связи еще раз подтверждают положение о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в том или ином виде спортивной специализации и залогом высокого спортивного результата.
1. Скоростные, скоростно-силовые и собственно силовые способности боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, соответствовали преимущественно уровню развития выше среднего. В динамике годичного тренировочного цикла произошло достоверное повышение уровня общей физической подготовленности по скоростным и скоростно-силовым двигательным качествам. Собственно силовые способности боксеров имели тенденцию к повышению.
2. Специальная скоростно-силовая подготовленность боксеров, тренирующихся в группе спортивного совершенствования, была значительно хуже в сравнении с данными, полученными на высококвалифицированных боксерах, являющихся членами сборной команды России. Однако в процессе занятий с сентября по май наблюдалось достоверное увеличение показателя количества ударов за 5 секунд, отражающего уровень специальной скоростно-силовой подготовленности.
3. Анализ корреляционных взаимоотношений между показателями общей физической и специальной ско-ростно-силовой подготовленности позволил выявить достоверную обратную зависимость между количеством ударов за 5 секунд и результатом в беге на 30 м, а также существенные прямые взаимосвязи между количеством ударов за 5 секунд с одной стороны, и показателями прыжка в длину с места и в подтягивании на перекладине с другой. Выявленные взаимосвязи подтверждают положение о том, что общая физическая подготовленность является базой для успешного развития специальных двигательных качеств в подготовке боксеров 16-19-ти лет, тренирующихся в группе спортивного совершенствования.
Список литературы
1.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2,Гаськов A.B. Планирование и управление тренировочным процессом в спортивных едино6орствах(на примере бокса). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. - 134 с.
3Дегтярев И.П. Тренированность боксеров. - Киев: Здорова, 1985. - 144 с.
4.Джероян Г. О. Моральная и специальная психическая подготовка боксеров юношей и юниоров. Лекция для студентов кафедры бокса ГЦОЛИФК// Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой. - М.: ИНСАН, 1999. - гл. 7. - С. 347-374.
5.Морозов Г. Уроки профессионального бокса. - М.: Гонг, 1992. - 80 с.
6.Филимонов В.И., Нигмедзянов P.A. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств). - М.: ИНСАН, 1999. - 416 с.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ ДЮСШ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДОТОВКИ
Б.К. Букин, Д.А. Корюкин
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о качестве ее человеческого наследия. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающему поколению так не хватает духовности, веры в будущее, толерантности [2]. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания учащихся ДЮСШ подтверждается, по крайней мере, четырьмя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и определенными нравственными чертами личности.
2. В современной семье и социуме ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на еще только формирующуюся сферу нравственности.
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: "Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".
4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, накопленных и утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей [5].
В последнее время, в силу происходящих в обществе изменений и естественных в такую пору внутренних закономерностей развития проблемы ценностей и ценностных ориентаций, исследование ценностей и ценностных ориентаций получило новый мощный импульс. Система ценностей пронизывает собой все формы общественного сознания под определенным углом зрения, объединяя различные интересы разнообразными идейными, нравственными и эстетическими средствами, она оказывается важнейшим источником непосредственных мотивов поведения, ближайших стимулов человеческой деятельности [1].
Актуальность выбранной для исследования темы очевидна, так как нравственное воспитание в процессе физического воспитания имеет значение для формирования личности. Влияние на формирование личности оказывают занятия спортом, на которых воспитываются такие качества как дисциплинированность, коллективизм, способность к самоконтролю.
Основной целью нравственного воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей спортсмена к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром [6].
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для организации нравственного воспитания спортсмена в процессе тренировочной и не тренировочной деятельности. Для решения данной проблемы тренеру требуется умение направить свою деятельность на нравственное воспитание спортсмена.
Объект исследования - тренировочная деятельность спортсмена как средство нравственного воспитания личности.
Предмет исследования - организация нравственного воспитания в процессе тренировочной деятельности.
Целью нашего исследования является изучение нравственных качеств спортсменов разной квалификации в процессе занятий спортом
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Диагностировать состояние нравственного воспитания спортсменов.
2. Определить уровень нравственного воспитания учащихся ДЮСШ начального этапа подготовки.
