ную систему, определяющую структуру и содержание процесса подготовки и концентрирует в себе совокупность социальных требований к специалисту, которые выражаются, во-первых, определенным комплексом знаний, умений и навыков; во-вторых, уровнем мировоззренческих, нравственных и социальных качеств. Существенной особенностью модели специалиста как сложной системы является тот факт, что все составляющие ее структуры раскрывают и конкретизируют те объективные социальные требования, которые предъявляются к данному специалисту. Именно поэтому модель специалиста не является чем-то статичным, постоянным.
Использование при отборе модельных характеристик позволяет своевременно и объективно оценивать достигнутый уровень профессиональной подготовленности, а также создает предпосылки реализации на практике принципа индивидуального подхода. Отбор будущих специалистов физической культуры предполагает три последовательных этапа: прогнозирование, проведение вступительных экзаменов по двигательной подготовленности, изучение личности абитуриента по результатам собеседования.
На основании изложенного можно отметить, что проблема подготовки и отбора по специальности "Физическая культура и спорт" нуждается в дальнейших научных исследованиях, а результаты этих исследований призваны способствовать повышению качества профессиональной подготовленности будущего специалиста физической культуры и спорта. Накопленный опыт моделирования современной системы и процесса профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе инновационных технологий, ком-петентностного и личностного подходов в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса, ориентации на инновационность, творческую инициативу, включенность в современные мировые цивилизацион-ные процессы, мобильность и конкурентноспособность будущих специалистов позволит спроектировать модель профессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности.
Эффективное формирование профессионально-педагогической модели будет возможно только в специально созданной инновационной среде, где будет присутствовать системность в учебной, научной и воспитательной работе. Каждая дисциплина учебного плана, форма работы со студентами должны носить инновационный характер, широко использовать современные технологии. В этом случае можно достигнуть конечного результата подготовленности высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в области физической культуры и спорта, обладающего достаточным набором общих и профессиональных компетенций, которые позволят ему быть успешным на рынке труда, станут фундаментом дальнейшего профессионального и личностного роста.
Список литературы
1.Исмаилов А.И. Некоторые методологические основания подготовки специалистов// Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез.докл. научно-практ.конф. - М.:Флинта, 2005.
2.Лебедев М.С. Конкурентноспособность будущих учителей как критерий качества педагогического образования // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы.-Материалы Всероссийского педагогического конгресса: В 4 ч.-Ч.1.-М.:МАНПО, 2007.
3. Магин В.А. Профессионально-ориентированные компетенции как
качество и результат подготовки специалиста по физической культуре и спорту// Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. -Материалы междунар. науч.-практ.конф. -
Ставрополь, 2007.
4. Макарова М.Н. Обществознание и депрофессионализация: трансформация модели специалиста/Модель деятельности специалиста как научно-методическая проблема: Материалы научно-методической сессии. - Ижевск, 2007.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОКСЕРОВ 16-19-ти ЛЕТ
Д.А. Корюкин
Поединок атлетов на ринге предъявляет повышенные требования к уровню развития физических качеств спортсменов. Одним из основных физических качеств в контактных видах единоборств являются сила, быстрота, выносливость, уровень которых создает предпосылки для достижения победы в бою.
В свою очередь, значительная степень развития этих качеств оказывает положительное влияние на техническую подготовленность атлетов, а также создает предпосылки для выполнения ударов предельно быстро и с большим силовым эффектом на протяжении всего поединка [1].
Современные виды контактных единоборств характеризуются высокой напряженностью боевых действий, максимальными мышечными усилиями и большими по объему и интенсивности нагрузкам. Это требует предельной мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена, а также соответствующей физической подготовки [3].
Современный уровень развития контактных видов единоборств (бокса, кикбоксинга, рукопашного боя) требует поиска новых путей повышения скоростно-силовой подготовленности атлетов. Выявление нетрадиционных методов скоростно-силовой подготовки, основанных на выполнении упражнений с сохранением координационной структуры ударного движения, будет способствовать решению задач совершенствования функциональной и силовой подготовки одновременно с повышением технико-тактического мастерства атлетов [6].
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс боксеров группы спортивного совершенствования 16-19-ти лет.
Предмет исследования - процесс развития общих физических и специальных физических качеств боксеров 16-19-ти лет.
Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязей между общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленностью у боксеров группы спортивного совершенствования 16-19-ти лет.
Исходя из объекта и предмета исследования, а также поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Исследовать общую физическую подготовленность боксеров, занимающихся в группе спортивного совершенствования в динамике годового тренировочного цикла.
