СООТНОШЕНИЕ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг
Кафедра психологии Московский педагогический государственный университет пр. Вернадского, 88, корп. 1, Москва, Россия, 119571
В статье анализируются результаты исследования свойств темперамента (интроверсия-экст-раверсия, эмоциональная стабильность) и тревожности у вьетнамских студентов педагогического вуза разных факультетов и курсов с разными уровнями профессионально-педагогической направленности.
Ключевые слова: интроверсия-экстраверсия, тревожность, эмоциональная стабильность-нестабильность, профессионально-педагогическая направленность.
Темперамент является одним из центральных понятий традиционной психологии. Изучение характеристик темперамента в конкретных условиях жизни индивида и в связи с разными свойствами личности привлекает особое внимание многих исследователей. Одним из таких свойств является профессионально-педагогическая направленность личности. В этом плане изучаются профессиональное самоопределение школьников и студентов, содержание и структура профессионально-педагогической направленности, а также различные факторы, влияющие на ее формирование. Проблема взаимосвязи темперамента и профессионально-педагогической направленности становится актуальной и в теории, и в практической деятельности.
Задачей нашего исследования является изучение таких свойств темперамента, как экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность-нестабильность, тревожность у студентов с разными уровнями профессионально-педагогической направленности на разных факультетах и курсах.
В исследовании свойств темперамента (экстраверсии-интроверсии и ней-ротизма) использовался тест Айзенка, тревожности — тест Тейлора. В исследовании профессионально-педагогической направленности применялась методика Н.В. Кузьминой в модификации Е.М. Никиреева. В исследовании участвовало 320 студентов математического и филологического факультетов Ханойского государственного педагогического университета.
В результате исследования были выявлены следующие показатели: у 59,1% студентов преобладает интроверсия, у 40,9% студентов — экстраверсия. Такое соотношение наблюдается у студентов обоих факультетов. Количество интровертов самое высокое на четвертом курсе (68%) и самое низкое на первом курсе (52,6%). Самый высокий процент экстравертов зафиксирован у студентов первого курса (47,4%), самый низкий — четвертого (32%). Различий в процентном соотношении между экстравертами и интровертами у студентов второго и третьего курсов не обнаружено.
Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг. Соотношение свойств темперамента.
Исследование взаимосвязи свойств темперамента и уровней профессионально-педагогической направленности показало, что самый высокий процент интровертов был выявлен у студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности (40,9%), самый низкий — у студентов с низким уровнем (14,9%). Количество интровертов среди студентов со средним уровнем составляет лишь 3,2%. У студентов со средним и низким уровнями профессиональной направленности различие по количественным показателям экстраверсии-интро-версии не имеет статистической значимости.
Анализ результатов исследования по курсам показал, что количество интровертов с высоким уровнем профессиональной направленности постепенно увеличивается от первого до третьего курса обучения и значительно уменьшается на четвертом курсе (36,8%, 44,7%, 47,7%, 28,0% соответственно). При этом количество интровертов с низким уровнем профессиональной направленности постепенно уменьшается с первого до третьего курса и резко увеличивается на четвертом курсе (15,8%, 14,9%, 6,8%, 28,0% соответственно). Процент студентов-экстравертов с высоким и низким уровнями профессиональной направленности по курсам изменяется в обратном порядке: постепенно уменьшается с первого до четвертого курса у студентов с высоким уровнем профессиональной направленности (31,6%, 25,5%, 18,2%, 16,0% соответственно) и увеличивается с первого до третьего курса, значительно уменьшаясь на четвертом курсе у студентов с низким уровнем профессиональной направленности (13,2%, 14,9%, 18,2%, 12,0% соответственно).
Результаты исследования эмоциональной стабильности-нестабильности по методике Айзенка показали, что эмоционально нестабильные студенты составляют 68,2%, а эмоционально стабильные — 31,8%. Между студентами математического и филологического факультетов не имеется значительных различий в количестве эмоционально нестабильных (59,6% и 58,5% соответственно) и эмоционально стабильных (40,4% и 41,5% соответственно). Таким образом, у большинства студентов преобладает эмоциональная нестабильность. Наше исследование показало, что процент эмоционально нестабильных студентов больше всего среди студентов третьего курса (75%) и меньше всего среди студентов первого курса (68,4%) обоих факультетов. Нет различий между количеством эмоционально нестабильных студентов второго и четвертого курсов (63,8% и 64% соответственно).
