Научная статья на тему 'Причины отсева на этапах многолетней подготовки в детско-юношеских спортивных школах по дзюдо'

Причины отсева на этапах многолетней подготовки в детско-юношеских спортивных школах по дзюдо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
701
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ / ОТСЕВ / СТАБИЛЬНОСТЬ СОСТАВА ЗАНИМАЮЩИХСЯ / ДЗЮДО / СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / STABILITY OF TEAM'S LINE-UP COMPOSITION / STAGES OF LONG-TERM TRAINING / DROPOUT / JUDO / RATIO OF TRAINING MEANS / EDUCATIONAL-TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аккуин Данис Юсупович

Исследуя проблему отсева юных дзюдоистов в детско-юношеских спортивных школах, автор определяет основные причины прекращения занятий. В работе показано, что эффективность тренировочного процесса повышается, если учитывается оптимальное соотношения средств общей, специальной физической и технико-тактической подготовки. Это значительно снижает отсев занимающихся на всех этапах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аккуин Данис Юсупович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes of the dropouts during the long-term training at children and youth sport judo schools

Exploring the problem of dropout in the Judo groups at children and young people sport schools, the author defines the main reasons for ending the sport practice. It is shown that the effectiveness of the training process is increased if the optimal balance of overall, special physical, technical and tactical training is followed. It reduces greatly the dropouts at all stages of training.

Текст научной работы на тему «Причины отсева на этапах многолетней подготовки в детско-юношеских спортивных школах по дзюдо»

УДК 796.853.23

ПРИЧИНЫ ОТСЕВА НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ ПО ДЗЮДО

Данис Юсупович Аккуин, соискатель,

Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск

Аннотация

Исследуя проблему отсева юных дзюдоистов в детско-юношеских спортивных школах, автор определяет основные причины прекращения занятий. В работе показано, что эффективность тренировочного процесса повышается, если учитывается оптимальное соотношения средств общей, специальной физической и технико-тактической подготовки. Это значительно снижает отсев занимающихся на всех этапах обучения.

Ключевые слова: этапы многолетней подготовки, отсев, стабильность состава занимающихся, дзюдо, соотношение средств подготовки, учебно-тренировочный процесс.

CAUSES OF THE DROPOUTS DURING THE LONG-TERM TRAINING AT CHILDREN AND YOUTH SPORT JUDO SCHOOLS

Danis Jusupovich Akkuin, the competitor,

The Ural State University of Physical Training,

Chelyabinsk

Annotation

Exploring the problem of dropout in the Judo groups at children and young people sport schools, the author defines the main reasons for ending the sport practice. It is shown that the effectiveness of the training process is increased if the optimal balance of overall, special physical, technical and tactical training is followed. It reduces greatly the dropouts at all stages of training.

Keywords: stages of long-term training, dropout, stability of team's line-up composition, judo, ratio of training means, educational-training process.

ВВЕДЕНИЕ

В спорте путь от новичка до мастера высокого класса, как правило, занимает достаточно продолжительное время. Только единицам из многих тысяч ежегодно начинающим заниматься тем или иным видом спорта удастся пройти этот путь. В основе разницы между количеством занимающихся на начальном этапе и этапом высшего спортивного мастерства лежат как не решённые проблемы в спортивном отборе [5], так и другие причины. Исследованиями И.И.Алиханова, М.Г. Чачанашвили [3] установлено, что более 75% ребят уходят из секции борьбы в течение первого полугодия с начала занятий. Одной из главных причин такого отсева (количества прекративших занятия) детей, по мнению исследователей, является слабое использование или не использование вообще разнообразных средств и методов подготовки, создающих интерес к занятиям у учеников [2].

