Научная статья на тему 'Прогнозирование спортивных способностей юных акробатов на основе модельных характеристик'

Прогнозирование спортивных способностей юных акробатов на основе модельных характеристик Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование спортивных способностей юных акробатов на основе модельных характеристик»

риант, 3 место - 3 вариант.

Вторая таблица: 1 место -1 вариант, 2 место - 4 вариант, 3 место -3 вариант.

Третья таблица: 1 место - 2 вариант, 2 место - 3 вариант, 3 место - 4 вариант.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основываясь на полученных данных, мы видим конечный результат. Результат при сравнении I и II групп испытуемых на оценку самоконтроля в общении у единоборцев следующий: у испытуемых I группы преобладает средний уровень, у II группы преобладает низкий уровень.

Анализируя результаты I и II групп по игровым видам спорта видно, что у испытуемых I и II группы преобладает средний уровень.

Рассматривая сложнокоординационный вид спорта со стороны самоконтроля в общении, мы видим, что у I группы преобладают, находятся на одном уровне, низкий и средний уровни. У II группы преобладает средний уровень.

Подводя итог, отмечаем, что нравственное воспитание у спортсменов, имевших спортивные разряды, выше, чем у спортсменов, не имеющих спортивного разряда того же вида спорта.

Благодаря тренировочной деятельности нравственное воспитание действительно становится выше.

зо | ^

40 40

■ 20

Единоборства

Игровые

Слгокнокоордиационные

□ Низкий уровень ■ Средний уровень □ Высокий уровень

Рис. 1. Оценка самоконтроля в общении у спортсменов-разрядников

--Г"--^^В-Г"-

□50-М>-^---

I I—г^Щ I 1 Е

Единоборство

□ Низкий уровень

Игровые

Сложно коордиационные

I Средний уровень □ Высокий уровень

Рис. 2. Оценка самоконтроля в общении у спортсменов, не имеющих спортивных разрядов

Список литературы

1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения:

Монография/Омск.гос.пед.ун-т. - Омск: Изд-во Ом ГПУ, 1998. -С. 51-53.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка,- М: 1979.

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности:

Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991. - 195 с.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка, 2-е

изд. - М„ 1995. -187 с.

5. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в истори-

ческих трудах педагогической науки. -Алматы: Казгосиздат, 1999. - 345 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990. -

С. 32-54.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ АКРОБАТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

В.В. Николаев

В настоящее время спортивная акробатика развивается в стремительном темпе и получает все большее признание и распространение не только в России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это можно подтвердить и тем, что спортивная акробатика претендует на право называться олимпийским видом спорта. Следовательно, возникает проблема отбора перспективных детей из большого числа желающих заниматься и дальнейшего прогнозирования их спортивных способностей. Роль юношеского спорта неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов.

В любом виде спорта, в том числе и в акробатике, деятельность тренера и других специалистов при проведении отбора и ориентации направлена на всестороннее изучение и выявление задатков и способностей спортсменов.

Отбор талантливых юных спортсменов и прогнозирование их способностей сегодня является актуальной проблемой во всем мире, и в то же время спортивный отбор носит до некоторой степени условный характер. Очень трудно в начинающем юном спортсмене распознать будущего рекордсмена или чемпиона. В этих условиях возрастает роль тренера, который, руководствуясь знаниями возрастных особенностей организма, законами спортивного совершенствования, учитывая индивидуальные темпы развития, формирует спортивные способности, превращая их в талант.

Спортивный отбор - это выявление лиц, наиболее одаренных для занятий акробатикой.

Достижение высоких спортивных результатов на уровне современных требований в акробатике доступно не каждому ребенку, желающему заниматься этим видом спорта.

Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, интересы детей к акробатике, официально занятия разрешены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в достаточной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети проходят путь от новичка до мастера спорта за 5-7 лет.

Спортивный отбор относят к разновидности профессионального отбора, представляющего систему средств и методов выделения лиц, природные особенности которых отвечают требованиям вида спорта.

Уже давно считается общепризнанным, что для проведения отбора и ориентации во всех областях человеческой деятельности необходимы профессиограммы, то есть описание тех требований которые деятельность предъявляет к человеку, или описание человека, который может успешно выполнять определенную деятельность, создавая определенный продукт. Большинство исследователей считает, что создание профессиограммы - один из важнейших и труднейших моментов в проведении отбора и ориентации [2].

Профессиональная или спортивная пригодность определяется путем выявления и оценки довольно устойчивых свойств и качеств личности - способностей.

