Научная статья на тему 'К вопросу организации тренировочного процесса на этапах начальной подготовки в спортивной борьбе'

К вопросу организации тренировочного процесса на этапах начальной подготовки в спортивной борьбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
552
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНОБОРСТВА / МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панков Вадим Александрович, Гунько И. Н.

В статье обсуждаются проблемы организации комплексной подготовки спортсменов-единоборцев по вольной борьбе, самбо, дзюдо, рукопашному бою в ДЮСШ. Рассмотрено рациональное соотношение средств подготовки на этапах годичного цикла. Приведены программы для каждого учебного года. Освещены также методы контроля подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article sambo-wrestling, judo, to hand-to-hand fight in children and youth sports schools is discussed problems of the organization of complex preparation of combat sportsmen on free-style wrestling. The rational ratios of means of preparation at stages of a year cycle is considered. Programs for each academic year are resulted. A quality monitoring of readiness are covered also.

Текст научной работы на тему «К вопросу организации тренировочного процесса на этапах начальной подготовки в спортивной борьбе»

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

В.А. ПАНКОВ, И.Н. ГУНЬКО, ВНИИФК

Аннотация

В статье обсуждаются проблемы организации комплексной подготовки спортсменов-единоборцев по вольной борьбе, самбо, дзюдо, рукопашному бою в ДЮСШ. Рассмотрено рациональное соотношение средств подготовки на этапах годичного цикла. Приведены программы для каждого учебного года.

Освещены также методы контроля подготовленности.

Abstract

In article sambo-wrestling, judo, to hand-to-hand fight in children and youth sports schools is discussed problems of the organization of complex preparation of combat sportsmen on free-style wrestling.

The rational ratios of means of preparation at stages of a year cycle is considered. Programs for each academic year are resulted. A quality monitoring of readiness are covered also.

Ключевые слова: единоборства, многолетняя подготовка, детско-юношеские спортивные школы.

Современные представления о проблемах спортивной подготовки в видах спортивной борьбы сводятся в основном к постоянным изменениям правил соревнований. Многолетний опыт практической работы в ДЮСШ позволяет сделать заключение о том, что современные проблемы подготовки борцов высокого класса в большей степени заключаются в современном представлении об организации многолетней подготовки, а именно- на этапах начальной подготовки (НП) в спортивной борьбе. Актуальность этой проблемы обусловлена многими факторами современной жизни: социальные, экологические проблемы, урбанизации жизненных условий и т.д. Все это приводит к тому, что дети, которые приходят в спортивную школу, в подавляющем большинстве имеют отклонения в состоянии здоровья, низкий уровень развития моторных качеств, координационных способностей и функциональных возможностей.

Анализ примерных программ для ДЮСШ в различных видах единоборств показал, что единоборствами рекомендуется заниматься детям в возрасте 10-12 лет. Допуск к обучению на этап начальной подготовки осуществляется без каких-либо предварительных испытаний, поскольку в настоящее время отмечается некоторый спад количества детей в спортивных школах. Однако после первого года обучения в группах начальной подготовки, так же, как и на всех последующих этапах обучения, при переводе на следующий год необходимо сдать контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовленности. Причем норматив для детей одного возраста после года занятий в группе начальной подготовки, например, по максимальному количеству сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа колеблется от 20 до 40 раз. По нашим наблюдениям, дети в возрасте 10 лет едва могут выполнить это упражнение больше 10 раз, а повысить этот уровень в 2-3 раза за один учебный год можно только при пересмотре программы подготовки хотя бы 1-го года обучения в группах НП.

Анализ программного материала для групп НП ДЮСШ на 1-й годичный цикл подготовки выявил следующие соотношения рекомендуемых средств подготовки:

• Дзюдо - средства ОФП - 80%; средства ТТП -20% [1];

• Борьба самбо - средства ОФП - 60%; средства ТТП - 40% [2];

• Греко-римская борьба - 65%; средства ТТП - 25% [3, 4];

• Вольная борьба - средства ОФП - 65%; средства ТТП - 25% [3];

• Бокс - средства ОФП -75%: средства ТТП - 25%

[3];

• Рукопашный бой - средства ОФП - 80%; средства ТТП - 20% [4].

