Научная статья на тему 'Взаимосвязь общей физической и специальной скоростно- силовой подготовленности боксеров 16-19-ти лет'

Взаимосвязь общей физической и специальной скоростно- силовой подготовленности боксеров 16-19-ти лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
236
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь общей физической и специальной скоростно- силовой подготовленности боксеров 16-19-ти лет»

ную систему, определяющую структуру и содержание процесса подготовки и концентрирует в себе совокупность социальных требований к специалисту, которые выражаются, во-первых, определенным комплексом знаний, умений и навыков; во-вторых, уровнем мировоззренческих, нравственных и социальных качеств. Существенной особенностью модели специалиста как сложной системы является тот факт, что все составляющие ее структуры раскрывают и конкретизируют те объективные социальные требования, которые предъявляются к данному специалисту. Именно поэтому модель специалиста не является чем-то статичным, постоянным.

Использование при отборе модельных характеристик позволяет своевременно и объективно оценивать достигнутый уровень профессиональной подготовленности, а также создает предпосылки реализации на практике принципа индивидуального подхода. Отбор будущих специалистов физической культуры предполагает три последовательных этапа: прогнозирование, проведение вступительных экзаменов по двигательной подготовленности, изучение личности абитуриента по результатам собеседования.

На основании изложенного можно отметить, что проблема подготовки и отбора по специальности "Физическая культура и спорт" нуждается в дальнейших научных исследованиях, а результаты этих исследований призваны способствовать повышению качества профессиональной подготовленности будущего специалиста физической культуры и спорта. Накопленный опыт моделирования современной системы и процесса профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на основе инновационных технологий, ком-петентностного и личностного подходов в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса, ориентации на инновационность, творческую инициативу, включенность в современные мировые цивилизацион-ные процессы, мобильность и конкурентноспособность будущих специалистов позволит спроектировать модель профессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности.

Эффективное формирование профессионально-педагогической модели будет возможно только в специально созданной инновационной среде, где будет присутствовать системность в учебной, научной и воспитательной работе. Каждая дисциплина учебного плана, форма работы со студентами должны носить инновационный характер, широко использовать современные технологии. В этом случае можно достигнуть конечного результата подготовленности высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в области физической культуры и спорта, обладающего достаточным набором общих и профессиональных компетенций, которые позволят ему быть успешным на рынке труда, станут фундаментом дальнейшего профессионального и личностного роста.

Список литературы

1.Исмаилов А.И. Некоторые методологические основания подготовки специалистов// Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тез.докл. научно-практ.конф. - М.:Флинта, 2005.

2.Лебедев М.С. Конкурентноспособность будущих учителей как критерий качества педагогического образования // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы.-Материалы Всероссийского педагогического конгресса: В 4 ч.-Ч.1.-М.:МАНПО, 2007.

3. Магин В.А. Профессионально-ориентированные компетенции как

качество и результат подготовки специалиста по физической культуре и спорту// Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. -Материалы междунар. науч.-практ.конф. -

Ставрополь, 2007.

4. Макарова М.Н. Обществознание и депрофессионализация: трансформация модели специалиста/Модель деятельности специалиста как научно-методическая проблема: Материалы научно-методической сессии. - Ижевск, 2007.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БОКСЕРОВ 16-19-ти ЛЕТ

Д.А. Корюкин

Поединок атлетов на ринге предъявляет повышенные требования к уровню развития физических качеств спортсменов. Одним из основных физических качеств в контактных видах единоборств являются сила, быстрота, выносливость, уровень которых создает предпосылки для достижения победы в бою.

В свою очередь, значительная степень развития этих качеств оказывает положительное влияние на техническую подготовленность атлетов, а также создает предпосылки для выполнения ударов предельно быстро и с большим силовым эффектом на протяжении всего поединка [1].

Современные виды контактных единоборств характеризуются высокой напряженностью боевых действий, максимальными мышечными усилиями и большими по объему и интенсивности нагрузкам. Это требует предельной мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена, а также соответствующей физической подготовки [3].

Современный уровень развития контактных видов единоборств (бокса, кикбоксинга, рукопашного боя) требует поиска новых путей повышения скоростно-силовой подготовленности атлетов. Выявление нетрадиционных методов скоростно-силовой подготовки, основанных на выполнении упражнений с сохранением координационной структуры ударного движения, будет способствовать решению задач совершенствования функциональной и силовой подготовки одновременно с повышением технико-тактического мастерства атлетов [6].

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс боксеров группы спортивного совершенствования 16-19-ти лет.

Предмет исследования - процесс развития общих физических и специальных физических качеств боксеров 16-19-ти лет.

Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязей между общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленностью у боксеров группы спортивного совершенствования 16-19-ти лет.

