Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций учащихся'

Формирование общекультурных компетенций учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5043
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATIONAL COMPETENCE / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Т. Н.

Одной из основных задач, стоящих перед современной школой, является повышение уровня культуры личности. Это не только овладение социальнокультурными знаниями, но и осуществление деятельности, способствующей трансформации этих знаний в нравственно-этические убеждения, в умения и навыки творческой деятельности, способность ориентироваться в пространстве культуры и умение применять эстетические эталоны в качестве критериев оценки. Решение этой задачи осуществляется в рамках формирования у учащихся общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кравцова Т. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS GENERAL CULTURAL COMPETENCES

One of the basic tasks faced by todays school is raising the level of personal culture. It is not only obtaining social and cultural knowledge but also performing activity that contributes towards the transformation of such knowledge into moral and ethical beliefs, into creative skills, into ability to find ones way in cultural space and to apply the ethical standards as assessment criteria. This task is implemented within the framework of developing students general cultural competences.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций учащихся»

#

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

DEVELOPING STUDENTS' GENERAL CULTURAL COMPETENCES

Т. Н. Кравцова

Одной из основных задач, стоящих перед современной школой, является повышение уровня культуры личности. Это не только овладение социально-культурными знаниями, но и осуществление деятельности, способствующей трансформации этих знаний в нравственно-этические убеждения, в умения и навыки творческой деятельности, способность ориентироваться в пространстве культуры и умение применять эстетические эталоны в качестве критериев оценки. Решение этой задачи осуществляется в рамках формирования у учащихся общекультурных компетенций.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, образовательная компетенция, общекультурная компетенция.

T. N. Kravtsova

One of the basic tasks faced by today's school is raising the level of personal culture. It is not only obtaining social and cultural knowledge but also performing activity that contributes towards the transformation of such knowledge into moral and ethical beliefs, into creative skills, into ability to find one's way in cultural space and to apply the ethical standards as assessment criteria. This task is implemented within the framework of developing students' general cultural competences.

Keywords: competency, competence, educational competence, general cultural competence.

В последнее десятилетие происходит значительное преобразование системы российского образования в связи с внедрением ФГОСов второго поколения. Одной из отличительных особенностей данного преобразования является принцип компетентности выпускников образовательных учреждений. Согласно этому принципу происходит переориентация оценки результата образования с понятий «образованность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Таким образом, фиксируется компетентност-ный подход в образовании, первые шаги к которому были обозначены в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В рамках создания условий для повышения качества общего образования была поставлена цель: «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования» [1, с. 10].

В качестве смыслоопределяющих категорий для ком-петентностного подхода выступают - «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция - особый результат образования, выражающийся в готовности человека к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределенности» [2, с. 123-124]. Под компетентностью, таким образом, понимается интегра-тивное свойство, которое «...включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и по-

веденческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.» [3, с. 14]. Следует отметить то, что компетентность -это актуальное проявление компетенции. Как определила Е. И. Артамонова, «компетентность - это персонифицированная компетенция» [4, с. 6]. Поэтому уровень компетентности - это характеристика результатов образования для отдельного человека.

Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой применения системы знаний, умений и способов деятельности в отношении междисциплинарного круга вопросов. Ключевая часть образовательной компетенции проходит через все образовательные области и призвана объединить их в единое, целостное содержание. В ней реализуются все компоненты общепредметного содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемых явлениях; общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности и т. п. [5; 6].

Общекультурная компетенция относится к ключевым компетенциям, согласно классификации А. В. Хуторского [7], которая включается в метапредметный уровень содержания образования. Поэтому формирование общекультурной компетенции осуществляется в рамках каждого предмета, реализующего содержание общего образования.

Общекультурная компетенция - это способность человека ориентироваться в пространстве культуры. Она включает в себя следующий круг объектов: национальную и общечеловеческую культуру; духовно-нравственные основы семейных, социальных явлений и традиций.

Ф

Социально-практическая обусловленность данной компетенции заключается в личностном развитии ребенка как человека культуры. Для того чтобы обеспечить полноценное личностное развитие ребенка как человека культуры, содержание образования должно соответствовать четырем основным структурным элементам, «каждый из которых представляет определенный социальный опыт: познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; осуществления известных способов деятельности - в форме умения действовать по образцу; творческой деятельности - в форме умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; установления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций» [8, с. 3]. Смысловая ориентация ребенка осуществляется за счет освоения им этических норм, эстетических эталонов, народных традиций и т. п., то есть через его включение в культуру.

Кроме того, общекультурная компетенция включает в себя представление о научной картине мира, умение организации в бытовой и культурно-досуговой сфере, умение строить межличностные отношения, навыки культурного общения, умение применять эстетические эталоны в качестве критериев при решении проблемных задач. «Культура, - как отметил В. А. Сластенин, - является спрессованным опытом тысячелетий, включающим в себя культуру поведения, общения, чувств, мышления и практической конструктивной деятельности» [9, с. 215].

В содержание общекультурной компетенции входят обобщенные способы деятельности, позволяющие личности присваивать культурные образцы и создавать новые. В связи с этим в составе данной компетенции можно выделить познавательно-информационную деятельность, включающую способы познавательной деятельности, социально-регулятивную деятельность, включающую умение выполнять социальные функции, коммуникативную деятельность, включающую способы обмена информацией и способы организации совместной деятельности.

