НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Хоанг Чунг Хок
Аннотация. В статье проанализированы основные психологические особенности профессионально-педагогической направленности: виды, уровень педагогической направленности, мотивы выбора профессии; уровень удовлетворенности и отношение студентов к профессии; факторы, влияющие на процесс выбора профессии; соотношение различных структурных компонентов профессионально-педагогической направленности у студентов разных факультетов и курсов обучения. Анализ корреляционных зависимостей подтверждает наличие значимой корреляции между уровнем профессиональной направленности и уровнем удовлетворенности профессией.
Ф
160
Keywords: professional pedagogical orientation, professional motivation.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, профессиональная мотивация.
Summary. The article analyzes the main specific psychological features of professional pedagogical orientation: kinds, levels of pedagogical orientation, motives on the choice of profession; level of satisfaction with the profession and students' attitudes to the profession; factors influencing the choice of profession; correlations between various structural components of the professional pedagogical orientation as they differ from year to year and from department to department. The analysis of correlation dependences has confirmed that the level of professional orientation significantly correlates with the levels of satisfaction with the profession.
О
днои из главных задач государственной политики Вьетнама яв-
ляется совершенствование народного образования, которое за последние пятнадцать лет развивается довольно быстро, в том числе подготовка и повышение квалификации педагогов, что непосредственно влияет на качество образования. Однако в исследованиях многих психологов и педагогов
утверждается, что вместе с изменениями в социальной жизни общества в последние годы меняются и ценностная ориентация и профессиональная направленность школьников и студентов. Если раньше педагогический университет являлся одним из наиболее выбираемых учащимися вузов, то сейчас количество абитуриентов, участвующих в конкурсных экзаменах значи-
ф
тельно снижается. Некоторые руководители образования считают, что в следующем десятилетии этот процесс продолжится, что приведет к дальнейшему снижению количественной и качественной подготовки личности будущего учителя к педагогической деятельности. Поэтому проблема исследования психологических особенностей профессионально-педагогической направленности учащихся и студентов имеет актуальную теоретическую и практическую направленность.
Задачей нашего исследования явилось изучение особенностей педагогической направленности студентов с первого по четвертый курсы обучения в вузе. Нами были исследованы следующие параметры, характеризующие педагогическую направленность: мотивы выбора профессии; уровни, виды профессионально-педагогической направленности; отношение к избранной профессии; удовлетворенность выбором профессии; взаимосвязь факторов, влияющих на выбор профессии студентами педагогического университета.
Исследование проводилось по методике Н. В. Кузьминой в модификации Е. М. Никиреева с 320 студентами филологического и математического факультетов Ханойского государственного педагогического университета, в результате чего были получены следующие результаты.
1. Мотивы профессионально-педагогической направленности; факторы, влияющие на выбор профессии учителя.
Одним из главных компонентов направленности является иерархия мотивов выбора профессии студентами, которая оказывает влияние на особенности профессиональной направленности, а также на процесс профессионального становления бу-
дущих учителей в университете. В анкете Н. В. Кузьминой, модифицированной Е. М. Никиреевым, рассматриваются следующие мотивы: общественная значимость труда учителя; привлекательность работы с детьми, молодежью; убежденность в способностях к данной специальности; подражание или рекомендация любимого учителя; семейные традиции; стремление получить высшее образование; опыт работы в школе; возможность заниматься любимым предметом; стечение обстоятельств.
Наши исследования говорят о том, что выбор педагогической профессии студентов часто определяется следующими мотивами:
- желание родителей - 44,2%;
- мечтаю об этом с детства -(35,1%);
- желание изучать любимые предметы - (27,9%);
- желание быть похожим на любимого учителя - 26,0%;
- собственные педагогические способности - (17,5%);
- материальные средства, необходимые для учебы в педагогическом I6' университете - (16,9%);
- любовь к детям - (14,3%);
- профессия учителя высоко оценивается обществом - (14,3%).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в системе побуждений к выбору педагогической профессии на первое место выдвигаются мотивы, сформированные под воздействием внешних стимулов: родителей, любимого учителя, общественного статуса профессии учителя, и лишь затем мотивы, возникающие под воздействием внутренних стимулов самой личности. К последним относятся: любовь к детям, осознание своих педагогических спо-
162
собностей, любовь к любимому предмету, желание быть педагогом. Сравнительный анализ наших исследований с исследованием мотивов выбора профессии Т. В. Ермолаевой показывает значительные различия в количественных показателях вьетнамских и российских студентов. Так, по Т. В. Ермолаевой более 80% студентов, выбирающих педагогическую профессию, руководствуются мотивом, связанным с высоким социальным статусом этой профессии. Однако наши исследования выявили этот мотив только у 14,3% вьетнамских студентов. Если в системе мотивов, побуждающих студентов к выбору педагогической профессии, согласно Т. В. Ермолаевой, отсутствуют мотивы «желание родителей», «желание быть похожим на любимого учителя», то во Вьетнаме эти мотивы являются двумя самыми распространенными, побуждающими старшеклассников к выбору педагогической профессии, что объясняется сильным влиянием родственников, особенно родителей и учителей.