Исходя из объекта и предмета исследования, а также поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Исследовать общую физическую подготовленность боксеров, занимающихся в группе спортивного совершенствования в динамике годового тренировочного цикла.

2. Изучить специальную скоростно-силовую подготовленность боксеров 16-19-ти лет, занимающихся в группе спортивного совершенствования.

3. Описать корреляционные взаимоотношения между показателями общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности у боксеров 16-19-ти лет, занимающихся в группе спортивного совершенствования.

Гипотеза исследования - предполагалось, что меж-

ду показателями общей физической и специальной физической подготовленности существует определенная корреляционная зависимость.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие спортсмены мужского пола от 16-ти до 19-ти лет, занимающиеся боксом в группе спортивного совершенствования, имеющие первый взрослый разряд, и KMC. Все испытуемые на момент эксперимента состояли на учете в Областном вра-чебно-физкультурном диспансере и были отнесены к основной медицинской группе.

Исследование проходило на базе Детско-юношеской спортивной школы №4 города Кургана.

В ходе нашего исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, тестирование (контрольные испытания), методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование общей физической подготовленности боксеров 16-19-ти лет проводилось в динамике 6-месячного наблюдения, соответствовавшего подготовительному и основному этапу тренировочного процесса. Оценка физического состояния проводилась по показателям быстроты (бег 30 м), скоростно-силовым (прыжок в длину с места) и собственно-силовым (подтягивание в висе на перекладине) качествам.

На начальном этапе показатель в беге на 30 м составил 4,68±0,048 сек, что в сравнении с возрастно-поло-выми стандартами соответствовало уровню развития быстроты выше среднего. Вместе с тем были выявлены индивидуальные различия по данному показателю. Так, 36,6% обследованных спортсменов имели средний уровень развития быстроты; 54,9% - выше среднего и 8,5% -высокий.

Спустя 6 месяцев тренировок было выявлено достоверное улучшение результата в беге на 30 м до 4,53±0,034 сек, (р<0,05). Причем все спортсмены по уровню развития скоростных способностей соответствовали высокому уровню и уровню развития выше среднего (рис. 1).

качеств выше среднего. Анализ индивидуальных значений показал, что подавляющее количество обследованных (65,8%) имели уровень развития выше среднего. Средний и высокий уровень развития скоростно-сило-вых способностей имели соответственно 25,7 и 8,5% боксеров (рис. 2).

прыжок в длину

240 -220 -§ 200 -180 -160 -

Рис. 2. Динамика скоростно-силовых показателей боксеров 16-19-ти лет

Собственно-силовые способности оценивались при помощи теста "подтягивание в висе на перекладине". Осенью средний показатель в подтягивании составил 16±0,7 раза и соответствовал высокому уровню развития силы в соответствии с возрастно-половой нормой. При этом 22,8% спортсменов имели очень высокий уровень развития силовых способностей. На завершающем этапе эксперимента средний показатель в подтягивании был равен 18±0,8 раза и достоверных различий по сравнению с исходными данными не имел. Вместе с тем уже 33,5% боксеров имели очень высокий уровень развития собственно силовых способностей (рис. 3).

подтягивание

25 и

а го -

Он

о 15 -м

* 10 -§ 5 -

о -

бег 30 м

5

4.8

И

8 4.6 4.4 4.2

Рис. 1. Динамика показателей быстроты боксеров 16-19-ти лет

Таким образом, учебно-тренировочный процесс со всем арсеналом используемых средств и методов развития двигательных качеств оказал положительное влияние на совершенствование скоростных способностей боксеров 16-19-ти лет.

Изучение скоростно-силовых способностей боксеров 16-19-ти лет в осенний период показало, что средний результат в прыжках в длину с места составил 213±4,2см, что соответствовало среднему уровню развития в сравнении с возрастно-половой нормой. Причем индивидуальные результаты в обследуемой группе отличались выраженной однородностью. На завершающем этапе исследования было выявлено достоверное повышение результата в прыжке в длину с места до 217±3,4 (р<0,05), что соответствовало уровню развития скоростно-силовых

Рис. 3. Динамика собственно-силовых показателей боксеров 16-19-ти лет

Таким образом, исследование общей физической подготовленности показало, что по большинству профессионально значимых двигательных качеств у боксеров, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, наблюдался уровень развития высокий и выше среднего, что свидетельствовало о достаточно высоком уровне общей физической готовности. Причем, анализ результатов эксперимента в динамике годового тренировочного цикла позволил выявить достоверный прирост в уровне развития скоростных и скоростно-силовых способностей у боксеров 16-19 лет.