В связи с тем, что дзюдо является восточным видом единоборств, подготовка спортсменов осуществляется с учетом общепринятых международных стандартов в присвоении разрядов занимающимся (кю, даны), отражающим их уровень подготовки. С этой целью осуществлено соответствие разрядных требований ЕВСК с международными. При обучении на этапе начальной подготовки предусматривается выполнение детьми международных разрядных требований на 5 «кю» (желтый пояс), что соответствует I юношескому разряду. Поскольку выполнение нормативных требований происходит в соревновательном режиме, годичный план подготовки строится исходя из учета периодов подготовки.

Количество тренировочных занятий в недельном цикле должно быть не менее двух с учетом того, что перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Контроль технической подготовки осуществляется выполнением обязательной программы при сдаче экзаменов на «кю». Контроль физической подготовленности осуществляется при помощи специальных переводных нормативов на следующий этап трех дней. Контроль технической подготовки осуществляется

1аа)

выполнением обязательной программы при сдаче экзаменов на «кю». Контроль физической подготовленности осуществляется при помощи специальных переводных нормативов на следующий этап.

Контроль технической подготовки осуществляется выполнением обязательной программы при сдаче экзаменов на «кю». Контроль физической подготовленности осуществляется при помощи переводных нормативов на следующий этап.

Этап начальной подготовки (самбо). Минимальный возраст для зачисления на этап начальной подготовки составляет 10 лет, а продолжительность этапа -2-3 года [4]. Зачисление на различные этапы подготовки, в том числе на этап начальной подготовки, осуществляется на основе сдачи контрольных нормативов.

Количество учебных часов для спортсменов первого года обучения составляет 312, свыше одного года -468. Процентное соотношение удельного веса на различные виды подготовки: до года обучения - 60% на физическую (из них 70% - на общую, 30% - на специальную) и 40% - на технико-тактическую подготовку; свыше года обучения - 55% на физическую (из них 60% - на общую, 40% - на специальную) и 45% - на технико-тактическую подготовку. Данное соотношение позволяет наиболее оптимально осуществлять качественную подготовку юных спортсменов, так как в самбо, в отличие от других видов борьбы и единоборств, предусмотрена прикладная подготовка, что, по существу, означает дополнительную обучающую и соревновательную программу.

Участие в соревнованиях осуществляется уже на этапах начальной подготовки, целью которых является выявление эффективности осуществления учебно-тренировочной работы на данном этапе, поэтому целенаправленной подготовки на соревнования не осуществляется.

Обучение на этапе начальной подготовки в грекоримской борьбе начинается с 10-12 лет (5).

Этап начальной подготовки. На этап зачисляются дети 10-летнего возраста. Продолжительность этапа начальной подготовки в греко-римской борьбе составляет 3 года с максимальной недельной нагрузкой в 6 часов. Для овладения техническими элементами предлагается тратить до 25% тренировочного времени, на общую физическую подготовку - 40-50%, а на специальную физическую подготовку - 15%. Количество учебных занятий увеличивается от 216 до 242. На первом году обучения предусматриваются учебные соревнования, на втором и третьем году - учебные, основные и контрольные.

Вольная борьба

Примерная программа подготовки юных борцов вольного стиля во многом похожа на подготовку борцов греко-римского стиля [2] и содержит программный материал подготовки борцов начиная со спортивнооздоровительного этапа до этапа высшего спортивного мастерства.

Этап начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются дети 10-12 лет, допущенные вра-чом-педиатром. Продолжительность этапа начальной подготовки - 3 года с максимальной учебной нагрузкой 6 часов. Количество тренировочных занятий в периоде обучения - 216 - 242.

