Научная статья на тему 'Взаимосвязь коммуникативных способностей и уровней профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза'

Взаимосвязь коммуникативных способностей и уровней профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / MOTIVES ON THE CHOICE OF PROFESSION / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хыонг Чиеу Тхи

В статье анализируются некоторые основные психологические особенности профессионально-педагогической направленности. В процессе анализа автор выявляет виды профессионально-педагогической направленности, определяет уровни коммуникативных способностей у студентов педагогического университета, а также обнаруживает корреляцию между ними, имеющую свою специфику на отдельных этапах обучения и факультетах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хыонг Чиеу Тхи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes some fundamental psychological peculiar features of professional pedagogical orientation. Doing the analysis, the author singles out types of professional pedagogical orientation, defines development levels of pedagogical university students communicative abilities and describes the correlation between them which differs from year to year and from department to department

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь коммуникативных способностей и уровней профессионально-педагогической направленности у студентов педагогического вуза»

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Чиеу Тхи Хыонг

Аннотация. В статье анализируются некоторые основные психологические особенности профессионально-педагогической направленности. В процессе анализа автор выявляет виды профессионально-педагогической направленности, определяет уровни коммуникативных способностей у студентов педагогического университета, а также обнаруживает корреляцию между ними, имеющую свою специфику на отдельных этапах обучения и факультетах.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, мотивы выбора профессии, коммуникативные способности.

Summary. The article analyzes some fundamental psychological peculiar features of professional pedagogical orientation. Doing the analysis, the author singles out types ofprofes-sional pedagogical orientation, defines development levels of pedagogical university students' communicative abilities and describes the correlation between them which differs from year to year and from department to department.

Keywords: professional pedagogical orientation, motives on the choice of profession, communicative abilities.

153

В настоящее время перед современной высшей школой стоит задача обеспечения системы образования специалистами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять свое предназначение. При этом особую важность приобретают проблемы, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущего учителя.

В этих условиях возникает противоречие между потребностью общества в профессиональных педагогиче-

ских кадрах и нежеланием большинства выпускников педагогических факультетов работать по специальности. Поэтому задача вузов состоит в формировании позитивного отношения студентов к профессиональному труду, выявлении их педагогических способностей и научно-обоснованном развитии этих способностей в связи с требованиями профессии учителя. В этой связи особую актуальность приобретает проблема изучения психологических особенностей профессионально-

педагогической направленности, педагогических способностей, а также связи между ними.

Задачей нашего исследования является изучение мотивов выбора профессии учителя, выявление видов и уровней профессионально-педагогической направленности, определение степени развития коммуникативных способностей и взаимосвязи между уровнем развития этих способностей и уровнем педагогической направленности. В своем исследовании мы опираемся на теорию и методику профессионально-педагогической направленности Е. М. Никирее-ва, который выделяет три ее вида -собственно-педагогическую, предметную и ситуативную направленность - и три уровня: высокий, средний и низкий в зависимости от сочетания мотивов выбора профессии учителя.

Исследование было проведено с 320 студентами физического и исторического факультетов Ханойского государственного педагогического университета Вьетнама с использованием методики Н. В. Кузьминой, в модификации Е. М. Никиреева, и вопросника 1и4 «КОС» Айзенка для изучения уровня развития коммуникативных способностей. В процессе исследования, были получены следующие результаты.

1. Мотивы выбора профессии учителя, виды и уровни профессионально-педагогической направленности.

Мотив - один из первых и самых определяющих основ профессионально-педагогической направленности. Результаты нашего исследования говорят о том, что выбор педагогической профессии студентов часто определяется следующими мотивами:

- желание родителей - 33,2%;

- желание быть похожим на любимого учителя - 20,7%;

- любовь к детям - 18,7%;

- стремление быть учителем с детства - 18,1%;

- педагогическая профессия высоко оценивается обществом - 16,1%;

- желания изучать любимые предметы - 15,5%;

- собственные педагогические способности - 10,4%.

Следовательно, в системе побуждений к выбору педагогической профессии выдвигаются мотивы, сформированные под воздействием внешних стимулов: родителей, любимого учителя, общественного статуса педагогической профессии, и мотивы, формирующиеся под воздействием внутренних стимулов самой личности. К ним относятся: любовь к детям, осознание своих педагогических способностей, любовь к любимому предмету, желание с детства быть педагогом.