Основной особенностью являются природные задат-

ки, обусловленные наследственностью, которые дают о себе знать при первых же попытках проявиться в какой -либо деятельности. Однако задатки лежат лишь в основе способностей, сами же способности есть результат тренировки, совершенствования в том или ином виде деятельности, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям человека.

Важный компонент отбора - это морфологические данные юных акробатов. Большинство ведущих антропологов выступают в поддержку сочетания физических и морфологических качеств. В настоящее время изучены некоторые особенности телосложения в отдельных видах спорта. Предприняты попытки определить "морфологический идеал" акробата, но это очень трудно, так как отдельные виды акробатического многоборья предъявляют специфические требования к строению тела.

При наборе детей необходимо смотреть на родителей, на их конституцию, антропометрические данные, характер, учитывать любую мелочь, так как, развивая эти мелочи или исправляя их, появляется возможность создания полноценного акробата [4].

Одним из наиболее важных аспектов спортивного отбора является прогнозирование спортивных способностей и спортивных достижений. Надежный прогноз спортивных достижений (спортивных возможностей) должен предусматривать не только вероятную динамику результатов, но и включать все более или менее существенные факторы, определяющие роль спортивного мастерства [7].

Прогноз - это вероятное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Под прогнозированием обычно понимают определение свойств или состояния объектов в будущем. Нередко объективный прогноз тренер подменяет интуицией.

Немаловажным аспектом в прогнозе спортивных результатов является прогнозирование спортивной одаренности спортсмена.

Спортивная одаренность характеризуется определенным сочетанием двигательных и психологических способностей, а также анатомо-физиологических задатков, создающих в комплексе потенциальную возможность для достижения высоких результатов в конкретном виде спорта. От одаренности зависит не сам успех в спорте, а только возможность его достижения.

Способности - довольно устойчивые свойства и качества человека, влияющие на успех в какой-либо деятельности, развиваются на основе диалектического единства врожденных и приобретенных свойств. Основой способностей являются природные задатки, обусловленные наследственностью.

При разработке научных основ систем подготовки спортсменов высокой квалификации большое значение уделяется разработке моделей сильнейших спортсменов. Организационно-методические принципы подготовки сборных команд предусматривают создание моделей сильнейших спортсменов и команд, способных выполнить стоящие перед ними задачи достижения высших результатов [4]. Трактовка термина "модель" в научно-методической литературе по спорту примерно одинакова. Модель - это совокупность различных параметров, обусловливающих достижение определенного уровня спортивного мастерства и прогнозируемого результата. Частные показатели, входящие в ее состав, рассматриваются как модельные характеристики [5].

Под модельными характеристиками понимаются те требования, которым должен соответствовать спортсмен экстра-класса в конкретном виде спорта. С целью поиска наиболее информативных систем в прогности-

ческом плане характеристик, лимитирующих высокие спортивные достижения, проводятся обследования таких спортсменов.

Модельные характеристики спортсмена - это параметры спортивного совершенствования, ориентиры отбора детей для занятий спортом, в процессе занятий и с целью комплектования сборных команд. Для создания модельных характеристик необходимо иметь представление об идеальных спортсменах высокой квалификации. Без знаний моделей сильнейших спортсменов как цели, к которой нужно подводить каждого спортсмена в результате тренировочного процесса, невозможно решить проблему эффективного управления спортивной тренировкой. Модели спортсменов должны быть основой для формулирования задач спортивного отбора и ориентации. Совокупность моделей спортсменов различной квалификации, от новичков до чемпионов, в конкретных спортивных дисциплинах образует "полную модель спортсмена" данной специализации. С ее помощью можно отбирать и ориентировать не занимающихся спортом и спортсменов любой квалификации и возраста [3].

К числу важных показателей модели сильнейших спортсменов следует отнести модель спортивных возможностей, где модельными характеристиками являются морфологические показатели и спортивный стаж [5].

Целью нашего исследования явилось составление модели потенциальных спортивных возможностей юных акробатов на основе таких модельных характеристик как ростовесовые показатели и спортивный стаж.

Для достижения цели в исследовании были поставлены следующие задачи:

1) На основе морфофункциональных показателей и сравнительного анализа осуществить прогнозирование спортивных возможностей юных акробатов 8-15 лет;

2) Проанализировать сроки становления спортивного мастерства юных акробатов как одну из модельных характеристик потенциальных спортивных возможностей.