2. Изучить специальную скоростно-силовую подготовленность боксеров 16-19-ти лет, занимающихся в группе спортивного совершенствования.
3. Описать корреляционные взаимоотношения между показателями общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности у боксеров 16-19-ти лет, занимающихся в группе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования - предполагалось, что меж-
ду показателями общей физической и специальной физической подготовленности существует определенная корреляционная зависимость.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие спортсмены мужского пола от 16-ти до 19-ти лет, занимающиеся боксом в группе спортивного совершенствования, имеющие первый взрослый разряд, и KMC. Все испытуемые на момент эксперимента состояли на учете в Областном вра-чебно-физкультурном диспансере и были отнесены к основной медицинской группе.
Исследование проходило на базе Детско-юношеской спортивной школы №4 города Кургана.
В ходе нашего исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование (контрольные испытания), методы математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование общей физической подготовленности боксеров 16-19-ти лет проводилось в динамике 6-месячного наблюдения, соответствовавшего подготовительному и основному этапу тренировочного процесса. Оценка физического состояния проводилась по показателям быстроты (бег 30 м), скоростно-силовым (прыжок в длину с места) и собственно-силовым (подтягивание в висе на перекладине) качествам.
На начальном этапе показатель в беге на 30 м составил 4,68±0,048 сек, что в сравнении с возрастно-поло-выми стандартами соответствовало уровню развития быстроты выше среднего. Вместе с тем были выявлены индивидуальные различия по данному показателю. Так, 36,6% обследованных спортсменов имели средний уровень развития быстроты; 54,9% - выше среднего и 8,5% -высокий.
Спустя 6 месяцев тренировок было выявлено достоверное улучшение результата в беге на 30 м до 4,53±0,034 сек, (р<0,05). Причем все спортсмены по уровню развития скоростных способностей соответствовали высокому уровню и уровню развития выше среднего (рис. 1).
качеств выше среднего. Анализ индивидуальных значений показал, что подавляющее количество обследованных (65,8%) имели уровень развития выше среднего. Средний и высокий уровень развития скоростно-сило-вых способностей имели соответственно 25,7 и 8,5% боксеров (рис. 2).
прыжок в длину
240 -220 -§ 200 -180 -160 -
Рис. 2. Динамика скоростно-силовых показателей боксеров 16-19-ти лет
Собственно-силовые способности оценивались при помощи теста "подтягивание в висе на перекладине". Осенью средний показатель в подтягивании составил 16±0,7 раза и соответствовал высокому уровню развития силы в соответствии с возрастно-половой нормой. При этом 22,8% спортсменов имели очень высокий уровень развития силовых способностей. На завершающем этапе эксперимента средний показатель в подтягивании был равен 18±0,8 раза и достоверных различий по сравнению с исходными данными не имел. Вместе с тем уже 33,5% боксеров имели очень высокий уровень развития собственно силовых способностей (рис. 3).
подтягивание
25 и
а го -
Он
о 15 -м
* 10 -§ 5 -
о -
бег 30 м
5
4.8
И
8 4.6 4.4 4.2
Рис. 1. Динамика показателей быстроты боксеров 16-19-ти лет
Таким образом, учебно-тренировочный процесс со всем арсеналом используемых средств и методов развития двигательных качеств оказал положительное влияние на совершенствование скоростных способностей боксеров 16-19-ти лет.
Изучение скоростно-силовых способностей боксеров 16-19-ти лет в осенний период показало, что средний результат в прыжках в длину с места составил 213±4,2см, что соответствовало среднему уровню развития в сравнении с возрастно-половой нормой. Причем индивидуальные результаты в обследуемой группе отличались выраженной однородностью. На завершающем этапе исследования было выявлено достоверное повышение результата в прыжке в длину с места до 217±3,4 (р<0,05), что соответствовало уровню развития скоростно-силовых
Рис. 3. Динамика собственно-силовых показателей боксеров 16-19-ти лет
Таким образом, исследование общей физической подготовленности показало, что по большинству профессионально значимых двигательных качеств у боксеров, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, наблюдался уровень развития высокий и выше среднего, что свидетельствовало о достаточно высоком уровне общей физической готовности. Причем, анализ результатов эксперимента в динамике годового тренировочного цикла позволил выявить достоверный прирост в уровне развития скоростных и скоростно-силовых способностей у боксеров 16-19 лет.
Известно, что отдельные скоростно-силовые проявления, выражающиеся в достижении максимальных величин силы в минимальное время, определяются как "взрывные" способности (взрывная сила). Детальное изучение показало, что основной характеристикой взрывной силы является не столько способность к быстроте движений вообще или проявлению максимума динамической силы, сколько способность к быстроте развития этого максимума. Под стартовой силой при этом понимается способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения, а под ускоряющей - способность мышц к быстроте наращивания
рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.