Таким образом, общекультурную компетенцию мы можем представить как результат образования, который выражается в системе знаний в области общечеловеческой культуры и характерных черт национальной культуры, знаний основ духовно-нравственных отношений и общественных явлений, традиций и умение практически применять их в системе социальных отношений, наличие представлений о научной картине мира; а также качествах личности; наличии опыта деятельности в области освоения культурного пространства.

Исходя из того, что компетентность - это обладание соответствующей компетенцией, то наиболее полным мы считаем определение общекультурной компетентности Л. С. Троянской: «Общекультурная компетентность - инте-гративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного характера» [10, с. 30].

Процесс формирования общекультурной компетенции включает три компонента: когнитивный, ценностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный.

Когнитивный компонент формирования общекультурной компетенции определяет следующие задачи обучения: ориентация в проблематике освоения культурно-образовательного пространства; дополнение уже имеющихся теоретических знаний и умений в различных областях культуры. Ценностно-ориентационный компонент предполагает развитие способности эмоционально воспринимать и ценностно присваивать культурное наследие; развитие умения получать эстетическое удовольствие от общения с культурными ценностями; развитие способности выражать отношение к произведениям искусства, оценивать их. Коммуникативно-деятельностный компонент включает в себя совершенствование навыков общения с культурными ценностями, культуры поведения и выражения эмоций; формирование умения работать с информацией, полученной из различных источников; активизация собственной творческой деятельности.

Реализация вышеперечисленных компонентов общекультурной компетенции с учетом возрастных особенностей учащихся позволяет повысить уровень культуры личности в рамках образовательного заведения и за его пределами, что является следствием метапредметного характера компетенции. Расширение культурно-образовательного пространства осуществляется за счет использования различных источников культуры и видов образования.

Формирование общекультурной компетенции будет обеспечивать не только функцию социально-культурного просвещения, но и вовлечение учащихся в культурную деятельность, которая способствует обогащению знаний о культуре, трансформацию этих знаний в нравственно-эстетические убеждения, нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки творческой деятельности как важного фактора развития культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002. - 32 с.

2. Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать ком-петентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.

3. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001. - 95 с.

4. Артамонова Е. И. Компетентностный подход в формировании личности педагога - профессионала // Педагогическое образование и наука. 2008. - № 10. - С. 4-9.

5. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003. - 320 с.

6. Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. - 2004. - № 4. - С.136-144.

#

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003.- № 2. -С. 58-64.

8. Краевский В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. -2003. - № 2. - С. 3-9.

9. Сластенин В. А. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

10. Троянская Л. С. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности. - Ижевск, 2007. -146 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

INTERRELATION OF TEMPERAMENT CHARACTERISTICS AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEACHERS IN TRAINING

Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг

В статье анализируются свойства темперамента: интроверсия-экстраверсия, тревожность, эмоциональная стабильность; психологические особенности профессионально-педагогической направленности: мотив выбора профессии учителя, вид и уровень профессионально-педагогической направленности; корреляция между свойствами темперамента и профессионально-педагогической направленностью у студентов разных факультетов и курсов.

Hoang Trung Hoc, Trieu Thi Huong

The article analyzes characteristics of temperament: extroversion-introversion, anxiety, emotional stability; psychological peculiarities of the teaching profession: motivaion in choosing a teaching profession, type and level of professional orientation; correlation between temperament characteristics and professional orientation of students from various departments and courses.

Ключевые слова: темперамент; экстраверсия-интроверсия; тревожность; эмоциональная стабиль ность-нестабильность; профессионально-педагогическая направленность.

Keywords: temperament, extrovert-introvert, anxiety, emotional stability-instability; professional orientation.

Темперамент является одной из центральных проблем традиционной психологии. Изучение характеристик темперамента в конкретных условиях жизни индивида и в связи с разными свойствами личности привлекает особое внимание многих исследователей. Одним из таких свойств является профессионально-педагогическая направленность личности. В этом плане изучаются профессиональное самоопределение школьников и студентов, содержание и структура профессионально-педагогической направленности, а также различные факторы, влияющие на ее формирование. Проблема взаимосвязи темперамента и профессионально-педагогической направленности становится актуальной и в теории, и в практической деятельности.

Задачей нашего исследования является изучение таких свойств темперамента, как экстраверсия-интроверсия, эмоциональная стабильность-нестабильность, тревож-

ность у студентов с разными уровнями профессионально-педагогической направленности на разных факультетах и курсах педагогического вуза.

В исследовании свойств темперамента (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) использовался тест Айзенка, тревожности - тест Тейлора. В исследовании профессионально-педагогической направленности применялась методика Н. В. Кузьминой в модификации Е. М. Никирее-ва. В эксперименте участвовало 320 студентов математического и филологического факультетов Ханойского государственного педагогического университета.

Результаты исследования характеристик свойств темперамента

В результате исследования были выявлены следующие показатели: у 59,1% студентов преобладает интроверсия, у 40,9% студентов - экстраверсия. Такое соотношение наблюдается у студентов обоих факультетов. По учебным курсам

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.