Не было выявлено четких различий в процентном соотношении и в иерархии основных мотивов выбора профессии между студентами математического и филологического факультетов. Однако статистические данные по курсам обучения показывают некоторые разлития в процентном соотношении конкретных мотивов среди студентов разных курсов. Эти различия, на наш взгляд, исходят из сроков обучения и опыта студентов в университете, особенно из того, что студенты испытывают, работая со школьниками на педагогической практике на младших курсах. Значение мотива «стремление быть учителем с детства» увеличивается постепенно с первого до третьего курса (26,3%, 36,3%, 40,9% соответственно) и несколько
уменьшается на четвертом курсе (36,0%). Такая же тенденция выявлена и у мотива, «собственные педагогические способности»: увеличивается с первого до третьего курса и несколько уменьшается на четвертом курсе (15,8%, 14,9%, 22,7%, 16,0% соответственно). Как видно, эти мотивы укрепляются с первого до третьего курса в силу того, что на четвертом курсе на педагогической практике студенты могут работать в качестве практического учителя, жить и чувствовать себя учителем в педагогической среде, участвовать в разных видах работ, позволяющих студентам лучше понимать сущность, требования педагогической деятельности, а также свои способности к этой деятельности. В связи с этим у некоторых студентов, неадекватно оценивающих свои педагогические способности, возникают отрицательные чувства, даже отчаяние, что отрицательно сказывается на их адаптации к школе, на отношение к педагогической профессии, хотя раньше эти студенты хотели стать учителями.
Результаты исследования показывают, что влияние на выбор профессии студентов имеют в первую очередь:
- родители (учителя) - 59,1%;
- любимые учителя - 45,5%;
- классный руководитель - 16,2%;
- учителя, хорошо обучающие своим предметам - 11,0%.
В традиционной культуре Вьетнама, выбор профессии является одним из важных дел в жизни каждого человека, и родители становятся эффективными советниками. Они часто сами выбирают профессию для старшеклассников, в том числе педагогическую профессию. Иногда старшеклассникам не нравится выбор их родителей, но они не могут возражать
ф
против выбора родителей. Вторым фактором, влияющим на выбор педагогической профессии, являются учителя, особенно любимые учащимися. Другие люди либо не оказывают влияния, либо мало влияют на выбор профессии абитуриентами.
2. Виды и уровни профессионально-педагогической направленности.
Следующей задачей исследования было выявление видов, уровней про-фес сионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза. Для решения поставленной задачи мы придерживались классификации Е. М. Никиреева, который выделяет три вида профессионально-педагогической направленности: собственно-педагогическую, предметную и ситуативную направленность [1; 2].
В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены следующие показатели этих видов направленности: собственно-педагогическая направленность (68,2%), ситуативная направленность (30,5%) и предметная направленность (1,3%). Итак, исследованные студенты в основе имеют или собственно-педагогическую, или ситуативную направленность. Процент студентов с предметной направленностью является очень низким. При сравнении этих данных с результатами исследования, проведенного Т. В. Ермолаевой в России, было выявлено значительное различие между видами педагогической направленности у студентов педагогических вузов Вьетнама и России. Если в исследовании Т. В. Ермолаева у 90% анкетируемых выявлены собственно-педагоги че ская и предметная направленности, а ситуативная направленность составляется низкий процент, то во Вьетнаме последняя составляет 27,5%. Причина этого, на наш
взгляд, заключается в особенностях национальной культуры, в образовательной системе и конкретных социально-экономических условиях Вьетнама.
Выявлены различные показатели в видах направленности у студентов двух факультетов: студентов с собственно-педагогической направленностью на математическом факультете больше, чем на филологическом (71,9% и 63,1% соответственно), студентов с ситуативной направленностью больше на филологическом факультете, чем на математическом (33,7% и 20,7% соответственно). Самое низкое количество студентов на двух факультетах с предметной направленностью (0% -3,1% соответственно).