Известно, что отдельные скоростно-силовые проявления, выражающиеся в достижении максимальных величин силы в минимальное время, определяются как "взрывные" способности (взрывная сила). Детальное изучение показало, что основной характеристикой взрывной силы является не столько способность к быстроте движений вообще или проявлению максимума динамической силы, сколько способность к быстроте развития этого максимума. Под стартовой силой при этом понимается способность мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения, а под ускоряющей - способность мышц к быстроте наращивания

рабочего усилия в условиях начавшегося их сокращения.

Экспериментально установлено, что указанные специфические двигательные способности, характеризующие взрывную силу атлета в общих чертах, присущи человеку и являются врожденными свойствами его моторного аппарата. Выделенные компонентные способности, будучи врожденной принадлежностью, нервно-мышечного аппарата человека, тем не менее, формируются в процессе специальной тренировки. При этом, независимо от вида спорта, структура взрывных способностей остается неизменной. В зависимости от внешних условий изменяется лишь вклад отдельных характеристик и доминирующая роль той или иной из них [2].

Специфической формой проявления способности мышц к реализации взрывного усилия являются реактивные свойства мышц. Под последними понимается специфическая способность быстро переключаться от уступающей к преодолевающей работе в условиях максимума развитой в этот момент динамической нагрузки [4].

Специальная скоростно-силовая подготовленность боксеров была исследована в тесте "Количество ударов за 5 сек". Данный тест, согласно приводимым в литературе сведениям, наиболее объективно отражает скорост-но-силовую и техническую подготовку боксера.

Количество ударов за 5 секунд у взрослых боксеров разных возрастных групп не имеет достоверных различий. По-видимому, это обусловлено установкой начальной школы бокса, направленной на ведение поединка с высокой плотностью. Однако направленность в обучении только на развитие моторных качеств является недостатком, и поэтому необходимо индивидуализировать подготовку боксеров и в других направлениях, в соответствии с предрасположенностью к темпу, силовому единоборству или обыгрыванию. В результате исследования определены некоторые модельные характеристики и особенности динамики специальной силовой подготовленности боксеров различных возрастных групп, что позволяет целенаправленно совершенствовать силовые качества на разных этапах подготовки.

На начальном этапе эксперимента боксеры 16-19-ти лет за 5 секунд производили 23±0,5 удара. В сравнении с показателями, зарегистрированными у высококвалифицированных спортсменов, являющихся членами сборной России, этот результат значительно ниже, что говорит о его тесной взаимосвязи со стажем занятий и уровнем квалификации испытуемых.

На заключительном этапе, благодаря целенаправленному подходу в воспитании и совершенствовании специальных скоростно-силовых способностей удалось добиться существенного повышения показателя количества ударов, выполняемых за 5 секунд до 25±0,4 удара (р<0,05). Таким образом, существенный прирост скоростно-сило-вых и скоростных качеств у боксеров, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, сопровождался достоверным повышением результатов в специальных скоростно-силовых тестах (рис. 4).

Количество ударов за 5 сек

° --

? 22 - -I-

I 20"

18 -I-1-

осень весна

Рис. 4. Динамика специальных скоростно-силовых показателей боксеров 16-19-ти лет

Взаимосвязь показателей общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, была изучена при помощи корреляционного анализа с учетом критерия Пирсона.

Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями в тестах по общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности позволил выявить ряд существенных взаимосвязей (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционные взаимоотношения между результатами в тестах по общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности (п=15)

Показатели Этап Количество ударов за 5 секунд Бег 30 м Прыжок в длину с места

Бег 30 м осень весна -0,725* -0,711*

Прыжок в длину с места осень весна 0,772* 0,883** -0,564 -0,469

Подтягивание в висе на перекладине осень весна 0,850** 0,816** -0,423 -0,402 0,598 0,624*

Примечание. * - достоверные коэффициенты корреляции, р<0,05; **- р<0,02.

На начальном этапе наблюдалась обратная достоверная зависимость между результатами теста "Количество ударов за 5 секунд" и в беге на 30 м (г= -0,725; р<0,05). Следовательно, чем выше уровень развития скоростных способностей у боксеров, тем лучше результаты в специальном скоростно-силовом тесте.

Параллельно были выявлены достоверные прямые взаимосвязи между результатами в специальном скоро-стно-силовом тесте с одной стороны и уровнем развития собственно-силовых (подтягивание в висе на перекладине) и скоростно-силовых (прыжок в длину с места) способностей с другой, соответственно г=0,772 и г=0,850 (р<0,05). Выявленные взаимосвязи не противоречат общепринятой точке зрения о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в том или ином виде спортивной специализации и залогом высокого спортивного результата.