Экспериментально установлено, что указанные специфические двигательные способности, характеризующие взрывную силу атлета в общих чертах, присущи человеку и являются врожденными свойствами его моторного аппарата. Выделенные компонентные способности, будучи врожденной принадлежностью, нервно-мышечного аппарата человека, тем не менее, формируются в процессе специальной тренировки. При этом, независимо от вида спорта, структура взрывных способностей остается неизменной. В зависимости от внешних условий изменяется лишь вклад отдельных характеристик и доминирующая роль той или иной из них [2].
Специфической формой проявления способности мышц к реализации взрывного усилия являются реактивные свойства мышц. Под последними понимается специфическая способность быстро переключаться от уступающей к преодолевающей работе в условиях максимума развитой в этот момент динамической нагрузки [4].
Специальная скоростно-силовая подготовленность боксеров была исследована в тесте "Количество ударов за 5 сек". Данный тест, согласно приводимым в литературе сведениям, наиболее объективно отражает скорост-но-силовую и техническую подготовку боксера.
Количество ударов за 5 секунд у взрослых боксеров разных возрастных групп не имеет достоверных различий. По-видимому, это обусловлено установкой начальной школы бокса, направленной на ведение поединка с высокой плотностью. Однако направленность в обучении только на развитие моторных качеств является недостатком, и поэтому необходимо индивидуализировать подготовку боксеров и в других направлениях, в соответствии с предрасположенностью к темпу, силовому единоборству или обыгрыванию. В результате исследования определены некоторые модельные характеристики и особенности динамики специальной силовой подготовленности боксеров различных возрастных групп, что позволяет целенаправленно совершенствовать силовые качества на разных этапах подготовки.
На начальном этапе эксперимента боксеры 16-19-ти лет за 5 секунд производили 23±0,5 удара. В сравнении с показателями, зарегистрированными у высококвалифицированных спортсменов, являющихся членами сборной России, этот результат значительно ниже, что говорит о его тесной взаимосвязи со стажем занятий и уровнем квалификации испытуемых.
На заключительном этапе, благодаря целенаправленному подходу в воспитании и совершенствовании специальных скоростно-силовых способностей удалось добиться существенного повышения показателя количества ударов, выполняемых за 5 секунд до 25±0,4 удара (р<0,05). Таким образом, существенный прирост скоростно-сило-вых и скоростных качеств у боксеров, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, сопровождался достоверным повышением результатов в специальных скоростно-силовых тестах (рис. 4).
Количество ударов за 5 сек
° --
? 22 - -I-
I 20"
18 -I-1-
осень весна
Рис. 4. Динамика специальных скоростно-силовых показателей боксеров 16-19-ти лет
Взаимосвязь показателей общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, была изучена при помощи корреляционного анализа с учетом критерия Пирсона.
Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями в тестах по общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности позволил выявить ряд существенных взаимосвязей (табл. 1).
Таблица 1
Корреляционные взаимоотношения между результатами в тестах по общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности (п=15)
Показатели Этап Количество ударов за 5 секунд Бег 30 м Прыжок в длину с места
Бег 30 м осень весна -0,725* -0,711*
Прыжок в длину с места осень весна 0,772* 0,883** -0,564 -0,469
Подтягивание в висе на перекладине осень весна 0,850** 0,816** -0,423 -0,402 0,598 0,624*
Примечание. * - достоверные коэффициенты корреляции, р<0,05; **- р<0,02.
На начальном этапе наблюдалась обратная достоверная зависимость между результатами теста "Количество ударов за 5 секунд" и в беге на 30 м (г= -0,725; р<0,05). Следовательно, чем выше уровень развития скоростных способностей у боксеров, тем лучше результаты в специальном скоростно-силовом тесте.
Параллельно были выявлены достоверные прямые взаимосвязи между результатами в специальном скоро-стно-силовом тесте с одной стороны и уровнем развития собственно-силовых (подтягивание в висе на перекладине) и скоростно-силовых (прыжок в длину с места) способностей с другой, соответственно г=0,772 и г=0,850 (р<0,05). Выявленные взаимосвязи не противоречат общепринятой точке зрения о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в том или ином виде спортивной специализации и залогом высокого спортивного результата.