Исследование по курсам показало, что у студентов всех курсов доминирующей является собственно-педагогическая направленность. Процентное соотношение будущих учителей с собственно-педагогической направленностью увеличивается с первого до третьего курса (68,4%, 70,2%, 72,7% соответственно) и резко уменьшается на четвертом курсе (56,0%). Процент студентов с ситуативной направленностью на первом, втором и третьем курсах фактически одинаков (28,9%, 29,8%, 27,3% соответственно), и значительно увеличивается на четвертом курсе (40,0%). Итак, указанные данные свидетельствуют о том, что на четвертом курсе собственно-педагогическая направленность составляет самый маленький, а ситуативная направленность - самый большой процент.
Кроме этого, нас интересовала динамика не только видов, но и уровней педагогической направленности. Исходя из трех видов профессиональной направленности личности будущего
163
164
учителя, в зависимости от их соотношения, Е. М. Никиреев выделяет три уровня профессионально-педагогической направленности: высокий; средний и низкий [5].
У исследованных студентов были представлены все три уровня педагогической направленности, но с различными процентными показателями: высокий уровень - 64,3%, низкий уровень -29,9% и средний - 5,8%. Следовательно, студены с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности преобладают над студентами со средним и низким уровнями профессионально-педагоги че ской направленности. Если сравнить показатели по факультетам, то студентов с высоким уровнем направленности на математическом факультете больше, чем на филологическом (71,9% и 53,8% соответственно), и наоборот, процент студентов с низким уровнем направленности на математическом меньше, чем на филологическом (28,1%; 32,3% соответственно). Студенты со средним уровнем направленности были выявлены только на филологическом факультете (13,8%).
Статистические данные об уровнях педагогической направленности студентов обоих факультетов по учебным курсам говорят о том, что количество студентов с высоким уровнем направленности увеличивается от первого до второго курса и постепенно уменьшается на третьем и четвертом курсах (68,4%, 70,2%, 65,9%, 44,0% соответственно). Изменение процента студентов с низким уровнем происходит в обратном порядке: понижается с первого до второго курса и повышается на третьем и четвертого курсах (28,9%, 19,8%, 25,0%, 40,0% соответственно).
Таким образом, результаты исследования показывают, что количество
студентов с высоким уровнем педагогической направленности преобладает над количеством студентами с низким уровнем педагогической направленности. Количество студентов со средним уровнем педагогической направленности составляет низкий процент. Существуют различия в распределении процентного соотношения студентов с разными уровнями педагогической направленности в зависимости от учебных курсов и факультетов.
3. Отношение к педагогической профессии и удовлетворенность ею студентов педагогического вуза.
Отношение студентов к педагогической профессии является одним из показателей уровня сформированно-сти профессионально-педагогической направленности. Наше исследование говорит о том, что 75,7% студентов относятся к педагогической профессии в соответствии с мотивами «очень нравится» и «нравится больше, чем не нравиться». Не выявлено студентов с высоким уровнем негативного отношения к профессии учителя - «очень не нравится». Количество студентов с показателем «совсем не нравится» составляется всего 13,0%. Итак, исследованные студенты в основном имеют положительное отношение к профессии учителя: любят выбранную профессию. Результаты нашего исследования отношения студентов к профессии учителя согласуются с результатами исследования Т. В. Ермолаевой, проведенного в России. И во Вьетнаме, и в России большинство студентов педагогического вуза демонстрируют положительное отношение к избранной профессии.
Не выявлено значимого различия в процентном соотношении студентов с отношением «скорее не нравится» между студентами математического
ф
филологического факультетов (13,5% и 12,0% соответственно), но выявлено значимое различие в количестве студентов «очень нравится» и «скорее нравится» между математическим и филологическим факультетами. Если процент студентов «очень нравится» больше на математическом факультете, чем на филологическом (32,6% и 27,7% соответственно), то процент студентов «скорее нравится» на математическом меньше, чем на филологическом факультете (53,9% и 56,9% соответственно).
Отношение студентов к педагогической профессии изменяется в зависимости от уровней профессионально-педагогической направленности, курса обучения и специфики профиля каждого факультета.
