способностей у студентов физического факультета выше, чем у студентов исторического. По годам обучения было обнаружено, что чем ближе к старшему курсу, тем выше уровень развития организаторских способностей. Были выявлены различия в уровнях развития организаторских способностей у российских и вьетнамских студентов. Уровень развития организаторских способностей у российских студентов выше, чем у вьетнамских.

Была выявлена тенденция к уменьшению процентного соотношения количества студентов от очень высокого до очень низкого уровня развития организаторских способностей у студентов с высоким уровнем педагогической направленности (92,3%; 86,9%; 89%; 66,7%; 64,4% соответственно) и увеличению - у студентов с низкой педагогической направленностью (7,7%; 8,7%; 5,5%; 25,6%;

34,4% соответственно). Следовательно, при высоком уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей преобладает над количеством студентов с низким и очень низким уровнями. При низком уровне педагогической направленности количество студентов с высоким и очень высоким уровнем организаторских способностей меньше количества студентов с низким и очень низким уровнями. Этот вывод согласуется с результатами исследования Т. В. Зобниной. И во Вьетнаме, и в России студенты с высоким уровнем педагогической направленности часто характеризуется высоким и очень высоким уровнями развития организаторских способностей и наоборот.

Взаимосвязь уровня профессионально-педагогической направленности с уровнем развития организаторских способностей является значительной и положительной (г =

0.306.при р = 0,01). Это говорит о том, что чем выше уровень профессионально-педагогической направленности, тем выше уровень развития организаторских способностей и наоборот. Динамика корреляции меняется различно в зависимости от продолжительности обучения, специальности, уровня педагогической направленности. Следовательно, продолжительность обучения, специфика факультета и уровень педагогической направленности значительно влияют на соотношение между уровнем профессионально-педагогической направленности и уровнем развития организаторских способностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы его исследования. Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по пед. специальностям. - Москва; Воронеж, 2004.

2. Никиреев Е. М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях // Науч. труды МПГУ. - М.: Прометей, 1998. -(Психологические науки).

3. Ермолаева Т. В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.

4. Зобнина Т. В. Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.