Исследование проводились на базе МОУ ДОД "ДЮСШ № 1" г. Кургана. В ходе проведения эксперимента нами проводились измерения морфофункциональных показателей, также использовались данные медицинского контроля, который осуществлялся в Областном врачебно-физкультурном диспансере (ОВФД) г. Кургана. Всего в исследовании приняло участие 49 спортсменов, из них девочек и девушек - 23 человека, мальчиков и юношей - 26 человек. Все они были поделены по возрастному признаку на 4 группы:

1) младшая группа - 8 лет;

2) средняя - 10-11 лет;

3) подростковая группа - 12-13 лет;

4) старшая группа -16 лет и старше.

Исследование велось в течение 2006-2007 годов,

антропометрические измерения спортсменов проводились два раза в год. Модельные характеристики длины тела и другие показатели юных спортсменов должны быть ориентированы на средние данные ведущих спортсменов [5]. В качестве модели в нашей работе были взяты пять смешанных пар (табл. 1,2), занимающихся спортивной акробатикой и имеющих спортивные звания мастеров спорта России (МС) и мастеров спорта международного класса (МСМК).

Физическое развитие девушек и юношей 16 лет и старше

Ф.И. возраст Окружность грудной клетки (см) ЖЕЛ (мл) Динамометрия (кг)

вдох выдох пауза

правая левая

Карпунина А. 16 80 71 76 2700 20,5 21

Колмакова Л. 15 76 69 70 2400 16 16

Кочурова Г. 16 80 73 75 2300 20 22

Данилова Я. 16 87 77 80 2500 24 20,5

Подволоцкая И. 18 85 75 79 2700 28 26

Средние данные 81,6 73,0 76,0 2520 21,7 21,1

Богомолов А. 18 104 93 100 4700 58 58

Бутарских В. 19 101 94 95 4700 52 48

Волков Р. 19 101 90 98 4400 52 52

Терешко Ю. 19 99 91 96 3800 38 40

Глухих Я. 23 100 91 95 4500 50 50

Средние данные 101 91,8 96,8 4420 50,0 49,6

Примечание: спортсмены выступают в смешанных парных упражнениях в составе:

1) Карпунина Анна (МСМК) и Богомолов Алексей (МСМК) - члены сборной России;

2) Глухих Яков (МСМК) и Подволоцкая Ирина (МСМК) - члены сборной России;

3) Бутарских Виктор (МСМК) и Данилова Яна (МСМК);

4) Волков Роман (МС) и Кочурова Галина (МС);

5) Терешко Юрий (МС) и Колмакова Лилия (МС).

В настоящей статье приводятся данные весоростовых показателей юных акробатов 8, 10-11 лет и их прогнозируемые значения по достижению ими 18-летнего возраста (табл. 3, 4). Сведения о группе 12-15 лет не приводятся, однако, обобщая полученные результаты в целом и сравнивая их с моделью высококвалифицированных спортсменов, можно констатировать, что девочки 12-15 лет превосходят по весоростовому показателю спортсменок высокого класса, специализирующихся в смешанных парных упражнениях в качестве "верхних". Поэтому они имеют слабую перспективу добиться высоких результатов в данном виде акробатики. Мальчики же имеют близкие значения с рассматриваемой моделью, а значит и положительную перспективу добиться высоких результатов в роли "нижних".

Таблица 2

Возрастные показатели девушек и юношей 16 лет и старше

Ф.И. Возраст (лет) Вес (кг) Рост (см) Весоростовой индекс, г/см.

Карпунина А. 16 36 162 222,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колмакова Л. 15 34 148 229,7

Кочурова Г. 16 35 148 236,4

Данилова Я. 16 45 153 294,1

Подволоцкая И. 18 43 152 282,8

Средние данные 38,6 152,6 253,04

Богомолов А. 18 76 181,5 419,8

Бутарских В. 19 71 171 415,2

Волков Р. 19 66 168 392,8

Терешко Ю. 19 66 168 392,8

Глухих Я. 23 74 176,4 420,4

Средние данные 70,6 172,9 408,2

Таблица 3

Весоростовые показатели девочек и мальчиков 8 лет

№ Девочки Мальчики

Возраст, Вес, Рост, Весоростовой Возраст, Вес, Рост, Весоростовой

лет кг см Индекс С г/см лет кг см Индекс С г/см

1 8 24 123(159,6) 195,1 - - - -

2 8 23 127 (164,3) 181,1 - - - -

3 8 24 125(161,9) 192 - - - -

4 - - - - 8 26 125(161,3) 208

5 - - - - 8 27 126(163,1) 214,3

6 - - - - 8 25 126(163,1) 198,4

7 - - - - 8 24 128(165,4) 187,5

8 - - - - 8 22 120(156,1) 183,3

9 - - - - 8 23 125(161,9) 184

Средние данные 23,7 125 (161,7) 189,4 24,5 125 (161,8) 195,9

Весо-ростовые показатели девочек и мальчиков 10 - 11 лет. Спортсмены этой группы имеют 2 и 1 взрослые разряды по спортивной акробатике