В сравнительном анализе наших исследований и исследований Т. В. Ермолаевой мотивов выбора профессии имеются значительные различия количественных показателей вьетнамских и российских студентов. В исследовании Т. В. Ермолаевой больше 80% студентов, выбирающих педагогическую профессию, руководствуются мотивом, связанным с высоким социальным статусом этой профессии. Однако наши результаты исследования влияния социального статуса на выбор профессии составляет только 16,1%. Если в системе мотивов, побуждающих студентов к выбору педагогической профессии, согласно исследованию Т. В. Ермолаевой, отсутствует мотив «желание родителей», либо «желать быть похожим на любимого учителя», то во Вьетнаме эти мотивы являются двумя самыми распространенными, побуждающими стар-

ф

шеклассников к выбору педагогической профессии. Очевидно, вследствие специфики национальной культуры, в процессе выбора профессии, вьетнамские студенты часто находятся под сильным влиянием родителей, родственников и учителей.

В результате проведенного эмпирического исследования были выявлены три виды направленности: собственно-педагогическая направленность (72%), ситуативная направленность (27,5%) и предметная направленность (0,5%). Сравнение этих данных с результатами исследования Т. В. Ермолаевой в России показало значительное различие между видами педагогической направленности студентов педагогических вузов во Вьетнаме и в России. По ее исследованию, больше 90% российских студентов имеют собственно-педагогическую и предметную направленность. Ситуативная направленность составляется низкий процент. Во Вьетнаме же ситуативная направленность составляет 27,5%. Причина этого заключается в особенностях национальной культуры, образовательной системе и конкретных социально-экономических условиях Вьетнама.

Выявлены различные показатели в видах направленности у студентов двух факультетов: студентов с собственно-педагогической направленностью на физическом факультете больше, чем на историческом (78,3%, 66,3% соответственно), студентов с ситуативной направленностью больше на историческом факультете, чем на физическом (33,7%, 20,7% соответственно). Самое низкое количество студентов на двух факультетах с предметной направленностью (0%, 0,5% соответственно).

Результаты исследования по уровням профессионально-педагогической

направленности говорят о том, что студенты с различными уровнями профессиональной направленности занимают две крайние позиции: либо высокую (71%), либо низкую (24,9%). Студенты среднего уровня направленности составляют самое малое количество (4,1%). Количество студентов с высоким уровнем направленности на историческом факультете меньше, чем на физическом (65,3% и 77,2% соответственно). Анализ данных об уровнях педагогической направленности по учебным годам говорит о том, что количество студентов с высоким уровнем направленности постепенно уменьшается от первого курса к третьему и увеличивается на четвертом курсе (73,6%, 73,2%, 61,2%, 77,1% соответственно). Итак, самое большое количество студентов с высоким уровнем направленности наблюдается на четвертом курсе, а самое меньшее - на третьем курсе.

2. Уровни развития коммуникативных способностей у студентов педагогического вуза.

В ходе исследования были выявлены пять уровней развития коммуникативных способностей: очень высокий (13,5%), высокий (16,0%), средний (25,9%), низкий (20,2%) и очень низкий (24,4%). Итак, у большинства студентов педагогического вуза имеются средний, низкий или очень низкий уровень коммуникативных способностей - 70,5%. Студенты с высоким или очень высоким уровнем коммуникативных способностей составляют низкий процент - 26,5%. Следовательно, уровень развития коммуникативных способностей у испытуемых в основном не высок, даже низок.

По курсам, количественный показатель на двух факультетах говорит о том, что на первом курсе 37,5% студен-

156

тов имеют очень высокий или высокий уровень развития коммуникативных способностей, 24,5% студентов -на втором, 24,4% студентов - на третьем и 31,4% студентов - на четвертом курсе. Количество студентов со средним уровнем коммуникативных способностей уменьшается с первого до второго, затем увеличивается до четвертого курса (21,4%, 18,9%, 32,7%, 34,3% соответственно). Процентное соотношение студентов с низким и очень низким уровнем коммуникативных способностей увеличивается с первого до второго курса и уменьшается со второго до четвертого курса (41,1%, 56,6%, 42,8%, 34,3% соответственно). Итак, если количество студентов с очень высоким, высоким и средним уровнями коммуникативных способностей уменьшается с первого до второго курса и увеличивается со второго до четвертого курса, то наблюдается обратный процесс у студентов с низким и очень низким уровнями коммуникативных способностей - повышение с первого до второго курса и уменьшение со второго до четвертого куса. Курсы обучения значительно влияют на уровень развития коммуникативной способности: чем ближе к старшему курсу, тем выше уровень развития коммуникативных способностей.