Удельный вес ОФП - 40-50%, СФП - 15%, ТТП -20-30%. Так же, как и в греко-римской борьбе, на первом году обучения предусматриваются учебные соревнования, на втором и третьем году - учебные, основные и контрольные. Общее количество схваток не должно превышать: на первом году обучения - 3, на втором - 10, на третьем - 12.

Бокс

Примерная программа по боксу составлена ВНИИФК [1] на основе принятых в РФ основополагающих документов.

Этап начальной подготовки. Продолжительность этапа начальной подготовки составляет 3 года. На этап начального обучения принимаются дети 10-11 лет, допущенные врачом-педиатром. Максимальная учебная нагрузка 6 часов. Количество часов, отводимое на овладение техническими элементами, составляет от 60 на первом году обучения до 113 по окончании этапа подготовки; количество часов общей физической подготовки увеличивается на протяжении периода от 178 до 249; специальной физической подготовки - от 60 до 90.

Для спортсменов начальной подготовки устанавливается следующее соотношение тренировочных средств: ОФП - 55-60%; СФП - 20%; ТТП - 20-25%. Допускается участие в соревнованиях на учебно-тренировочном этапе.

Рукопашный бой

Этап начальной подготовки. Минимальный возраст для зачисления на этап начальной подготовки составляет 10 лет, а продолжительность его - до двух лет. Зачисление на этап начальной подготовки осуществляется без выполнения контрольных нормативов [3].

Удельный вес тренировочного времени распределяется следующим образом: на первом году обучения 80% времени отводится на физическую подготовку (из них 60% - на общую и 20% - на специальную) и 20% - на техническую подготовку; на втором году обучения 75% учебного времени отводится на физическую подготовку (из них - 55% на общую и 20% - на специальную) и 25% - на техническую (см. рисунок).

Уже на этапе начальной подготовки наряду с применением подвижных игр и общеразвивающих упражнений следует включать в программу занятий специально-подготовительные упражнения, близкие по структуре к избранному виду спорта. Наряду с решением задач разносторонней подготовки также необходимо развивать физические качества, необходимые для успешной специализации в рукопашном бое.

На этапе начальной подготовки предусмотрено выступление на неофициальных соревнованиях, в связи

(шШ>

Показатели адаптации гребцов-слаломистов к нагрузкам для развития специальной выносливости (М±ш),

Таблица 1 СО 00

Время работы, с М-ответ, мА Пр. рука М-ответ, мА Лев. рука Дифференц. мышечн. усилий. г Ориентация тела в пространстве, градус, о-ка Простая двигат. реакция, мс Рекция выбора, мс Концентр, лактата в крови (La), ммоль/л ЧСС на пике нагрузки, уд./мин Задержка дыхания, с PWC™, кгм/кг

VI1 М2 VI1 М2

До нагр. 7,6 16,4, 8,4 15,4 94, 4,3 278 352, 43,7±0,8 24,6±1,5

±1,4 ±1,2 ±1,4 ±1,3 ±0,8 ±0,5 ±1,8 ±2,4

После 132,5 9,6 25,8 8,2 31,6 105, 7,1 255 325 7,64 185 ±2,1

5 спусков ±0,035 ±1,3 ±1,8 ±1,6 ±1,5 ±0,9 ±0,6 ±1,2 ±1,7 ±0,35

После 131,4 12,1 27,8, 14,3 29,3 143 0 232 340 8,8 186 22,6

10 спусков ±0,033 ±1,7 ±1Д ±1,4 ±1,2 ±1Д ±1,3 ±1,4 ±0,31 ±1,8 ±1,7

Исх., 8,7 17,1 9,1 16,3 92 11,9 267 342 7,6 42 26

следую- ±1,7 ±1,5 ±1,3 ±1,7 ±1,4 ±0,65 ±1,5 ±1,5 ±0 ±1,1 ±1,4

щий день

Таблица 2

Показатели адаптация гребцов-слаломистов к нагрузкам максимальной и субмаксимальной интенсивности (М±ш)