На заключительном этапе выявленные корреляционные взаимоотношения сохранились. Так, между показателями в тесте "Количество ударов за 5 секунд" и результатом в беге на 30 м была отмечена достоверная обратная зависимость (г= -0,711, р<0,05). Между показателем прыжка в длину с места и результатом в специальном тесте выявлена достоверная прямая взаимосвязь (г= 0,883, р<0,02). И, наконец, между результатами в специальном тесте и в подтягивании существенная прямая зависимость (г= 0,816, р<0,02). Таким образом, выявленные корреляционные взаимосвязи отличались высокой устойчивостью в процессе экспериментального наблюдения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями в тестах по общей физической и специальной скоростно-силовой подготовленности позволил выявить ряд существенных взаимосвязей, подтверждающих тот факт, что чем выше уровень развития скоростных способностей у боксеров, тем лучше результаты в специальном скоростно-силовом тесте. Выявленные взаимо-

связи еще раз подтверждают положение о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в том или ином виде спортивной специализации и залогом высокого спортивного результата.

1. Скоростные, скоростно-силовые и собственно силовые способности боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, соответствовали преимущественно уровню развития выше среднего. В динамике годичного тренировочного цикла произошло достоверное повышение уровня общей физической подготовленности по скоростным и скоростно-силовым двигательным качествам. Собственно силовые способности боксеров имели тенденцию к повышению.

2. Специальная скоростно-силовая подготовленность боксеров, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, была значительно хуже в сравнении с данными, полученными на высококвалифицированных боксерах, являющихся членами сборной команды России. Однако в процессе занятий с сентября по май наблюдалось достоверное увеличение показателя количества ударов за 5 секунд, отражающего уровень специальной скоростно-силовой подготовленности.

3. Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями общей физической и специальной ско-ростно-силовой подготовленности позволил выявить достоверную обратную зависимость между количеством ударов за 5 секунд и результатом в беге на 30 м, а также существенные прямые взаимосвязи между количеством ударов за 5 секунд с одной стороны, и показателями прыжка в длину с места и в подтягивании на перекладине с другой. Выявленные взаимосвязи подтверждают положение о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в подготовке боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования.

Список литературы

1.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

2,Гаськов A.B. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных едино6орствах(на примере бокса). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 134 с.

3Дегтярев И.П. Тренированность боксеров. - Киев: Здорова, 1985. - 144 с.

4.Джероян Г. О. Моральная и специальная психическая подготовка боксеров юношей и юниоров. Лекция для студентов кафедры бокса ГЦОЛИФК// Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой. - М.: ИНСАН, 1999. - гл. 7. - С. 347-374.

5.Морозов Г. Уроки профессионального бокса. - М.: Гонг, 1992. - 80 с.

6.Филимонов В.И., Нигмедзянов P.A. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств). - М.: ИНСАН, 1999. - 416 с.

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ДЮСШ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДОТОВКИ

Б.К. Букин, Д.А. Корюкин

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о качестве ее человеческого наследия. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающему поколению так не хватает духовности, веры в будущее, толерантности [2]. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся ДЮСШ подтверждается, по крайней мере, четырьмя положениями:

1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и определенными нравственными чертами личности.

2. В современной семье и социуме ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на еще только формирующуюся сферу нравственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".

4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, накопленных и утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей [5].

В последнее время, в силу происходящих в обществе изменений и естественных в такую пору внутренних закономерностей развития проблемы ценностей и ценностных ориентаций, исследование ценностей и ценностных ориентаций получило новый мощный импульс. Система ценностей пронизывает собой все формы общественного сознания под определенным углом зрения, объединяя различные интересы разнообразными идейными, нравственными и эстетическими средствами, она оказывается важнейшим источником непосредственных мотивов поведения, ближайших стимулов человеческой деятельности [1].

Актуальность выбранной для исследования темы очевидна, так как нравственное воспитание в процессе физического воспитания имеет значение для формирования личности. Влияние на формирование личности оказывают занятия спортом, на которых воспитываются такие качества как дисциплинированность, коллективизм, способность к самоконтролю.

Основной целью нравственного воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей спортсмена к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром [6].

Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для организации нравственного воспитания спортсмена в процессе тренировочной и не тренировочной деятельности. Для решения данной проблемы тренеру требуется умение направить свою деятельность на нравственное воспитание спортсмена.

Объект исследования - тренировочная деятельность спортсмена как средство нравственного воспитания личности.

Предмет исследования - организация нравственного воспитания в процессе тренировочной деятельности.

Целью нашего исследования является изучение нравственных качеств спортсменов разной квалификации в процессе занятий спортом

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Диагностировать состояние нравственного воспитания спортсменов.

2. Определить уровень нравственного воспитания учащихся ДЮСШ начального этапа подготовки.

3. Описать опыт организации нравственного вос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.