Сегодня организация набора в группу юношей одного возраста зависит от многих факторов, которые ограничивают количество набираемых подростков [1]. Если учитывать состояние здоровья [5], слабую физическую подготовку [3] и отдавших предпочтение другим видам занятий, то количество оставшихся детей, проходящих отбор, с трудом уложится в утверждённое основами регулирующими деятельность спортивных школ [6], количеством наполняемости группы. Вследствие этого тренеры вынуждены проводить набор детей с разницей в возрасте 1-2 года. В такие группы отбираются дети, показавшие не самые лучшие результаты, а сдавшие минимальные требования по общей физической подготовке. Если позволить себе провести качественный отбор, который кроме показателей в общей физической подготовке должен включать оценку психических способностей,

функциональных возможностей, важных для данного вида спорта, то набрать необходимое количество детей будет проблематично. В связи с этим, на первоначальном этапе в спортивную школу отбираются дети, принятые лишь потому, что выполнили требования норм общей физической подготовки, а не прошедшие качественный отбор. В дальнейшем сохранить константность группы (стабильность состава занимающихся), является не менее проблематичной задачей.

Организовать дополнительный набор с каждым последующим годом занятий, становится всё трудней. Как правило, выбор невелик и вновь поступившему необходимо овладеть в кратчайший срок тем минимальным набором технико-тактических действий, которыми уже овладели спортсмены данной группы, а это возможно лишь при условии, что вновь поступивший подросток имеет очень высокие показатели, как в физической подготовленности, так и психологической, способности к быстрому овладению техническими действиями дзюдо. Особую актуальность эта проблема приобретает в дзюдо. Как правило, из отобранных в группу 15-25 детей к 7-8 году подготовки в спортивной школе остаётся 1-3 человека, тренер, выполняя требования к минимальной наполняемости групп, вынужден данных спортсменов включить в группу более низкой квалификации и моложе в возрастных границах, либо вообще не включать. При этом велика вероятность того, что оставшиеся дзюдоисты представляют разные весовые категории, и в данной школе нет больше групп этого возраста, как следствие в таких условиях эти спортсмены не имеют возможности эффективно тренироваться. В городах, при наличии других коллективов физической культуры культивирующих дзюдо, выходом из такого положения, могут быть выезды на тренировочные занятия, «дни борьбы». Постоянные выезды сопряжены с рядом проблем, такими как отдалённость и психологический аспект (другой коллектив, соперники, тренировочный зал, способ общения и т.п.). В сельской детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) такой возможности нет и оставшимся 1-3 спортсменам, не достаточно будет спарринг-партнёров, а значит и повышать своё мастерство будет проблематично [1].

Происходящий перманентный отсев из групп дзюдо на этапах многолетней подготовки в ДЮСШ, создаёт ситуацию в которой нестабильность состава занимающихся сводит к минимуму эффект учебно-тренировочной деятельности тренера в многолетнем процессе подготовки спортсменов. В итоге вероятность того, что оставшиеся спортсмены борцы достигнут вершин мастерства, становиться весьма сомнительной. Проведённые нами ранее исследования [1,2] для этапа предварительной (базовой) подготовки свидетельствуют о необходимости более тщательного планирования соотношения средств подготовки.

Цель исследования выявить причины отсева юных дзюдоистов, определить оптимальное соотношение средств общей, специально-физической, технико-тактической подготовки, которые способствовали бы повышению стабильности состава занимающихся на этапах обучения в спортивной школе. Для достижения поставленной цели был проведён педагогический эксперимент на базе отделения дзюдо ДЮСШ с. Аргаяш. С началом учебного года мы организовали отбор в три группы начальной подготовки первого года обучения юных спортсменов по 25 человек в каждой, в сформированных группах занятия проводил один тренер-преподаватель, который в течение восьми лет обучал дзюдо по разработанной нами программе. Общее время на общую, специальную физическую, технико-тактическую подготовку во всех группах были одинаковыми, но соотношение часов на каждый вид подготовки было разным (таблица 1).

Затем в течение всего процесса многолетней подготовки от начала набора и до выпуска из спортивной школы спортсмена, в конце каждого этапа проводился анализ документов планирования учебно-тренировочной деятельности, списков занимающихся. Методом анкетирования, бесед и интервью выявлялись причины прекращения занятий дзюдо во всех группах (таблица 2).