3. Описать опыт организации нравственного вос-
питания учащихся ДЮСШ начального этапа подготовки.
Практическая значимость: результаты нашего исследования могут быть использованы учителями физической культуры, тренерами-преподавателями ДЮСШ, СДЮШОР в группах спортивной начальной подготовки.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе данной работы, определяя нравственное воспитание во время тренировочной деятельности у спортсменов и нравственное воспитание у неспортсменов, мы использовали как метод исследования анкетный опрос.
Анкетный опрос - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.
Говорят, что о намерениях лучше всего судить по поступкам, а не по словам. И вместе с тем это лишь часть правды. Другая ее часть скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут и не найти выражения в его поведении в данной ситуации, но проявляются в иных условиях и в других ситуациях. Только по совокупности действий человека можно судить об устойчивости мотивов или побуждений, которыми он руководствуется. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и субъективных состояний человека [3].
Опрос привлекает исследователей еще и потому, что он кажется почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную, чем в наблюдении или по документам, информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удается [4].
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как то: кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве испытуемых мы взяли две группы: I группа - спортсмены-разрядники, II группа - спортсмены, не имеющие спортивных разрядов. В I и во II группы испытуемых входили спортсмены разных видов спорта: единоборства (самбо), игровые виды спорта (волейбол), сложнокоординационные виды спорта (акробатика).
Для определения такого нравственного качества как самоконтроль в общении испытуемым предложили анкету. Анкета состояла из десяти высказываний, напротив которых надо было поставить "верно" или "не верно", то есть подходит это высказывание для испытуемого или нет.
Анализируя анкету, мы выделяем три уровня коммуникативного контроля: низкий, средний, высокий.
В результате анкетного опроса у испытуемых I группы самоконтроль в общении получил следующие результаты (рис. 1).
У спортсменов по единоборствам (самбо): низкий уровень - 30%, средний уровень - 70%, высокий уровень - 0%.
У спортсменов по игровым видам спорта (волейбол): низкий уровень - 20%, средний уровень - 70%, высокий уровень -10%.
У спортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика): низкий уровень - 40%, средний уровень - 40%, высокий уровень -20%.
Следующие данные получились у испытуемых II группы (рис. 2).
У спортсменов по единоборствам (самбо): низкий уровень - 40%, средний уровень - 30%, высокий уровень - 30%.
У спортсменов по игровым видам спорта (волейбол): низкий уровень - 10%, средний уровень - 30%, высокий уровень -60%.
У спортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика): низкий уровень - 0%, средний уровень - 60%, высокий уровень -40%.
Этим же испытуемым была предложена другая анкета на определение нравственных качеств: спортивная этика, коллективизм в спорте и дисциплинированность.
Анкета представляла собой три таблицы, в каждой таблице пять вариантов ответов. Необходимо было выбрать три варианта и обозначить их номерами в порядке значимости для испытуемого.
Анализируя анкету, определяем порядковую значимость для каждой группы испытуемых и обозначаем ее 1-м, 2-м, 3-м местами. Мы видим, что у спортсменов I группы:
У спортсменов по единоборствам (самбо).
Первая таблица: 1 место - 1 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место - 2 вариант.
Вторая таблица: 1 место - 1 вариант, 2 место - 2 вариант, 3 место - 4 вариант.
Третья таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 1 вариант, 3 место - 3 вариант.
У спортсменов по игровым видам спорта (волейбол):
Первая таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 1 вариант, 3 место - 3 вариант.
Вторая таблица: 1 место - 1 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место -2 вариант.
Третья таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 4 вариант, 3 место - 3 вариант.
У спортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика):
Первая таблица:1 место - 2 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место - 1 вариант.
Вторая таблица: 1 место - 1 вариант, 2 место - 4 вариант, 3 место -3 вариант.
Третья таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 1 вариант, 3 место - 5 вариант.
Представим данные испытуемых II группы:
У спортсменов по единоборствам (самбо).
Первая таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место - 4 вариант.
Вторая таблица: 1 место - 1 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место - 2 вариант.
Третья таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 4 вариант, 3 место - 3 вариант.
У спортсменов по игровым видам спорта (волейбол):
Первая таблица: 1 место - 3 вариант, 2 место - 2 вариант, 3 место - 4 вариант.