Сравнительный анализ результатов нашего исследования у вьетнамских студентов и результатов исследования Т. В. Зобниной у российских студентов позволил выявить различие в процентном соотношении студентов с различными уровнями коммуникативных способностей и в динамике уровней коммуникативных способностей по курсам обучения. Используя вопросник «КОС» Айзенка для того, чтобы определить уровни развития коммуникативных

способностей, Т. В. Зобнина получила результаты, говорящие о том, что количество студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей преобладает над количеством студентов с низким уровнем. Чем ближе к старшему курсу, тем больше количество студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей [1]. Результаты исследования, проведенного нами во Вьетнаме, не совпадают с ее результатами. Следовательно, если количество российских студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей преобладает над количеством студентов с низким уровнем, то у вьетнамских студентов количество с низким уровнем развития коммуникативных способностей больше, чем количество студентов с высоким уровнем. Если результаты исследования Т. В. Зоб-ниной показали, что количество студентов с высоким уровнем развития коммуникативных способностей постепенно увеличивается с первого до четвертого курса, то наши данные исследования свидетельствует о том, что количество студентов с высоким уровнем немного уменьшается с первого до третьего курса и резко увеличивается на четвертом курсе. Это различие, на наш взгляд, объясняется спецификой содержания и методов образования в педагогическом вузе в России и во Вьетнаме.

В сравнительном анализе данных физического и исторического факультетов было обнаружено, что уровень развития коммуникативных способностей у студентов физического факультета выше, чем у студентов исторического: число студентов с очень высоким и высоким уровнями коммуникативных способностей составляет 34,8% на физическом и 24,8% на историческом факультете. И наоборот,

ф

число студентов с очень низким и низким уровнями коммуникативных способностей на историческом факультете больше, чем на физическом (40,2% и 48,5% соответственно). Количество студентов со средним уровнем коммуникативных способностей на физическом и на историческом факультетах фактически одинаковое (25,0% и 26,7% соответственно).

3. Взаимосвязь уровня развития коммуникативных способностей и уровней профессионально-педагогической направлен ности.

Результаты исследования освидетельствуют о том, что у студентов педагогического вуза в основном имеется невысокий уровень развития коммуникативных способностей. Вопрос заключается в том, существует ли взаимосвязь между уровнями развития тех способностей с уровнями развития педагогической направленности? Поэтому следующей задачей нашего исследования являлось выявление взаимосвязи между уровнями педагогической направленности и степенями развития коммуникативных способностей. С этой целью мы проанализировали процентное соотношение количества студентов с различными уровнями коммуникативных способностей в группах с различными уровнями профессионально-педагогической направленности.

Количественные данные показывают два обратных процесса у студентов с высоким и низким уровнями профессионально-педагогической направленности. Если у студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности количество студентов постепенно уменьшается с очень высокого уровня коммуникативных способностей до очень низкого (86,4%, 88,9%, 72,9%, 72,9%, 54,3% со-

ответственно), то у студентов с низким уровнем - постепенно увеличивается с очень высокого уровня развития коммуникативных способностей до очень низкого (4,6%, 7,4%, 27,1%, 24,4%, 41,3% соответственно). Итак, количество студентов с очень высоким и высоким уровнями развития коммуникативных способностей больше, чем количество студентов с низким и очень низким уровнями на высоком уровне профессионально-педагогиче ской направленности и наоборот. Результаты нашего исследования согласуются с результатами исследования Т. В. Зобни-ной в России. И в России, и во Вьетнаме самое высокое процентное соотношение студентов с высоким уровнем коммуникативных способностей обнаружено у студентов с высоким уровнем педагогической направленности и самое высокое процентное соотношение студентов с низким уровнем коммуникативных способностей у студентов с низким уровнем сформиро-ванности профессионально-педагогической направленности. Это положение свидетельствует о том, что уровни профессионально-педагогической направленности взаимосвязаны с уровнями развития коммуникативных способностей.

Сравнительный анализ количественных показателей студентов физического и исторического факультетов говорит о том, что несмотря на различие в динамике студентов с различными уровнями развития коммуникативных способностей на двух факультетах, и на физическом, и на историческом факультетах среди студентов с высоким уровнем педагогической направленности количество студентов с очень высоким и высоким уровнями развития коммуникативных

157

ф

способностей преобладает над количеством студентов с низким и очень низким уровнями. Вместе с тем среди студентов с низким уровнем педагогической направленности количество студентов с очень высоким и высоким уровнями развития коммуникативных способностей значительно меньше количества студентов с низким и очень низким уровнями. Очевидно, что уровни профессионально-педагогической направленности взаимосвязаны с уровнями коммуникативных способностей.

Для того чтобы глубже проанализировать специфику взаимосвязи уровней профессионально-педагогической направленности и уровня развития коммуникативных способностей была использована формула ранговой корреляция Спирмена и статистическая программа для социальных наук (SPSS).