На заключительном этапе выявленные корреляционные взаимоотношения сохранились. Так, между показателями в тесте "Количество ударов за 5 секунд" и результатом в беге на 30 м была отмечена достоверная обратная зависимость (г= -0,711, р<0,05). Между показателем прыжка в длину с места и результатом в специальном тесте выявлена достоверная прямая взаимосвязь (г= 0,883, р<0,02). И, наконец, между результатами в специальном тесте и в подтягивании существенная прямая зависимость (г= 0,816, р<0,02). Таким образом, выявленные корреляционные взаимосвязи отличались высокой устойчивостью в процессе экспериментального наблюдения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями в тестах по общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности позволил выявить ряд существенных взаимосвязей, подтверждающих тот факт, что чем выше уровень развития скоростных способностей у боксеров, тем лучше результаты в специальном скоростно-силовом тесте. Выявленные взаимо-
связи еще раз подтверждают положение о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в том или ином виде спортивной специализации и залогом высокого спортивного результата.
1. Скоростные, скоростно-силовые и собственно силовые способности боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, соответствовали преимущественно уровню развития выше среднего. В динамике годичного тренировочного цикла произошло достоверное повышение уровня общей физической подготовленности по скоростным и скоростно-силовым двигательным качествам. Собственно силовые способности боксеров имели тенденцию к повышению.
2. Специальная скоростно-силовая подготовленность боксеров, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, была значительно хуже в сравнении с данными, полученными на высококвалифицированных боксерах, являющихся членами сборной команды России. Однако в процессе занятий с сентября по май наблюдалось достоверное увеличение показателя количества ударов за 5 секунд, отражающего уровень специальной скоростно-силовой подготовленности.
3. Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями общей физической и специальной ско-ростно-силовой подготовленности позволил выявить достоверную обратную зависимость между количеством ударов за 5 секунд и результатом в беге на 30 м, а также существенные прямые взаимосвязи между количеством ударов за 5 секунд с одной стороны, и показателями прыжка в длину с места и в подтягивании на перекладине с другой. Выявленные взаимосвязи подтверждают положение о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в подготовке боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования.
Список литературы
1.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2,Гаськов A.B. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных едино6орствах(на примере бокса). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 134 с.
3Дегтярев И.П. Тренированность боксеров. - Киев: Здорова, 1985. - 144 с.
4.Джероян Г. О. Моральная и специальная психическая подготовка боксеров юношей и юниоров. Лекция для студентов кафедры бокса ГЦОЛИФК// Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой. - М.: ИНСАН, 1999. - гл. 7. - С. 347-374.
5.Морозов Г. Уроки профессионального бокса. - М.: Гонг, 1992. - 80 с.
6.Филимонов В.И., Нигмедзянов P.A. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств). - М.: ИНСАН, 1999. - 416 с.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ДЮСШ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДОТОВКИ
Б.К. Букин, Д.А. Корюкин
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о качестве ее человеческого наследия. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающему поколению так не хватает духовности, веры в будущее, толерантности [2]. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся ДЮСШ подтверждается, по крайней мере, четырьмя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и определенными нравственными чертами личности.
2. В современной семье и социуме ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на еще только формирующуюся сферу нравственности.
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".
4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, накопленных и утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей [5].
В последнее время, в силу происходящих в обществе изменений и естественных в такую пору внутренних закономерностей развития проблемы ценностей и ценностных ориентаций, исследование ценностей и ценностных ориентаций получило новый мощный импульс. Система ценностей пронизывает собой все формы общественного сознания под определенным углом зрения, объединяя различные интересы разнообразными идейными, нравственными и эстетическими средствами, она оказывается важнейшим источником непосредственных мотивов поведения, ближайших стимулов человеческой деятельности [1].
Актуальность выбранной для исследования темы очевидна, так как нравственное воспитание в процессе физического воспитания имеет значение для формирования личности. Влияние на формирование личности оказывают занятия спортом, на которых воспитываются такие качества как дисциплинированность, коллективизм, способность к самоконтролю.
Основной целью нравственного воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей спортсмена к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром [6].
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для организации нравственного воспитания спортсмена в процессе тренировочной и не тренировочной деятельности. Для решения данной проблемы тренеру требуется умение направить свою деятельность на нравственное воспитание спортсмена.
Объект исследования - тренировочная деятельность спортсмена как средство нравственного воспитания личности.
Предмет исследования - организация нравственного воспитания в процессе тренировочной деятельности.
Целью нашего исследования является изучение нравственных качеств спортсменов разной квалификации в процессе занятий спортом
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Диагностировать состояние нравственного воспитания спортсменов.
2. Определить уровень нравственного воспитания учащихся ДЮСШ начального этапа подготовки.
3. Описать опыт организации нравственного вос-