Данные исследования свидетельствуют о том, что 63,7% студентов удовлетворены в высшей степени выбранной профессией, причем студентов на уровне «удовлетворен» и «очень удовлетворен» на математическом факультете больше, чем на филологическом (71,9% и 52,3% соответственно). Вместе с тем некоторые студенты все еще находятся на уровне «скорее не удовлетворен» (12,3%), или противоречиво относятся к выбору профессии: хотят получить профессию учителя, но с переходом в другой вуз или любят профессию учителя, но хотят заменить выбранную специальность (22,7%). Студентов, «очень неудовлетворенных» профессией учителя, не выявлено.
Если смотреть показатели по курсам, то количество студентов с уровнем «очень удовлетворен» и «скорее удовлетворен» педагогической профессией увеличивается на втором курсе и уменьшается на старших курсах: 26,3%, 27,7%, 25,0%, 24,0% соответ-
ственно на уровне «очень удовлетворен» и 31,6%, 44,7%, 43,2%, 24,0% соответственно на уровне «скорее удовлетворен». Итак, чем выше курс обучения, тем меньше процент студентов с высокой удовлетворенностью педагогической профессией.
4. Взаимосвязь уровней педагогической направленности с отношением к педагогической профессии.
Для выявления взаимосвязи уровней педагогической направленности и отношения к профессии были использованы формула ранговая корреляции Спирмена и статистическая программа для социальных наук (SPSS).
Данные исследования говорят о наличии значимой положительной связи между уровнями профессионально-педагогической направленности и отношением к профессии (г=0,350 при p=0,01). Итак, чем выше уровень профессионально-педагоги че ской направленности, тем выше отношение студентов к профессии учителя. По уровням профессионально-педагогической направленности значимый положительный коэффициент наблюдается и на высоком, и на низком уровнях педагогической направленности, в том числе коэффициент корреляции на высоком уровне больше, чем на низком (г=0,306 при p=0,01 и г=0,241 при p=0,05). На среднем уровне педагогической направленности значимой корреляции не обнаружено.
Статистические данные показывают наличие положительной взаимосвязи на всех курсах, при этом коэффициент корреляции уменьшается с первого по третий курс (г=0,495, 0,437 при p=0,01 и г=0,147) и затем увеличивается на четвертом курсе (г=0,393 при p=0,05). Подобная тенденция наблюдается у студентов с высоким уров-
165
ф
166
нем педагогической направленности: уменьшение показателя корреляции с первого по третий курс и увеличение на четвертом курсе (г=0,503, 0,358 при р=0,01 и г=0,116, 0,223 соответственно). Эти данные показывают значимые различия между студентами третьего курса и студентами первого и четвертого курсов по показателя взаимосвязи уровней профессионально-педагогической направленности и отношения к профессии У студентов со средним уровнем педагогической направленности тесная значимая связь выявлена только на третьем курсе (г=0,775 при р=0,01), а у студентов с низким уровнем - на четвертом курсе (г=0,619 при р=0,05). На других курсах значимой связи между уровнями педагогической направленности и отношением к профессии не выявлено.
Сравнительный анализ данных математического и филологического факультетов говорит о том, что связь между уровнями педагогической направленности и отношением студентов к профессии является положительной и на математическом, и на филологическом факультете, хотя показатель корреляции на математическом факультете выше, чем на филологическом (г=0,468 при р=0,01 и г=0,186 при р=0,05 соответственно). На математическом факультете обнаружена положительная корреляция между студентами с высоким и низким уровнем педагогической направленности (г=0,406 при р=0,01 и г=0,370 при р=0,05). На филологическом факультете у студентов с высоким и низким уровнями профессионально-педагогической направленности значимой связи не выявлено (г=0,161, 0,211 соответственно).
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают нашу гипотезу о влиянии уровней педагогической направленности, курсов обучения и специфики факультетов на характеристику корреляции между уровнями педагогической направленности и отношением студентов к профессии учителя.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никиреев Е. М. О соотношении общей и профессиональной направленности личности студента педагогического института. Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте: Тез. докл. координац. совещ. - Петрозаводск: Карельский государственный педагогический институт, 1982.
2. Никиреев Е. М. Экспериментальное исследование общей и профессиональной направленности личности студентов педагогических институтов. Психологические проблемы формирования социально-активной личности советского учителя: Межвузовский сборник научных трудов.
- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1983.
3. Ермолаева Т. В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дисс. ... канд. психол. наук.
- М., 1994.
4. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы его исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.; Воронеж, 2004.
5. Никиреев Е. М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях // Научные труды МПГУ -Сер. психолого-педагогические науки. -М.: «Прометей», 1998. ■