№ Девочки Мальчики

Возраст, лет Вес, кг Рост, см Весоросто-вой Индекс С г/см Возраст, лет Вес, кг Рост, см Весоро-стовой Индекс С г/см

1 10 31 138 (164,6) 224,6 - - - -

2 10 30 137(163,7) 219 - - - -

3 10 37 148(173,0) 250 - - - -

4 10 34 140 (166,3) 242,9 - - - -

5 10 34 137(163,7) 248,2 - - - -

6 - - - - 11 30 131(166,7) 229

7 - - - - 11 35 144(177,1) 243,1

8 - - - - 11 35 143(176,3) 244,8

9 - - - - 11 34 142(175,5) 239,4

10 - - - - 11 41 142(175,5) 288,7

Средние данные 10 33,2 140 (166,2) 236,9 11 35 140,4 (174,2) 249

Примечание: в скобках указаны данные прогноза роста по методике чехословацких ученых Шрамковой, Прокопеца, Залезни, 1989 [6].

Таблица 5

Продолжительность спортивного пути юношей и девушек 16 лет и старше от КМС до МС и от МС до МСМК

Ф.И.О. Возраст Звание Стаж Время потраченное на выполнение звания (лет)

Карпунина А. 16 МСМК 7 0,8

Колмакова Л. 15 МС 5 2,6

Кочурова Г. 16 МС 8 1,2

Данилова Я. 16 МСМК 7 0,7

Подволоцкая И. 18 МСМК 5 3,4

Средние данные 6,4 1,74

Богомолов А. 18 МСМК 7 1,8

Бутарских В. 19 МСМК 7 1,5

Волков Р. 19 МС 8 1,2

Терешко Ю. 19 МС 7 1,7

Глухих Я. 23 МСМК 6 5,4

Средние данные 7 2,32

Спортивный стаж определяется специфическими требованиями конкретного вида спорта и находит свое выражение в количестве лет, необходимых для достижения как квалифицированных нормативов, так и вершин мастерства. Стаж тренировки отсчитывается с момента начала занятий определенным видом спорта и является одной из модельных характеристик потенциальных спортивных возможностей. Индивидуальные возможности спортсменов, время начала занятий спортом, темпы биологического созревания могут в существенной мере повлиять на отклонения индивидуальных показателей стажа тренировки от средних данных стажа тренировки высококвалифицированных спортсменов [4].

Анализируя продолжительность спортивного пути и сроки становления спортивного мастерства наших исследуемых от этапа начальной специализации до этапа реализации индивидуальных возможностей, были определены интервалы вышеназванных признаков.

Так установлено, что от начала специализации до выполнения 3-2 юношеских разрядов юные акробаты затрачивают от 4 месяцев до 2,4 лет, при общем стаже занятий от 1 года до 3 лет.

Юные спортсмены, выполнившие 3 взрослый разряд, как мальчики, так и девочки, на выполнение 2 и 1 взрослых разрядов затрачивают от 1,4 года до 2,6 лет при общем стаже от 3 до 5 лет На выполнение норм КМС девочки в возрасте 12-15 лет тратят от 1,8 года до 3,4 года, тогда как юноши от 1,4 года от 2,6 лет. При этом

общий стаж колеблется от 5 до 8 лет.

От разряда КМС до МС и МСМК девушки проходят за 1,7 года, юноши - за 2,3 года. Также отмечается, что путь от МС до МСМК (табл. 5) у девушек и юношей равен 2,2 года, а продолжительность спортивного пути (стажа) равняется у женщин 6,4 года, а у мужчин 7 лет

Список литературы

1.Баландин И.В., Блудов Ю.Н., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 167 с.

2.Брянкин С.В., Константинов А.Т. Организация отбора в современном спорте.- М.: Физкультура и спорт, 1978. - 125 с.

3.Брянкин С.В., Жданов А.Н., Шустин Б.Н. Спортивный отбор и ориентация. - Смоленск, 1977. - 97 с.

4.Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор.- М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

5.Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1982 - 280 с.

6.Рост как точная наука//Советский спорт, 1989. - 29 января, 3 февраля.

7.Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. - М.: Физкультура и спорт,1986. -159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.