М-ответ, мА Пр. рука М-ответ мА Лев. рука Диффе- ренц. мышечн. усилий, Г, Ориентация тела в пространстве, градус 1 серия 2 серия 3 серия

М1 М2 М1 М2 Время работы, с ЧСС, уд./мин La, ммоль/л Время работы,с ЧСС, уд./мин La, ммоль/л Время работы,с ЧСС, уд./мин La, ммоль/л

Нагрузки макс. интенсивн. 6,3 ±1,5 14,3 ±1,4, 7,4 ±11, 14,3 ±1,2, 130±1,7 10,0 ±0,95 17,25, ±0,034 156±1,3 4,2±0,35 17,72 ±0,028 145 ±0,5 4,0 ±0,5 16,9 ±0,5 153,4 ±0,5 4,4 ±0,5

Нагрузки субмакс. интенсивн. 7,3 ±1,6 15,0 ±1,2,5 8,7, ±01,1 15,0 ±1,1 144,3 ±1,5 34,5 ±1,2 42,3 ±0,032 182,3 ±0,94 7,0 ±0,39 46,8 ±0,033 173 ±0,5 5,7 ±0,5

Теория и методика спорта высших достижений

с чем спортивная тренировка должна строиться с учетом этапов подготовки (подготовительный, соревновательный, переходный).

На обучение техническим элементам должно отводиться не менее 25-30 мин на каждой тренировке, причем перерыв между занятиями не должен превышать трех дней. Примерное количество учебных часов на первом году обучения составляет 312, на втором году -468 часов.

Контроль технической подготовки осуществляется тренером на зачетном экзамене выполнением обязательной программы. Контроль физической подготовленности осуществляется с помощью специально разрабо-

танных двигательных тестов по общей и специальной физической подготовке.

Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта; обучение технике борьбы дзюдо; повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной подготовки; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий борьбой дзюдо.

Факторы, ограничивающие нагрузку:

1 ) недостаточная адаптация к физическим нагрузкам;

2) возрастные особенности физического развития;

3) недостаточный общий объем двигательных умений.

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Дзюдо Самбо ГР борьба В. борьба

□ ОФП □ ТТП

Бокс

Рук. бой

Соотношение средств подготовки в единоборствах

Основные средства: 1) подвижные игры и игровые упражнения; 2) общеразвивающие упражнения; 3) элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.); 4) всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; 5) метания (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.); 6) скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов); 7) гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; 8) школа техники борьбы дзюдо и изучение обязательной программы техникотактических комплексов (ТТК); 9) комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом).

Основные методы выполнения упражнений: игровой; повторный; равномерный; круговой; контрольный; соревновательный.

Основные направления тренировки. Как известно, одним из реальных путей достижения высоких спортивных показателей считалась ранняя специализация, т.е. попытка с первых шагов определить специальность спортсмена и организовать подготовку по ней. В отдельных случаях такая специализация дала положительные результаты. Однако она приводила иногда к тому, что юные спортсмены достигали высоких показателей, правда, при слабом общем физическом развитии, а затем, как правило, первоначальный быстрый рост спортивно-технических результатов сменялся застоем. Это заставило тренеров, врачей, физиологов и ученых пересмотреть свое отношение к ранней, узкой специализации и отдать предпочтение многообразной разносторонней подготовке юных спортсменов.

Литература

1. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под ред. А.О. Акопяна. - М.: Советский спорт, 2005. - 71с.

2. Борьба вольная: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под ред. Б.А. Подливаева. -М.: Советский спорт, 2003. - 216 с.

3. Рукопашный бой: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортив-

ных школ олимпийского резерва / Под ред. А.О.Акопя-на. - М.: Советский спорт, 2004. - 116с.

4. Самбо: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под ред. С.Е. Табакова. - М.: Советский спорт, 2005. - 240 с.

5. Греко-римская борьба: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Под ред. Б.А. Подливаева. - М.: Советский спорт, 2004. -272 с.

СЙ

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.