Таблица 1

Соотношение средних значений с редств подготовки по этапам в г руппах (в %)

1- я группа 2-я группа 3-я группа

ОФП СФП ТТП ОФП СФП ТТП ОФП СФП ТТП

Предварительной подготовки 58 18 24 62 14 24 73 13 14

Начальной спортивной специализации 49 14 37 59 16 25 57 17 26

Углублённой тренировки 45 15 40 49 20 31 43 25 32

Таблица 2

Причины прекращения занятий на различных этапах подготовки (в %)__________

Груп- пы Этапы подго- товки П] эичины прекращения занятий Всего выбывших, по этапам (в %)

Пропал инте- рес Большие физические нагрузки По состоянию здоровья Заня- тость По семейным обстоятельствам Смена места жительства

1-я груп- па П 40 12 4 56

Н 16 12 28

У 4 8 12

2-я груп- па П 32 12 44

Н 20 4 4 28

У 4 8 12

3-я груп- па П 16 8 24

Н 4 4 4 12

У 8 4 4 12 28

Примечание: П - Предварительной подготовки; Н - Начальной спортивной специализации; У -Углублённой тренировки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Наибольший отсев по причине потери интереса к занятиям, наблюдается на этапе предварительной подготовки в 1-й группе - 40%, во 2-й - 32% и в 3-й -16%.

На этапе начальной, спортивной специализации в 1-й группе - 16% и во 2-й - 20%, это говорит о том, что распределение средств подготовки в учебно-тренировочном процессе не отвечает имеющейся мотивации, которую должен был бы удовлетворить ученик в занятиях. Юные спортсмены постепенно теряют интерес к занятиям, выполняя упражнения не вызывающие особого интереса, эмоционально не привлекательные в большем объеме, особенно на этапе предварительной подготовки.

Следующая причина, имеющая высокие показатели отсева - большие физические нагрузки, так же связана с учебно-тренировочным процессом. В 1-й группе 12%, на этапе предварительной подготовки и 12% начальной спортивной специализации, во 2-й группе соответственно 12% и 4%, в 3-й группе на данных этапах отсев по этой причине не был отмечен. Сравнивая объёмы технико-тактической работы между группами, можно отметить, что они выше в первых двух группах на этапе предварительной подготовки почти в два раза и на этапе начальной спортивной специализации объёмы 1-й группы в 1,5 раза выше 3-й группы. Соотношение средств подготовки в учебно-тренировочном процессе первых двух групп на первом этапе и на втором первой группы не способствует снижению отсева занимающихся на данных этапах подготовки. Выполняя большие объёмы технико-тактической работы на начальных этапах юные дзюдоисты, постепенно теряют интерес к избранному виду спорта. Наименьшие показатели отсева по первым двум причинам в 3-й группе соответственно 16% и 0, соотношение средств подготовки в учебнотренировочном процессе в данной группе способствует снижению отсева занимающихся на начальных этапах подготовки. Наибольший процент отсева юных дзюдоистов, прекративших заниматься борьбой, на этапе предварительной подготовки. Основными причинами они назвали «Пропал интерес» 30% и «Большие физические нагрузки» 8%. Данные причины прекращения занятий связанны непосредственно с тренировочным процес-

сом, в котором должны присутствовать в оптимальном объёме столь привлекательные для детей разнообразные упражнения, игры направленные на эмоциональное насыщение занятий дзюдо.

На этапе углублённой тренировки основной причиной прекращения занятий является занятость, многие юноши начинают реально оценивать свои потенциальные возможности. Спортсмены, показывающие невысокие спортивные результаты, не видят перспектив в продолжении занятий спортом, они стараются больше внимания уделять подготовке к той деятельности, с которой думают связать свою дальнейшую жизнь, показатели отсева по этой причине во всех группах одинаковы и составляют 8%. По причине слабого здоровья в основном дети прекращали занятия в 3-й группе, на всех этапах этот показатель составил 16%, анализ показал, что главную роль в этом сыграли две проблемы, первая наследственное заболевание, порок сердца и второе глазные болезни, 16%, в этой же группе составила причина, смена места жительства. Данные факторы не связанны с учебно-тренировочным процессом, исключить их влияние, на отсев детей из детско-юношеских спортивных школ, не возможно.