Вторая таблица: 1 место - 3 вариант, 2 место - 2 вариант, 3 место -3 вариант.
Третья таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место 4 вариант.
У спортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика):
Первая таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 1 ва-
риант, 3 место - 3 вариант.
Вторая таблица: 1 место -1 вариант, 2 место - 4 вариант, 3 место -3 вариант.
Третья таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место - 4 вариант.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на полученных данных, мы видим конечный результат. Результат при сравнении I и II групп испытуемых на оценку самоконтроля в общении у единоборцев следующий: у испытуемых I группы преобладает средний уровень, у II группы преобладает низкий уровень.
Анализируя результаты I и II групп по игровым видам спорта видно, что у испытуемых I и II группы преобладает средний уровень.
Рассматривая сложнокоординационный вид спорта со стороны самоконтроля в общении, мы видим, что у I группы преобладают, находятся на одном уровне, низкий и средний уровни. У II группы преобладает средний уровень.
Подводя итог, отмечаем, что нравственное воспитание у спортсменов, имевших спортивные разряды, выше, чем у спортсменов, не имеющих спортивного разряда того же вида спорта.
Благодаря тренировочной деятельности нравственное воспитание действительно становится выше.
зо | ^
40 40
■ 20
Единоборства
Игровые
Слгокнокоордиационные
□ Низкий уровень ■ Средний уровень □ Высокий уровень
Рис. 1. Оценка самоконтроля в общении у спортсменов-разрядников
--Г"--^^В-Г"-
□50-М>-^---
I I—г^Щ I 1 Е
Единоборство
□ Низкий уровень
Игровые
Сложно коордиационные
I Средний уровень □ Высокий уровень
Рис. 2. Оценка самоконтроля в общении у спортсменов, не имеющих спортивных разрядов
Список литературы
1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения:
Монография/Омск.гос.пед.ун-т. - Омск: Изд-во Ом ГПУ, 1998. -С. 51-53.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка,- М: 1979.
3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:
Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991. - 195 с.
4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2-е
изд. - М„ 1995. -187 с.
5. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в истори-
ческих трудах педагогической науки. -Алматы: Казгосиздат, 1999. - 345 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990. -
С. 32-54.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ АКРОБАТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
В.В. Николаев
В настоящее время спортивная акробатика развивается в стремительном темпе и получает все большее признание и распространение не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это можно подтвердить и тем, что спортивная акробатика претендует на право называться олимпийским видом спорта. Следовательно, возникает проблема отбора перспективных детей из большого числа желающих заниматься и дальнейшего прогнозирования их спортивных способностей. Роль юношеского спорта неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов.
В любом виде спорта, в том числе и в акробатике, деятельность тренера и других специалистов при проведении отбора и ориентации направлена на всестороннее изучение и выявление задатков и способностей спортсменов.
Отбор талантливых юных спортсменов и прогнозирование их способностей сегодня является актуальной проблемой во всем мире, и в то же время спортивный отбор носит до некоторой степени условный характер. Очень трудно в начинающем юном спортсмене распознать будущего рекордсмена или чемпиона. В этих условиях возрастает роль тренера, который, руководствуясь знаниями возрастных особенностей организма, законами спортивного совершенствования, учитывая индивидуальные темпы развития, формирует спортивные способности, превращая их в талант.
Спортивный отбор - это выявление лиц, наиболее одаренных для занятий акробатикой.
Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в акробатике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта.
Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к акробатике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5-7 лет.
Спортивный отбор относят к разновидности профессионального отбора, представляющего систему средств и методов выделения лиц, природные особенности которых отвечают требованиям вида спорта.
Уже давно считается общепризнанным, что для проведения отбора и ориентации во всех областях человеческой деятельности необходимы профессиограммы, то есть описание тех требований которые деятельность предъявляет к человеку, или описание человека, который может успешно выполнять определенную деятельность, создавая определенный продукт. Большинство исследователей считает, что создание профессиограммы - один из важнейших и труднейших моментов в проведении отбора и ориентации [2].
Профессиональная или спортивная пригодность определяется путем выявления и оценки довольно устойчивых свойств и качеств личности - способностей.
Основной особенностью являются природные задат-