Результаты исследования студентов двух факультетов говорят о том, что уровень педагогической направленности положительно коррелирует с уровнем развития коммуникативных I58 способностей (г=0,380 при p=0,01). Итак, чем выше уровень педагогической направленности, тем выше уровень коммуникативных способностей. По уровням педагогической направленности, были выявлены положительная, значительная связь у студентов с высоким, средним уровнями педагогической направленности (г=0,346 при p=0,01 и 0;574 при p=0,05 соответственно) и положительная, незначимая корреляция у студентов с низким уровнем педагогической направленности (г=0,111).

По курсам обучения, положительная корреляция отмечается у студентов с первого до четвертого курса

(г=0,355; 0,386; 0,345; 0,469 при р=0,01 соответственно). Больший показатель был обнаружен на четвертом (г=0,469 при р=0,01) и меньший - на третьем курсе (г=0,345 при р=0,01). Среди уровней педагогической направленности на первом курсе выявлена положительная корреляция у студентов с высоким уровнем педагогической направленности (г=0,338 при р=0,05) и отрицательная - у студентов с низким уровнем педагогической направленности (г=-0;057 соответственно); на втором курсе (г=0,380 при р=0,01 и 0;134 соответственно); на третьем (г=0,151 и 0,202); на четвертом курсе (г=0,532 при р=0,01 и 0;433 соответственно). Эти данные говорят о том, что корреляция между уровнями педагогической направленности и уровнем коммуникативных способностей сильнее у студентов с высоким уровнем педагогической направленности, чем у студентов с низким, и сильнее у студентов четвертого курса, чем у студентов других курсов.

Сравнение результатов корреляционного анализа показателей физического и исторического факультетов говорит о том, что положительная корреляция присутствует и на физическом, и на историческом факультетах (г=0,385 и 0;400 при р=0,01 соответственно). Положительная взаимосвязь уровней педагогической направленности и уровней коммуникативных способностей наблюдается у студентов с высоким и низким уровнями педагогической направленности на обоих факультетах: г=0,332 и 1;000 при р=0,01 соответственно - на физическом и г=0,390 и 1;000 при р=0,01 соответственно - на историческом факультете. У студентов с низким уровнем педагогической направленности, зна-

ф

чимой корреляции совсем не было (г=-0,140 - на физическом и г=0,235 -на историческом факультете).

В результате проведенного исследования напрашиваются следующие выводы.

Проведенное нами исследование выявило у студентов различные виды (собственно-педагогический, предметный, ситуативный) и уровни (высокий, средний и низкий) направленности. В состав собственно-педагогической направленности входят: любовь к детям, педагогические способности, любимый учитель, и др.; в состав предметной направленности входит мотив «любимый предмет»; в состав ситуативной направленности входят желание получить диплом о высшем образовании, территориальная близость вуза к своему дому, сложившиеся обстоятельства. Ведущими мотивами выбора профессии являются любовь к детям, подражание любимому учителю, желание родителей.

У российских студентов и у студентов Вьетнама выявлено значительное различие в мотивах выбора профессии, видах и уровнях профессионально-педагогической направленности.

Студенты педагогического вуза имеют в основном невысокий уровень развития коммуникативных способностей, даже низкий. Существует различие в процентном соотношении студентов с различными уровнями коммуникативных способностей в зависимости от курсов обучения и факультетов. Уровень развития коммуникативных способностей у российских студентов выше, чем у вьетнамских.

Количественные данные выявили два обратных процесса у студентов с высоким и низким уровнями профессионально-педагогической

направленности. Если число студентов с высоким уровнем профессионально-педагогической направленности постепенно уменьшается от очень высокого уровня коммуникативных способностей до очень низкого, то количество студентов с низким уровнем - увеличивается от очень высокого уровня развития коммуникативных способностей до очень низкого. Эти результаты свидетельствует о том, что уровни профессионально-педагоги ческой направленности взаимосвязаны с уровнями развития коммуникативных способностей, что подтверждается и коэффициентом корреляции между уровнем сформированности педагогической направленности и уровнем развития коммуникативных способностей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зобнина Т. В. Влияние педагогических способностей на формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза: Дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 1993.

2. Ермолаева Т. В. Психологические особенности старшеклассников, абитуриентов, студентов, направленных на профессию учителя: Дисс. ... канд. психол. наук. - Москва, 1994.

3. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы его исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. - Москва; Воронеж, 2004.

4. Никиреев Е. М. Проблема профессионально-педагогической направленности личности в психолого-педагогических исследованиях // Научные труды МШ У -Сер. Психолого-педагогические науки. -Москва: «Прометей», 1998. ■

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.