На всех уровнях профессионально-педагогической направленности количество студентов с эмоциональной нестабильностью доминирует над числом студентов с эмоциональной стабильностью, особенно у студентов с высоким уровнем профессиональной направленности (41,6% с высоким уровнем в сравнении с 5,8% со средним и с 20,8% с низким уровнями). Статистические данные по курсам обучения говорят о том, что количество студентов с эмоциональной стабильностью на различных курсах значительно меняется. Среди студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности увеличивается процент испытуемых с эмоциональной стабильностью с первого по четвертый курс (18,4%, 20,5%, 24%, 27,7% соответственно), в то время как процент студентов с эмоциональной нестабильностью уменьшается с первого до четвертого курса
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2011, № 2
(50%, 45,5%, 42,6%, 20% соответственно). У студентов с низким уровнем профессионально-педагогической направленности наблюдается обратный процесс: процент эмоционально стабильных студентов уменьшается с первого до четвертого курса (13,2%, 12,0%, 8,5%, 4,5% соответственно), процент эмоционально-нестабильных студентов увеличивается с первого до четвертого курса (15,8%, 20,5%, 21,3%, 28,0% соответственно).
Исследование тревожности, проведенное с использованием теста Тейлора, показало, что у всех студентов существует либо высокий, либо средний уровень тревожности. Количество студентов с высоким уровнем тревожности почти равно количеству студентов со средним уровнем (49,4% и 50,6% соответственно). Данные по факультетам говорят о том, что студентов с высокой тревожностью на филологическом факультете больше, чем на математическом (56,9% и 43,8% соответственно). Статистические данные нашего исследования показали, что количество студентов с высокой тревожностью уменьшается с первого до четвертого курса (60,5%, 53,2%, 43,2%, 36,0% соответственно), а число студентов со средней тревожностью увеличивается (39,5%, 46,8%, 56,8%, 64,0% соответственно) с первого курса до четвертого.
Исследование соотношения уровня тревожности с уровнем профессионально-педагогической направленности студентов говорит о том, что тревожность характерна в большей степени для студентов с высоким уровнем профессиональной направленности, чем для студентов со средним и низким уровнем (31,2%, 3,2%, 14,9% соответственно). Уровень тревожности у студентов с высоким и низким уровнем профессиональной направленности противоположно меняются по курсам: высокая тревожность уменьшается с первого до четвертого курса (47,4%, 38,5%, 22,7%, 8% соответственно) у студентов с высокой педагогической направленностью и увеличивается у студентов с низкой направленностью с первого до четвертого курса (13,2%, 14,9%, 15,9%, 16% соответственно).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— большинство исследованных нами вьетнамских студентов педагогического вуза являются интровертами с преобладанием эмоциональной нестабильности;
— у всех исследуемых студентов выявлен высокий или средний уровень тревожности;
— не было выявлено различий в процентном отношении выраженности инт-роверсии-экстраверсии и эмоциональной стабильности-нестабильности между студентами математического и филологического факультетов;
— студентов с высоким уровнем тревожности на филологическом факультете обнаружено больше, чем на математическом (56,9% и 43,8% соответственно);
— среди студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности увеличивается процент испытуемых с эмоциональной стабильностью с первого до четвертого курса, среди студентов с низким уровнем профессионально-педагогической направленности наблюдается обратный процесс: процент эмоционально-стабильных студентов уменьшается с первого до четвертого курса.
Хоанг ЧунгХок, Чиеу Тхи Хыонг. Соотношение свойств темперамента..
ЛИТЕРАТУРА
[1] Никиреев Е.М. Направленность личности и методы его исследования: Учеб. пособие. — М.; Воронеж, 2004.
[2] Никиреев Е.М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях // Научные труды МПГУ, серия «Психолого-педагогические науки». — М., 1998.
[3] Ермолаева Т.В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1994.
[4] Манхоева А.Д. Взаимосвязь темперамента и профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1995.
CORRELATION OF TEMPERAMENTAL CHARACTERISTICS AND PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
Hoang Trung Hoc, Trieu Thi Huong
Department of Psychology Moscow Pedagogical State University
Vernadsky ave., 88, block. 1, Moscow, Russia, 119571
The results of the research of temperamental characteristics (introversion-extraversion, emotional stability) and anxiety in the Vietnamese students of the pedagogical university of different departments and years with different levels of professional pedagogical orientation are analyzed in the article.
Key words: introversion-extraversion, anxiety, emotional stability-instability, professional pedagogical orientation.