Происходящий перманентный отсев юных спортсменов на этапах многолетней подготовки в ДЮСШ, сводит к минимуму эффект учебно-тренировочного процесса, а повышение эффективности зависит от стабильности состава занимающихся, наибольшие показатели его по этапам подготовки отмечены в 3-й группе, которые представлены на рисунке 1.

90

50

40

30

20

104

80 75

70

60 56

89

-67-

32

42

20

,0-

0

Предвари тельн о й Начальной Углублённой

подготовки спортивной тренировки

специализации

Этапы

И 1-я группа ■ 2-я группа И 3-я группа

Рис. 1. Средние значения стабильности состава занимающихся на этапах подготовки в ДЮСШ (в %)

Выявленные причины прекращения занятий на этапах подготовки в детско-юношеских спортивных школах, сравнение соотношений средств подготовки, стабильность состава занимающихся, дают основание утверждать, что тренировочный процесс, более оптимально организован, точнее отвечает имеющейся мотивации юных дзюдоистов в 3-й группе.

Таким образом, основные причины отсева юных дзюдоистов на этапах подготовки в спортивной школе связанны с учебно-тренировочным процессом, в котором большое значение имеет распределение средств подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Причинами отсева на этапах многолетней подготовки в детско-юношеских спортивных школах по дзюдо являются, потеря интереса и большие физические нагрузки,

данные причины связанны непосредственно с организацией тренировочного процесса.

Учебно-тренировочный процесс, организованный с учётом оптимального соотношения средств подготовки: на предварительном этапе 73% в ОФП, 13% в СФП, 14% в ТТП; на этапе начальной спортивной специализации 57% в ОФП, 17% в СФП, 26% в ТТП; на этапе углублённой тренировки 43% в ОФП, 25% в СФП, 32% в ТТП; способствуют снижению отсева на всех этапах обучения в детско-юношеской спортивной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аккуин, Д.Ю. Анализ причин низкого качества первичного отбора в спортивных школах / Д.Ю. Аккуин // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта, олимпизма в Сибири : материалы конф. молодых учёных / Сибирский гос. ун-т физ. культуры. - Омск, 2004. - С. 50-51.

2. Аккуин, Д.Ю. Направленность интереса юных борцов в учебнотренировочном процессе / Д.Ю. Аккуин, Е.Д. Аккуина, А. Д. Аккуин // Современное образование, физическая культура и спорт : сб. материалов науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Габова, Ю.Г. Мартемьянова ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск, 2008. - С. 26-28.

3. Алиханов, И.И. Социологическое исследование о причинах отсева из групп борьбы в школе олимпийского резерва ТУНО / И.И. Алиханов, М.Г. Чачанашвили // Критерии спортивной одарённости и отбора в единоборствах, играх и циклических видах спорта : сб. науч. тр. / под ред. О. А. Сиротина, Г.А. Шорина, Н.А. Батурина, А.П. Исаева, Ю. Б. Санду ; Омский гос. ин-т физ. культуры, Челябинский гос. ин-т физ. культуры. -Челябинск, 1991. - С. 43-49.

4. Зайцева, В. Физкультуру не любят из-за скуки / В. Зайцева // Спорт для всех. -2003. - № 1. - С. 43-44.

5. Катуков, Ю.В. Как проводить спортивный отбор : метод. рекомендации / Ю.В. Катуков, В. Г. Алабин, А. В. Алабин ; Челябинский гос. ин-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 1987. - 24 с.

6. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ : сб. / М-во образования, Гос. ком. Рос. Федерации по физ. культуре и спорту. - М. : [б.и.], 1995. - 32 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.01:159.9

ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СУБЪЕКТОВ СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мария Александровна Байкова, соискатель,

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(РКУФК),

Москва

Аннотация

В статье приведены результаты эмпирического исследования по вопросу трансформации ценностей спорта в период перехода от советского спорта к спорту современному. Были изучены мнения различных по возрасту и степени включенности в сферу спорта групп респондентов о ценностных ориентировках и мотивах спортсменов к занятиям спортом в советский и современный периоды.

Ключевые слова: аксиосфера спорта, ценности спорта, социокультурная динамика мотивы, ценностные ориентиры спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.